Удалась ли жизнь - вопрос самому себе?

     Три дня назад с Ирой мой отметили день Варенья – 76 лет, а я, проснувшись в 5 утра, больше не смог уснуть – мысли – размышления, как прожил жизнь, и как живу сейчас, снова и снова возвращали память в далёкое детство и последующие годы. Если судить по поговорке: «Мужчина, чтобы считать, что он состоялся, должен построить дом, посадить и вырастить дерево, и воспитать сына», - то жизнь прожита не очень…

     Две однокомнатных  квартиры, которые получил с разрывом в 12 лет от армии, оставил  жёнам при разводе. Жил в хатынке родителей, но сейчас она осталась в Херсоне. Мы с Ириной не знаем, в каком состоянии она сейчас, и уцелеет ли при штурме войск РФ, когда они будут город брать обратно? Пока крайние сведения – что все стёкла на балконе и в окнах выбиты, и по комнатам гуляет ветер. Дальше связь с Украиной прервалась, и остаётся только уповать на Бога, чтобы хоть что-то осталось, т.е. Вывод - к 76 годам дома у меня своего нет.

    Насчёт дерева тоже вопрос открытый. В своё время мне довелось быть в составе команды, которая восстанавливала сгоревший лес под Николаевом. Мы посадили 6000 сосенок за посёлком Октябрьский. Через три года, с горечью, константировали факт, что принялись и растут порядка 70% от посаженных деревьев. Остальные, или не привились, или затоптаны, или просто срублены местными жителями на Новый год. А сколько их доросло до сегодняшних дней, не в силах сказать никто. Ещё можно засчитать в эту категорию заслуг, тушение лесного пожара, дважды на горе Кастель, в Крыму, когда наш палаточный лагерь располагался на Голубовских камнях, что 4 км западнее Алушты, а я в этом лагере работал инструктором по горному туризму с детьми. Т.е. второй пункт критерия – «считаться мужчиной», мне, в принципе, можно засчитать. Тем более, мною лично посажено 16 фруктовых деревьев в саду дома в селе Антоновка, 70 км восточнее Николаева, который мы успели купить до «обвала сберкнижек» в результате «перестройки». (Дом я впоследствии тоже оставил первой жене при   разводе… Она потом всё продала и уехала в Питер жить).

       Ну, и остаётся третий пункт – о нём хотелось бы сказать чуть больше. Итак, родить, вырастить и воспитать сына. Их у меня было двое, но первый, сделав за 4 года 8 попыток поступления в лётные училища и отслужив срочную службу в ВДВ, в результате несчастного случая погиб. Второй – жил в Николаеве, но с началом СВО успели с другом и его девушкой выехать в одну из стран западной Европы, нашли там работу и теперь ждут окончания войны, чтобы принять решение, где дальше  жить. Ещё есть дочь от первого брака, а у неё свои сын и дочь, но уже 12 лет живут в Испании, и не собираются никуда переезжать, хотя дочь тоскует по России, а внук по Украине, где он родился. Но там море, тёплый климат – привыкли…        http://proza.ru/2012/04/03/77

     Т.е. насчёт – вырастить и воспитать сына – задача решена не полностью. А если взять другой критерий жизни, то всё, вроде, не так печально –
 «Упаси вас Бог, познать заботу, о прошедшей юности тужить. Делать нелюбимую работу. С нелюбимой женщиною жить», (Константин Ваншенкин, «Надпись, высеченная в горах»).
   
     С этих позиций, вроде, всё нормально – жизнь удалась!!!

    «Уважаемый Василий Васильевич! Поздравляю с Днём рождения! Вы учили нас летать, научили нас гонять на лыжах, показали нам наши крылья за спиной! И до сих пор Вы учите нас жить! Благодарю от всей души! С уважением, один из Ваших штурманов Игорь Димидов».

