ДС - ч. 1, гл. 4. энергия и материя

                ДИНАМИКА СОЗНАНИЯ Ч.1   
                Глава 4. ЭНЕРГИЯ и МАТЕРИЯ.


Но, говорят нам: всё это одни лишь "мифы".
"Ничуть не больше, чем эфир и атомы", — отвечаем мы.
Как абсолютно немыслима физика без двух последних, так абсолютно немыслима и метафизика без "Строителей".
Нам с усмешкой возражают: "Но ведь вы и в глаза их не видели". Мы же говорим материалистам: "А вы когда-нибудь видели эфир или свои атомы или, скажем, силу?"
А крупнейший западный эволюционист современности, сподвижник Дарвина, А.Р.Уоллес, говоря о невозможности объяснить возникновение физической формы человека с помощью одной только теории естественного отбора, признаётся, что в данном случае необходимо говорить о направляющей деятельности "высших разумов" как о "необходимой предпосылке действия тех великих законов, которые управляют материальной вселенной" ("Contributions to Theory of Natural Selection"). Эти "высшие разумы" и есть те самые Дхиан Коганы, о которых говорят оккультисты.
ЕПБ. ТД1.



                ЗАГАДОЧНАЯ ЭНЕРГИЯ КОСМОСА

                ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГИЯ?

Учёные, изучая Вселенную, и не имея абсолютного понятия, что это такое, в своих вычислениях столкнулись с нестыковками.
Поэтому в научной среде такие понятия, как ТЁМНАЯ ЭНЕРГИЯ и ТЁМНАЯ МАТЕРИЯ, и считают, что всё это как-то таится в пространстве Космоса.

Эне;ргия (др.-греч. ;;;;;;;; — деятельность, действие, сила, мощь) — скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой силы перехода движения материи из одних форм в другие для приведения её в состояние покоя. Введение понятия энергии удобно тем, что в случае, если физическая система является замкнутой, то её энергия сохраняется в этой системе на протяжении времени, в течение которого система будет являться замкнутой. Это утверждение носит название закона сохранения энергии. (Википедия).

Но энергия бывает разного вида:
потенциальная, кинетическая, тепловая, электрическая, ядерная, химическая и др.

Никакая работа, действие, не может произойти без энергии. Это закон физики. Сама по себе энергия не способна это сделать, значит что-то должно на эту энергию подействовало.
А что может подействовать, кроме разума? Только разум.

Следовательно:
РАБОТА = это РАЗУМ + ЭНЕРГИЯ. Такая формула понятна всем.

