Становись! Сантройка идёт!

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (160)
с фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/2317


 Как сейчас проверяется состояние облачения и тела детей в школах? Не знаю. Но это и к лучшему – незнайке легче описывать что-то, не зная настоящего состояния того.

 Описываю школьные годы примерно с 1964 по 2967 год, когда был учеником 6-ого – 8-ого классов Свядской (ныне Слободской) средней школы №8.

 Когда учился в старших классах, не могу припомнить, творилось ли сие деяние в них. Недаром говорят, что старческая память хранит давние воспоминания, забывая более поздние.

 Сразу оговорюсь, что если даже в сим мемуаре проскользнёт что-то похожее на иронию, прошу оной её не считать. Проказы сей необычной школьной кампанейщины одобряю. Она вынуждала школьников следить за своей внешностью.

 В будние дни перед первым уроком каждый класс на несколько минут выстраивался перед своей дверью на коридоре или в классе в одну шеренгу, и три лучших ученика делали осмотр каждого школьника. Команда осмотрщиков называлась сантройкой – санитарной троицей.

 Осматривали детей тщательно. Ни один элемент верхней одежды, обуви, выступающего из одёжек тела не оставались без внимания. Особенно доставалось грязнулям из-за рук и ушей - в каждое заглядывал член сантройки. Тогда нерях отправляли в общественный умывальник (кранов не было из-за отсутствия водопровода) отмывать грязь под прерывистой струёй клапанного рукомойника. Туда же следовали и носители грязной обуви смывать прилипшую к обувке грязь.

 Мужики, которые служили в армии, узнали утренний осмотр, когда то же проделывали командиры отделений в течение 10 минут. Хорошо было моим подчинённым, которых насчитывался десяток – каждому доставалась одна минута внимания на проверку внешности. А вот отделениям связи первой и второй стартовых батарей отдельного ракетного дивизиона очень не повезло, поскольку они состояли всего из одного связиста и одного командира отделения (Суслова и Мухамадиева). И вот командир был обязан на протяжении 10 минут осматривать своего бедного солдата. Несколько десятков раз осматривал свежесть и правильность подшивки подворотничка, наличие и состояние подков на сапогах, содержание военного билета, содержимое карманов… Весь дивизион смеялся с бедолаг Емельянова и (забыл фамилию второго). Тем же, естественно, было не до смеха.

 Вот в школах сантройка и исполняла армейскую функцию командиров отделений. Но у меня получается голословщина – нет школьных примеров. Сейчас приведу.

 В весеннее половодье мимо Гадивли плыла по Эссе пустая лодка. Мы её перехватили и начали плавать по взбесившемуся течению. Моему другу Толе Круглику вдруг захотелось пить.

 Подплыли к затопленным кустам, где течение потише. Он перегнулся через борт и опустил губы в реку. А меня вдруг посетила идея подшутить над ним – схватиться за куст и резко дёрнуть лодку, и Толик обмочит себе всё лицо на потеху остальным. Так и сделал. Чтобы схватиться за торчащие из воды стебли лозы, я перевесился через борт, схватил лозины, потянул их на себя и одновременно ногами непроизвольно оттолкнул лодку в сторону речного фарватера и оказался в воде. Лодку разлив понёс вниз.

 Дна не достал. Поплыл к берегу. А Толик кричит с лодки:

 - Володя! Часы, часы береги. Поднимай руку.

 Я так и сделал. С поднятой рукой доплыл до берега, хотя тяжёлая зимняя одежда старалась приземлить меня на глубокое дно. Вылез. Возле меня причалила наша лодка. Что делать?

 До дома около двух километров. Окоченею в мокром осеннем пальто и портянках в кирзовых сапогах. Да и мамка накажет морально и физически.

 - Высушить одежду надо над костром, - предложил рассудительный Вовка Кунчевский.

 На берегу Эссы рос гигантский дуб уединённый. Мы давно выжгли в его стволе огромное дупло, подрывая в нём найденные миномётные мины времён войны.

 Пока мальцы разводили костёр, я с помощью друга Толика разделся, вдвоём отжали одежду, развесили на выходе из дупла. Нательное бельё сушил на себе.

 Всё высохло. А вот руки от дубовой копоти стали невообразимо коричневыми. Водой не отмывались. Дома не взяло их даже мыло. По ним и пожелтевшим кальсонам мамка сразу сообразила, что я покупался в Эссе. Последствий разборки со мной не помню. А вот реакция школьной сантройки сидит в памяти до сих пор.

 Командир сантройки Лидка Мельникова, моя одноклассница и дочка директора, приступила к осмотру меня.

 Заставила выставить руки, чтобы проверить состояние ногтей, и ужаснулась. Ладони были тёмно-жёлтые, можно даже сказать – коричневые. Хотела послать меня к рукомойнику. Я объяснил, что они не отмываются никаким моющим средством. Ничего лучшего не нашла, как порекомендовать вечером более тщательно вымыть ладони стиральным порошком. Я согласился и сделал это. Однако состояние рук не изменилось. Так и ходил в школу много дней, пока со временем кожа ладоней не оттёрлась сама по себе. Сантройка привыкла и только махала рукой, проходя мимо меня.

 Помнится ещё один случай.

 В 60-е годы школьная форма для обоих полов изготавливалась из синего лавсана. Отличительной положительной характеристикой её было свойство не мяться. Даже после мытья её не требовалось гладить – одёжка принимала первоначальный вид. И вот Толик Демко из Гадивли однажды применил форменный пиджак в качестве подкладки под подушку.

 За ночь он превратился в смятый ком. На теле выглядел как рельеф ствола старой ольхи – настолько слежалась ткань в смятом состоянии. За утро его мать Валентина не смогла отутюжить даже смоченную в воде одёжку. Так и пошёл в школу, чем вызвал смех остальных учеников и привёл в ужас классную сантройку. Она приняла к сведению неординарный случай и дала указание матери ученика вечером перестирать пиджак и во влажном состоянии более тщательно выутюжить.

 Следующим утром в школе Толик по кличке «Шитик» появился в мятом пиджаке, как и вчера. Сантройке объяснил, что мать исполнила её совет, однако помятость главной одёжки школьника не изменилась. Так и ходил в школу в пиджаке, состояние которого сотоварищи оценивали так: как из задницы вынутый. Обязать Шитика купить новый костюм даже не помышляли ни сантройка, ни учителя, поскольку мать его была колхозницей, а отец выполнял чёрные работы в местной смолокурне – семейный бюджет не позволял.

 Так всё же дурость педагогов создание школьной сантройки, или полезное дело? Твёрдо повторяю – последнее. Она дисциплинировала учеников, вынуждала их следить за состоянием себя. Даже рекомендую современным управляющим обязательным школьным образованием возвратиться к опыту контроля за гигиеной учеников по типу сантройки, если, конечно, что-то наподобие оной ещё не существует.


25 марта 2023 года.


Рецензии