    «Полковник! Поздравляю с днюхой! Выпей и занюхай! Вася, с днём рождения тебя! Ты при жизни уже давно стал легендой. Это далеко не каждому дано! К тому же рядом с тобой очень верный друг, твоя половинка, которая с честью и мужеством несёт свой крест. Дай Бог ей здоровья, терпения и сил!»
                Обнимаю, К. Фролов.
 
   И хотелось бы затронуть вопрос о собственном воспитании, потому что ошибки моих родителей потом я допустил на своих детях…

     Начну с того, что ни папа, ни мама, никогда не говорили со мной о женитьбе, о половом воспитании и прочих нюансах, связанных с выбором своего будущего спутника жизни. В итоге, о многих моментах, которые очевидны, я и понятия не имел. Например, хочешь знать, как будет выглядеть твоя жена в будущем, смотри на тёщу. Или, прежде чем жениться, попроси родительского благословения. Увы, я своих родителей ставил перед фактом телеграммой: «Мама, поздравь меня, я женился». А через 22 года: «Мы разошлись, я живу один».  «Мама, я женился снова, её зовут Татьяна»…

    И лишь, встретив мою любимую Ирину, я сделал вывод из собственных ошибок. Привёз её в Херсон, показал маме, они поговорили, и я произнёс: «Хочу взять Иру в жёны, благослови, мама?» На что получил ответ: «Достойная женщина, женись. Совет вам, да Любовь!!!» В итоге, уже 14-ый год мы живём в состоянии счастья, если говорить в общем, не рассматривая частности, связанные с моей болезнью.

                ПОМОЩЬ ДРУГИМ

     Коснусь ещё одного вопроса – очень во многом успешность сына в жизни зависит от взаимопонимания ребёнка с самого раннего возраста с отцом и матерью. И когда ваше чадо принимает решения само, то вероятность ошибок очень велика, т.к. вы-то уже жизнь прожили, но ваш опыт не используется. К чему это иногда приводит, покажу на примере. Мы сидели на концерте бардовской песни, как к Ире подсела женщина, которая раньше была её ученицей, когда Ирина вела в Белорецке Школу Йоги. Дамы после концерта разговорились, и та поведала о проблемах  сыном. Его отец ушёл на Небеса, когда ребёнку было 6 лет.

     Женщина воспитывала сына одна. Всё было нормально, окончил школу, потом институт, отслужил армию, в ВДВ, нашёл работу, но платили мало, и тогда по совету друзей встрял в какую-то афёру с банком, только сын не говорит, в какую афёру и с каким? В итоге, прогорел -  огромный долг остался, и это после продажи машины отца. Кроме того, дом в закладе. И если не платить ежемесячный взнос, хатынку сына могут продать. В общем, женщина попросила меня поговорить с сыном. Но, поскольку я немой, сначала познакомился с ним, а потом написал письмо.

   Игорь, НАСТАЛА ПОРА ПОГОВОРИТЬ СЕРЬЁЗНО, БЕЗ ОБИД И ПО МУЖСКИ. Давай попробуем вместе разобраться, почему это  с тобой произошло, и что делать, чтобы с честью выйти из  этой ситуации. Мне удалось прожить сложную, но  яркую жизнь, которой хватило бы на 3 – 4 человек,  живущих как все, не выделяясь.
 
   А память, не напрягаясь, тут же подсунула более 80 случаев, когда я мог погибнуть, стать калекой или быть списанным с лётной работы, что для меня равносильно  потере смысла жизни. Опишу, чтобы не быть голословным, парочку трудных жизненных ситуаций, которые удалось преодолеть, благодаря помощи Бога, собственной Удаче и потому, что я не сдался:

    После развода я оставил бывшей жене квартиру и дом в деревне. Она всё продала и уехала жить в Ленинград. А я, узнав, что женщина, которая послужила причиной развода, забеременела. И хотя первоначально официальный брак не входил в мои планы, решение своё поменял. Мы расписались, и стали жить на частной квартире.  Сыну было около года. Прихожу однажды зимой со службы и вижу картину маслом. Перед подъездом бегает жена с орущим ребёнком на руках. А снегу валяются наши вещи в тюках.

