О гордости

     В современном мире гордость нередко считается не грехом, а достоинством. Этаким здоровым и в меру ( а в меру все хорошо) самолюбием. Выступая перед народом, с экранов телевизоров от официальных лиц и не очень, слышим, что они испытывают гордость (разумеется со всеми нами) за нашу Родину, за наше доблестное воинство, за внедрение новых методов работы и производств. Короче, гордость можно испытывать по любому поводу. В частности, родители говорят ребёнку, сдавшему хорошо ЭГЭ, или спасшего котёнка из реки, что они гордятся им. Гордиться собой может любой человек, выполнивший какое-нибудь трудное поручение начальства, чего-нибудь изобретший, или написавший книгу. Даже вынесший мусор из дома (квартиры) имеет право горделиво хлопнуть себя пяткой в грудь. Превосходной степенью гордости является гордыня. Это, например, когда девушка, собираясь на свидание и, наводя марафет, думает: "Всё люди как люди, а я богиня!"
    
     А что же говорят о таком безобидном, на первый взгляд, чувстве Святые Отцы?

     Первый шаг на дороге гордости есть самоценность, скрытое чувство, что я нечто, а не ничто (Феофан Затворник).

     Бог гордым противится (Иак. 4:6).

     Гордость, как надутый шар, который лопается от одного прикосновения иглы. От малейшего укола гордость превращается в отчаяние (Николай Сербский).

     Всё происходит от гордости. Это главный наш источник всех наших грехов, зол и бедствий (Макарий Оптинский).

     Разве есть благородная гордость? Её нет, а есть только одна гордость бесовская (Моисей Оптинский).

     Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору (Иоанн Златоуст).

     Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех – гордость (Антоний Великий) .
    
     Самой глубокой и в то же время самой "тонкой", незаметно болезнью нашей души является страсть гордости.
Гордость по справедливости называют матерью всякого зла. Ею пал один из высших херувимов – Денница, ставший сатаной. Гордостью лишились райского состояния Адам и Ева. Из гордости произошло всё множество грехов и страстей – чревоугодие, блуд, жадность, тщеславие, ненависть, зависть, уныние и многие другие, через которые духи зла легко управляют людьми и порабощают их.
    


Рецензии
Здравствуйте, Эдуард!
Вы всё верно описали в вашем небольшом эссе, остаётся только добавить пару штрихов и впечатлений.
Мне кажется, понятие "нечто" - это ограничение, а "ничто" - бесконечность, беспредельность. Может быть, люди ограничивают себя потому, что выйти за рамки страшно? Ведь никто не знает, что там.
Помню, дочери исполнился год, и мы стали посещать детскую площадку.
Если честно, общество пьющих мужчин, выражающихся культурно матом, мне милее, чем общество мамаш с их отпрысками.
При столкновении сразу же поток - а моя дочь - условно говоря - родилась с интеллектом 185 - но я нашла способ, как прекратить эти речи. Выслушав, просто говорила: "А у меня обычный ребёнок".
А как вы думаете, хвалиться это тоже плохо?
С уважением,
P.S. А "яжематери" мне всё же достали... Да сильно... http://designall.ucoz.ru/publ/proza/marija_rajner/jazhemat/46-1-0-309

Мария Райнер-Джотто   01.01.2024 06:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Маша! Да, я думаю, что хвалить и хвалиться плохо. Но это лично для меня. Я сразу начинаю внутренне тщеславиться, превозноситься над другими людьми, посмеиваться над ними, обижать, осуждать. Гордость моя раздувает я в гордыню. И Господу ничего не остаётся, как смиряться меня падением в различные грехи. И начинается ад в моей голове. Иногда это ад выходит в реальность и перекидывается на других людей. Тогда я сам себе не рад, и другим кричу: прячьтесь, разбегайтесь...

А вот, что плохо для вас и хорошо, я не знаю. Один Господь ведает.

Эдуард Тубакин   01.01.2024 07:09   Заявить о нарушении
Ну не знаю насчёт хвалить...
Вот меня очень мало хвалили близкие люди (кроме бабушки). Пол помою, а мне "А почему под кроватью не тщательно пыль собрала?" А бабушка говорила: "Мне тебя Бог послал, я-то уже и согнуться не могу".
Просто в первом случае я больше особо не старалась - всё равно найдут изъяны - так зачем стараться? Им и - как в сказке про царевну-Лягушку - и обычный хлеб сойдёт.
А для бабушки хотелось горы свернуть. Она вроде и не хвалила, но давала понять, что я чего-то стою.
И - я не прилагаю усилий там, где их не ценят. А это, наверное, уже гордыня...

Мария Райнер-Джотто   01.01.2024 07:34   Заявить о нарушении
Цитирую: И - я не прилагаю усилий там, где их не ценят. А это, наверное, уже гордыня...

Господь управит, Маша. Мы все должны быть спасены и приведены ко Господу. Верим, не верим, хотим, не хотим. Только уж очень упрямые и злые люди, пожалуй, не спасутся, и то, только потому, что сами не захотели. Хотя, пока они живы в этой жизни и у них есть шанс. Господь никого от Себя не отталкивает.

Эдуард Тубакин   01.01.2024 07:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.