Шестоднев, как матричный текст

Эта статья из проекта "Чудеса Солнца и реальность контакта". Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Введение

1. Шестоднев: два разбиения на матричные тексты.

2. Матричные тексты в религиях мира.

Источники


Введение


В предыдущей статье «Помазание и реальность скинии» (сборник 1 «Чудеса маслоосаждений») была реконструирована созданная повелениями Яхве общая для него и священников реальность скинии. Это нужно было сделать в проекте 1 «Чудеса маслоосаждений» для понимания современной эмпирии христианских чудес маслоосаждений/маслооявлений/"мироточений" на основе первого шага по пути повелений Яхве, который имеет следующий вид:


повеления Яхве об оливковом масле в скинии (около XIII в. до н.э.) -- > два чуда с менорой и оливковым маслом во втором иерусалимском храме (около IV и II вв. до н.э.) -- > христианские чудеса маслопоявлений.


Или другими словами, исходная идея сверхэмпирической части проекта 1 состоит в том, что иудео-христианский бог, который в рамках гипотезы о ветхозаветном палеоконтакте понимается, как «представитель высокоразвитой цивилизации» (А.Ю. Скляров), высказался о чудесных жидкостях христианских маслоосаждений (растительных маслах), конкретно, об оливковом масле и эти его высказывания, повеления имели чудесные последствия, как во втором иерусалимском храме, так и до сих пор.  Таким образом, причину чудес маслоосаждений предлагается искать в повелениях Яхве об оливковом масле, которые он дал в XIII в. до н.э. на горе Синай в связи со строительством скинии (походного храма древних евреев).


В конце той статьи была высказана мысль о том, что естественным продолжением выстраивания ветхозаветными «пришельцами» реальности, общей с людьми, является ее расширение со скинии и пророков до планетарного уровня, что, на мой взгляд, и было сделано в начале книги Бытия, в знаменитом Шестодневе, который повествует о шести днях сотворения мира ветхозаветным богом. Принимая гипотезу библейского палеоконтакта, эпизоды которого описаны, например, в книге Исход (проект 1 «Чудеса маслоосаждений») или/и в видении пророка Иезекииля [1], можно попытаться пойти до конца, т.е. до библейского мифа о сотворении мира, описанного в Шестодневе. Именно это я и хочу начать делать здесь.


Для этого мне нужно применить к Шестодневу широко известное в узких кругах психолингвистов, трансперсональных психологов и других гуманитариев, занимающихся взаимодействием языка и сознания, представление о матричных текстах.


Их происхождение проще всего можно понять из опыта любого автора, пишущего достаточно длинные тексты, содержащие несколько основных мыслей. По крайней мере некоторые из таких авторов, как я предполагаю, знают, что при изложении нескольких достаточно сложных идей приходится возвращаться к уже написанному, чтобы уточнить, углубить эти идеи. Так возникают автокомментарии. Вот, например, первого захода потока М. Чиксентмихайи (вдохновения, воодушевления) автору хватило, скажем, на описание идей 1, 2, 3, через некоторое время в голову пришли умные мысли, вернулся поток М. Чиксентмихайи и в результате эти идеи удалось углубить до 1.1, 2.1, 3.1. И так далее.  В нашей традиции написания текстов все это принять писать линейно, так сказать «через запятую», т.е.: 1, 2, 3, 1.1, 2.1, 3.1, 1.2, 2.2, 3.2 и т.д. Понятно, что это выглядит, как перечисление и если автор в тексте не укажет, что на самом деле 1.1 – это углубление 1 и т.д., то читатель вполне может и не догадаться об этом. Однако то же самое можно записать и в виде матричного текста:


1      2      3

1.1    2.1    3.1

1.2    2.2    3.2



В результате получилась матрица 3Х3 и те, кто знает, что это такое, сразу поймут, что речь идет об углублении по столбцам идей, расположенных по строкам. На этой основе перейдем к Шестодневу.