   Я всё понял сразу, выгнали. Схватил сына и помчался по друзьям. Первую ночь провели в однокомнатной квартире штурмана Валеры Черкесова. Их трое и нас трое. Вторую ночь у однокашника Лёни Волобоя, но он сразу предупредил,   что пустить может только на сутки. Два дня я пытался снять хоть какое-то жильё. Но все требовали оплату на полгода вперёд, а нам уже 2 месяца не платили зарплату.

   Когда я уже потерял всякую надежду, в воротах на КП столкнулся с Геной Кустовым, бывшим начальником Парашютно Десантной Подготовки Центра, который уже был на пенсии: «Вася, что случилось, на тебе лица нет?» Узнав суть, Гена сказал: «Вася, вот тебе ключи от однокомнатной квартиры, в Соляных. Я приготовил её сыну Олегу, который женится, через неделю свадьба. Но сын подождёт, а вы живите, пока не найдёшь что-то более подходящее. Квартира в новом доме, он ещё не сдан, но уже работает, вода и плита не подключены, но отопление есть, тепло, ночевать можно.

    Мы прожили в этой квартире на полу возле батареи ровно год. Первые 3 месяца без лифта и воды. Жена её таскала пешком  на 14 этаж из колонки в 150 метрах от дома. Я не знаю, как бы я вышел из этой  ситуации, если бы не Гена !!! Увы, 2 года назад умер в Голландии от ковид.

    Случай №2 – работал в Центре ВВС Украины инструктором на пилотажных тренажёрах СУ-24, ТУ-22м3 и КА-27. Нам гражданским уже полгода не платили зарплату. Положение аховое, денег нет, голодаем. Выжили только благодаря секции каратэ, которую я стал вести в школе №17 города Николаева. Получал каждый месяц пусть не большие, но живые деньги.
 
    А вообще скажу – у  нас в Авиации всё написано кровью, поэтому сама жизнь заставила принять правило, что после каждой лётной смены проводится полный разбор полётов, где прелюдно, в присутствии ВСЕГО ЛЁТНОГО СОСТАВА вскрываются ВСЕ ОШИБКИ, допущенные в данную лётную смену, от генерала до лейтенанта. Я, как командир полка, на разборе делюсь и даю анализ своих ошибок, вскрытых СОК — средствами объективного контроля. Если я этого делать не буду — грошь мне цена как командиру и сразу потеря авторитета. Точно также будет, если я буду лизать чей-то зад и скрывать ошибки какого-нибудь генерала, который приехал ко мне в полк полетать…
 
    Я помню, как при освоении ТУ-22м3 я допустил одну посадку с перегрузкой 2,2, что на оценку 2 и является ПЛП. Мой инструктор, друг и однокашник, Юра Москвитин , увы уже покойный, предложил этот факт скрыть, дабы не позорить лётчика-снайпера. На что я ему ответил: «Юра, как же буду смотреть в глаза подчинённому лётному составу и потом пороть его за совершённые им ошибки?» Я честно провёл анализ со всеми пилотами своей ошибки и мой авторитет как лётчика и командира от этого только выиграл.
 
  Когда ты, Игорь, не с кем не делишься своими ошибками, ты лишаешь себя взгляда со стороны,  а это значит, что на  — 99% ты снова  повторишь свои такие же ошибки или допустишь им подобные. Ясно, что промахи в жизни — это не полёты и делиться ими можно только с людьми, которым доверяешь, и которые однозначно хотят тебе добра. В твоём случае — это мать и я, но не с друзьями, которые тебя подвели…
 
   Все великие полководцы (Македонский, Спартак, Наполеон, Кутузов и т.д.) использовали термин «мозговая атака». Даже имея в уме план сражения,  они опрашивали мнение своих полководцев, и та билебирда, которую те иногда несли, всё равно будила их «фантазизию» и позволяла найти лучшее решение!!! Тебе надо было, прежде чем, встревать в ситуацию, в которой ты сейчас оказался, с миллионным долгом и заложенной квартирой, и это после продажи машины и гаража. Это надо суметь так встрять!!!
 
