Ницше и Гоголь 10. По пути человеческого, слишком

                Начало:
                О бездне Ницше и Гоголе http://proza.ru/2023/01/05/1052
                Ницше как читатель http://proza.ru/2023/01/07/1084
                Кто сражается с чудовищами http://proza.ru/2023/01/12/1112
                Ницше и Гоголь. Продолжение (ч.1-9)
                http://proza.ru/2023/01/28/1406               


                10.По пути «человеческого, слишком человеческого».

      Ницше обогатил философию многими новыми понятиями. Среди них реактивность, реактивная сила – едва ли не самое важное. И едва ли не самое парадоксальное. Умение схватить и удержать в мысли (и, что ещё более удивительное, в языке, в языковых средствах выражения мысли - гибкость языка потрясающая) нечто взаимоисключающее, все возможные её изгибы и повороты, т.е. какая-то предельная или даже запредельная диалектичность,  - это, что присуще именно Ницше, что отличает именно его стиль философствования и словесного выражения мысли! И что сфокусировалось в понятии реактивности. Как силы слабости (недостатка силы) или даже  силы бессилия (отсутствия силы). Соответственно печать парадоксальной самопротиворечивости лежит на всех проявлениях реактивной воли к власти. начиная с  самого начала – с момента её возникновения.      
       Итак, самопреодоление, выход за свои наличные пределы (пределы видового существа) для слабого, лишённого здорового жизненного инстинкта роста, был заказан.  Для него он был равнозначен гибели. И тогда слабый идёт другим путём. В обход самопреодоления. Путём извращённого экстенсивного роста  инстинкта самосохранения, болезненного раздувания (гипертрофии) рассудка, т.е. целерациональной сознательности.
     Начальная, исходная точка этого пути – акт самопорождения (первоакт) рассудочной (предметной, представляющей) рефлексии и одновременно самополагания её в качестве основания всей человеческой жизни, всех её форм. Что на языке философии Ницше означает прорыв реактивной воли к власти. Теперь уже не в виде некоей структуры, которая одновременно является и структурой сознания. 
     В дорефлексивную эпоху реактивность (сознания) существовала бессознательно, бесконтрольно. Как это опять-таки ни парадоксально прозвучит, - реактивная сила действовала  не в полную свою силу. Её потенциал оставался скрытым,не актуализированным. И только в акте рефлексии она из аморфной, неструктурированной силы, действующей без выраженной направленности, превращается в полноценную с точки зрения эффективности и задействования её потенциала, силу.
     Вспомним ещё раз фундаментальное положение ницшевской философии воли к власти (в дословном переводе – воли к мощи). Всякая сила, именно потому, что она – сила, есть стремление к тому, чтобы стать сильнее и в этом смысле иметь больше власти. Способность к самоусилению – вот что делает силу силой, что составляет её сущность (как именно силы).  Даже если это сила бессилия. Вот эта способность реактивной силы к самоусилению и раскрывается в полной мере благодаря возникновению рефлексивного сознания.  Потому что в акте рефлексии реактивная сила рассудочного сознания обретает структуру, структурируется в виде стремления субъекта к цели (объекту). Или воли субъекта к власти. Где в роли субъекта выступает, конечно, слабый.
     Вместе с обретением структуры реактивная сила (сознания) обретает способность действовать на основании своей сущности как  своего связывающего (собирающего её в некое целое) и одновременно обязывающего (к действию) закона. Что придаёт ей (как силе) неизмеримо большую действенность, чем раньше.  Оборотной стороной подчинения реактивной силы своему закону становится высвобождение её огромного потенциала. В существование человечества и в саму жизнь на Земле прорывается реактивная воля к власти, обладающая способностью преобразовывать как человека, так и саму жизнь.
      Благодаря структурированию сознания слабый, мыслящий себя в качестве субъекта сознания, просто продлевает себя, каков он есть, удваивает себя  как самом в акте рассудочной рефлексии, так и во всех тех формах сознания, которые возникают на основе рефлексии и присущего ей способа мышления. «Представляющего мышления» (М.Хайдеггер), когда абстрагировавший себя от целостного акта мышления субъект (трансцендентный) пред-ставляет себе объект (трансцендентный). Но при этом он уже спроцецировал себя в этот объект.
     В акте возникновения реактивной воли к власти слабый (субъект) вместо самопреодоления продлевает, удваивает себя. И это самое главное, что происходит.
    Конечно, реактивная воля к власти мистифицирует свою сущность как силу самосохранения слабого (человека-вида) посредством удвоения. Она – сила мистификации по определению, поскольку есть сила бессилия, выдающего себя за силу.  Но как бы она ни мистифицировала эту свою сущность то в концепции «мира иного» (посредством отчуждения от своей структуры цели стремления), то  то в кантовской концепции «свободной» и «доброй» воли (отчуждая сам акт стремления), то, наконец, в  концепции «Я-причины» (отчуждая субъект стремления), она последовательно-поэтапно только продлевает-удваивает себя. А вместе с тем и человеческую слабость. П Путь, на который становится человечества с возникновением реактивной воли к власти - это путь деградации (нигилизма и декадентства), ведущий в тупик, к неизбежному концу.  Путь вырождения человека. И как вида тоже. На своем историческом пути реактивная воля к власти полностью вырабатывает потенциал человека как вида. 
            С прорывом реактивной воли к власти «просто человеческое» всё больше и больше превращается  в «человеческое, слишком человеческое». Из которого, в определённый момент («время последнего человека», предавшего забвению всё подлинно человеческое в себе), уже невозможно будет пробиться никаким росткам живой человеческой жизни.      
               
                Продолжение следует


Рецензии