Ночь
Великолепный и ненужный,
Приди ласкающая тень
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.
И ты приходишь,гонишь прочь
Зловещих птиц - мои печали,
О, повелительница Ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий.
От звезд исходит тишина,
Блестит Луна - твое запястье,
И мне во сне опять дана
Обетованная страна -
Давно оплаканное счастье.
Гумилев Н.С.
***
Сократу довлеет забота
автор стихотворения Куприянов Вячеслав (Стихи.ру)
Сократу довлеет забота
Трезветь к завершенью пира,
С небес низводить Эрота
К подножью зримого мира.
Потом законы Платона
В Исповеди Августина
Высвечиваются благосклонно
Единым числом Плотина.
Свой невод в небо забросив,
Себя среди ловчих числя,
Ловит философ Лосев
Мельчайшие проблески мысли.
Уже среди звезд в итоге,
Над суетою бренной,
Все, кто думал о Боге,
О времени и Вселенной.
А ты никто, ты во мраке,
Печаль затмевает очи…
Утешься: безвестность – враки,
И ночь лишь идея ночи!
И небо ночное – это
Рассеянный в звездах гений.
Чем тоньше частицы света,
Тем больше таят прозрений.
* * *
Набросок-черновик
Ночь всегда уходит безвозвратно, а рассветы возвращаются, чтобы за буйством суетного дня пришла ночь , всегда другая, новая,- что принесёт она, куда поведёт, о чём поведает, - унесёт в другие миры, озадачит таинственным, непостижимым и запомнится навсегда. Уйдёт безвозвратно, запомнится навсегда, - как первая любовь, как самые светлые минуты счастья, как дорогие лица.
Солнце .
С восхода до заката разбрасывалось светом и блеском лучей. Они протискивались в тёмные закоулки, заглядывали в окна домов, слепили глаза нещадно, до рези и слёз, заставляли жмуриться , пронизывали веки, - показывали алость крови. Шкодничали, просвечивали лёгкую ткань девичих платьиц , разоблачали нескромным солнечным светом юные фигурки и стройные ножки. Всё сияло, шумело, звенело. Переливалось красками и пело об изобилии всего под лучами в тёплые летние дни.
Краски.
Днём их буйство лишено утончённости вкуса, оно грубо, до дикости, не оставляет надежды на хоть какую - нибудь гармонию. Всё кричит, выпячивает себя, даже пугает. Так пестрит балаганная карусель на огромной, крикливой, бестолковой ярмарке. Сознание пьянеет от избытка всего: света, звуков, цветов, песен под разгулявшуюся гармонику, ветра, закручивающего всё действо летнего дня в дикое торнадо, вынести которое не хватит сил и только постель и сон помогут найти силы встретить новый день.
День.
Не может длиться бесконечно - наступает вечер, солнце, опомнившись, обессиленное, спешит закатиться за горизонт и тянет за собой упирающиеся лучи, как рыбак полный невод. У солнца много работы, там, за горизонтом, а без лучей день не день, так, мутноватое светло. День - как закрытая книга с обложкой, похожей на чудесную яркую фреску, составленную из мельчайших цветных кусочков смльты, драгоценных и красочных, ярких и тёмных до чёрного. Взгляд разбегается, а сознание тешит себя надеждой раскрыть эту книгу и проникнуть в тайны, которые хранят её страницы, днём они недоступны.
Недоступность бережёт дневное небо. Чистое и безмятежное в пуховках кучевых облачков, или серое , сплошь затянутое облачностью. Оно может пугать серо-синими, до черноты, тучами, наползающими с горизонта медленно и угрожающе, со всполохами молний. Вид дневного неба обманчив и вводт в заблуждение, радует светом и красками, давая забыть о том, что это проделки солнца. Выше неба и днём чернота космоса. Днём не надо об этом помнить.
Небо.
Его красит вечерняя зорька. Узенький край между небом и притихшей землёй как неясные, нежные воспоминания, греет тёплыми красками. Маленькая звезда , далёкая Венера , занимает на небосклоне своё законное место.
Она сияет всё ярче - солнце закатывается поблекшим раскалённым шаром со своими понурившимися лучами, исчезает из виду, истончается на нет узенькая светлая полоска и ничто не мешает наступлению темноты и всевластию ночи.
Прозаики и поэты.
Унылые прозаики , не обладающие ночным видением, по ночам не покидают творческой лаборатории, проще - своего жилища. Они любят при свете дня описывать воображаемую ночь - мрачное, бедное впечатлениями и красками время, когда при ясной погоде видны только звёзды и печальная Луна. Ночью лучше не придумать,как провалиться в беспробудный сон и проснуться от бьющих в глаза солнечных лучей.
И,после сытного завтрака, взяться за описание сумрака ночи. Слепцы. Они заблуждаются и достойны сочувствия и глубокого сожаления.