Эта же формула не противоречит и в Космосе. Но, так как нам, допустим, неведомы РАЗУМ и ЭНЕРГИЯ, то для нас они являются двумя неизвестными аргументами (Р и Э).
И ещё. Есть такое понятие МОМЕНТ. Это точка ВРЕМЕНИ между концом Не-Бытия и началом Бытия. Вы скажете, позвольте, но как до МОМЕНТА, так и в самый МОМЕНТ – времени не существовало, и будете правы.
Но, это во вне того самого аргумента-Р времени нет и быть не может, но в самом аргументе-Р это время есть. Иначе как бы исчислялись по временной продолжительности периоды Бытия и Не-Бытия? Только по времени, за которым следит аргумент-Р.
Тут скептики заявят, что автор вешает «лапшу» на уши читателям, выдумывая некие аргументы и эдаким априори собирается доказать Бога. Допустим.
Все знают, насколько мир необъятен, обширен. Но(!), знаем ли мы абсолютно ВСЁ, что есть и проявляется каждую секунду в этом необъятном мире? Не чешите затылок – НЕ ЗНАЕТЕ! Даже в самом одном захудалом хутаришке, никто не знает, что в какой момент происходит в каком-то домике, сарае.
Вот именно поэтому, можно смело заявить, что АТЕИСТ – это неспособный, логически мыслить, а значит, глупый человек, будь он трижды или четырежды академик, профессор кислых или пресных щей. Без разницы.
***
Невозможно отрицать что-то, не ведая, не имея никакого понятия и знания об этом что-то – суть математической логики!
***
Было время в истории, когда никто в мире не знал, что или кто это ЧЕБУРАШКА. Когда он появился только, а информация о нём уже появилась, то одни ВЕРИЛИ, что ЧЕБУРАШКА существует, другие не верили. А уж про чайник Рассела, вообще молчу, ибо может некий чудик-астронавт уже давно взял в полёт его, а потом выбросил для великой хохмы в космическое пространство.
Исходя из вышеизложенного, становится понятней, что происходит в тот знаменательный, таинственный МОМЕНТ ВРЕМЕНИ.
Происходит работа (начало появления зародыша Вселенной) при помощи энергии (аргумента-Э), находящиеся в потенциале, но активировалась в кинетическую с помощью ЗАГАДОЧНОГО СЛОВА (Первый ЛОГОС) в аргументе-Р.
А так как это произошло, то следовательно аргумент-р есть ничто иное, как Абсолютное СОЗНАНИЕ, Тот самый Великий Разум, который воздействовал на, якобы, неведомую энергию.
Можно было конечно всё описать эту работу более подробней, о ЛОГОСАХ, и как это происходило, но вряд ли это может дать читающим внятного понимания, ибо это неописуемо сложно, даже учёным физикам. Этот процесс лучше один раз увидеть, чем сотни раз прочитать или услышать, какие-либо разъяснения.
Да, увидеть можно, но, для этого необходимо выйти (закончить) из стадии человечества, т.е., сойти с Колеса Сансары, стать, хотя бы для начала, Буддой.
Именно поэтому нигде и никто не описал подробно начало рождения Вселенной, но даны только некоторые эзотерические намёки на этот загадочный процесс.
Можно, конечно, ответить на многие каверзные вопросы, и даже на глупые, на подобие:
Если Бог Есть, то кто Его создал? А когда ответят этому глупцу, станет ли он после этого, хотя бы на йоту мудрее? Очень сомнительно.
Потому о начале сотворения Мира в 1-ой главе Бытия Библии было описано в сказочной (сокрытой в аллегориях) форме. Ибо подробное описание всё равно было бы не понятно и запутано, ещё сильнее для обычного обывателя, не изучивший теологию.
Простому человеку вообще не очень нужны все эти подробности, ему, для начала больше нужно общее понятие сути начала Бытия и дальнейшие его проведения, особенно о Вселенной и человечестве, о котором до сих пор все блуждают в своих невнятных домыслах.
Напоследок ещё немного про энергию.
Споры о проявлениях, изменяемости и неизменяемости, и прочих состояний энергии и сил, немного подробнее описывается Махатмами в письмах.
***


О МАТЕРИИ.
Для большинства это тайна за семью печатями.
Даже учёные впали в заблуждения, оттого и появляются гипотезы и ложные теории. Одна из них – Большой взрыв, при котором появляется, хазар-моментально, материя. Но, это не так просто, как думается. Всё куда намного сложней, и настолько сложно, что в здравом, якобы, уме, не вкладывается ни в какие рамки понимания. Даже если я и попытаюсь как-нибудь изложить экзотерически, т.е., понятным языком, многие воспримут за абракадабру сказочную.   

ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ?
Мате;рия (от лат. materia «вещество») — физическое вещество, в отличие от психического и духовного.
В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.
(Материя (Философия). Википедия).

