Белая готика. О творчестве Александры Поповой

Белая готика в литературе. О романе Александры Поповой «Болезнь Солнца»


25 мая прошла очередная конференция фантастов Крымкон «Фанданго». Продолжил актуальную тему о новейшем литературном жанре, Белой готике. Прекрасная новость: нашёл новые произведения, написанные в этом жанре; прорецензировал их в соответствии со структурой жанра. Наиболее впечатляющим является роман Александры Поповой «Болезнь Солнца» http://proza.ru/2021/10/17/1718 Ему посвящён данный обзор.

Помню, первая версия произведения появлялась ещё в 2019-2020 гг. затем Александра отредактировала его и сейчас выкладывает в более совершенном виде, но с тех пор портал хранит ценное напоминание о книге: все мои отзывы, сопровождавшие публикации. Они здорово помогли в целостном восприятии неоготического творения.

Предлагаю взвесить достоинства романа Болезнь Солнца в соответствии с тремя этапами психологической структурой жанра (она была выделена в предыдущих эссе):

1. Во вступлении описана жизнь аристократического общества в индустриальную эпоху, свято хранящего традиции светского этикета (богатый отсыл к тому самому рыцарскому роману эпохи романтизма, предшествовавшему готическому). В своём романе Александра, по сути, отображает эту классическую грань между консерватизмом аристократического общества и зловещими тайнами минувших эпох, живому сопоставлению также подлежат упадок морали в эпоху индустриализации и энтузиазм культур прошлого. Это по-своему зыбкая рутина, обречённая кануть в Лету из-за своей пассивности и тогда реальность будет располагать лишь прахом былой культуры.

2. Именно в основной, части присутствует отсыл к классическому жанру, они объединены изысканной философией о жизни и смерти. Место ключевой тайны, присущей нуар-готике, занимает духовный дар главной героини, Шарлотты, позволяющий ей сознанием переноситься в мир архетипов – это и есть отличительная черта неоготики, в которой видимые недостатки главного героя становятся пугающей силой благодаря их сознательности. Оригинально, что в данном произведении именно он открывает врата в альтернативные миры, в которых оказывается героиня из-за периодической психической дезадаптации. Кроме того, сознание Шарлотты увлекает в мир грёз значимых для неё персонажей, часть из которых – вымышленные, что особенно соответствует представлениям белого готического жанра: духи и куклы, заменяющие личностей и их роли. Вот он, психологически обоснованный переход между сознанием и подсознанием – первая грань невозврата.
С точки зрения социальной медицины, это и есть Болезнь заходящего солнца, когда тревожный закат дня не оставляет больше ничего от прежнего мира, и сознание проваливается в сумрак небытия. Психосоматические предпосылки такого нарушения нервной системы могут варьироваться, оставляя место для альтернаучных теорий.

3. Каждая глава раскрывает особую ментальную тайну исторического прошлого, позволяя героине находить актуальные разгадки извечных тайн. Это объективно должно перекликаться с итоговым этапом жанра, ведь главное не то, почему герой оказывается за гранью бытия, а то, каким возвращается. В данном случае присутствие вечности дарит Шарлотте возможность читать архетипическую память древних поколений, как открытую книгу. Бесподобная игра образов переносит её в красочные античные миры в поисках истины: она ищет эликсир бессмертия, в полной мере не осознавая, что её дар уже является атрибутом бессмертия, поскольку сознание её мыслит вне времени.

 «С точки зрения теории бессознательного героиня путешествует в глубины своей души. – пишет автор. – Однако её странствия в другие миры более реальны, чем настоящий мир. Каждая новая вселенная – определенный этап в развитии человечества. В основном они опережают в развитии время Шарлотты. Действительность предстает как пустота. Но на данный момент и в путешествиях по прошлому героиня не находит истины. Она спрашивает себя: "Что есть бессмертие?", "Как создать Эликсир Бессмертия?" Но ее поиск рецепта Эликсира переходит в общечеловеческий план. По задумке в первой части Шарлотта спускается в символический Ад. Все места, в которые она перемещается, так или иначе связаны со смертью. Средневековье – упадок науки. Древний Египет - культ смерти, мумификация, загробный мир. В Варанаси на берегу Ганга совершаются похоронные обряды и т.п. Создается ощущение, что это путь в никуда. В реальном мире ничего не меняется. Шарлотта осознает, что всё, во что она верила, – лишь иллюзия. Но это необходимая в алхимии стадия разложения и умирания. Понимание эфемерности истины медленно приводит героиню к разгадке тайны».

В своей философии главная героиня разделяет подход автора и постигает целый ряд наук гуманитарной сферы. Вот как характеризует её выбор Александра: «Гуманитарные науки связаны между собой – без философии невозможно понять литературу, без литературы лингвистику и т.п. Все зависит от ситуации. Когда-то приходится быть лингвистом, когда-то философом, когда-то культурологом. Это же происходит и с главной героиней».

Как видим, новый литературный жанр вполне обусловлен классическими приёмами, талантливо переданными автором. Роман познавателен и специфичен: в каждой главе раскрыты обоснованные теории, связанные с культурой древних цивилизаций -- эмпатийность автора в восприятии истории, её гуманитарные таланты впечатляют. Александра Попова на удивление реалистично передаёт природу преображений за гранью сознательного опыта, сама сфера сверхсознательных процессов очень грамотно представлена с точки зрения психологии личности: это не что иное, как объективный багаж архетипов, игра прошедшего и альтернативно-реального.

Обновленную версию романа «Болезнь Солнца» Александра Попова как раз выкладывает в авангарде нового жанра. Атмосферного постижения его тайн!


Другой пример произведения, написанного в жанре Белая готика,
от автора японоведа Александры Лисовской:
http://proza.ru/2024/09/06/106


Рецензии
Эльдар, спасибо за ссылку на мое творчество! Вы провели глубокий философский и психологический анализ! Интересно было узнать ваше мнение, вашу интерпретацию. Впечатлило рассмотрение героев с точки зрения архетипов. Особенно запомнилась ваша цитата: "Психологически обоснованный переход между сознанием и подсознанием – первая грань невозврата". Вы точно отметили, что из этих волшебных миров уже невозможно вернуться, потому что нет смысла возвращаться в темную и серую реальность. Психологическое исследование литературного произведения само по себе необычно и актуально. Этого сейчас не хватает в литературоведении. Буду ждать следующей части, интересно прочитать про формирование жанра. Еще раз спасибо! Желаю вам много публикаций в научных журналах с вашей статьей!

Александра Ингрид   27.03.2023 12:45     Заявить о нарушении
Спасибо за высокое творчество!
Тревожный 2023 год Готичного Прозайчика -- хорошее время для развития нового поджанра.
Как знать, быть может это последний шанс для живого переосмысления культурных ценностей цивилизации,
и однажды... обнулится лента времён, и душа античных эпох снова обретёт жизнь где-то по соседству.

Фантастических Вам Муз!

Эльдар Шарбатов   27.03.2023 14:28   Заявить о нарушении