3. Что плохого в стремлении к идеалу?

Что плохого в описании коммунистического устройства как общества живущего по высокоморальным принципам?

ОТВЕТ:

В соблюдении моральных принципов в отношениях между людьми ничего плохого нет.  Но не моральные принципы обеспечивают возникновение коммунистических отношений и характеризуют общественное устройство. Вот как об этом написали основоположники научного коммунизма Маркс и Энгельс в публикации «Немецкая идеология».

Цитата: «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками. Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития: люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. Поэтому УСТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИЗМА ИМЕЕТ ПО СУЩЕСТВУ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР: оно есть создание материальных условий этого объединения; имеющиеся налицо условия оно превращает в условия объединения».

Основоположники теории научного коммунизма Маркс и Энгельс не считали коммунизм каким-то конечным идеальным устройством общественных отношений. Они установили каким образом феодальное общественное устройство превратилось в капиталистическое и исходя из тенденций развития капитализма предположили, как может выглядеть следующее общественное устройство, названное ими коммунизмом. Они указали проблемы, что достанутся по наследству коммунизму от прежнего общественного устройства.

 Лидерство и авторитет   Ленина в революции, в гражданской войне и в восстановлении хозяйственной жизни после гражданской войны, лидерство и авторитет Сталина в индустриализации страны, в её защите от военной агрессии и в послевоенном восстановлении   достигнуты тем, что они лучше других разбираясь в коммунистической теории, не использовали её как догму, как некий идеал, а прислушивались к дыханию реальной жизни, принюхивались к испарениям материального жизненного процесса.

Они вначале слушали реальность и пытались её понять, а уже потом подбирали к ней ту или иную укладывающуюся в данную реальность марксистскую схему движения в будущее.  Нередко достигнуть приемлемого результата оказывалось нереально. Тогда приходилось выбирать меньшее из зол. Приходилось выбирать лучшее из плохих но возможных решений. Даже при плохом выборе действий как правило достигается лучший результат, чем при непринятии решения и бездействии.

Те, кто критикует сегодня нелёгкие и радикальные решения Ленина и Сталина исходит из сегодняшних возможностей, которые в то время отсутствовали. Такой критик никакой другой альтернативы для той обстановки предложить не может.

Исходя из классической теории умный человек должен понять, что коммунизм возникает не из стремления создать совершенное общество с идеальными отношениями между людьми, подобные тем, к которым призывают в религиозных проповедях. Коммунизм — это следствие развития материального производства, в результате которого капиталистическая организация производства замещается иной организацией. Заменяется организацией производства, устраняющей прежние препятствия на пути его развития. Оценивать появление коммунизма по-иному - по моральным принципам, такое могут лишь те, кто по недоразумению относит себя к коммунистам.

Церковь на протяжении двух тысяч лет требует от своих прихожан соблюдать заповеди: жить по совести, не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лгать ни себе, ни другим. За тысячи лет много общественных устройств поменялось, но отношения между людьми так и не стали идеальными.

Настоящие коммунисты те, кто для получения нужного результата в сознании людей, включая и их морально-этические отношения, занимается не проповедями, и не идеологическим воспитанием, а выстраивает материальный жизненный процесс таким образом, чтобы его отражение в головах людей приобрело соответствующие необходимые для дальнейшего развития человека и его материального производства формы сознания.

Можно ли проповедями избавиться, например, от коррупции и воровства в государстве? Конечно нет. Однако достаточно обеспечить любому желающему возможность получить информацию о всех источниках доходов каждого интересующего его гражданина страны, в открытом для всеобщего обозрения информационном поле автоматически отражать и просчитывать в режиме текущего времени соответствие размера расходов размеру полученных доходов, а выявленное превышение расходов тщательно публично расследовать, как сразу же всякая возможность украсть исчезнет. Тогда и заповедь не укради не понадобится.
 
Можно ли воспитанием превратить труд в коммунистический? То есть в такой, от которого не отказываются если за него нет материального вознаграждения. Наоборот испытывают страдания при невозможности проявить себя в добровольном труде без всякого материального поощрения. Такого перевоспитанием людей не добиться. Вместе с тем иная организация производства и распределения произведённого может создать условия для подобного отношения людей к своему труду. Но об этом позже.

В сети Интернет есть воспоминание одного из сочинителей морального кодекса строителя коммунизма. Цитата: «Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаевничали. Елизар мне и говорит: — Знаешь, Фёдор, позвонил «наш» (так он звал Пономарёва) и говорит: «Никита Сергеевич Хрущев просмотрел все, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трёх часов его переправить в Москву».
И мы стали фантазировать. Один говорит «мир», другой ; «свобода», третий ; «солидарность»… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно «ляжет» на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов. Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел на «ура»» (Беседа главного редактора журнала “Российский адвокат” Р. А. Звягельского с известным политологом, ученым и писателем Ф. М. Бурлацким).

Включение в коммунистическую идеологию религиозных элементов стало шагом ухода КПСС от марксизма и от материалистической теории научного коммунизма.


Рецензии
"стремление к идеалу" уводит от работы над тем, что уже есть, но не-до-думано...
Так идея коммунизма и увела от полного понимания русского слова Человечность.
спасибо

Борис Трубин   31.03.2023 07:20     Заявить о нарушении
Понимание слова "человечность" в разные эпохи было разным. Когда-то в родоплеменной русской общине пленников убивали так как не было возможности их прокормить. Превратить пленника в раба стало проявлением человечности. Когда раб умирал его хозяин лишался своего имущества, становился беднее и потому раба кормили.

Капиталистический способ производства поднял человечность на новый уровень. Человек перестал быть рабом другого человека, а стал рабом неодушевлённого предмета называемого деньгами. Человек стал продавать себя не целиком, а по частям. Стал на время продавать свою рабочую силу. Продать себя подороже это проявление новой человечности. При ней покупателю человеческих способностей плевать на то что будет с продающим себя на время человеком после того как его товар будет съеден. Это уже не имущество рабовладельца, а свободный человек, который вправе умереть с голоду.

Коммунизм тоже не идеальное общественное устройство. Если понимать понятие
"коммунизм" правильно, то это не идея. Коммунизм это способ производства на очередной ступени технологического развития. Коммунизм порождается не идеей коммунизма, а ходом технологического развития, обобществлением производства, которое началось вместе с началом капиталистических производственных отношений. Коммунизм это объединение всех производств в стране в единой системе производства — как на одной фабрике, которая принадлежит всем его работникам, всем гражданам государства в равной мере.

Новая технологическая организация производства меняет прежние отношения людей по поводу самого производства, по поводу распределения и потребления произведённого. Вместе с производственными отношениями меняются и все прочие отношения людей. В том числе и отношение к возникающих в их головах идеям и оценкам окружающих. Как это всегда происходит, с возникновением новых общественно-экономических отношений меняется и понимание слова человечность.

Сергей Киселев 13   05.07.2023 03:30   Заявить о нарушении