Сказать так – значит ничего не сказать.
Кто в своей жизни увлекался фотографированием в далёком прошлом, ибо сегодня эта технология иная, поймёт меня.
Как быстро появляется изображение фотоснимка на фотобумаге в проявителе? Не сразу, а постепенно. И заметьте, это происходит без всяких взрывов, ни больших, ни маленьких, а тихо.
Почти так же, примерно, происходит и в Космосе, но, гораздо дольше. Проходят много миллионов лет, прежде чем появится физическая, видимая Вселенная, со звёздами, туманностями, планетами и прочими телами.
Ничто навечно не стабилизируется, что-то уничтожается, а что-то рождается новое. Глупо считать, что все эти процессы происходят стихийно, всем управляется Вселенским Разумом.
Некоторые буддисты, и им подобные считают материальными причинами мира объектов атомы земли, воды, света и воздуха. Но это не совсем верно.
Есть последователи учения санкхьи[1], которые считают:
   -----------------------
…что физические атомы не могут объяснить происхождения тончайших продуктов природы - таких, как ум, интеллект и Я - Поэтому, по мнению санкхьистов, следует искать нечто такое, что наряду с вещественными объектами. природы (такими, как земля и вода, деревья и моря) могло бы объяснить ее тончайшие произведения.
Все следствия порождаются деятельностью некоторой причины, содержащей в себе возможность их возникновения. Поэтому мир объектов, являющихся следствиями, должен содержаться в мировой причине.
Каждое следствие порождается своей причиной и в момент уничтожения снова превращается в нее. Иными словами, существующее следствие есть проявление причины, и, в конечном счете, оно снова растворяется в последней. Таким образом, отдельные объекты должны возникать из своих отдельных причин, а эти последние, в свою очередь, - из других общих причин, и так далее - до тех пор, пока мы не придем к первопричине мира. Напротив, во время разрушения физические элементы должны быть разложены на атомы, атомы - на различные энергии и так далее-до тех пор, пока все продукты не растворятся в необнаруживающейся вечной пракрити. Тем самым мы достигнем единой, неограниченной и необусловленной, всепроникающей основной причины мира, включающей все, кроме Я. Она есть вечная и недифференцированная причинная основа мира не-Я, которой представители санкхьи дают различные названия: пракрити, прадхана, авьякта и т.д.
Мы не должны выдумывать причину этой основной причины, ибо это привело бы нас к дурной бесконечности. Действительно, если должна быть причина пракрити, то должна быть и причина этой причины, и так далее - до бесконечности. Или если мы остановимся где-либо и скажем, что именно здесь лежит первопричина, то этой первопричиной и будет пракрити, которая определяется как высшая, основная причина мира. (Пракрити и гуны). https://studwood.net/1032799/filosofiya/prakriti_guny
   -----------------------------------

Как мы видим, что и эти мудрые товарищи, так же заблуждаются. Они не захотели, считая бессмысленностью, искать причину причин, чтобы не впасть в дурную бесконечность.
А впадать и не надо. Полагаю, что многим уже давно известно, что нет более иной ПЕРВОПРИЧИНЫ всего и всея Мира – это АБСОЛЮТ.
А никакая там пракрити, к тому же, ещё и дифференцированная. 


ПРОЦЕСС ПОЯВЛЕНИИ МАТЕРИИ.

Выявленная из Акаши[2], Мулапракрити[3] (Прадхана[4]), "Предвечная Матерь Рождающая", как чистая абстракция, дифференцируется только тогда, когда с течением времени трансформируется в Пракрити[5].

Первым продуктом прадханы (т.е. акаши) является махат[6] — мировой ум, "характерным свойством которого является буддхи[7]", а это не что иное, как Логос[8].

Дух и Материя (Пуруша[9] и Пракрити) есть суть два первичных аспекта Единого, не имеющего Второго.
Каждое из семи состояний Космической Материи образует свою особую Сферу, свой план или Мир.
Мириады первичных атомов в разном сочетании образуют Духо-Материю высочайшей или первой сферы, называемой "Миром Божественным" (Огненный Мир).

Потом Логос строит атомы второй сферы вокруг некоторых атомов первой сферы, образуя спиралевидные вихри из грубейших комбинаций той же сферы. Эти более грубые атомы образуют Космическую Материю второй сферы. Атомы следующих состояний Духо-Материи создаются аналогично атомам второй сферы.

