Камбала - рассказ о рыбе, но не про рыбу

                ««Камбала» - рассказ о рыбе, но не про рыбу»
           (Рецензия на рассказ «Камбала», автор американец-славянин, В. Рубанов)

                ч.1 Импульс для мыслительного «огорода»

  Ну, что же, опять вдумчивый автор подал импульс к осмыслению впечатлений от, оживших строк текста.

  Как-то, впервые, сегодня глубже задумался, и чётче сформулировал, давно всеми подмеченное - читая, мы, как бы вдыхаем виртуальную жизнь в буквенные образы. Они, до поры, до времени, лежали на поверхности носителя (бумага, экран ПК, ствол дерева, стенка лифта, наскальный фрагмент,...), законсервированные усердной рукой автора. Из этого интеллектуального изделия получился, своего рода, некий «книжный» (литературный) аккумулятор. Автор, немного мысленно помаялся, физически покряхтел, да и зарядил его энергией, на неопределённый впрок. Читатель наткнулся на этот текстовый носитель, немного приложил усердия и сил, а взамен получил энергию, побуждающих впечатлений. Они могут: дать ответ, дать надежду, дать знания, развлечь, опечалить, развеселить, отвлечь, заставить размышлять, разозлить, обмануть, раззадорить, побудить к действию или поступку, успокоить, подарить сонливость, да мало ли ещё чего натворить с человеческим сознанием.

  Ну, что же, попробую присмотреться к тому, что натворил автор этим текстом в сумбуре моего мыслительного «огорода» (самокритично улыбаюсь).
 
                ч.2 Куда могут завести школьные посиделки

  Название его миниатюры оказалось подлой ловушкой для гурманов и любителей рыбалки. По прочтении первых же строк, они, наверняка, принялись разочарованно плеваться и отшвырнули текстовый носитель, куда подальше, в сердцах, пожелав автору неувлекательных приключений. Потому, что о «камбале», как о рыбе, тут меньше всего речь идёт. Видишь ли, автору вздумалось зрительными ассоциациями разбрасываться. Читающий народец поднял его «камбалу», а там виртуальный образ рутинной атмосферы школьного урока.

 Медлительно тянутся «бесконечные» сорок пять минут скучного урока, за последней партой сидят два «отпетых» оболтуса и развлекают себя отвлечённым рисованием. Один из них (мне кажется, что он сидит слева) трудится над шаржем на учительницу, а второй колдует карандашом над схемой радиопередатчика. По пацанским понятиям, так себя вести – дело благородное потому, что, всякие там, зубрилы-отличники – это просто конченные лохи, которые чахнут в корпении над учебниками, воруя, из драгоценного времени жизни, подлинное счастье задорной  свободы уличного пространства. Кульминацией нудных школьных посиделок одного из этих оболтусов стал невероятно удачный шарж на учительницу, которая так пародийно породнилась с образом пучеглазой рыбы, камбалы. Меткий глаз начинающего художника-самоучки, вооружившись природным талантом к рисованию, вдруг подметил, и умело высветил ассоциативный дубликат неприглядной внешности учительницы.

  Приёмчик не новый для  баснописцев или художников, которым образы животных помогали завуалировать или лучше раскрыть суть личности того или иного персонажа, попавшегося на их озорной «зубок», для весёлого да поучительного «раскусывания». Чтобы другим добрым молодцам да девицам было что «на ус намотать», пригубив авторской мудрости.

                ч.3 К слову сказать

  Тут, к слову сказать, и не вооружённым (талантливым) глазом люди давно заприметили, что, так называемые, «братья наши меньшие», уж больно часто, норовят на нас, любимых, быть очень похожими внешне (или ещё более крамольная версия – мы на них). Возможно, кто-то сочтёт это хулиганским богохульством, но в такой схожести вполне резонно усмотреть общность строительного материала. Как там, в базовых источниках зафиксировано: «Бог взял глину, замесил ее и слепил человека по Своему образу и подобию…».  Всё в прах уходит и из праха возрождается. Словом, и для создания наших зверюшек «строительный» материал не из космоса завозили, да  и генеральный «Архитектор» у всего сущего на планете единый, и невольно, в, большей или меньшей степени, всё лепил по образу и единому подобию (с небольшими оговорками про закладку души, интеллекта и прочие особенности видов).

