Православие цвета хаки

Перестройка в СССР поначалу  оживила надежды на перемены к лучшему.
Эмоции подогревались, бурлили и опьяняли  так, будто вот-вот взойдёт «звезда пленительного счастья».
А потом в лексиконе СМИ появился термин «шоковая терапия»…   
                Практическое возрождение церкви одни воспринимали доброжелательно и с любопытством, другие настороженно и с недоверием, помня о том, что «религия – опиум  народа». Служители церкви в своих проповедях стали смело обличать  пороки советской эпохи и  перестройки. Стали обостряться предчувствия последнего времени.
       Для одних россиян, которые ещё по инерции оставались советскими, такие проповеди звучали свежо и смело. Другие к ним относились недоверчиво уже потому, что они исходили от церкви, которая  не могла себя спасти в годы гонений, а тут вдруг взялась спасать Россию.
     Трансляции церковных служб по телевизору прибавляли церкви авторитета, но и настораживали: надолго ли, всерьёз ли зазвучала снова «симфония» власти и церкви?
Не уподобится ли церковь ряженым казакам, которые всюду стали мелькать, как символ возрождения традиций?
  Праздничные послания патриарха    не отвечали   на злободневные вопросы, которые уже созревали у россиян. 
              На их фоне  брошюра  «Битва за Россию», содержащая в себе несколько проповедей митрополита С.Петербургского и Ладожского Иоанна, выглядела сенсацией.
В них он  даёт оценку политической ситуации и пытается ответить на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Основные тезисы брошюры: 
- «Опошлено и изгажено всё, что можно».
- «Антихрист как реальная политическая возможность наших дней уже не вызывает сомнений».
- «Экономика повержена, армия деморализована, власть утратила свой авторитет. И это цена вхождения в «мировое сообщество»? Не дороговато ли?»
               
                После сиропа типовых проповедей о прочитанном на службе Евангелии, такие тезисы кажутся и революционными, и «подстрекательскими». Но до конкретных призывов и, тем более, действий дело не дошло. У проектов спасения России в то время было  одно слабое звено: наивная вера в то, что власть не ведает, что творит, и ждёт, кто бы ей подсказал, что делать.
Парадоксально и неожиданно  звучало утверждение о том, что
«В этом водовороте разрушения, где всё, казалось бы, должно погибнуть и распасться, - Церковь крепнет день ото дня».
Почему же это так получается: вокруг всё рушится, а церковь крепнет?
Почему города, заводы, деревни исчезают, а церкви возрождаются и строятся?
Если церковь крепнет, почему же она не остановит «водоворот разрушения»?
Может быть,  она спасает только себя?

Многие россияне в этой брошюре митрополита Иоанна впервые услышали о  зловещих «Протоколах сионских мудрецов»:
 «Ни один документ не вызывал …столь яростных споров…
Подлинны документы или нет,  но 80 последних лет, прошедших после их опубликования, дают обильный материал для размышления, ибо мировая история, словно повинуясь приказу невидимого диктатора, покорно прокладывала своё прихотливое русло в удивительном, детальном соответствии с планом, изложенном на их страницах»
            Не отрицая силы воздействия этой книги на общественное мнение – и не только в нашей стране – исследователи ещё в прошлом веке пришли к выводу о том, что она представляет собой искусную фальсификацию. Даже американский олигарх Форд покаялся, что принял «протоколы» за чистую монету.
Но как же объяснить «детальное соответствие с планом», которое, действительно, имеет место быть?
И, главное, почему власть современной России, уже зная о разрушительной силе книги и планов, описанных в ней, ничего не могла предпринять против них?
Рассуждения на эту тему не приветствуются, потому что граничат  с провоцированием национального вопроса.
Митрополит Иоанн тоже не добавил никакой конкретики по этим вопросам,  кроме упоминания о масонстве и политической ширме, «за которой скрывается дьявольский оскал жесточайшей антихристианской диктатуры».
             В брошюре  предлагается  некий план борьбы за Россию, но он прозвучал  не убедительно ни для мирян, ни для властей.