1. Шестоднев: два разбиения на матричные тексты.


Не упоминая, конечно, матричные тексты, традиции видят в шести днях творения Шестоднева (1, 2, 3, 4, 5, 6) некие параллели между первым и четвертым днями, вторым и пятым, третьим и шестым.


Например, вот, что пишет по этому поводу раввин и профессор Н. Кон: «Разделение шести дней творения на две симметричные части, как можно видеть на диаграмме на странице 12 Еврейской учебной Библии, еще больше подчеркивает порядок, существующий во вселенной по мере ее возникновения: светила (солнце, луна, звезды 4-го дня) параллельны свету (день 1); рыбы и птицы (день 5) заполняют небо и воды, отделенные от неба (день 2); а наземные животные и люди заполняют и потребляют землю и растения (день 3). При сотворении Бог расставляет каждый элемент на свое место в хорошо структурированную систему пространств, объектов и существ; Бог организует Вселенную в упорядоченное место» [2].


В точности те же параллели между днями творения видит и автор статьи «Бытие» в православной энциклопедии pravenc.ru, бумажный вариант которой благословлен Патриархами Алексием II и Кириллом и выходит под редакцией последнего: «В начале книги (1. 1 - 2. 4) бытописатель повествует о творении мира и человека. Этот раздел из 6 абзацев рассказывает о 6 днях творения и о 7-м, «священном»,- дне покоя Божия (2. 2), который является кульминацией повествования. В этом тексте, четко структурированном повторяющимися формулами («и сказал Бог», «и стало так» и т. п.), заметен определенный параллелизм между рассказами о 3 первых и 3 последующих днях творения: 1 и 4 (свет - светила), 2 и 5 (море и небеса - рыбы и птицы), 3 и 6 (земля (и трава) - наземные животные и человек) (Быт. 1. 26-31)».


Перепишем эту общепринятую параллель между днями творения в виде матрицы 2Х3:

1   2   3
4   5   6


Сейчас мне важно только то, что этот параллелизм общепринят, хотя явно и не записан в виде матричного текста и это очень легко объяснить, т.к. это понятие очень сильно теоретически нагружено, что будет видно из следующего пункта – и эта нагрузка явно не для традиционного ветхозаветного бога... Тем не менее взаимосвязь по столбцам элементов разных строк прямо оговорена при описании этой параллели.



Этот пункт я закончу предложением сгруппировать пары дней Шестоднева по-другому, а именно, в матрицу 3Х2:


1   2

3   4

5   6


Более подробно о таком представлении Шестоднева речь пойдет в другой статье. Здесь же я приведу некоторые соображения, которые, на мой взгляд, позволяют объединить его дни в пары (1,2), (3,4), (5,6), каждую по своей причине. Эти соображения не позволяют построить матрицу, которую я тем не менее написал, т.к. для записи в виде матрицы нужна связь элементов разных строк по столбцам – об этом в другом месте.


Почему же можно объединить дни Шестоднева в следующие друг за другом пары?


Пара (1, 2). Если сравнить перевод Шестоднева, который дан иудеями на toldot.ru (русский перевод Берейшит, книги Бытия) и синодальный перевод, то обнаружится, что  еврейский бог эмоциональнее славянского. Это выражается в восклицательном знаке в каждом его ключевом повелении в каждый день творения, которого нет в синодальном переводе. Например, ключевое событие первого дня творения – появление света и, соответственно, в Бер. 1:3: «И сказал Б-г: Да будет свет! И был свет». В синодальном переводе вместо «!» стоит точка. Однако, самое интересное, что выделяет именно первые два дня творения, это комментарии к ним: эмоционально первые два дня очень напряженные (toldot.ru), подробнее об этом речь пойдет в другом месте. Эта напряженная эмоциональность еврейского бога  отсутствует в комментариях ко всем остальным дням Шестоднева.


