Братья Гримм. Рапунцель

     Жила в давние времена одна семейная пара. Очень хотели они завести ребёнка, но никак не получалось. Но жена всё-таки не теряла надежду, что Господь исполнит её заветное желание.
     На заднем дворе дома, где они жили, было маленькое оконце, из которого виднелся роскошный сад с великолепными цветами и травами. Сад окружала высокая каменная стена, и никто не решался в него войти, потому что им владела одна волшебница, обладающая большой властью над миром, и все её боялись.
     Однажды стояла жена у этого оконца и всматривалась в чудесный сад. Увидела она грядку, засаженную рапунцелями — красивыми колокольчиками,  выглядевшими такими свежими и спелыми, что захотелось ей отведать их корешки немедля.
     С каждым днём всё больше и больше хотелось ей попробовать корешки рапунцеля, и от несбыточного желания она даже похудела, побледнела и выглядела совсем несчастной. Испуганный муж спросил жену:
     — Что с тобой, дорогая? Скажи, что ты хочешь?
     — Ах,  — отвечала жена, — если я не съем рапунцель из сада за домом, я умру.
     Муж её очень сильно любил, и подумал про себя: « Не дам я жене умереть, достану рапунцелей, чего бы мне это не стоило».
     Когда начало смеркаться, муж перелез через стену волшебного сада, нарвал второпях пучок рапунцелей и принёс его жене. Она тотчас сделала салат из корешков и полакомилась им с большой охотой.
     Так ей пришёлся по вкусу салат из рапунцеля, что на следующий день больше прежнего захотелось. Чтобы порадовать жену, муж решил ещё раз забраться в сад.
     И вот, в вечерние сумерки, снова отправился муж за добычей. Когда он спускался со стены, то очень испугался, увидев перед собой волшебницу.
     — Как же ты посмел сюда забраться? — гневно спросила волшебница. — Ты — вор и я тебя проучу!
     — Ах, — отвечал он. — Помилуйте меня, ведь я задумал такое по крайней нужде. Жена моя увидела из окошка ваши рапунцели и чуть не умерла, не отведав их.
     Смилостивилась волшебница и говорит:
     — Я поверю тебе и позволю взять с собой мои рапунцели, но с одним условием: ты отдашь мне ребёнка, которого родит твоя жена. Ему со мной будет хорошо, я буду ему вместо матери.
     Муж от испуга был на всё согласен, и, когда жена вскоре родила девочку, тотчас явилась за ней волшебница и дала ей имя Рапунцель.
     Рапунцель выросла самой чудесной девочкой на свете. Когда ей исполнилась двенадцать лет, заперла её волшебница в высокую башню без окон и дверей, построенную в лесу.  Только одно маленькое окошко было на самом верху и, когда волшебница хотела попасть в башню, то она вставала внизу и взывала:
     — Рапунцель, Рапунцель, спускай сюда свои волосы!
     У Рапунцель были длинные, роскошные волосы, словно тончайшая золотая пряжа. Услышав голос волшебницы, развязывала она косы, наматывала их на оконную ручку и спускала вниз на двадцать локтей, а волшебница подымалась по ним в башню.
     Прошло ещё несколько лет.
     Однажды ехал верхом через лес Королевич и услышал пение, которое было столь приятным, что он остановился и прислушался. Это пела своим сладким голосом Рапунцель, коротавшая время в одиночестве, сидя в башне среди леса.
    Решил Королевич к ней подняться и начал искать дверь башни, но найти не смог. Так пение тронуло его сердце, что стал он каждый день ходить в лес, чтобы послушать. Однажды, стоя за деревом, увидал он, как подошла к башне волшебница и крикнула, высоко подняв голову:
     — Рапунцель, Рапунцель, спускай сюда свои волосы!
     Спустила Рапунцель свои косы, и волшебница поднялась к ней.
     «Если есть такая лестница, по которой можно взобраться наверх, то я тоже попытаю счастья», — подумал Королевич.
     На следующий день, когда стемнело, подошёл он к башне и крикнул:
     — Рапунцель, Рапунцель, спускай сюда свои волосы!
     Тотчас упали волосы, и Королевич поднялся наверх.
     Поначалу Рапунцель сильно испугалась, ведь до этого она мужчин и в глаза не видела. А Королевич стал почтительно с ней беседовать и поведал, как сердце его растаяло от чудесного пения, и потерял он свой покой, пока не увидит певунью.
     Когда Рапунцель перестала бояться, он спросил, не выйдет ли она за него замуж. И тут она увидела, как он молод и красив и подумала: «Он будет любить меня сильнее, чем старая фрау Готель». С этими мыслями она вложила свою ладонь в ладонь Королевича.
     Затем сказала:
     — Я с радостью пойду с тобой, но не знаю, как спуститься вниз. Когда ты будешь приходить ко мне, то приноси всякий раз верёвку из шёлка, я сплету из неё лестницу,  спущусь к тебе, и ты на своём коне увезёшь меня отсюда.
     Они договорились, что Королевич будет приходить каждый вечер, ведь днём является старая волшебница. Старуха ничего не подозревала до тех пор, пока Рапунцель сама не призналась:
     — Фрау Готель, вас  держать на волосах гораздо тяжелее, чем молодого Королевича, который скоро оказывается наверху.
     — Ах, ты маленькая негодница! — вскричала волшебница. — Что я слышу? Я тебя спрятала от всех, а ты меня обманула!
     В страшном гневе схватила она прекрасные волосы Рапунцель, намотала на левую руку, а правой схватила ножницы и отрезала обе косы. Так и остались они лежать на полу. Затем отвела бедняжку Рапунцель в безлюдное место, где предназначено ей было жить в горе и нищете.
     В тот же день волшебница прикрепила косы к оконной ручке, а когда пришёл Королевич и позвал Рапунцель, то она спустила их вниз.
     Королевич поднялся в башню, но не нашёл свою дорогую Рапунцель. Перед ним стояла волшебница и смотрела злыми глазами.
     — Ага! — крикнула она язвительно. — Пришёл забрать свою ненаглядную, но птичка певчая упорхнула, а кошка её сцапала, да ещё тебе глаза выцарапает!  Не видать тебе Рапунцель никогда!
     У Королевича сердце разрывалось от горя. В отчаянии спрыгнул он с высокой башни. Жив остался, но упал в острые колючки, повредил себе глаза и ослеп. Стал скитаться он по лесу, не ел ничего, кроме кореньев и ягод, и всё время плакал, сокрушаясь о потере любимой.
     Так бродил он несколько лет, испытывая во всём нужду, пока не очутился в безлюдном месте, где жила в бедности Рапунцель с двумя близнецами, которых она родила, — девочкой и мальчиком. Услышав её голос, он пошёл на него, и тут Рапунцель узнала любимого, бросилась ему на шею и заплакала.
     Две её слезинки смочили его незрячие глаза, и стали они видеть, как прежде. Королевич привёл её в своё королевство, где их встретили с радостью. И с тех пор жили они долго и счастливо.


Рецензии