Блок. Друзьям. Прочтение

Друзьям




                Молчите, проклятые струны!
                А. Майков

 

                Друг другу мы тайно враждебны,
                Завистливы, глухи, чужды,
                А как бы и жить и работать,
                Не зная извечной вражды!
 
                Что; делать! Ведь каждый старался
                Свой собственный дом отравить,
                Все стены пропитаны ядом,
                И негде главы приклонить!
 
                Что; делать! Изверившись в счастье,
                От смеху мы сходим с ума
                И, пьяные, с улицы смотрим,
                Как рушатся наши дома!
 
                Предатели в жизни и дружбе,
                Пустых расточители слов,
                Что; делать! Мы путь расчищаем
                Для наших далеких сынов!
 
                Когда под забором в крапиве
                Несчастные кости сгниют,
                Какой-нибудь поздний историк
                Напишет внушительный труд…
 
                Вот только замучит, проклятый,
                Ни в чем не повинных ребят
                Годами рожденья и смерти
                И ворохом скверных цитат…
 
                Печальная доля – так сложно,
                Так трудно и празднично жить,
                И стать достояньем доцента,
                И критиков новых плодить…
 
                Зарыться бы в свежем бурьяне,
                Забыться бы сном навсегда!
                Молчите, проклятые книги!
                Я вас не писал никогда!
                24 июля 1908






Да, это реальность… Добавлю “скверных цитат”.
Ал. Блок «Записная книжка сорок восьмая (Март — июль 1916)»:
     «С “литературой” связи я не имею и горжусь этим. То, что я сделал подлинного, сделано мною независимо, т. е. я зависел только от неслучайного.»

Ал. Блок. «Без божества, без вдохновенья»:
     «…литературное направление, которое по случайному совпадению носило то же греческое имя "символизм", что и французское литературное направление, было неразрывно связано с вопросами религии, философии и общественности…
»

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
     «…Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню, но кто-то нашептывает, что я вернусь некогда на то же поле другим – потухшим, измененным злыми законами времени, с песней наудачу (т. е. поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны).»

Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
     «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою…»

     Именно в этом основная горечь судьбы Блока: начинать жизнь “теургом”, “провидцем и обладателем тайны”, а заканчивать ее знаменитым “поэтом и человеком” – тем самым  “литератором”.
     И вот о жизни “поэтов и человеков” данное стихотворение.
     Хотя…

- …негде главы приклонить

     «Лисицы имеют норы и птицы свои гнезда, а сын человеческий не имеет где преклонить голову» (Лука, 9, 58).
     …скромности  его здесь, на Земле, так и не обучили.
 
Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Толчком к написанию стихотворения послужили перипетии взаимоотношений Блока с лицами из его ближайшего литературного окружения (см. его письмо к Л.Д. Блок от 24 июня 1908 г. и записи в записной книжке от 26 июня 1908 г.). "( ... ) мне надо, чтобы человек дохнул на меня жизнью, а не только разговорами, плевками и предательствами, как это все время делается вокруг меня", – писал Блок жене в письме от 23 июля 1908 г., в котором проходят многие мотивы созданного на другой день стих. "Друзьям".
     "Периодически вспыхивали у него ссоры и дружбы с Вячеславом (Ивановым), Чулковым, Белым, Мережковскими. Он никогда не лицемерил в литературных  отношениях и мнения свои говорил резко и прямо", – вспоминал С. Городецкий.               
                (Воспоминания, 1. С. 336)


Эпиграф из стих. А.Н. Майкова "Менестрель" (1869).

