Вадим Медведев. Золотая эпоха БДТ

                С ленинградскими театрами меня познакомила мама, где-то в начале пятидесятых годов прошлого века. Поначалу это были детские спектакли в ТЮЗе на Моховой улице и в Театре кукол  Е.С. Деммени  на Невском проспекте. Затем последовали более серьезные спектакли в Театре Комедии, Пушкинском театре и БДТ.  Я рос без отца и эти походы вдвоем с мамой я помню до сих пор;  как вжимался от страха в кресло на "Пиковой даме" в сцене, когда Германн требовал от старухи назвать три карты,  комедию "Недоросль" и Товстоноговского "Эзопа".  С придыханием и восторгом мама называла имена выдающихся ленинградских артистов: Виталия Полицеймако, Николая Черкасова, Василия Меркурьева, Юрия Толубеева, Ивана Дмитриева. 
                Ходили мы и в кино, ведь ДК Капранова располагался рядом с нашим домом на Московском проспекте и когда на экраны вышел фильм-трилогия по роману Алексея Толстого "Хождение по мукам", с волнением следили за судьбой Телегина, которого замечательно сыграл обаятельный актер Пушкинского театра Вадим Медведев. После выйдут фильмы с его участием "Двенадцатая ночь, Евгений Онегин, Овод".  Его называли самым красивым мужчиной Ленинграда и с этим нельзя было не согласиться. Во множестве экранных ролей он представал сугубо положительным героем-джентльменом, лордом, настоящим  мужчиной с ног до головы. Особенно Медведеву шли костюмные роли, в которых раскрывалось его благородное происхождение, аристократизм и красота.  В 50-60 годы он cтановится одним из самых популярных артистов в стране. 
              Артистическая карьера у Вадима Медведева в Пушкинском театре  тоже складывалась весьма удачно.  Режиссер Вивьен использовал  его превосходные сценические данные и давал ему разноплановые роли,  от молодых романтиков до сложных драматических образов.  Одна только роль Орсино в комедии  " Двенадцатая ночь "  чего стоит!  А оглушительный успех Вадима Медведева в кино, сыгравшего главную роль советского разведчика в фильме "Вдали от родины"!   Фильм поставил рекорд по кассовым сборам в стране. 
              Популярность Вадиму Медведеву подпортил его уход от жены в 1960 году, которую он оставил с двумя детьми. Новой избранницей актера стала Валентина Ковель, с которой вместе служили в Пушкинском театре. После этого события , не без влияния Екатерины Фурцевой-министра культуры, заметных ролей в кино не было. В экранизации Пиковой дамы мог бы сыграть Германна, однако появился в третьесортной роли Томского;  в Гамлете Козинцева /1964 год/  мелькнул в роли Гильдестерна, а мог бы любую роль вытянуть. Для повышения популярности актер принимает участие в многочисленных встречах со зрителями на предприятиях и учебных заведениях.  Помню, каким событием явилось приглашение Вадима Медведева в обыкновенную школу-десятилетку, в которой я учился.  Тогда, увидев близко известного артиста, я был поражен его одухотворенными чертами лица, внешностью и запомнившимся выступлением.
           В Пушкинском театре артист был заложником внешних данных, чаще всего играл романтических героев и такое положение не могло удовлетворить  творческие амбиции Вадима Медведева.  В 1966 году Медведев и Ковель принимают решение перейти в БДТ к  Георгию  Товстоногову, которого они обожали.  Медведев решил избавиться от надоевшего ему амплуа приторного героя и попробовать себя у гениального режиссера.  Георгий Александрович сумел расширить творческий диапазон актера и, в первых же работах,  дал возможность Медведеву проявить способности к перевоплощению.
        В  спектакле "Традиционный сбор" по пьесе Виктора Розова сразу главная роль и несомненный успех.  В следующей работе " Лиса и виноград" снова одна из ведущих ролей - Агностос /Неизвестный/,  тот самый, который потребовал: - Выпей море, Ксанф!  Затем роль в спектакле "Правду, ничего кроме правды!",   о суде в американском сенате над Октябрьской революцией - к 50-летию Советской власти.  В спектакле "Цена",  почти запрещенном,   играют Стржельчик, Юрский и Медведев вместе с Ковель.  Эта работа была восторженно принята зрителями,  также как и нашумевший спектакль " Король Генрих IV".   Уже по перечню спектаклей заметна разница с тем, что приходилось играть в Пушкинском театре.  Вадим Медведев не без труда вписался в звездный состав БДТ, являвшийся в те годы символической сборной лучших актеров страны. 
