Советское кино о сельской жизни

Недавно совершенно случайно мы с женой посмотрели старый фильм еще советского периода, 1955 года выпуска, под названием «Земля и люди».  Посмотрели в интернете, где можно и смотреть такие старые фильмы. Но почему случайно, спросите? Да просто когда у нас бывает какое-то застолье по любому поводу, мы ужинаем в комнате за моим столом, на котором стоит компьютер, и одновременно смотрим какие-то фильмы, предпочитая старые советские. Так и наткнулись на название фильма, который никто из нас не видел.

Режиссер этого фильма Станислав Ростоцкий, который поставил и «Дело было в Пенькове», и «Доживем до понедельника».  Первый фильм, о котором я упомянул, тоже о жизни в советской деревне, где существует колхоз. Как явствует из реплик героев фильма,  колхозу никогда не везло с председателями. Не знаю, сколько лет существует этот колхоз, но что в нем уже 16-й председатель, известно.  Фамилия этого председателя Самохвалов, это уже о чем-то говорит.

Чтобы уберечься от критики в своей адрес от вышестоящего начальства, организацию посевов зерновых Самохвалов ведет строго по инструкциям, которые не учитывают ни местных условий, ни погоды. Чтобы выглядеть лучше в глазах райкома партии и райисполкома, он занимается элементарными приписками. И на это его толкает и председатель райисполкома, который тоже хочет выглядеть лучше в глазах руководителей обкома.

Чтобы обеспечить себя какой-то авторитет среди колхозников, Самохвалов окружил себя лизоблюдами, с которыми расплачивается, приписывая им лишние трудодни, и закрывая глаза на прямое воровство. Но зато по вечерам его с распростертыми руками встречают у ухоженном и богато обставленном доме одного из его «активистов», роль которого сыграл артист Пуговкин.  Там он выпивает изрядное количество дармового коньяка и строит планы, как бороться с оппозицией в колхозе.

А оппозиция у него действительно есть, и во главе её стоят парторг колхоза и агроном, который борется с председателем, чтобы сев проводить не по указке сверху, а когда земля будет готова принять зерно.  Ему удается уговорить председателя разрешить ему провести эксперимент и посеять в более лучшие агроклиматические  сроки. Самохвалов решил, что агроном испугался его угроз и не будет больше спорить с председателем, и разрешает этот эксперимент.

Оппозиционеры, знаю кабинетный стиль работы своего председателя, понимают, что тот еще не скоро появится на полях, решают под эксперимент отвезти все поле, а по старому, по инструкции, засеять ту полоску земли, которую председатель отвел под эксперимент. Но их планы чуть не нарушил председатель райисполкома, который заставил бросать зерно в грязь, чтобы  отчитаться перед обкомом партии о ударных темпах посевной.  Правда, он вскоре уехал, и оппозиционеры продолжили выполнять свой план.

Застрельщик оппозиции молодой агроном получает поддержку у практикантки, будущего агронома, и молодого бригадира, который влюбляется в эту практикантку, заставляя страдать местную дивчину.

Неизвестно, как бы закончилась вся эта история, ведь Самохвалов, узнав, что его обманули, написал в прокуратуру, и против агронома завели дело, обвиняя его в игнорировании  требований районного начальства. Но тут в районе сменился партийный руководитель, появился новый первый секретарь райкома, роль которого сыграл Чернов, исполнитель роли Давыдова в фильме «Поднятая целина» и начальника советской разведки в сериале «Семнадцать мгновений весны».

Объезжая район, он без всякой помпы, за рулем легкового «газика» приехал и в этот колхоз. Но попасть к Самохвалову в кабинет не смог, тот на стук и просьбу разрешить войти отвечал «Занят». И секретарь райкома пошел по селу.  Наткнулся на местного пожарного, роль которого сыграл знаменитый Петр Алейников.  Это колхозник считал, что работа пожарного лучше всего подходит ему как человеку, не очень уважаемого физический труд колхозника, но столкнувшись с объемом необходимых противопожарных мероприятий изменил свое мнение. Вот он-то, не видя в глаза нового первого секретаря райкома партии, этому незнакомцу раскрывает глаза и на председателя, и на парторга, и на агронома. Все честно, как есть на самом деле.