Также первые два дня примечательны в следующем смысле. Как заметил один известный современный теолог, в эти дни были заданы некие границы некоего «объема», который в следующие дни заполнялся содержанием.


Пара (3, 4). Эта пара, начиная с первых веков новой эры, известна всем, кто читал Шестоднев и удивился тому, что в третий день появились моря и суша с растениями на ней, а в четвертый - светила на небе. Естественнее вроде бы было наоборот, сначала светила на небе, а потому уже травка на суше. В ekzeget.ru можно посмотреть, как христианские апологеты бьются почти 2000 лет за библейский порядок творения мира со своими оппонентами, которыми на заре новой эры были язычники, а в ХХ в. – эволюционисты.


Последняя пара (5, 6). В эти дни появилось выражение «душа живая», впервые оно применено к пресмыкающимся.


Итак, я привел некоторые соображения в пользу того, что последовательность дней Шестоднева можно разбить на пары  не только так, как предлагают традиции. Построение из этих пар матрицы 3Х2, а также придание нетрадиционного смысла традиционному разбиению, дающему матрицу 2Х3, отложим на будущее.


Обратимся теперь к матричных текстам в религиях мира, к этой религиозной универсалии.


2.Матричные тексты в религиях мира.


В лингвистике матричные тексты появились в исследованиях речи и языка при измененных состояниях сознания, которые могут быть индуцированы, например, фармакологически (под действием инсулина, кетамина и др.), воздействием внешней среды (высокогорье, полярные станции, производство) или внушением (психотерапия). Из этих исследований возникла новая научная дисциплина, лингвистика измененных состояний сознания (ЛИСС). Ее основателем в СССР и РФ является психолингвист и культуролог, д. филол. наук Д.Л. Спивак (1954 г.р., Ленинград), который начал заниматься ЛИСС в конце 70-х и в 1998 г. защитил докторскую диссертацию по ЛИСС, в появлении которой не последнюю роль сыграла академик Н.П. Бехтерева.


Результат состоит в том, что при углублении ИСС, которое фиксируется по ряду психофизиологических параметров, меняется грамматика языка. Если для языка в состоянии сознания нормального бодрствования, в котором и я сейчас нахожусь, характерны личные обороты (я нахожусь), сложносочиненные, сложноподчиненные предложения и др. то для глубоких ИСС характерны безличные обороты, простые предложения и др. В ИСС могут меняться значения слов, например, слово "учить" в состоянии нормального бодрствования ассоциируется с "направлять", а в ИСС со "злить". Изменение грамматики языка по мере углубления ИСС удобно описывать в виде матричных текстов.


Из того, что я описал в предыдущем абзаце можно составить «матрицу» 2Х2. В первой строке выписываются разные характеристики языка состояния сознания нормального бодрствования. Элемент матрицы (1, 1) (первая строка, первый столбец) – личные обороты; элемент матрицы (1, 2) – сложные предложения. Вторая строка матрицы соответствует языку ИСС: элемент матрицы (2,1) – безличные обороты, (2,2) – простые предложения. Таким образом, по столбцам имеем изменение данной характеристики грамматики языка при изменении состояния сознания. Матричные тексты очень хорошо видны в психотерапии, когда пациенту внушают расслабление. В столбцах располагаются формулы внушения расслабления для рук, ног и др., а строки показывают, как эти формулы меняются по мере расслабления, т.е. углубления ИСС.


Д.Л. Спивак в своей монографии 1986 г. по ЛИСС рассказал, что матричные тексты в разных религиозных традициях ему впервые показал советский китаевед В.С. Спирин (1929- 2002), который их обнаружил в древнекитайских текстах, в т.ч. в «Дао дэ цзин». Специалисты по матричным текстам находят эти структуры в священных текстах разных религиозных традиций (Коран, Упанишады, евангелие от Иоанна и др.). Мне очень нравится пример матричного текста, который приводил Д.Л. Спивак на основе первого послания апостола Павла Коринфянам. Он очень четко показывает, насколько сильно меняется смысл текста при преобразовании его из линейной формы в матричную.


