Блок. Успение. Прочтение
Ее спеленутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело,
Вернув бывалую красу.
Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы.
Златит далекие вершины
Прощальным отблеском заря,
И над туманами долины
Встают усопших три царя.
Их привела, как в дни былые,
Другая, поздняя звезда.
И пастухи, уже седые,
Как встарь, сгоняют с гор стада.
И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарею
Златятся нимбы без числа.
А выше, по крутым оврагам
Поет ручей, цветет миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит в даль.
4 июня 1909
Spoleto
Ал. Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
« Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть.»
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Черновые наброски в ЗК26[Записная книжка №26]:
…Подзаголовок Итальянская картина
…Подзаголовок Фреска
…последний раз Архангел старый
Целует в очи и в уста
[День, как всегда – слепой и ярый,
Но с глаз упала слепота]
В последний раз Архангел старый
[Целует бережно уста.]
»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В примеч. к III-1 – [Блок А. Собрание стихотворений. Кн. 3. Снежная ночь (1907-1910). М.: Мусагет, 1912.] Блок писал: "Стихотворение внушено фреской фра Филиппо Липпи в алтаре Сполетского собора (Умбрия)."»
»
Очевидно, что картина дала Блоку только начальный импульс, ведь представленная автором картина имеет мало общего с фреской – и Мария на ней отнюдь не помолодела, и Гавриил (юноша с нимбом) не состарился.
(Или и здесь, как в предыдущем стихотворении - Благовещение - Блок видел несколько другую фреску из несколько другого мира?)
В начале Блок хотел подчеркнуть связь данного стихотворения с предыдущим – «Благовещенье», где архангел был не столько посланником, сколь возлюбленным, но в конце концов оставил только намек его человеческую сущность – «Архангел старый», ибо, вообще-то, что для истинных провозвестников Бога жалкие десятки лет? На фреске данный факт ярко виден.
Судя по всему, 4 июня 1909 в Spoleto Блок вздохнул: вот как оно должно было закончится…
И вот про это стихотворение, а не про первоначальный набросок к «Благовещенью» можно сказать:
«
Н.А. Павлович в своих воспоминаниях приводит разговор с Блоком, состоявшийся осенью 1920 г.; он касался "Итальянских стихов" и, в частности, "Благовещения":
«
– А как Вы думаете, – спросил Блок, – "Благовещение" высокое стихотворение или нет?
– Высокое!
– А раньше, в первом варианте, оно было хорошим ... бытовым! – сказал Блок с жалостью в голосе. ( ... )»
»
У него самого всё закончилось по-другому:
«Вот он – ряд гробовых ступеней.
И меж нас – никого. Мы вдвоем.
Спи ты, нежная спутница дней,
Залитых небывалым лучом.
Ты покоишься в белом гробу.
Ты с улыбкой зовешь: не буди.
Золотистые пряди на лбу.
Золотой образок на груди.
Я отпраздновал светлую смерть,
Прикоснувшись к руке восковой.
Остальное – бездонная твердь
Схоронила во мгле голубой.
Спи – твой отдых никто не прервет.
Мы – окрай неизвестных дорог.
Всю ненастную ночь напролет
Здесь горит осиянный чертог.
18 июня 1904. С. Шахматово»
Из Примечаний к исходному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«Успение». – Согласно евангельским представлениям, события, связанные со смертью Марии, символически как бы повторяют важнейшие смысловые моменты ее жизни (см. об этом: Мифы народов мира. Т. 2. С. 113). Это нашло свое отражение и в данном стихотворении.
– «...Вернув бывалую красу.» – Отвечая на "грамматические" замечания редактора "Аполлона" С.К. Маковского, Блок в письме к нему от 29 декабря 1909 г., в частности, писал: « ... я не имею силы прибавить, например, местоимение к строке "вернув бывалую красу" в "Успении" (сказать, например, "вернув ей прежнюю красу" – не могу – не то)».
– «В последний раз Архангел старый // Влагает белые цветы.» – Имеется в виду архангел Гавриил. "Белые цветы" – лилии, которые в христианстве связываются с чистотой и невинностью девы Марии. В иконографии Благовещения белая лилия нередко являлась атрибутом архангела Гавриила.
[
А в иконографии Блока лилии – это атрибут абсолютного счастья:
«…Предо мной — к бездорожью
Золотая межа.
Заповеданных лилий
Прохожу я леса…
22 февраля 1902»
Может, в том, далёком 1898 году в венке цветов на Любочке были лилии?
«…Какие бледные платья!
Какая странная тишь!
И лилий полны объятья…
Май 1902»
«…На белом холодном снегу
Он сердце свое убил.
А думал, что с Ней в лугу
Средь белых лилий ходил.
12 октября 1902»
]
– «... И над туманами долины // Встают усопших три царя.» – По евангельской легенде, когда родился Иисус Христос, к нему пришли три царя из восточных земель.