  Для наиболее показательного и неопровержимого примера, в предполагаемом споре, неожиданно приведу здесь лик вождя пролетариата, который в каждой республике ваялся скульпторами, с невольным использованием национальных черт лица. Так киргизский Ильич имел раскосые и узкие глаза да угловатые скулы. В Грузии, что-то подобное с ним происходило, невольно отражая, отдалённо схожий, профиль горцев, и так далее, в других республиках, где меньше, а где больше наложения местных национальных черт.
 
                ч.4 «Пара» слов впопыхах

  К концовке этой рецензии, впопыхах спохватившись, можно и «пару» слов сказать об образе учительницы, которая так успешно сгодилась в качестве мишени.

  Бесспорно талантливый, мальчишка-школьник нарисовал чрезвычайно меткий шарж: «…Взгляд упал на листок бумаги с мастерски нарисованной, вяленой рыбой-камбалой. Медленно начинаю соображать, что это не просто рыба, в нее явственно вписан лик нашей классной… Не просто вписан, а виртуозно. Перехватывает дыхание. Знаю, что Силы Небесные одарили друга, ни для кого не секрет, но на этот раз полное зашкаливание. Вижу глубоко впалые глаза и в них то, с чем постояно приходится сталкиваться на ее уроках, что оставляет неприятный осадок в душе на долгое время. У рыбы нет ни человеческого подбородка, ни щек, но я их увидел…».

  Над тем, что учительский хлеб не лёгок,  многие из нас сумели всерьёз задуматься только уже в зрелом возрасте. Вдоволь наглядевшись по сторонам, на людей самых разных профессий, мы с удивлением обратили внимание, что педагогическая каста, неожиданно щедро, обласкана государством, которое, скорее в скупости больше замечено, чем в щедрости раздачи выходных. А тут, вдруг, отпуск в целых два месяца, да ещё и в летний период!?    Явно неспроста это. Ещё немного, и их на пенсию раньше бы пришлось спроваживать, как металлургов (с горячим стажем) или пилотов (по выслуге лет). Но до этого учительская профессия, по вредности для здоровья, только немного недотянула.
 
  Тут, к слову, вспомнился фрагмент институтских лекций по дисциплине «Стандартизация и метрология», где нам, кроме всего прочего, поведали о том, что размер и вес шлакоблока выбраны не случайным образом, а именно так, чтобы работник его мог переносить и монтировать с оптимальной затратой усилий. Меньше вес и размеры шлакоблока – работник будет прохлаждаться, не дорабатывая ресурс своих физических возможностей. А непродуманно больший вес и размеры – свалят его ещё до конца рабочего дня или на завтра он не в силах будет восстановиться. Так повелось ещё с тех стародавних времён, когда название «работник» звучало короче – раб.
 
   Если теперь вернуться к оценке отношения к «пекарной» продукции, то ещё придётся отметить, что не все умело тот учительский «хлеб» несут. Для того, чтобы стать настоящим педагогом нужно иметь призвание к этой профессии, а этим далеко не каждый учитель может похвастаться. Ну не дано! И всё. Что тут поделаешь. Если для какого-то там токаря, с этим недостатком вполне сносно можно раствориться в цеховой среде работников, то учитель слишком на виду находится, да и «продукт» его труда, если пафосно сказать – закладка фундамента будущих человеческих судеб.
 