Вот этот пример, дары Св. Духа по апостолу Павлу таковы: «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12:8-10).


Это перечисление даров Духа можно переписать в виде «матрицы» 3Х3 или так называемого легкого канона (см. Д.Л. Спивак. Лингвистика измененных состояний сознания. М., 1986):


мудрость                знание                вера

исцеления                чудотворение           пророчество

различение духов          разные языки         истолкование языков


Строки этой «матрицы» соответствуют глубине изменения сознания. Первая строка, будем считать, соответствует обычному сознанию, по столбцам показана трансформация соответствующих качеств или способностей при переходе с одного уровня сознания на другой. Уже нет линейного перечисления всех девяти даров и видно, что развитие дара мудрости ведет к исцелениям и дальше к различению духов. Знание – к чудотворению и т.д. Получилась вполне правдоподобная система…


В принципе число строк и столбцов может быть произвольным, но понятно, что если речь идет об уровнях человеческого сознания, то вряд ли их может быть очень много… Насколько я помню, В.С. Спирин в древнекитайских текстах обнаружил не только двумерные матричные тексты, но и трехмерные, т.е. вместо строки или столбца – плоская «решетка». Это означает очень сложное переплетение смыслов в древнекитайских текстах. В прошлом тысячелетии я читал статью одного автора, который увлекшись результатами Д.Л. Спивака и их межрелигиозным универсализмом матричных текстов писал о том, что с удивлением обнаружил, как современный неоиндуистский гуру международного уровня в своих комментариях к одной из глав «Бхагавад-гиты» (один из священных текстов индийской цивилизации) группирует 24 ее подряд идущие шлоки, в которых описаны разные особенности йогов, в матрицу 4Х6. Он утверждал, что это не просто перечисление качеств йогов, но с периодом 6 каждая последующая шлока комментирует «предыдущую», т.е. 7-ая шлока комментирует, углубляет 1-ую, 8-я - 2-ю и т.д. Ни на какие матричные тексты и соответствующие исследования филологов он при этом, конечно, не ссылался.


В православии примером текстов, преобразование которых в матричные дает содержательный результат, являются тексты Епифания Премудрого, которые он писал стилем "плетение словес".


Во всей этой красоте и межрелигиозном универсализме есть одно затруднение. Д.Л. Спивак признавал, что исследователям не удалось найти древние тексты, в которых бы говорилось, как из их линейной записи получить матричную. Лао-цзы когда писал «Дао дэ цзин», наверное, забыл самым мелким шрифтом на самой последней странице написать примечание, объясняющее, как он строил свои «матрицы» смыслов. Или оно потерялось, стерлось за прошедшие тысячелетия. Другими словами, матричные тексты -  это реконструкции современными учеными древних священных текстов…


Источники


[1] Кукаров А.Ю. Видение пророка Иезекииля и современность. proza.ru
[2] Prof. Rabbi Naftali S. Cohn. The Tabernacle, the Creation, and the Ideal of an Orderly World. thetorah.com, 2021. 

Эта статья из сборника 2 "Чудеса Солнца и реальность".               


Рецензии
Комментарий Владимира Жданова(Оренбург):
1. Редкий сбой, уникальным! по когнитивной потенции и широте интересов, автором в своей исследовательской оптике, верифицируемости эмпирии, если исходить из доминантного(уже обозначенного автором выше) ракурса = «Так задумано Б-гом!». Складывается впечатление, что автор, попав в классическую герменевтическую «ловушку», пробует поставить на «одну доску» Демиурга и исследователя…
2. На фоне уже накопленных А.Кукаровым прорывных суждений и предположений на конкретной площадке Мега-феномена тукдам, есть просьба продолжать работу в этом направлении. Тем более, там ожидаются и «белые и тёмные лебеди». Первые, при выходе из ретрита А.Уоллеса, получившего накануне входа плодотворную ориентировку.
Вторые, от неизбежно не равной нулю диспозиции Х.Насретдина… К сожалению, обе группы ученых-профи, исследующие тукдам, «тянут время», чтобы не быть вынужденными отказаться от канонов классич. Науки-кормилицы. Независимым исследователям придётся горько сожалеть об этом упущенном времени.
Прошу сообщить е.м-л для обмена информацией.

