Чехословакия Часть 1 Подготовка к поездке

        Предыдущая часть:  http://proza.ru/2023/03/01/127

        Шел 1969 год. Я учился уже на четвёртом курсе факультета «Эксплуатация железных дорог» МИИТа.  Как-то меня вызвали в деканат и сказали, что мою кандидатуру  рассматривают  на предмет её включения в состав студенческой группы факультета для направления на обменную студенческую практику в Чехословакию. Как я к этому отношусь?

        Вопрос, конечно, риторический! Как я к этому мог относиться, когда поездка за границу в наше время было событием чрезвычайной важности и редкости.  Для большинства граждан страны это было событие, о котором они вспоминали потом многие годы и рассказывали своим родным и знакомым.  Конечно – положительно!  Как ещё можно к этому относиться?

        В то время попасть в такую группу было очень не просто и не быстро. Для начала меня пригласили в спецчасть МИИТа.  Как это подразделение правильно называется я не знаю. Знаю, что сотрудники спецчасти должны были следить за моральным обликом не только студентов, но и преподавателей института. Там проверялись  их личные дела, вплоть до родословной.  Перед встречей в спецчасти я бланк такой  «родословной» заполнил в очередной раз. Всё как обычно: где родился, где учился, с кем проживаю, семейное положение, есть ли родственники за границей, не был ли я и мои родственники в оккупации и что-то там еще страницы на три-четыре.  Видимо, моя родословная и разговор со мной оставил благоприятное впечатление у сотрудников спецчасти. После проверки документов и личной беседы со мной,  процесс выдвижения в кандидаты на заграничную поездку пошёл дальше. Сначала надо было провести заседание комитета комсомола нашего факультета и получить «добро». 

        После того, как «добро» от комсомольской организации было получено, всем кандидатам на поездку предстояла встреча с ветеранами партии в Кировском райкоме  КПСС  Москвы . Эта встреча, по словам студентов, уже прошедших через неё, могла быть роковой. Меня предупредили о внешнем виде. Никаких импортных шмоток не надевать! Никаких брюк-клёш и остроносых ботинок!  Никакой лохматой головы! Нечасто, но бывали случаи, когда на этом этапе кандидатура на поездку отвергалась. А с ветеранами партии кто будет спорить и из-за чего? Студентов-то пруд пруди, а они – ветераны партии!

        Такие группы ветеранов формировались при каждом райкоме КПСС. Они занимались самыми разными вопросами, в том числе и таким, как рассмотрение кандидатур на выезд в зарубежные поездки, или командировки.  Состояла группа из 5-6 человек преклонного, естественно, возраста. Поскольку бывалые друзья меня предупредили о внешнем облике перед комиссией, то мне предстояло его продумать. Внешне я должен выглядеть как молодой, целеустремлённый строитель коммунизма. То есть, выглядеть примерно так, как их изображают на плакатах. По дороге домой я стал внимательно присматриваться к плакатам, на которых были изображены эти самые молодые строители коммунизма.  Все они были, как на подбор, розовощёкими и белозубыми хлопцами, призывающими строить самое лучшее на земле коммунистическое общество.  Лозунги и призывы этих строителей  коммунизма, размещённые для пояснения на плакатах,  были примерно такого содержания: «Пятилетку в четыре года - Выполним!!!», «Народ и Партия едины!»,  «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Труд! Мир! Свобода! Равенство! Братство! Счастье!», «Больше металла! - Больше оружия!.» и тому подобные. На плакатах были изображены молодые военные, строители, шахтёры, комбайнёры и ребята других, нужных стране профессий. Ни одного плаката со студентом, или научным работником, мне не попалось. Но это мне просто не повезло. Конечно, такие плакаты были. Их, возможно, размещали вблизи МГУ, МГИМО, Бауманки и других наиболее престижных вузов Москвы.

        Но внешний вид ещё не всё решает. Главное – внутренняя убежденность  в правильности поставленных партией и правительством целей, сформулированных ещё основоположниками марксизма-ленинизма. Надо было быть политически грамотным. Для этого необходимо ежедневно просматривать основной  печатный рупор Партии  - газету «Правда». Две недели до встречи с ветеранами я не выпускал эту газету из рук.

        С раннего утра для встречи с комиссией я принялся приводить свой образ к надлежащему эталону. С одеждой у меня никаких проблем не было – ботинки обувной фабрики «Скороход», костюм и рубашка – от «Мосшвеи», галстук - от «Мосгалантереи». Почистил зубы пастой «Жемчуг». Побрился, как обычно, лезвием «Нева». Небольшие порезы прижёг тройным одеколоном. Надраил ботинки бархоткой до зеркального блеска, отутюжил брюки и рубашку. . Вот и все сборы!  Я – готов! Глянул на дорожку в зеркало – хорош! Только рыльцем и фигурой крепко не дотягиваю  до тех ребят на плакате. Вместо могучего телосложения у меня скорее было теловычитание.  Вместо яркого румянца на всю щёку кожица моего лица была цвета книжного глиста. Вместо буйной шевелюры - жиденький газончик неопределённого цвета. Уши сильно выпирают в разные стороны. Хорошо, что хоть не в одну.  Нос бульбой. Но тут уж ничего не поделаешь. Пойду, какой есть.