Более подробная информация об этих двух наивысших Космических Сферах, не дана из-за сложности и недоступности пониманию человеческим разумом.
О следующих двух сферах, известно лишь то, что третья сфера называется Миром Духа или Нирваны, а четвёртая – Миром Блаженства или Интуиции.
Намного больше известно о пятой и шестой сферах.
эти сферы (планы) доступны человеку.
Пятая сфера – Мир Мысли, Ума, а шестая – Мир Тонкий, Мир Чувств, Желаний, Эмоций.
Последняя сфера седьмая – это Мир Плотный, Грубый, наш физический мир.
Сознание Логоса проявляется как род энергии, вибрации; всё основывается на вибрациях. Вселенная состоит из вибраций Божественной Жизни. Вся материя пронизана ею.
По реальности/иллюзорности, а также по вибрации, все эти семь сфер, миров, имеют различия.
Абсолютной Реальностью обладает только АБСОЛЮТ. А Его вибрации, непостижимо высоки.
Мир Божественный является самой истинной реальностью и высшей вибрацией по сравнению с низшими мирами. По мере снисхождения вниз по мирам, реальность снижается, иллюзорность усиливается.
Наш физический мир является истинной иллюзией.
Почему так?
Потому что, чем ниже сфера (мир), тем больше число покровов обладают его атомы – однородные единицы, оживлённые жизнью Логоса.
Нечто похожее на это есть аналогия:
Допустим, в каком-то промежутке во времени жизни происходит некое событие, и мы считаем, что это всё реально, как у АБСОЛЮТА (Бога). Киностудия это событие засняла на камеру. Появилось кино на плёнке. Это называется ПРОЕКЦИЯ реальности на плёнку.
Отправили фильм в кинотеатр, и с помощью кинопроектора зрители увидели на экране то событие, которое было в реальности.
Это называется вторичная ПРОЕКЦИЯ или ПРОЕКЦИЯ ПРОЕКЦИИ. Или копия копии. Известно, чем больше копируем копии от копий, тем ниже качество. То есть, при нескольких проекций реальностей, оно становится иллюзорнее.
и показано на экране зрителям, то то-что на экране видим – это физический мир, иллюзия.
Зарождение жизни начинается с Абсолютного. С помощью Логоса происходит проекция в Мир Божественный. С Мира Божественного происходит проекция на Мир Ментальный (Мир Разума). С Ментального Мира идёт проекция на Астральный Мир. И только с Астрального Мира идёт последняя проекция на Мир Физический, ставший иллюзией.   

Слово "Духо-Материя" говорит о том, что в мире нет такой вещи, как "мёртвая материя". Вся материя живёт, тончайшие частицы её суть жизни. Нет духа без материи и нет материи без духа. То и другое соединено вместе на протяжении всей жизни. Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением жизни. Дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой.
Даже Логос, Верховный Владыка Жизни, когда проявляется, облекается во Вселенную, которая служит для Него формой. То же самое повторяется везде вплоть до мельчайшего атома.
      После того, как построены атомы каждой из семи Космических Сфер, Логос создаёт в них подразделения ("подпланы"), которых в каждой сфере – семь.
Видя множество разновидностей миров, многие читатели могут запутаться в количестве этих миров. Сколько их на самом деле?
Всего во Вселенной три Мира: Мир Огненный, Мир Тонкий и Мир Плотный (физический).
Мир Тонкий – Астральный Мир, Мир чувств, желаний и эмоций.
Мир Огненный, он же Божественный, он же Мир Ментальный (Мир Разума). Просто эти два мира состоят из семи областей, а каждая область состоит тоже из семи областей. Итого – 49.
Вот в эти области и попадают души землян после смерти физического тела, в зависимости от резонанса вибраций души с данной областью Мира.
                ***********************


СНОСКИ:
   ==================================================
[1] Санкхья, самкхья (санскр. ;;;;;;, IAST: sa;khy; — «перечисление») — философия индийского дуализма, основанная Капелей. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
[2] АКАША (Санскр.) Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая всё пространство; изначальная субстанция, ошибочно отождествленная с Эфиром.
 Но она относится к Эфиру так же, как Дух к Материи, или Атма к Кама-рупе. Фактически, она является Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной в её вечно изменяющихся аспектах на планах материи и объективности, и из которого излучается Первый Логос, или выраженная мысль. Это причина тому, почему в Пуранах указано, что Акаша имеет лишь один характерный признак, а именно, звук, ибо звук есть ничто иное, как переведённый символ Логоса - "Речи" в её мистическом смысле. В том же жертвоприношении ("Джьетиштома Агништома") она названа "Богом Акашей". В этих жертвенных мистериях Акаша есть все-управляющий и всемогущий Дэва, играющий роль Садасьи, управляющего магическими эффектами религиозного действия, и тот имел своего особого Хотри (жреца) в древности, носившего его имя. Акаша является необходимым посредником каждого Критья (магического действия) - религиозного или мирского. Выражение "возбудить Браму" означает возбудить силу, которая сокрыта в основе каждого магического действия; ведийские жертвоприношения фактически есть ничто иное, как церемониальная магия. Эта сила есть Акаша - в другом аспекте, Кундалини - оккультное электричество; в одном смысле - алкахест алхимиков или универсальный растворитель; анима мунди на высшем плане, - астральный свет на низшем. "В момент жертвоприношения жрец наполняется духом Брамы - временно становится самим Брамой." 
https://ru.teopedia.org/hpb/Акаша  Теософский словарь

[3] МУЛАПРАКРИТИ (Санскр.) Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип - недифференцированная субстанция. Акаша. Буквально - "корень Природы", (Пракрити) или Материи. МулаПранкрити, будучи аспектом Парабрамана (Абсолюта), вечна и существует также во времени Пралайи. Эта "растворенная" материя - невообразимо разряженная субстанция. Из нее создаются все виды Космической Материи - от тончайшего до самого грубого.
[4] ПРАДХАНА (Санскр.) Недифференцированная субстанция, также, и в других школах, называемая - Акаша; и Мулапракрити или Корень Материи ведантистов. Короче говоря, Первичная Материя.