Владимир Жданов   02.04.2023 09:28     Заявить о нарушении
Владимир Жданов, спасибо за комментарий.
1. Где вы увидели сбой я не понял, т.к. в начале комментируемой вами статьи я написал, что ветхозаветного бога понимаю не в соответствии с авраамическими традициями, а как "представителя высокоразвитой цивилизации". Поэтому "Так задумано Б-гом!" это не ко мне. Повторю, что к Шестодневу я отношусь не как к истории о сотворения мира.
2. По тукдаму и проекту Уоллеса новостей нет, как только появится что-то интересное, я продолжу.
Для обмена информацией помимо публичных, есть личные сообщения в рамках портала proza.ru.

Александр Кукаров   02.04.2023 10:50   Заявить о нарушении
Владимир Жданов, вы мне напомнили о Уоллесе и я заглянул в новостную ленту его центра. Давно этого не делал, т.к., с одной стороны, он ушел в ретрит, а, с другой стороны, заканчивает анонсированное ранее 8минедельное учение, которое пока не находится на стыке науки и тибетского буддизма. Новостная лента гласит, что вчера закончилась регистрация на это учение. Вот кое что из того, чему он будет учить:

"Во время этого 8-недельного ретрита лама Алан предоставит устную передачу и комментарий к раскрытому трактату Дюджома Лингпы "Сущность ваджры", продолжая с того места, на котором мы остановились в мае прошлого года.

В заключительном 8-недельном ретрите этой серии, посвященном откровениям Великого совершенства Дуджома Лингпы, мы подходим к кульминации учения рожденного на озере Ваджры в "Сущности Ваджры" о прорыве к изначальной чистоте первозданного осознания (трекче).

Эта серия указывающих инструкций проводит критические различия между умом и изначальным осознаванием, между обусловленным сознанием и изначальным сознанием, а также другие фундаментальные различия в рамках воззрения Дзогчен. За этими инструкциями следуют подробные учения о заключительной стадии практики Дзогчен, известной как прямой переход к спонтанной актуализации (тогал), которая завершается достижением различных проявлений радужного тела. Как и в случае с более ранними учениями об откровениях Великого совершенства Дуджома Лингпы, комментарии к этой практике не будут предложены во время этого ретрита в качестве публичного учения, но только позже тем, кто достиг шаматхи и випашьяны и на этой основе способен подлинно пребывать в первозданном осознании".

Станет ли радужное тело объектом научных исследований, как стал им тукдам, это вопрос будущего. Я надеюсь, что станет, но в рамках моего наблюдения за проектом Уоллеса пока это только учение, которое он передает своим ученикам...

Александр Кукаров   02.04.2023 11:45   Заявить о нарушении
Александр Кукаров, мне представляется, что Вы анализируете Природу в координатах глобального эволюционизма. И здесь равноправны, в стадии верификации, различные Эволюционные гипотезы. Вариант с «представителем высокоразвитой Цивилизации» - вполне адекватен. Но, он является фрагментом многоходовой гипотезы «Направленной (управляемой) панспермии», включающей «продолжающийся палео-контакт». И множество других давних процессов, как латентных(для Геи и биоты), так и внешне фиксируемых людьми. В совокупности, ЭТО полностью подпадает под использованное мной понятие «задумано»
Здесь я, в спешке, допустил оговорку\сокращение десятка ходовых наименований Актора(ов) ЭТОГО, внешне корректируемого Глобального процесса: Разум высших измерений, …, …, …, и никто пока не исключал из этого перечня ещё до-авраамического Б-га\Демиурга, создавшего Мир в (не мифическом!) понимании уже палео-людей.