   А всё твоё неумение предвидеть возможную неудачу, а также желание (получить сразу всё и на халяву, наколов государство) и отсутствие реального жизненного опыта – привели к фиаско…
 
   Надо было ОБЯЗАТЕЛЬНО посоветоваться с матерью,  прежде чем принимать решение на новый бизнес. Она тебя вырастила, любит и плохого не посоветует. И даже если бы несла ахинею, это помогло бы тебе принять правильное решение. А так успех имеют только те, кто удачлив и талантлив в бизнесе, или воры, для которых ничего святого, и в силу способны быстро обогатиться за счёт государства. (ни ты, ни я в их  число не входим) - Но таких талантливых и способных не более 90%, (наши олигархи), остальные прогорают, и ты тому пример!!!
 
   У нас в 540 мрап был лётчик на ТУ-22м2, Олег Гребёнкин, так он с развалом СССР свою 3-х комнатную квартиру в новом доме на 1-ом этаже сразу переделал в магазин с двумя входами – на улицу и во двор. Ассортимент товаров – водка, мыло, свежая выпечка, торты и прочая… Через год стал миллионером, про то, что был когда-то лётчиком  вспоминает редко, его интересуют только деньги и бизнес.
 
  Пример №2 – был у нас КВС АН-26 Юра Собещаков.

    Когда Союз развалился, полётов  почти не было, он слетал во Францию, там договорился. В Николаеве нанял 12 работяг, и организовал минизавод. Из Франции идут заготовки автомобильных свечей, в Николаеве сборка, и реализация в России, Украине, Белоруссии. Через год Юра сделал прибыль 500 000 долларов своему преподавателю НКИ, которого он поставил директором предприятия, себе - 350 000 долларов и уехал в Канаду. Там год отлетал полярным лётчиком, потом перешёл в Канадские ВВС, где отлетал пилотом транспортной авиации более 10 лет, заработал себе приличную пенсию и сейчас живёт в Канаде в своё  удовольствие…
 
   Вот что значит талант к бизнесу и умение просчитывать, точнее, предвидеть ситуацию до конца!!! Увы, таким талантом ни я, ни ты не обладаем.  Хотелось бы от тебя услышать, почему ты влетел в эту разорительную для тебя ситуацию, в  чём твоя ошибка? И что ты собираешься вообще делать?

   В общем, будешь молодец, если прочтёшь это письмо до конца, не обидишься и ответишь на поставленные мной вопросы… Удачи, дорогой и дай Бог, чтобы у тебя всё получилось!!!
   
  Пойми, я не считаю, что имею право учить тебя жить, т.к. сам наломал столько дров — 5 раз был женат,   13 переломов, и как результат моей глупости — здоровье сейчас, которого я лишился — Но я достойно несу свой крест, нашёл себя и, в общем, счастлив…
 
  Повторяю, мы с твоей мамой тебе друзья, стоим только на твоей стороне, и не ругаем тебя за ошибки. Это твоя жизнь, твой опыт, твои промахи, от которых никто из нас не застрахован, но мне уже 76 лет, и мой опыт жизни просто глупо не использовать, раз ты говоришь, что мне доверяешь. А потому считаю, надо отбросить ложный стыд и честно поговорить о твоих ошибках и планах со своей матерью. Не сделав этого, ты уподобляешься страусу, сунувшему голову в песок, проявляешь трусость как мужчина, и лишаешь себя свежего взгляда, который поможет решить тебе же свои проблемы или избежать крупных ошибок при принятии важных жизненных решений, следуя славянской народной мудрости: «Один ум хорошо, но два ума лучше...»
                С уважением, жму кисть, твой старший Друг дядя Вася.