«Что же заставляет нас безропотно, порою безвольно мириться с происходящим?» - спрашивает владыка Иоанн.
И отвечает: «Мы боимся поверить, что всё происходящее с нами …не есть случайность или прихоть капризной истории, но целенаправленная попытка разрушить Россию любой ценой».
           Нет спора с тем, что такие попытки «разрушить Россию» были.
Но есть сомнения в том, что «всё происходящее с нами» - это следствие этих попыток.
Может быть, в чём-то мы и сами виноваты?  Может быть, в этой вине есть лепта и самой РПЦ?
Разве не её стараниями церковь становится учреждением оказания услуг по раздаче «благодати таинств» под церковные песнопения?
… «Церковь земная… – есть церковь воинствующая, а поприще земной жизни  - место брани и подвига» - пишет владыка Иоанн.
 Ельцин, уходя, завещал: «Спасайте Россию!», правда, не сказав, от чего или от  кого.
Митрополит Иоанн тоже призывал её спасать. И указал от кого: от Запада.
   Но в то время Россия маленькими шажками шла в мировое сообщество, и до полного вхождения, казалось, было уже рукой подать…
А в наши дни проповедь о «Битве за Россию»  пришлась бы очень кстати. Она была бы полным оправданием политики противостояния Западу.
Вл. Иоанн цитирует любимого философа В.Путина, И.Ильина:
«Когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит  во всероссийский хаос лозунг «народы большой России – расчленяйтесь!», то откроются две возможности: Или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмёт в свои крепкие руки бразды правления, …пресекая всякие сепаратистские движения в стране.
Или …в стране начнётся непредставимый хаос… погромов, безработицы, голода, холода и безвластия..».
Крепкие руки диктатуры страна чувствует. - Сила есть…
Но в её разумности  и, даже, в её благонамеренности нет полной уверенности у многих россиян.

Один из главных выводов брошюры:
«Запад как был, так и остался главнейшим противником России».
Это было сказано в 1993 году, когда Запад называли нашим партнёром, а его инвестиции  называли основой развития страны.
Получается, что отечество не узнало своего пророка? Собчак даже на похороны владыки Иоанна не пришёл, хотя, был свидетелем последних минут его жизни.

 «Что же нам делать? Как быть?» - спрашивает вл.Иоанн.
И отвечает:  «Вернуться к здоровой имперской практике…
В нынешнем ослабленном состоянии для русского народа неприемлемы, более того – очень опасны любые лозунги, любые программы, предполагающие включение его в какие бы то ни было внешнеполитические действия, не диктуемые крайней необходимостью.  Даже в том случае, когда это маскируется громогласной патриотической риторикой, надо научиться отличать действительную пользу России от попыток втянуть её в изнуряющую гонку ради достижения очередного «светлого» будущего».
                О «громогласной риторике» сильно и смело сказано. Урок  «изнуряющей гонки» дался стране большой ценой.
Нам уже целый год внушают, что  «имперская практика» диктуется «крайней необходимостью».
А вл. Иоанн настаивает: «Важнее всего для нас сейчас – разобраться в собственном доме».
С этой  мыслью он и в наши дни был бы не удобен для власти страны.
Он призывает активно содействовать  «постепенному  добровольному возврату Украины и Белоруссии в состав единой державы».
- Ни  постепенности, ни  добровольности в новой «имперской практике» не наблюдается.

Планы «сионских мудрецов»   часто упоминают отъявленные патриоты, как причину всех бед вообще, и  враждебности Запада в частности.
А патриарх Кирилл сказал, что о подобных планах ему ничего не известно. На высшем государственном  уровне эти «планы» тоже нигде не фигурируют.
Митрополит Иоанн возвысил свой голос явно против ветра и «руководящей линии».
Это было самоотверженно или легкомысленно? Прямого призыва к беспощадному бунту за Россию не было, но при каких-то условиях призыв к «Битве за Россию» мог стать искрой.
 
