Блок. Глаза, опущенные скромно... Прочтение
Глаза, опущенные скромно,
Плечо, закрытое фатой…
Ты многим кажешься святой,
Но ты, Мария, вероломна…
Быть с девой – быть во власти ночи,
Качаться на морских волнах…
И не напрасно эти очи
К мирянам ревновал монах:
Он в нише сумрачной церковной
Поставил с братией ее –
Подальше от мечты греховной,
В молитвенное забытье…
Однако, братьям надоело
.............
.............
.............
Конец преданьям и туманам!
Теперь – во всех церквах она
Равно – монахам и мирянам
На поруганье предана…
Но есть один вздыхатель тайный
Красы божественной – поэт…
Он видит твой необычайный,
Немеркнущий, Мария, свет!
Он на коленях в нише темной
Замолит страстные грехи,
Замолит свой восторг нескромный,
Свои греховные стихи!
И ты, чье сердце благосклонно,
Не гневайся и не дивись,
Что взглянет он порой влюбленно
В твою ласкающую высь!
12 июня 1909
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Прошли века – монах уснул
Потом монахам надоело
И не хватало больше сил
Хранить нетронутое тело
Один из них его растлил.
»
«Растление» – скорее всего метафора. Метафора бесконечных молитв к ней, икон про нее, бесконечных мечтаний о ней:
Теперь – во всех церквах она
Равно – монахам и мирянам
На поруганье предана.
Повторю, что для теурга Блока Мадонна была не абсолютом, а одной из высших сущностей, конкурирующих с его Лучезарной Дамой. И в итальянских храмах он рассматривал их иконы во многом и с технологическим интересом – разобраться, как у другого получилось то, что не вышло у него: обыкновенную женщину претворить в божество. Сравните – вот ещё одна, у которой стать бессмертной не получилось:
«…Она лежит в гробу стеклянном,
И не мертва и не жива,
А люди шепчут неустанно
О ней бесстыдные слова.
Она раскинулась лениво –
Навек забыть, навек уснуть...
Змея легко, неторопливо
Ей жалит восковую грудь...
16 декабря 1907. Клепатра»
И Блок, любуясь шедеврами живописи с удовлетворением замечал человеческие, такие же как у его “Л.Д.” женские черты. «Глаза, опущенные скромно,//Плечо, закрытое фатой» – здесь, «Строен твой стан, как церковные свечи» – в Сполетто, «желтый платок твой» в Settignano…
А иногда – как здесь – предавался ревнивым, злобным фантазиям.
И тут очень характерны другие, измененные потом, строки:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Черновой набросок в ЗК25 [Записная книжка №25]
Но ты, чье имя [так(?)]
Не смейся мне и не дивись,
Что я зову тебя, Мадонна,
За мной, в ласкающую высь
22 или 23 мая 1909 г.
»
Не она его – в небо, он приглашает ее полетать с ним в его ласкающих высях…
«Прижмись ко мне крепче и ближе,
Не жил я — блуждал средь чужих…
О, сон мой! Я новое вижу
В бреду поцелуев твоих!
19 апреля 1910. Демон»
«Я пронесу тебя над бездной,
Ее бездонностью дразня.
Твой будет ужас бесполезный –
Лишь вдохновеньем для меня.
9 июня 1910. Демон»
– «…в нише сумрачной церковной…» –
Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
«…уже 9-го [ноября 1902 года. На следующий день после их решительного объяснения] я расставалась с Блоком завороженная, взбудораженная, покоренная. Из Казанского собора мы пошли в Исакиевский. Исакиевский собор, громадный, высокий и пустой, тонул во мраке зимнего вечера. Кой-где, на далеких расстояниях, горели перед образами лампады или свечи. Мы так затерялись на боковой угловой скамье, в полном мраке, что были более отдалены от мира, чем где-нибудь. Ни сторожей, ни молящихся. Мне не трудно было отдаться волнению и "жару" этой "встречи", а неведомая тайна долгих поцелуев стремительно побуждала к жизни, подчиняла, превращала властно гордую девичью независимость в рабскую женскую покорность.»
Да все они одинаковы! – уверял себя Блок.
Свидетельство о публикации №223031300915