Секретарь едет в поля и находит там и парторга, и агронома, и те показывают, в каком состоянии зерновые на полях, посеянных строго по инструкциям, и по эксперименту агронома.  Разница колоссальная. В первом случае чахлые колосья зерновых, а во втором полновесные.  И секретарь начинает ругать и парторга, и агронома, что они не добились выполнения  начала сева с лучшие сроки, как сами считали.

И вот через некоторое время в районном центре проводится актив с колхозниками-передовиками  и председателями колхозов. Актив готовил председатель райисполкома, который заготовил шпаргалки выступлений и раздал их людям, которые должны выступить. Досталась такая шпаргалка и прицепщику из колхоза, где разворачиваются события в фильме. На глазах этого прицепщика председатель райисполкома заставлял колхозников садить в грязь, в которой даже потерял свою галошу.

И вот прицепщик на трибуне. Он читает шпаргалку точь в точь, как там написано,  в том числе упоминая точки, куда он должен был вставить нужные фамилии.  А потом убирает шпаргалку и начинает говорить без неё, обвиняя и председателя своего колхоза, и председателя райисполкома, которые заставляли сеять в непригодную пока землю, занимались приписками. Это выступление сопровождалось и смехом, и аплодисментами ставшему храбрым колхознику. Обычно он бывал таким, когда «принимал на грудь крепенькое», но тут вышел на трибуну, отказавшись выпить на деньги своего тракториста.

В общем, все закончилось хеппи эндом.  Председателя райисполкома уволили, как и председателя колхоза.  А новым председателем колхоза избрали своего агронома. А вот новым агрономом в колхоз приехала та практикантка, которая была влюблена в агронома, а тот полюбил её, не рискую признаться в своей любви. Вороватый герой Пуговкина привез наворованную им люцерну на колхозный склад под осуждающими взглядами своих односельчан.

Глядя этот фильм, я подумал, что автор романа и сценарист известного сериала «Вечный зов» Анатолий Иванов то ли видел раньше этот фильм, то ли это было распространенное явление в те годы, когда председатели райисполкомов ради того, чтобы лучше выглядеть в глазах начальства в области, шли на приписки, заставляли колхозников сеять не тогда, когда это надо для получения хорошего урожая, и для галочки в отчете. 

Несколько лет назад я видел фильм «Секретарь обкома», о котором написал свое мнение.  Вот ссылка на мою заметку, но нашел я её не на своей страницу в литературном сайте, а в Яндексе. http://proza.ru/2021/03/07/2178. Так что я уже не первый раз возвращаюсь к теме отражения жизни селян в советском кинематографе. 

Решил поискать еще фильмы на эту тему, вышедшие на экраны советских кинотеатров.   И вот какой, далеко не полный список у меня получился.

Трактористы
Дело было в Пенькове
Максим Перепелица
Когда деревья были большими
Поднятая целина
Простая история
Живет такой парень
Молодая жена
Солдат Иван Бровкин
Иван Бровкин на целине
 Чужая родня
Деревенский детектив
Белые росы
Председатель
Кубанские казаки
Любовь земная
Вас ожидает гражданка Никанорова
Мужики

Особое место среди этих фильмов занимает сериал «Вечный зов», поставленных по одноименному роману Анатолия Иванова.  В этом сериале рассказывается история села Михайловского с начала ХХ века и до середины 50-х годов.

Думаю, большинство этих фильмов видели мои сверстники.  Городские жители узнавали что-то о жизни в деревне, о том, каким трудом достается хлеб, который они покупают в магазинах. Уважение к селянам воспитывалось и этими фильмами.  Руководители киностудий страны работали по указаниям партии и правительства над фильмами, показывающими труд и быт советского человека, в том числе и в сельской местности.

А сколько замечательных фильмов снималось о производстве. Достаточно вспомнить «Весна на Заречной улице» и «Высота», и вы поймете, уважаемые читатели, что фильмов о советских тружениках, прославляющих человека труда, в СССР выпускалось достаточно. Не все они были шедеврами киноискусства, претендующими на «Оскара», но они раскрывали молодому подрастающему поколению, что рабочая профессия — это престижно.  Поэтому в том, советском периоде, в нашей стране не было безработицы, не было голодающих и живущих под забором, разве что небольшое количество маргиналов и криминальным элементов.