Теперь, что есть Прадхана, если не Мулапракрити, Корень Всего в ином аспекте? Ибо, хотя и говорится далее, что Прадхана погружается в Божество, как и всё остальное, чтоб остался лишь Единый Абсолют на протяжении Пралайи, тем не менее, она рассматривается, как беспредельная и бессмертная. Буквальный перевод гласит: «Единый Прадханика Брама Дух! ТО было». И комментатор толкует сложный термин, как существительное, но не как производное слово, употреблённое, как определительное, т.е., как нечто «объединенное с Прадхана».
Кроме того, надо отметить, что система пураническая является дуалистичной, не эволюционирующей и что в этом отношении, с эзотерической точки зрения, будет найдено гораздо больше в Санкхья и даже в Манава-Дхарма-Шастра несмотря на то, что последняя очень разнится от первой. Следовательно Прадхана, даже в Пуранах, является аспектом Парабрамана, не эволюцией его, и должна быть тем же, что и Мулапракрити Веданты.
Прадхана, неизменяемая Материя, – то есть, первая форма Пракрити или материальная, видимая, как и невидимая Природа, – и Пуруша-Дух вечно едины; и они суть Нирупадхи, без привходящих качеств или атрибутов только в течение Пралайи и когда они за пределами каких бы то ни было планов сознательного существования.
Прадхана – только другое название для Мулапракрити.

[5] ПРАКРИТИ (Санскр.) Природа вообще, природа как противоположность Пуруши - духовной природы и Духа, которые вместе являются "двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества".
Пракрити в своём первичном состоянии есть Акаша». Это почти абстрактная Природа. Акаша, следовательно, есть Прадхана в иной форме и, как таковая, не может быть Эфиром, вечно-невидимым посредником, за которым ухаживает даже физическая наука. Также она не есть Астральный Свет. Как сказано, она есть нумен семеричной дифференцированной Пракрити – вечно непорочная «Матерь» Сына, неимеющего Отца, становящегося «Отцом» на низшем проявленном плане. Ибо Махат есть первый продукт Прадханы или Акаши; и Махат, Мировой Разум, «характерное свойство которого есть Буддхи» – ничто иное, как Логос, ибо его называют Ишвара, Брама, Бхава и так далее. Короче говоря, он есть «Создатель» или Божественный Ум в творческой деятельности, «Причина всех вещей». Он есть «Перворожденный», о ком Пураны говорят нам, что «Земля и Махат суть внутренние и внешние пределы Вселенной» или, на нашем языке, отрицательный и положительный полюсы дуалистической Природы (абстрактной и конкретной), ибо Пураны добавляют:
«Таким образом – так же, как и семь форм (принципов) Пракрити исчислялись от Махата до Земли – так же и во время (элементного) разложения (пратьяхара) эти семь последовательно вновь вступают один в другого. Яйцо Брамы (Сарва-Мандала) разлагается с его семью зонами (Двипа), семью океанами, семью областями и так далее...»
ВОПРОС — Какой аспект Пространства или Непознаваемого Божества, который в Ведах называется "Тот" и который упоминается далее, является "Предвечной Матерью Рождающей"?
ОТВЕТ — Это Мулапракрити ведантистов, Свабхават буддистов, или то самое андрогинное нечто, о котором мы говорим и которое дифференцируется и не дифференцируется. В своём первом принципе это чистая абстракция, которая дифференцируется только тогда, когда с течением времени трансформируется в Пракрити. Из человеческих принципов она соответствует Буддхи, тогда как Атма соответствует Парабраману, Манас — Махату и т. д.
 