        С волнением, сопоставимым с тем, какое  я испытывал на вступительных экзаменах в институт, с газетой «Правда» в руках, я переступил порог величественного здания Кировского  райкома КПСС. Вот и кабинет на втором этаже, в котором заседала Комиссия. Меня вызвали первым. Видно список кандидатов на поездку был упорядочен по алфавиту. Вздохнул глубоко и вошёл в дверь.

        Передо мной достаточно длинный стол, за которым расположились члены комиссии. Комиссия состояла из пяти человек. С виду таких же старичков, каких я ежедневно видел на лавочках в московских сквериках.  Они внимательно осмотрели меня и начали задавать вопросы. Вопросы были достаточно простые. Где учился,  из какой семьи. Эти вопросы меня не волновали. Здесь у меня было всё почти что образцово-показательно.  Родился в деревне Тульской области. Мама - колхозница. Папа – шахтёр. Учился там-то. Родственников за границей никаких не имею, В оккупации не был.… Вдруг один из старичков, который всё время вертел газету «Правда» в руках, задаёт мне вопрос:

        - А скажите-ка мне, молодой человек, кто является Премьер-Министром республики Гуано?

        Вопрос, как говорится, поддых!

        - «Гуано?», - задумчиво пролепетал я.

        - Вот знаете - знал ведь я это, знал! Но сейчас просто выскочило из головы. Волнуюсь, наверное.

        - А такие вещи надо знать, молодой человек!

        - «Премьером-Министром республики Гуано является товарищ…». – ветеран настроил  очки и уткнулся в газету.

        - Премьер-Министром республики Гуано  является товарищ …Кумаро… Сиссоко… Ух…Ухрена!  Вот как раз вчера он посетил с дружественным визитом  Советский Союз.

        - «А сегодня», - голос ветерана принял торжественные интонации

        - А сегодня произойдёт историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева с …

        Поскольку газета лежала на столе в некотором удалении от оратора, то с кем будет встречаться наш дорогой Леонид Ильич он, видимо, запамятовал. Помявшись немного, он продолжил, сбавив тон:

        - С начальником, значит. Начальником  африканской  дружественной страны.

        Вот голос его опять окреп. Он вышел на привычную стезю:

        - Наша великая страна окажет всестороннюю помощь братскому народу этой страны,  выбравшей для себя светлый путь социалистического развития и твёрдо намеренной строить социализм!

        - Надо знать такие важные политические события, молодой человек. Вы можете идти.

        Я вышел из комнаты ветеранов одновременно и как бы оплёванный, и как бы в воду опущенный для омовения.

        Съездил, похоже! Дела… Подумать только – Умара Сюсюка Хрена какого-то не знаю… Стыд-то какой! А впрочем, кто его знает-то,  Хрена этого?  Будь что будет!

        Какое-то время, пока не прошли комиссию все кандидаты, мы тихонько гуртовались на лестничной клетке Кировского Райкома.  Наконец, нас пригласили в комнату заседания комиссии.  Выстроили всех в ряд. Члены комиссии тоже вышли из-за стола и выстроились перед нами. Аккуратненькая, гладко причёсанная старушка, видимо, председатель комиссии, торжественным голосом провозгласила, что все кандидаты комиссией утверждены для поездки в составе студенческой делегации для прохождения практики в Социалистической Республике Чехословакии.  Примите, дескать,  наши поздравления и помните, что вы посланцы великой страны - строителя коммунизма. Ведите там себя достойно своей страны и наших великих завоеваний.

        Все члены комиссии прошли гуськом мимо нашей  шеренги и по-товарищески, по партийному,  пожали нам руки. Пожал мне руку и знаток республики Гуано,  тем самым продемонстрировав, что партия ко мне претензий не имеет.

        Ура!!!

        Дальше было несколько этапов чисто административного и организационного характера.  Группа из двенадцати человек в сопровождении старшего товарища от комитета ВЛКСМ МИИТа  была готова к дальнейшим действиям, связанным с поездкой на практику в Чехословакию.

        На фото из интернет здание Кировского райкома КПСС в Москве

        Продолжение:  http://proza.ru/2023/03/17/1071


Рецензии
Интересно. Не сразу Вам сказали о том, что при возвращении домой не рассказывали, как люди живут за границей?

Алифтина Павловна Попова   23.03.2024 12:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.