         Если перечислить роли Вадима Медведева в последующих спектаклях БДТ, то здесь нет и намека на тот факт, что роли достались из-за картинной внешности актера.  Про его Ляпкина-Тяпкина в "Ревизоре" или Божеумова в "Трех мешках сорной пшеницы" язык не повернется сказать словами самого артиста,что мол " Опять из-за рожи на роль взяли!". А ведь еще были Ханума, Пиквикский клуб, История лошади и, конечно, мюзикл "Смерть Тарелкина". Великий Товстоногов расширил творческий диапазон Медведева, подтвердил его незаурядные способности к перевоплощению, чуткость к жанровым особенностям театральных произведений. 
         Гротесковая пьеса Сухово-Кобылина об изнанке российской жизни, тема-фарс о маленьком человеке, несомненно удалась Товстоногову и его замечательной труппе.  Роль статского советника Вараввина сыграна Медведевым блистательно и характер персонажа, дьявольски умного, хитрого, зловещего воспроизведен поразительно точно.  Этот спектакль раскрыл еще одну, вокальную сторону дарования любимых артистов,  что впрочем, уже было в, так любимой Георгием Александровичем, "Хануме".
         Еще были роли в cпектаклях "Мольер, Перечитывая заново, Мы нижеподписавшиеся, Сестры",  вводы в "Дачники" и "Волки и овцы", спектакли по русской классике, в которых он заменял Стржельчика в ролях Шалимова и Беркутова. Наблюдая за его Шалимовым в "Дачниках" по Максиму Горькому, cлушая диалоги действующих лиц, ловил себя на высказанной когда -то вождем революции фразе о правящем классе, интеллигенции -  "...как же далеки они от народа!".
         Вспоминаю выходной день в конце 80-х годов.  Мы с женой только что посмотрели дневной  спектакль  "Смерть Тарелкина".  От театра, не торопясь, прошли по переулку Джамбула к Загородному проспекту, сели на 15 троллейбус,  обмениваемся впечатлениями.  Велико же было наше удивление, когда увидели стоящего в проходе троллейбуса, недалеко от нас, Вадима Медведева.  У него никогда не было машины, которой он предпочитал катер /мы ведь живем в Ленинграде, на воде/.  Купил списанный шестивесельный ял и переделал его в катер,на котором перебывала вся труппа БДТ и Товстоногов. Он был чрезвычайно мастеровитым человеком и многое мог делать своими руками.  Рудольф Фурманов, близкий друг семьи артиста, любил вспоминать о прогулке на катере в компании Андрея Миронова, Владислава Стржельчика и Вадима Медведева по каналам города, которая завершилась заходом на территорию пивного завода. Велико же было удивление охранницы завода, увидевшей внезапно перед собою таких известных артистов. 
        В 1988 году он приобрел новый катер и мечтал пройти на нем по Ладожскому каналу на дачу в Свирицу,  где собственными руками был выстроен обычный крестьянский дом / вспоминает Р.Фурманов/.
          В своих мемуарах коллега по театру народный артист Владимир Рецептер рассказывает:
          - Медведев тяготел к серьезным работам, например к Пушкину. Раскошно играл эстрадные скетчи,  сам или с Валей Ковель. В застолье мог показать одесского циркача, который в новых жмущих штиблетах идет по крутой лестнице. Он играл это так, что хотелось помочь ему сбросить эти чертовы колодки.  На Малой сцене театра читал свое пастернаковское отделение. Играл с Мишей Волковым пушкинские сюжеты и это были настоящие артисты. С удовольствием участвовал в "капустниках", которые проводились во Дворце работников искусств.  И Вадим и Миша Волков рано ушли из жизни.
                - У Вадима был тяжелый инфаркт и ему не велели в гастроли,но он сказал - "Поеду!".  Cначала в Омск, затем в Индию, куда ему очень хотелось, но было не надо.
               -В Бомбее идет спектакль, видно, что Вадиму плохо, а когда выходил со сцены, то в глазах было страшное, когда видишь, что у него впереди - подлянка.
                -Вернулись домой,  cлава богу, показалось, что все нормально.  Сыграли вместе с Валей Ковель "Смерть Тарелкина", шли домой и, вдруг, ему сделалось плохо. Cкорая довезла до дома, ему сделали уколы, а Валя вышла в кухню...   И вот она выходит с вопросом:
                - Будешь чай пить или кофе?
                А ей говорят:
                - Он умер...
                Нельзя было ему колоть чего-то, а ему это вкололи.