     – «Друг другу мы тайно враждебны ~ вражды! – "Может быть, таков и я сам – тем больше я втайне ненавижу окружающих: ведь они же старательно культивировали те злые семена, которые могли бы не возрасти в моей душе столь пышно",– признавался поэт жене в письме от 23 июля 1908 г. "Несчастны мы все, что наша родная земля приготовила нам такую почву – для злобы и ссоры друг с другом", – объяснял он позднее это явление в письме к матери от 13 апреля 1909 г. "( ... )в тяжелых условиях русской культуры лежит ( ... ) непримиримая вражда современников", – заключал в заметке ((Ответ Мережковскому), 1910).
     Ср. об этом в воспоминаниях современников. "Мы ожесточенно нападали друг на друга", –  вспоминал один из друзей его юности, С. Соловьев (Воспоминания, 1. С. 124). "Я( ... ) придирался к поводу, чтобы оскорблять его в темной для меня точке его поведения ... ", – писал Андрей Белый (Там же. С. 315)."Блок был в сетях Мережковских – ускользал из этих сетей и вновь в них попадал", считал Г.И. Чулков (Там же. С. 352).
     Ср. у Гейне: "Давно тиранство дружбы знаю я" (поэма "Торквато Тассо" в пер. В.А. Зоргенфрея, выписки из нее имеются в дневнике Блока за 1921 г.) .

     [
 
     Напомню ещё одно свидетельство, каким он тогда выглядел, кем он был:

                «…А там, между строк,
                Минуя и ахи и охи,
                Тебе улыбнется презрительно Блок —
                Трагические тенор эпохи.»
                А. Ахматова
     ]

     – «... каждый старался // Свой собственный дом отравить ~ преклонить!» – Мотив разрушения быта, бесприютности, бездомности проходит через письма Блока к жене  1908 г. (ср.: "Давно чужие люди зашаркали нашу квартиру"– письмо от 24 июня).

     [
     Можно ещё сравнить с началом о пьесы «Песня Судьбы», где тихий уют утонувшего в садах дома разрушают пришлые – «Друг»   и «Монах».
     ]

     – « ... И негде главу преклонить!» – В ряде источников (Т6 , III1 , Изборник) было: "И негде главы приклонить!", а в III2 -- "( ... ) главы преклонить!". Основной текст стиха допускает игру смыслов (преклонить главу – почтительно наклонить голову). Однако все формы фразеологизма (основная и вариантные) могут рассматриваться как синонимичные – в значении отсутствия пристанища. Ср. евангельское речение: "... Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Мф. VIII. 20). 
     – «... От смеху мы сходим с ума ...» – "От иронии, ( ... ) ложных надежд и обещаний можно с ума сойти", – писал Блок жене 23 июля 1908 г. Теме "истерического смеха" была посвящена статья Блока "Ирония" (1908), где он писал: "Мы видим людей, одержимых разлагающим смехом, в котором они топят, как в водке, свою радость, свое отчаянье, себя и близких своих, свое творчество, свою жизнь и, наконец, свою смерть".

     – «... И, пьяные, с улицы смотрим ...» – и след.– Ср. в статье "Ирония": «Перед лицом проклятой иронии – все равно ( ... ) добро и зло (... ) Все смешано, как в кабаке ( ... ) А с пьяного человека – что спрашивается? Пьян иронией, смехом, как водкой; так же все обезличено, все "обесчещено"» .

     – «Предатели в жизни и дружбе ...» – Ср. в стих. Андрея Белого  [Андрей Белый (Борис Бугаев) – друг, “брат” Блока]  "На рельсах": "Привязанность, молодость, дружба, – // Исчезли, рассеялись сном" (процитировано Блоком в статье "Безвременье", 1906).
     Ср. ироническое утверждение в поэме Блока "Ночная Фиалка" (1905-1906): "( ... ) что же приятней на свете,// Чем утрата лучших друзей", по поводу которого Белый писал, что "легкость этого заявления – показатель глубины страдания и печали, лежащей под ней ( ... ) начало выхода в путь" (Воспоминания, 1. С. 270) .

      – «... Мы путь расчищаем ...» – Эта тема была развита Блоком позднее в поэме "Возмездие". Д.Е. Максимов связывает эти строки с темой "нисхождения" у Блока – в форме утверждения "чем хуже, тем лучше"; аналогичные мотивы проходят в стих. "Дохнула жизнь в лицо могилой ... " (1909) и "Да. Так диктует вдохновенье ... " (1911-1914)- см.: Максимов 1. С. 127-128.

      »


Рецензии