Поэты видят ночь в обрамлении оконной рамы, а свет - в неверной белизне листка бумаги, с ужасом ожидающей порчи от корявых строк, написанных нетвёрдой рукой , только что управлявшей норовистым Пегасом. Укрощать златогривого жеребца на гористом Парнасе опасно и утомительно. Мысли, если и были, принесены в жертву укрощению, а смешанные чувства в груди поэта, алчущего славы, бьются, как бельё в барабане стиральной машины.
Простят ли меня прозаики и поэты за попытку пошутить? Нет. Но настоящие найдут в ней долю правды и посмеются.
И те и другие совсем не думают о том, что при дневном свете и суете чернота космоса неотступно следит за нами , усыпанная сонмами звёзд - холодных и безразличных . И только непланетное Солнце пылает и плавится, рассылая свет и тепло, частичка которых перепадает нам.
Ночь.
Таинственное и волнующее время. Нет лучшего, чтобы уловить краем глаза малейший блеск, отсвет, нечаянную вспышку. Она высветит на миг яркий плод на фоне темной листвы дерева, не найти её цвет ночью - глубоки краски, густы и неопределённы,зовут в глубину пышной кроны. Крона живет ночной жизнью, замирает , но угадывается волнение и слух ловит тихий шорох. Лёгкий, изменчивый и настораживающий. Кого приютила густая листва, - потревоженная птица встрепенётся, пискнет во сне и снова затихнет, боясь выдать себя.
Ночью все звуки слышатся лучше, их больше, они разнообразнее, чем в прахе дневной суеты и прекрасны новизной звучания . Множество перелётных птиц в полях и на воде - звуки весны.
Обыкновенный голос доверительнее, ближе а голос человека дорогого,любимого, возбуждает и невероятно богат на тончайшие оттенки, к которым теряется слух при свете дня. Только звук. Только звук, с невнятными , неразборчивыми словами в ночи скажет больше, а тихий шёпот сказочен в тёмные часы. Голос, теплое дыхание, лёгкое прикосновение , зыбкие потёмки. Это время перехода в другой мир - он отворяется в бархате темноты и завораживает, и пугает, и радует, когда сознание не закрепощено бредовыми россказнями и страшилками.
Ночью страшно тем, кому есть чего бояться,– кто не знает дневной жизни не поймёт ночную и будет чужаком и в ней.
Лёгкий шорох, всплеск, дыхание и дуновение , неявный порыв ветра в темноте замершего воздуха возбуждает любопытство, интерес и загадочны в сумраке. Насекомые - густое жужжание запозднившегося шмеля или стрёкот цикад, неумолчный. Занудный писк комара. Плод дерева падает на землю - пугает неожиданностью, глухотой звучания.
Прикоснись - всё загадка, таинственность, новые ощущения, удивительные находки в самом себе разбуженных инстинктов, снизошедшего наития - познание себя.
Ночной тихий дождик, летний, тёплый, - мокрыми, детскими губами неловко целует разгорячённое лицо, капли звенят по жестяной крыше, шуршат потоком в водостоке, шелестят листвой, ударяя каплями , иполняют вечную симфонию ночного дождя, каждый раз в новой интерпретации, никогда не повторяющейся. Ночью она проникновенна , космична, и нежна, как колыбельная матери. Лужи брызгаются под шлепками чьих-то быстрых ног - нет одиночества.
В самой тёмной ночи обычные , дешёвые украшения обретают дорогой блеск и великолепие. Глаза делаются ясными, влажными и выразительными при самом мимолётном взгляде, а ресницы таинственно оттеняют и придают взгляду глубину тёмного неба.
Водные поверхности притягательно-блистающи. Любой крошечный огонёк, звезды на небосклоне и царственная, равнодушная луна смотрятся в воды мелкого ручейка или раздольного моря, да что там моря, – океана.
Вода в обычном прозрачном стакане поражает волшебным свечением, невесть откуда взявшемся. Крохотная капелька переливается драгоценным камнем или лучится упавшей звёздной искоркой.
Потрясаюшая по впечатлениям маленькая прогулка по ночному лесу – новизна , другая планета. Всё преображается, всё другое, - запахи, звуки, собственные шаги по лесной дорожке . Воздух густ от настоя хвои, влажных мхов, мёда, вереска, лесной земляники - целителен.
Мир , доселе привычный, познается заново, как в детстве, и дополняется картиной ночной земной жизни. Темнота леса глубока, близка и далека одновременно, страшит зарослями и обитаемостью, опасностью, как глубиной пропасть. Бесшумный полёт невидимой совы напоминает привидение. Высокие ели остриями верхушек пронзают черноту неба, звёзды роятся между ними, изредка падают, кажется, совсем рядом, и гаснут, как тонут в темноте ночи.
Ощущения таинственности остры, что не надо далеко ехать и что-то покорять. Всё потрясающее рядом, в темноте ночи.