Я сам родился в поселке золотодобытчиков, и хотя он относится к сельской местности, но там было лишь подсобное хозяйство прииска, где выращивали овощи и в небольшом количестве  свиней для золотодобытчиков. Но это север Хабаровского края, лето так короткое и далеко не все можно выращивать.  Но меня каждое лето родители отправляли к бабушке с дедушкой в деревню, где дедушка был председателем колхоза.  А в середине 50-х годов он с семьей уехал под Хабаровск и стал директором подсобного хозяйства краевой психбольницы.  Это уже точно сельская местность, рядом с подсобных хозяйством был совхоз Ильинский.  Я там проводил все лето, будучи уже школьником. Много приходилось помогать взрослым по домашнему хозяйству — и на огороде, и пасти корову, и ездить на покос, носить воду из колодца и пилить, колоть дрова.

Так что я знаю сельскую жизнь не только по фильмам или книгам, но и видел своими глазами. Поэтому все фильмы про село, снятые в советский период, при разных художественных достоинствах показывают реальную жизнь в советской деревне, мне нравятся и я с удовольствием пересматриваю их. А сколько в этих фильмах звучит хороших песен, которые потом пошли в народ и никто уже не помнил  ни автора текста, ни композитора.  Они стали поистине народными.

Конечно, жизнь в разных селах и деревнях отличалась. Плодородные украинские или черноземные земли  давали большие урожаи зерновых, а вот на селе где-нибудь в средней полосе европейской части России и уж тем более в Сибири и на Дальнем Востоке жизнь была труднее, и труда приходилось вкладывать больше, чтобы получить хорошие урожаи. И не всякие зерновые дают хороший урожай на этих тяжелых землях. Вспомните фильм «Вечный зов» и борьбу председателя колхоза с областным начальством за возможность посева ржи, которая дает больший урожай, чем пшеница, сеять которую требовали областные начальники.

Я не знаю, что сеяли в колхозе, где председателем был мой дедушка, но первый в своей жизни уборочный комбайн я увидел именно в этом колхозе. И с другой уборочной техникой я познакомился именно там, в деревне Малышевское района имени Полины Осипенко. Сейчас там нет ни колхоза, ни деревни. Но если особо горевать, что исчез не очень богатый колхоз в северных, с холодным климатом местах, не стоит, но вот то, что в средней полосе со времен Никиты Хрущева стали хуже жить колхозники, а во времена Горбачева и тем более Ельцина вообще исчезли, не горевать, а плакать хочется.

Соглашусь с некоторыми критиками, что иногда сельскую жизнь приукрашивали. Говорят, особенно грешит этим фильм «Кубанские казаки». Не знаю, никогда не был на Кубани и не знаю, как жили в тех местах колхозники, поэтому спорить не буду. Но считаю, что снятый в первые послевоенные годы фильм должен был поднять настроение в стране, измученной войной с Германией и её союзниками, и это удалось сделать этим фильмом.

И хотя Ленин никогда не произносил слов, что важнейшим из искусств является кино, эти слова в уста Ленина вложил Луначарский, один из тогдашних руководителей страны, это совершенно верно. Не зря народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  И советские кинематографисты делали много для того, чтобы выполнить этот наказ вождя.  И в числе этих фильмов было много таких, которые показывали сельскую жизнь и людей, которые там жили и трудились. Ведь кроме тех фильмов, что я перечислил, были фильмы о сельских врачах - «Сельский врач», где главную роль исполнили Тамара Макарова, «Коллеги» с молодыми Василием Ливановым, Василием Лановым и Олегом Анофриевым, Тамарой Семиной.

Были фильмы и о советских учителях, еще до войны вышел фильм Герасимова «Учитель», после войны «Сельская учительница», «Первый учитель».  Вообще тема учительства в советском кино достойна отдельного обсуждения, но так или иначе, и эта сторона жизни была отражена в советских фильмах. Мне эта тема особенно близка, ведь мои родители — учителя, и в всю жизнь проработали в сельских школах.

Так что в советских фильмах показывалась жизнь огромной страны во всем её разнообразии. И люди, приходящие в многочисленные кинотеатры, впитывали созидательных дух советской действительности, любовались игрой, нет, проживающих жизнь своих героев замечательных артистов Михаила Ульянова, Нонны Мордюковой, Вячеслава Тихонова, Петра Вильяминова и многих других артистов, о который сейчас с грустью вспоминаем.  Слава Богу, что сейчас есть возможность пересматривать такие фильмы, а не смотреть ту ерунду, с высосанными из пальца сюжетами, что показывают по нашему телевидению.


Рецензии