Через 30 лет после того призыва  политика России в отношении Запада сделала резкий разворот:
тезис «Запад – враг России» стал основой политики.
И патриарх, и президент страны увидели, «что всё происходящее с нами … целенаправленная попытка разрушить Россию любой ценой».
 «Как быть?» - восклицает митрополит Иоанн из прошлого века.
И отвечает:  «Пора, наконец, очнуться от спячки».
В такой риторической, неконкретной  форме призыв «очнуться» не нашёл отклика.
Брошюра «Битва за Россию» была напечатана в июле 1993 года.
 А в октябре власть ответила всем, кто спрашивал «Что делать?» и «Как быть?» расстрелом здания Верховного Совета из танков.
Было выпущено ровно 12 снарядов, по числу апостолов…

Сегодня церковь  стала не столько воинствующей, сколько  воинственной: свидетельством  и символом милитаризации православия  стал  новый подмосковный храм цвета хаки.
Как символ зла, в музее рядом с ним хранится фуражка Гитлера.
Слова философа Ильина о России иногда вспоминает президент. Он ими руководствуется.
Слово о «Битве за Россию» митрополита Иоанна  руководящим документом не стало.
Россия пока не поняла, сожалеть ей об этом или радоваться.
Не поняла, гордиться ей тем, что она смирилась с множеством  унижений, но не соблазнилась на «беспощадный бунт», или стыдиться того, что смалодушничала и не могла за себя постоять.
Его мысль о том, что  «Важнее всего для нас сейчас – разобраться в собственном доме», фактически, признана несвоевременной.
Энергию  патриотизма направили на Украину, назначенную быть  полем битвы и с Западом, и с антихристом.  Победа над ними обещает стать реваншем за сокрушительное поражение в холодной войне и за все обиды перестроечных лет.
И патриарх, и президент напомнили россиянам, что нет больше той любви, как жизнь свою отдать «за друзей своих».  И редко кто подозревает в этом «громогласную риторику».
А  одной певице даже показалось, что они говорят народу:
«Мы научим тебя, сука, родину любить,
Ежедневно причащаться и молиться»… 


Рецензии
Геннадий, к сожалению историю делают не священнослужители, а совсем другие люди с порой самыми разнообразными интересами. Пока что нет никого, кто думал бы о самой России, об её экономике, о том, как справиться с безработицей. Всё-то мы отвлекаемся.

Ольга Зайцева 7   22.03.2023 17:58     Заявить о нарушении
Думать о России не всем по силам и полезно. А опасаться тех, кто только говорит, что о ней думает, желательно всем.

Геннадий Гаврилов   22.03.2023 21:57   Заявить о нарушении
Это точно!

Ольга Зайцева 7   23.03.2023 10:28   Заявить о нарушении
Уважаемый Автор,а как вычленить тех,кто хорошо говорит о России,но это не есть правда? Они чаще моргают глазами или облизывают губы или руки у них трясутся?
Смею напомнить,что субъективизм - оценка в зависимости от личных настроений,
лишь объективизм есть бесстрастность оценки,в том числе и действительности
нас окружающей.
P.S.Не сердитесь,я скучаю вне Вашего внимания...

Марина Троицкая   31.03.2023 02:25   Заявить о нарушении
Марине: А на что сердиться? - Вполне деловой вопрос.И ответить не просто.
Но здесь речь о первом шаге: само критическое отношение должно стать нормой, а не приметой "ереси" или "непатриотизма".
А когда целенаправленно создаются условия не благоприятные для разномыслия - это уже примета чего-то недоброго.

Геннадий Гаврилов   31.03.2023 07:32   Заявить о нарушении
\Энергию патриотизма направили на Украину, назначенную быть полем битвы и с Западом, и с антихристом\ С чего НАЧИНАЮТСЯ войны?
Со старого, как мир, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО приёма. Сначала надо СЛОВЕСНО изгнать оппонента... из рода ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.
Потом, не просто его УБИТЬ, нарушая Заповедь, а благословясь - ОЧИСТИТЬ от него Землю.
Так что война начинается задолго до первого выстрела... с ПРИРИСОВЫВАНИЯ оппонентам - рожек! (написано в 2013 году)

Пётр Билык   01.04.2023 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.