Ароматы, звуки , очертания загородной природы ночью соперничают с городскими. Разнятся во всём, и во всём они часть нашего бытия. Описание ночного города может занять целый том печатного издания.
Ночь сосредоточивает.
Именно ночью раскроется таинственная книга и её страницы расскажут пытливому и взыскательному о том, что днём недоступно и не может быть воспринято серьёзно. Нет лучшего времени для размышлений . Ничто не отвлекает, а ночь помогает сконцентрировать внимание на прежних представлених, знаниях, чтобы в темноте , только в темноте ночи, в одиночестве , представить существование человека и отобрать, высветить в сознании , нерешённые, но волнующие вопросы вселенского масштаба - откуда мы, для чего, какова наша миссия здесь на годы отпущенной нам жизни, и так ли представляем путь человека, заканчивается ли он земным существованием, или, как говорят древнейшие предания и верования, продлится в неизвестном нам облике, виде, месте.
Ночь обманет обещанием сна и безмятежности, но прежде поведёт тебя к черте, где грань между мирами, и ты, оставив прежний мир за плечами, будешь ловить лишь обрывки его минут, лиц, событий, ощущений. Уже не явь, но ещё не сон - мученье от вопросов к себе, сознания невозможности хоть что-то изменить и сомнений,и раскаяний. И этот полёт над пережитым , будет казаться нескончаемым, и будешь неосознанно молить, чтобы пришёл сон, как избавление.
И он придёт, незаметно, ты узнешь его по особенной лёгкости и чудесам , которые будут ждать тебя, по особенной ясности происходящего, реальность другого мира поразительна, - войдёшь в незнакомый тебе бревенчатый дом и с удивлением ощутишь , что теплая древесина перил на его крылечке тебе памятна, откроешь тяжёлую дверь и вздрогнешь сердцем, услышав скрип дверной петли, как будто слышанный тобой тысячу раз, а за большим столом увидешь лица, незанакомые и знакомые, но это будут самые родные лица, среди них те, которые уже никогда не надеялся увидеть, и голоса, которые безуспешно силился вспомнить ранее , вдруг зазвучат чисто и ясно, и все будут радостны ,и все устремлены к тебе. Там будет светло так лучисто-пронзительно, что ты испытаешь счастье, лёгкость и радость, какими они бывают только в детстве.
Ты проснёшься полным сил и энергии, особенных, созидательных и добрых, избытком которых сможешь поделиться.
......
Что может дать отдельный человек миру, чтобы сделать его лучше, какие силы и возможности вложены в него, разумного, или эти представления о человеке, как вершине живого, ложны и каждый - лишь малая часть живой материи , чуть более совершенной и более разумной, чем другие . И кто может утверждать, что человек разумнее и совершеннее других, когда он унизительно мало знает об этом другом мире. Этот мир рядом, но не познан - этот процесс познания мира человеком представляется бесконечным. В силу несовершенства человека. И необъятности окружающего. И есть ли совершенство, в чем оно, и что собой представляет?
Кто скажет?
Мы спрашиваем безответно. Всегда в ночи.
Сейчас - ночь.
Никто не захочет быть ограниченным ни в чём. Как может быть ограничен человек, когда он сам - душа вселенной и кажется ему, ничего невозможного нет. Открой себя на всех путях - путь вперёд - как будущее, без которого ты ни к чему. Путь назад - как прошлое, без которого ты никто. Свободные пространства по правую и левую руку - как безграничность и широта познания. Низ и верх - что известно ? Душа душой а знаний не хватает, да и достижимо ли знание? Абсолютное - нет. Частичное - промежуточно и сомнительно.
Одна истина непреложна - всё неустойчиво и неверно и таковым будет всегда.
И в непреложности этой горькой истины - вся прелесть, сладость жизни.
Вот бы увидеть, кто решится это утверждение опровергнуть.
Борьба,– если что-то или кто-то ограничивает, чинит препятствия, подчиняет. Борьба, в которой надо внести плату, на которую способен, иногда плату собственной жизнью, если цель ясна и твёрд и неприступен в убеждениях, намерениях,- добрых, справедливых. Наверное, так определяется свобода в любое время дня и ночи.
И так созидается достоинство человека, на котором держится мир. И эта плата - не деньги. Кто придумал, что деньги - плата. И что можно купить - штаны или сандалии. Может быть есть что-то поинтереснее и нужнее. Необходимое совершенно и достаточное.
И ночь. Время для очищения и размышлений.
И БЕЛАЯ НОЧЬ.....разбавленная воздухом и влагой, размытая светом и тёплым молоком акварель, не мокрая, а молочная акварель - картина белой ночи...
Свидетельство о публикации №223032700053
Валентина Будникова 24.06.2023 09:34 Заявить о нарушении
С уважением,
Ирина
Ирина Манырина 24.06.2023 14:08 Заявить о нарушении