Ч. 1 Прадед Егор Матвеевич. Постановка задачи

 Странно вовсе не знать своего деда  и лишь в общих чертах представлять прадеда со слов мамы.
- Откуда в предгорьях Тянь-Шаня много поколений живут наши родственники по фамилии Бернадские? Кто мы такие? Откуда пришли? - Вот  вопросы, предопределившие мой интерес к истории рода, который возник, как я считаю, довольно поздно.
 
 - Однако, слава Богу, он проснулся! - думаю я, вспоминая сына, дочь и трёх внуков, которые ещё дальше меня от упомянутого вопроса. А между тем, на моём счётчике нащелкало уже прилично.
 
- Как бы не прощелкать свой выход! - думаю я долгими ночами. - Самое время разобраться, кто есть кто в истории близких и не очень близких. Поэтому я не  сопротивлялся обстоятельствам - скорее наоборот - подставлялся под загрузку. В конечном итоге загрузился темой, и мысли не возникло вывернуться.

- Как подступиться к вопросу и насколько глубоко? - размышлял я. При этом вспомнилась реплика бывшего начальника, который в ходе нашего с ним разговора воскликнул, что, дескать, никто лучше его самого не поставит ему задачу.

- На этом и порешим! - хотелось бы сказать мне сейчас, но, честно говоря, я не представлял какой результат  должен быть получен в ходе этого проекта.

Если вообразить себя кораблем, то поставленную перед собою задачу  можно было бы описать примерно так: "Придем в заданный район, а там - на войне, как на войне - уточним обстановку и задачу".

Прямо скажу, что при попытке восстановить, хотя бы в малой мере, историю семейства Бернадских - Зинченко,  мозги перегреваются. Сами посудите, то ли это история о том, как будущие наши родичи семья Зинченко едут из Воронежа в Алма-Ату, то ли легенда о том, как в Семиречье  был завезен сорт яблока апорт! К яблокам мы ещё вернемся, а пока переключаемся на раскидистую и весьма увесистую ветку  семьи Бернадских.

Стараясь "втиснуться" в тему, как отставший от строя новобранец,  от  мамы узнал, что мой прадед по её линии Бернадский Егор Матвеевич, значительное время жил у своей дочери Анны после её возвращения из Германии, где служил её муж Леонид. Однако это опровергла Анна Егоровна на встрече с родными в 2010-ом году (есть видеозапись). Она сказала, что прадед очень хотел поехать из Полтавы к Алексею в Тургень.

- Для начала моей записки, наверное, замах не очень! - перечитываю я фразу,- однако, пусть в таком виде остается. Так сказать, сознательно напустим туману.

В детстве  я не догадывался, что за дедушка гуляет с палочкой по яблоневому саду моей бабушки Веры, простиравшемуся от дома к логу, что внизу за виноградником и баней. Детская память мне подсказывает, что боялся я в то время не строгого старенького человечка, а змей, якобы, обитавших в логу, и популяцию которых бабушка Вера периодически приводила в норму тяпкой. Про этого дедушку скажу, что он вовсе не мой прадед. И фамилия у него Зинченко, а не Бернадский.
 
 Мысль о мужественной  бабушке Вере требует пояснений, но, раз я начал говорить про прадеда, то не буду отступать от наметившегося порядка изложения. Как выстроилось к моим 64-ём годам, прадед по маминой линии Бернадский Егор Матвеевич был знатным шелководом в колхозе, в котором и отвечал за это направление производства. Как утверждает мама,  прадед в праздничный день носил шёлковую рубаху.

- А это  не хухры-мухры по тем временам!

В этом месте рассказа мама, всякий раз, неизменно переключается на детальное описание технологии производства шелка, но не будем соскакивать с основной ветки программы.

- Так чем же ещё занимался в свободное от вахты время  мой прадед?

Мама припоминает, что уже в возрасте Егор Матвеевич охранял колхозные поля, для чего у него в заведовании был на балансе не то шалаш, не то балаган, укрывавший сторожа от жаркого местного солнца. Я не могу объяснить, в чем разница между сооружениями, но, как мне кажется, в нюансах чувствую, со слов мамы, запах сена в них. Всякий раз, когда дед встречал свою внучку, то ласково называл её Ниночкой и угощал сладкой дынькой или арбузиком. Маме запала в душу сочная картинка арбузного поля на рассвете. На встрече с Анной Егоровной – старейшиной рода (2010г.) она сказала, что мечтает вновь, хотя бы разок, взглянуть на арбузное поле. Верно говорят, что в детстве всё было слаще! Однако, к сладкому мы ещё вернёмся.

Как оказалось, моим прадедом является не тот старичек с палочкой, которого я встретил в очередной приезд к бабушке Вере Галактионовне. Жил он в преклонном возрасте в теплой маленькой избушке на усадьбе бабушки Веры и Папашки. Как  растолковал, мне дядя Витя Зинченко - главный эксперт по Зинченкам, этот человек - отец Папашки и дед дяди Вити Емельян (Феофанович -примечание автора согласно семейному дереву). В свое время он приехал в Алма-Ату из Воронежской области.

Дядя Виктор сообщил: "Дедушка", я так его звал, жил в комнате, а летом во времянке. Звали его Емельян. Отчества я не помню. Привезли его из Воронежской области (Острогожский район с. Пилипы). Первое время я не понимал его, так как он говорил на украинском языке. Общались как-то мало. Потом я узнал, что рядом было село Сандуны и еще какое-то село, в которых было очень много людей по фамилии Зинченко".

К сожалению, фото самого старшего по линии Зинченко нет, но я-то хорошо помню, как он меня слегка шуганул - пальцем пригрозил в бабушкином саду, когда я там хулиганил. Таким образом, имеем  ясность по моему прадеду Егору Матвеевичу Бернадскому и на тот период времени старшему на рейде среди Зинченко – деду Емельяну. По связке Бернадские-Зинченко у внимательного читателя должен возникнуть вопрос, ответ на который на горизонте в лёгкой дымке. А пока контрольный вопрос читателям: «Кто мой и моих братьев и сестер прадед по линии Бернадских?» Правильно, тот человек, который на фото щурится, как я!
(Продолжение - http://proza.ru/2023/03/19/1030)


Рецензии
Анатолий, тебе предстоит идти за флагмана, а мы, читатели, пристроимся в кильватерную струю. Знать свою родословную и интересно и важно. Хорошее дело задумал.
С уважением СВЕТ

Виктор Светозарский   05.04.2024 23:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.