Ср. стих. Г. Гейне "Три светлых царя из восточной страны ... ", переведенное Блоком в январе 1909 г. (СС-83 . С. 383).
– «Их привела, как в дни былые, // Другая, поздняя звезда.» – (ср. также вар. ЧН ЗК26 [Записная книжка №26]: "Взошла, как в те года былые // Другая, поздняя звезда") – Согласно Евангелию, когда родился Иисус Христос, в небе над Вифлеемом появилась новая звезда (Мф. 11. 7-10).
– «И пастухи, уже седые, // Как встарь, сгоняют с гop стада.» – Согласно Евангелию, к младенцу Иисусу Христу пришли поклониться пастухи, побужденные к этому славословящими ангелами (Лк. 11. 8-20) .
– «...Златятся нимбы без числа.» – Нимб – сияние вокруг головы, изображавшееся на иконах "святых". Ср. в воспоминаниях Г.П. Блока [троюродный брат Ал. Блока]: «Вокруг каждого предмета, вступавшего в поле зрения Блока, возникал нимб его поэтической мечты. Только эти "нимбы без числа" он и видел» (Воспоминания, 1. С. 109).
– «...Поет ручей, цветет миндаль ...» – Ср. в сделанном Блоком кратком описании одной из картин Беато Анджелико, которую он видел в Академии во Флоренции: "В горных садах цветет миндаль" (ЗК. С. 139). По поводу последней строфы стихотворения С.М. Соловьев отметил: "Здесь вновь дыхание миндальных цветов, как в юношеском подражании Экклесиасту:
Миндаль цветет на дне долины,
И влажным зноем дышит степь"
(Воспоминания. С. 126)
[
Приведу полную цитату:
«
Особенно тонко почувствовал он Равенну, где «тень Данта с профилем орлиным» пела ему о «новой жизни». В стихотворении «Успение» он воспроизвел всю прелесть треченто:
А выше по крутым оврагам
Поет ручей, цветет миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит вдаль!
Здесь вновь…
»
«Прелесть треченто»! Остаётся только поражаться… Так не понимать Блока. Для меня миндаль в упомянутом стихотворении пахнет цианистым калием, потому что…
Оно действительно из лета 1902 года, когда ему в серии кошмаров показали варианты реальностей, где он не исполнит свою миссию. И данное – одно из самых страшных, где его Светлая Жена – посланница Апокалипсиса. Да прочитайте сами:
«Благословляя свет и тень
И веселясь игрою лирной,
Смотри туда — в хаос безмирный,
Куда склоняется твой день.
Цела серебряная цепь,
Твои наполнены кувшины,
Миндаль цветет на дне долины,
И влажным зноем дышит степь.
Идешь ты к дому на горах,
Полдневным солнцем залитая;
Идешь — повязка золотая
В смолистых тонет волосах.
Зачахли каперса цветы,
И вот — кузнечик тяжелеет,
И на дороге ужас веет,
И помрачились высоты.
Молоть устали жернова.
Бегут испуганные стражи,
И всех объемлет призрак вражий,
И долу гнутся дерева.
Все диким страхом смятено.
Столпились в кучу люди, звери.
И тщетно замыкают двери
Досель смотревшие в окно.
24 сентября 1902»
Впрочем, тот «вариант бытия», который случился в реальности, оказался ещё более страшным. Общие жертвы “социализма” в СССР оцениваются в 50-60 млн. человек. Напомню, что «…проведенные в 1916–1917 годы сельскохозяйственные, городские переписи позволили вычислить численность населения на начало 1917 года: 143,5 млн человек.»
Для сравнения:
"Если говорить о Западной Европе, то У. Нейфи отмечает, что первый подсчёт числа жертв эпидемии [чумы] был проведён по указанию папы Климента VI и показал число в 23,84 миллионов человек — 31 % европейского населения. Британский историк Филипп Циглер в вышедшей в 1969 году работе оценил смертность от эпидемии в Европе примерно в треть населения, что составляло от 20 до 25 миллионов человек.
Чёрная смерть. Википедия."
]
– «... И над открытым саркофагом // Могильный Ангел смотрит вдаль.» – За успением, то есть разлучением души Марии с телом, следует их чудесное воссоединение и уход воскресшего тела в потусторонний мир: апостолы, раскрывшие гробницу для запоздавшего Фомы, обрели ее пустой (Мифы народов мира. Т. 2. С. 113). То же событие произошло и после смерти Христа. Когда Мария Магдалина и еще две женщины пришли, чтобы умастить благовониями тело Иисуса, саркофаг оказался пуст, а на краю его сидел "юноша, облаченный в белую одежду" (Мк. XVI. 1-6).
»
Не правда ли, после упоминания “миндаля” взгляд Могильного Ангела теряет всю благостность?..
Свидетельство о публикации №223031700864