Блок. Итальянские стихи. Краткое содержание
Конспект
1. «Равенна» – пейзаж совсем нового мира, где столько солнца, древностей, могил;
2. «Почиет в мире Теодорих…» – сравнение себя с Дантом (то есть, как тот возвеличил Биче), Теодорихом (и его возвеличенной Галлой) (“как я пред тобой [перед ними] ничтожен”);
3. «Девушка из Spoleto» – на городской девушке отсвет лика Марии;
4. «С ней уходил я в море…» – в смешение образов Венеции и венецианки вплетается уставший нести свой крест Христос;
5. «Холодный ветер от лагуны…» – на площади св. Марка плясунья Саломея несет блюдо с головой то ли Иоанна Крестителя, то ли поэта;
6. «Слабеет жизни гул упорный…» – из путаницы мечтаний о перерожденьях – прошлых, будущих – волна возвратного прилива бросает его в чёрную ночь настоящего;
7. «Перуджия» – под древней фреской реальная итальянка назначает свидание;
8. «Умри, Флоренция, Иуда…» – центральная площадь, проклятие городу, предавшему свое прошлое во имя пошлого настоящего;
9. «Флоренция, ты ирис нежный…» – отдохновение в гостинице на его окраине;
10. «Страстью длинной, безмятежной…» – наслаждение тишиной, разнеживающим зноем юга;
11. «Жгут раскаленные камни…» – но и сюда прорвалось лоскуты «черного неба»;
12. «Окна ложные на; небе черном…» – он снова на площади Синьории, в небе над которым – тринадцать «черных окон»;
13. «Под зноем флорентийской лени…» – вздох: из живого ему осталось только искусство;
14. «Голубоватым дымом…» – окончательно проясняется, что Флоренция – всего лишь один их кварталов всемирного града;
15. «Вот девушка, едва развившись…» – разнеживающая жара и молоденькая девушка, не краснея глядит в глаза герою “непостижимо черным взглядом”;
16. «Madonna Da Settignano» – встреча с мадонной на долгом, на огромном подъеме;
17. «Фьезоле» – взгляд с высоты нагорного Фьезоле вниз, где напоминает о себе Флоренция;
18. «Сиена» – в лукавой Сиене «коварные мадонны щурят длинные глаза»;
19. «Сиенский собор» – знакомый ад, просвечивающий сквозь граффити Сиенского собора;
20. «Искусство — ноша на плечах…» – да, искусство – тяжкая ноша, но острота чувств, воспитуемая им, дает мгновения сладкого утешения;
21. «Глаза, опущенные скромно…» – монахи и миряне своими молитвами надругиваются над Марией, и только поэт видит «твой необычайный, немеркнущий, Мария, свет»;
22. «Благовещение» – художник подсматривает страстное свидание Марии и Гавриила;
23. «Успение» – бытовое, лишённое всякого мистического трепета описание смерти богородицы – даже архангел в нем “старый”.
24. «Эпитафия Фра Филиппо Липпи» – художник – этот тот, кто “…набожных души умел – голосом бога смутить”.
Краткое содержание
1-7 – опалённая солнцем земля, у которой своя древность, слава, свои герои, которая своим искусством постоянно напоминает о Христе и… Марии;
8-15 – черные камни мостовых, черные окна в небе Флоренции, черные глаза её женщин – да это все лишь ещё один квартал его всемирного града!
16 – герой вдруг “прояснившимся взором” вдруг понимает, что Мария в этой “чужой стороне” не так уж отличается от его Марии;
17-19 – воспоминание об иуде-Флоренции, любование “коварными мадоннами” и “знакомым адом”, просвечивающим сквозь христианские мотивы фресок, и осознание, что…
20 – ...искусство – …
21-23 – … это лишь отображение вечного сюжета: теург пытается из простой женщины сотворить божество;
24 – спокойная констатация равенства художника и бога:
…голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе.
То есть поначалу Италия поразила Блока инаковостью, наглядной – на ощупь! – древностью, жарой, растущим по полям виноградом, но постепенно осозналось, что всё это – лишь ещё один квартал его “родного” всемирного града.
А Мария… Напомню, что Мария – это имя женщины антитезы, имя героини его пьесы "Незнакомка" в том числе:
«…Все это бросает господин их в горнило своего художественного творчества и, наконец, при помощи заклинаний, добывает искомое – себе самому на диво и на потеху; искомое – красавица кукла.
…Это – венец антитезы.
…Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено.»
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»
Его Мария – это то, что он добыл своим художественным творчеством. И это то, что после этого проявилось вдруг в реальной жизни:
«
Блок зашел по обыкновению к нам в уборную. Когда кончился антракт, мы пошли проводить его до лестницы. Он спустился вниз, Волохова осталась стоять наверху и посмотрела ему вслед. Вдруг Александр Александрович обернулся, сделал несколько нерешительных шагов к ней, потом опять отпрянул и, наконец, поднявшись на первые ступени лестницы, сказал смущенно и торжественно, что теперь, сию минуту, он понял, что означало его предчувствие, его смятение последних месяцев. «Я только что увидел это в ваших глазах, только сейчас осознал, что это именно они и ничто другое заставляют меня приходить в театр.
…Блок преобразился, но теперь он и Н. Н. Волохову обрек на снежность, на отчуждение от всего жизненного. Он рвал всякую связь ее с людьми и землею, говорил, что она «явилась», а не просто родилась, как все, явилась как комета, как падучая звезда. «Вы звезда, ваше имя Мария», — говорил он.»
Веригина В.П. Воспоминания
»
И глядя на бесконечные сюжеты с Богородицей, он внезапно (в Da Settignano, я думаю) осознал единство сюжета христианского и своего личного времен «тома I», времен «тезы», когда и он, как Гавриил, пытался донести до своей «Девы, Зари, Купины» благую весть.
Но у него не вышло.
А осталось только “искусство”.
Свидетельство о публикации №223032101044