                ПИСЬМО ДРУГУ
    
    Понимаешь, Альберт, я как-то к твоему внуку чувствую особое расположение, тем более , что мои внуки в Испании, и я их не вижу. Один господь Бог знает, какие ошибки ещё предстоит сделать нашим детям и внукам. Ведь то, что я 5 раз был женат, во многом вина моей мамы учительницы, которая никогда не вела со мной разговор, какой должна быть жена офицера? В итоге, когда я в 23 года прислал тлг — «Мама, поздравь меня, я женился!!!» — её первая реакция была «РАЗВЕДУ»,т.к. я сделал это без родительского благословения. Или лишь когда первая жена родила мне сына и дочь, она сменила гнев на милость, но это потом всё равно сказалось на семейной жизни…
 
  Т.е. Ивану ещё предстоит выбор своего спутника по жизни, а это серьёзное испытание для любого мужчины. Ивану привет. Жму кисть, ВВЧ

   «Однажды прохожий спросил мудреца:
- Скажи, не могу я понять до конца, -
Когда бедняка повстречает бедняк,
Он, молча, разделит последний пятак.
Но тот же богатый, деньгами шурша,
Не даст никогда бедняку ни гроша.
Как эту коллизию уразуметь?
На этот вопрос, о, мудрейший, ответь!
Мудрейший, в чернила перо обмакнув,
Сказал: «Подойди-ка, почтенный, к окну!
Ответом своим ты меня ублажи:
Что видишь за этим стеклом, расскажи?»
- Я вижу зелёный, ухоженный двор,
Деревья, цветы и небесный простор,
Старушку, несущую хлеб в туеске,
Детей, что играют друг с другом в песне.
- Теперь ты лицо от окна отверни
В настенное зеркало молча взгляни.
Скажи, что ты видишь, сюртук теребя?
- Мудрейший, я вижу лишь только себя.
- Вот ты и ответил на свой же вопрос:
Ты в зеркале видишь свой собственный нос.
Казалось бы, несколько грамм серебра…
Но зло отделяют они от добра».
                00.55   11.03.23  Константин Фролов.


Рецензии
С интересом прочла Ваши, ув. Константин, вопросы к самому себе!
Так как мы одно поколение, то некоторые Ваши ситуации жизни, переплетаются с моими сценариями по судьбе. Ну, хотя бы в том, что у меня есть взрослый сын и я сейчас просматриваю свои промахи в его воспитании с детства.
Например - советы в выборе спутницы жизни, "какой должна быть жена офицера?".
Мама нЕ знала специфику Вашей работы, не знала какие требования она предъявляет к Вашей супруге. Поэтому я думаю, что Вашей маме сложно было говорить о некоторых темах полового воспитания, да и вы особо не посвящали её в некоторые ситуации в отношениях с девушками. Значит этот аргумент развода, не имеет под собой почвы.
Но всё же самое главное - обстоятельства жизни не сломали, а закалили Ваш характер и Вы имеете достойное звание в своей жизни - Человек!
И хорошо то, что Вы имеете по судьбе славную спутницу - Ирину!
Совет вам и любовь!

С теплом души и почтением,
Галина.

Галина Ефатерова   15.03.2023 18:35     Заявить о нарушении
Меня зовут Василий, спасибо за отзыв...

Полковник Чечель   15.03.2023 18:40   Заявить о нарушении
Простите великодушно меня, ув. Василий, за невнимательность!

Константин Фролов оставил Вам свою рецензию и вот... моя оплошность.
Ещё раз, примите мои извинения за оплошность, ув. Полковник Чечель.
С почтением к Вам,
Галина.

Галина Ефатерова   15.03.2023 18:49   Заявить о нарушении
ОК... Бывает...

Полковник Чечель   15.03.2023 18:52   Заявить о нарушении
Благодарю за благожелательность!

С почтением к Вам,
Галина.

Галина Ефатерова   15.03.2023 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.