Владимир Жданов   03.04.2023 22:03   Заявить о нарушении
Этот уровень я обозначаю двумя способами. Во-первых, пишу слово «Творец» (всего сущего) с большой буквы. Поскольку я не знаю, откуда на самом деле все взялось, то на всякий случай, а вдруг Творец всего сущего существует, я использую заглавную букву, чтобы он на меня не обиделся (на вторую заглавную букву меня уже не хватает).
Во-вторых, если он все-таки есть, то моё представление о его отношении к людям (их эволюции вместе с биосферой и наблюдаемой Вселенной в целом) я описал в примечании 19 в статье «О богословской школе Theophaneia». В рамках гипотезы Мультиверса мне симпатичен образ ребенка, который выдувает мыльные пузыри-вселенные. Ему нет никакого дела до того, как там идут дела внутри пузырей, гораздо интереснее выдуть еще один. Поводом для примечания 19 было упоминание одним из авторов, работу которого я обсуждал в статье, доказательства Г. Перельманом гипотезы А. Пуанкаре в ее применении к строению Вселенной.

Александр Кукаров   04.04.2023 09:33   Заявить о нарушении
Шестоднев, как матричный текст
Какой текст у вас исходный? На каком языке?

Поль Читальский   08.05.2023 15:21   Заявить о нарушении
Да, в статье я не уточнил язык и перевод Шестоднева, но мне нужны были только его днии и определенные соответствия между ними, а они по существу одинаковы на всех языках. Кроме этого, я цитирую православную энциклопедию pravenc.ru, из чего следует, что речь идет о синодальном переводе. Я также цитирую раввина об аналогичной разбивке Шестоднева по тройкам у иудеев, цитата на русском языке, поэтому имеется в виду перевод Берешит на русский язык.

Александр Кукаров   09.05.2023 17:53   Заявить о нарушении
Дело тонкое ...
Синодальный = это перевод с перевода перевода ...
Я пользуюсь подстрочником Фримы Гурфинкель
Но возможно для ваших задач это не так существенно
спасибо

Поль Читальский   09.05.2023 19:30   Заявить о нарушении
Совершенно верно, для моих задач самое главное, что «разделение шести дней творения на две симметричные части, как можно видеть на диаграмме на странице 12 Еврейской учебной Библии», о чем пишет раввин и профессор Н.Кон, совпадает с тем разделением, которое обнаруживается по синодальному переводу, о чем пишет pravenc.ru. У меня нет сомнений, что подстрочник Фимы Гурфинкель даст тот же результат.

Александр Кукаров   10.05.2023 08:08   Заявить о нарушении
спасибо
простите profan ^ а какой в этих формализмах смысл, кроме раскрутки активированного по Маймониду интеллекта до трех М

Поль Читальский   10.05.2023 08:20   Заявить о нарушении
Надеюсь, вы меня правильно поймете, если самое лучшее, что я могу сейчас сделать, отвечая на ваш вопрос, это рекомендовать прочитать мои статьи, в которых я дальше разрабатываю обозначенную здесь тему: "О сотворении всего из ничего" и "Краткое введение в интерпретацию Шестоднева" - они из того же сборника 2 "Чудеса Солнца и реальность".

Александр Кукаров   10.05.2023 09:46   Заявить о нарушении
я понял, а уж правильно = не мне судить ...
откликнулся и даже бурно в первой рекомендованной Вами мне работе = о НИЧЕГО (ничего себе!)

Поль Читальский   10.05.2023 09:59   Заявить о нарушении
с "нарастанием" вас

Поль Читальский   10.05.2023 14:11   Заявить о нарушении