   В своём рассказе Владимир с аккуратным смаком, можно даже сказать, по возможности (максимально тактично) иронично отнёсся к своей школьной классной. Всё-таки, рассказ был написан уже взрослым человеком, который, к тому же, и сам немного умудрился отведать вес учительского «хлебушка», когда работал преподавателем в школе и училище, да и на боксёрских тренировках. Кстати, сподобился выглядеть достойно, и умело на этом поприще, заслуженно завоевав уважение своих учеников. Поэтому, смею надеяться на то, что едкие шаржи он в свой адрес не заработал. Выкрутился, зараза! Спасся тем, что не был бездушным администратором своих уроков и умело применил педагогический талант. Но это всё пишется о нынешнем Владимире, а тот прежний, который только ещё начал проходить путь своего формирования готов был насмешливо окунуться в путы детского максимализма.

                ч.5 Баба Яга в очках

  Здесь, мне, из озорства натуры, вдруг подумалось, а вот, как бы он шаржики свои рисовал на таких школьных уроках, которые у меня в детстве были:

 (Отрывок из моего рассказа «Чтение - вредная привычка. ч. 1 Для злых людей», …..):

«….В младших классах у нас был необычный учитель рисования. Сейчас затрудняюсь вспомнить, умел ли этот учитель рисовать, но вот колоритная внешность и нестандартная манера преподавания запомнилась всем моим одноклассникам на всю жизнь. Внешне эта женщина была больше похожа на ведьму. Её глаза буравчики своим пронзительным взглядом сверлили нас через толстенные линзы очков. На ней был всегда один и тот же строгий костюм. Из женских украшений она признавала только дурацкую бабетту, туго закрученную на голове. Ещё ей приходилось носить на руке шарф потому, что у неё не было кисти – наследие войны. О её боевом прошлом мы знали только, что она была машинисткой в штабе разведки и стенографировала показания на допросах. Так же было известно, что она была ранена и получила контузию. Всё это не замедлило сказаться на её манере преподавания. Главным на уроке рисования она считала абсолютную тишину в классе и ровное сидение учеников за партами. За этим она неустанно следила, все сорок пять минут. Малейший звук или изменение позы моментально пресекались ударом деревянной указки по столу. Для особенно злостных нарушителей были припасены удары по телу. Болевые точки «учительница» знала хорошо. Войдя в раж, она могла щёлкнуть указкой школьника по голове так, что у того искры из глаз «сыпались».

    Дети жаловались, но родители ничего не могли поделать с «заслуженным ветераном войны», к тому же у неё был огромный партийный стаж, а в то время такие регалии делали человека практически неприкасаемым.

     Защиту мы нашли в самом неожиданном месте - ………….».

                ч.6 Вприкуску к теме

  Сколько мы парт исписали чернильными строками типа: «Машка – какашка!», «Вася – дурак!», «Петька + Светка = жених и невеста!», «Вовка – жиртрест!», «Лариска – крыска!», «The Beatles», «Голубые гитары», «Shocking Blue», «Creedence», «Песняры», «Deep Purple», «Pink Floyd», «Nazareth», …. Но тут, мстительные учителя не оставались внакладе и, периодически, нас потчевали трудовым «праздником чистого четверга». Где нам предстояло, собственными руками, мокрой тряпкой усердно «вылизывать» поверхность наших парт с чернильными «фресками».  Творчество народных художников это мало останавливало, и мы упрямо потом снова продолжали «благородное» дело неутомимых рисовальщиков. Невзирая даже на то, что с появлением шариковых ручек, их след теперь можно было стереть, только при помощи абразивной пасты. Но, неукротимая «река» напартной живописи, неумолимо текла до выпускных классов. Даже сегодня, некоторые (самые упрямые) адепты этого течения не выпускают из рук шаловливую шариковую ручку, лихорадочно мечущуюся в рамках бумажного листа, чтобы скоротать рутинное время служебных оперативок.