           Медведев Вадим  /Владимир/ Александрович родился в Ялте в 1929 году.  В 1949 году окончил театральное училище.  В 1952 году принят в труппу Пушкинского театра в Ленинграде, а в 1966 году перешел в труппу БДТ. 
           Заслуженный артист РСФСР  1964 год
           Народный артист РСФСР  1980 год
           Умер в 1988 году в возрасте 58 лет.

          Сын и дочь от первого брака.   Cын - Медведев Вадим Владимирович 1951 года рождения, окончил филологический факультет Ленинградского университета.  Трудовую деятельность начинал в объединении Скороход в качестве журналиста производственного радио / в начале 70-х/,  затем был приглашен на Ленинградское телевидение.  С 1988 по 1991 год работал журналистом в популярной программе "600 cекунд".  Умер вследствие инсульта в 2008 году.
    
      
             
          
         
         
         
         
         
         


Рецензии
Пробудили ностальгию. 40 лет назад! 1983год.
Весь Ленинград заговорил о новом актёре БДТ - Валерии Ивченко.

"Ему уже 45 лет!" - это звучало с некоторым оттенком разочарования, особенно из уст зрительниц. "Староват" он был, оказывается. Это вам не Демич, которого "увели" из Куйбышева, когда ему было всего 25.

Актёр перешёл в БДТ из киевского театра им. Ивана Франко. Тарелкин - роль синтетическая, с ариями и танцами. Играл он фантастически! Если учесть, что его партнёрами были Трофимов, Медведев, Ковель и другие известнейшие актёры, и на их фоне Ивченко не то что не стушевался, но и засверкал - это говорило о многом.

Ещё одна небольшая подробность времён репетиций этого спектакля. Как раз в 1983 году (когда состоялась премьера) в БДТ из театра им. Ленсовета перешла Алиса Фрейндлих. Ленинградские театралы обсуждали этот переход как значительное событие.

Андрей Жунин   27.03.2023 23:39     Заявить о нарушении
Киевские театры Ивана Франко и Леси Украинки дали нашему городу талантливых сложившихся актеров, которые органично вошли в труппу БДТ. Вы знаете эти имена, не сомневаюсь. Жаль, не сложилось из-за болезни у Луспекаева, не сумел полностью раскрыться талант Олега Борисова, Михаил Волков не выдал всего, на что был способен. В биографии Кирилла Лаврова, благодаря отцу, тоже есть киевский "след". Ивченко пришел поздновато, в 44 года. Похоже, Товстоногов его пригласил целенаправленно на роль Тарелкина и не прогадал. На мой взгляд карьера Ивченко в нашем городе сложилась вполне удачно. Я был на спектаклях "Смерть Тарелкина, Мудреце, На дне, Квартет...". Поначалу удивляло необычно четкое произношение, но это выделяет мастера. Удачи в творчестве!

Виктор Кутуркин   28.03.2023 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.