[6] МАХАТ (Санскр.) Букв., "Великий". Первый принцип Всемирного Разума и Сознания. В пуранической философии - первый продукт первоприроды или Прадханы (то же, что Мулапракрити); создатель Манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эгоизма или чувства "я есмь я" (в низшем Манасе).
Махат есть первый продукт Прадханы или Акаши
принцип Махат или Интеллект, «Всемирный Разум» (дословно «Великий»), который Эзотерическая Философия объясняет, как «Проявленное Всеведение» – первый продукт «Прадханы, изначальной Материи», как утверждает Вишну Пурана
 
[7] Буддхи — санскритский термин, понятие в индийской философии, обозначающее разум, интеллектуально-волевое начало. Один из элементов «внутреннего органа» антахкараны. (Википедия).
Буддхи (Санскр.) Вселенская Душа (Анима Мунди (Anima Mundi) или Разум. Махабуддхи есть название Махата (см. "Алайа"); также духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически - седьмой.
«Бодха» означает врождённое обладание божественным разумом или пониманием; Будда – овладение этим личными усилиями и заслугами, тогда как Будхи есть способность познавания, канал, через который божественное знание достигает Эго, распознавание добра и зла, также божественная совесть и Духовная Душа, являющаяся проводником для Атма (Духа). «Когда Буддхи поглощает наш Эготизм (уничтожает его) со всеми его Викара, Авалокитешвара становится уявленным нам, и Нирвана или Мукти достигнута». Мукти то же, что и Нирвана, освобождение от тенет Майи или Иллюзии. Бодхи есть также наименование особого состояния транса, называемого Самадхи, во время которого субъект достигает высшую степень духовного знания.
[8] ЛОГОС (Греч.) Проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как "Глагол" и "Слово", в ее метафизическом смысле.
Источник:Теософский словарь
1. АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабраман ведантистов или Единая Реальность, «Сат», являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.
2. Первый Логос: Безличный, и в философии – Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть «Первопричина», «Бессознательное» европейских пантеистов.
3. Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; «Всемирный Дух», Пуруша и Пракрити.
4. Третий Логос: Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Нумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Маха-Буддхи.
ЕДИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной.


[9] ПУРУША (Санскр.) "Человек", небесный человек. В другом аспекте - Дух, то же, что Нараяна. "Духовное Я."
Вопрос 7. Должны ли мы понимать Пуруша как другое название пространства, или как нечто иное, занимающее каждую частицу Пространства?
Ответ. То же самое. Сваямбху занимает каждую частицу Пространства, которое само беспредельно и вечно, потому должен быть пространством в одном смысле. Сваямбу становится Пуруша, когда соприкасается с материей.
Источник: Письма Махатм, письмо 150 (Самара)
СВАЯМБХУ (Санскр.) Метафизический и философский термин, означающий "спонтанно само-порожденный" или "само-сущее существо". Эпитет Брамы. Сваямбхува также является именем первого Ману.
Источник: ЕПБ - Теософский словарь
НАРАЯНА (Санскр.) «Движущийся над Водами» пространства; титул Вишну в его аспекте Святого Духа, движущегося над Водами Творения. (См. «Ману», кн. II.) В эзотерическом символизме это означает первичное проявление принципа жизни, распространяющегося в беспредельном Пространстве.
Источник: ЕПБ - Теософский словарь
Для чувств и понимания конечных существ «ТО» есть «небытие» в том смысле, что оно является ЕДИНЫМ БЫТИЕМ; ибо в этом ВСЁМ сокрыта извечная и присущая ему эманация или свойственная ему лученосность, которая, становясь периодически Брамою (Двуполою Силою), развёртывается в проявленную Вселенную. «Нараяна, движимый над (абстрактными) Водами Пространства», превращается в Воды конкретной субстанции, движимой им, и становится теперь проявленным Словом Логоса.
Источник: ЕПБ ТД, т.1, гл.Пролог
ЛАЙА или Лайам (Санскр.) От корня Ли, "исчезать, разлагаться", точка равновесия (нулевая точка) в физике и химии. В оккультизме - точка, в которой вещество становится однородным и неспособным взаимодействовать или дифференцироваться.
Источник:Теософский словарь

  ===================================================== 
Вся информация, изложенная в СНОСКАХ, взята дословно из ТД.
Автором является ЕПБ.


Рецензии
За АКАШУ (в сн.2) спасибо. Я в книге отождествил ее с эфиром-ошибся, однако.

Рафик Надеев   15.08.2023 12:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.