   Ещё к теме приплюсую, нечаянно подсмотренный факт из интернета-всезнайки: «… Как-то Владимир Набоков нарисовал карикатуру на своего домашнего учителя. Тот показал ее родителям со словами: «Вот последнее произведение вашего дегенеративного сына»….».

   Также, в концовке этой моей текстовки, не удержусь от восхищения способностью Владимира мастерски метко цитатами швыряться. В своём рассказе «Камбала», он своему товарищу по парте тогда, очень находчиво, показал строки из учебника немецкого языка: «Statt zu kopieren, gehen Sie lieber auf die Strasse und beobachten Sie das Leben selbst», («Вместо того, чтобы копировать, шли бы Вы лучше на улицу и наблюдали жизнь самостоятельно», так «учитель художника Генриха Цилле, понимая, что тот далеко шагнул за рамки ученика, наставлял своего подопечного»)». Словом, мальчишеский максимализм и озорство – это общие параметры щедрот детского времени, но у некоторых маленьких личностей, уже в этот период можно таланты подсмотреть. Жаль только, что мы не всегда к этому знаку Провидения прислушиваемся и самонадеянно устремляемся по другим тропинкам жизненного пути. Как знать? Может, Владимиру Рубанову не нужно было идти в американские инкассаторы, а стать писателем или с честью продолжить носить учительский «мундир»?

*****

                ч.7 Дополнения к «буквам» текста

  P.S. В качестве примера уровня гибкости и искромётности авторского слова Владимира Рубанова (как писателя), здесь приведу несколько цитат из рецензий:

  - Под впечатлением от его рассказа «Розовый конь» пришлось восхищённо написать: «...автор глубже в тему нырнул, и утончённо ловко породнил «кирпичного коня» с Есенинским «розовым конём»...».  В своём рассказе  «Розовый конь», Владимир Рубанов описал победоносный миг своего поединка с личным страхом, когда он специально забрался на верхушку дымоходной трубы армейской котельной. Для этого он нашёл такие строки: «….Упрямлюсь. Предстояло оседлать «кирпичного коня» опустив одну ногу в чадящее жерло, максимально вытянуть тело и руки и дотянуться до цели. Неожиданно ситуация усложнилась - последние кирпичи лежали условно, цементный раствор от времени и перепада температур утратил свою прочность. …. Медлю. Нежданно-негаданно нога оказалась в трубе, другая снаружи, сижу на, подло елозивших, кирпичах, голова и тело сильно клонятся в бок прочь от дыма и гари в поисках глотка свежего воздуха, колени от напряжения и волнения неимоверно дрожат, ….ошалело смотрю на мир с птичьего полета. Светлеет восток, бледнеет Луна, вздыхает с укоризной и уходит за горизонт. Внизу весна, ранняя, гулкая. Есенинский розовый конь подо мною и он восторженно, во весь опор,  мчит незадачливого победителя навстречу жизни...».

  - Под впечатлением от рассказов «Путь босяка. Не по Сеньке шапка» и «Пёс-нянька» он пишет: «Манера письма, …. в моем воображении, скачет на коне командир 25-й дивизии Василий Иванович, с шашкой наголо и «все путь ему: болото, бор, кусты, утесы и овраги...» (Пушкин А.С.). Это не ирония, это восторг. Слог у Вас, …, такой, отменный». На это он получил такой ответ от меня: «Уважаю Читателя, у которого вдумчивая мысль гибко скачет после прочтения. Вы меня сегодня этим восхитили, когда для оценки авторской работы искромётно умудрились (крайне неожиданно и умело) породнить образы Чапаева и Пушкина. Думаю, что не каждому мозгу была бы по плечу такая нестандартная ассоциативная связь. Браво!».


Рецензии
Браво автору. Написано интересно, живым образным языком. Понятно, что сам рецензируемый рассказ - лишь "разворошил" важную для автора тему.
Удачи вам в творчестве и, конечно, во всем прочем.

Галина Каган   22.09.2023 17:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.