Предгрозье. Дополнение

Сегодня городище Старая Рязань – памятник истории и культуры федерального значения, составная часть Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Ежегодно на городище работает совместная археологическая экспедиция РИАМЗ и ИА РАН при поддержке РГНФ под руководством  профессора И.Ю. Стрикалова.»
Автор статьи: Денис Шибаев.

     На чём основано моё убеждение, что в 1237 году Рязань сожгли войска хана Батыя. (Почему я не согласна с утверждениями авторов альтернативных теорий).

1. «Нет захоронений воинов Батыя». – Да, и не должно быть. Другое мировоззрение, другая религия (не ислам в то время). Это христиане обозначают могилы холмиком, ставят крест или памятник, чтобы приходить и поминать усопшего. Не так и у Чингиза, и у Батыя: могила Чингисхана идо сих пор не обнаружена, т. к. по месту захоронения пропустили табун коней, а похоронную команду всю перебили: никто не должен нарушить покой ушедшего в вечность. Почему в Рязани должно быть по-другому?
2. «Потери ордынцев были значительно меньше потерь горожан». – Да, т.к. на штурм вперёд посылали пленных под страхом быть убитыми в спину стрелами. Это они гибли перед крепостями, заполняя телами рвы, а уже потом вступали в бой войска.
3. «Очень мало обнаружено оружия ордынцев». – В 13 веке, да и значительно позже, вооружение было дорогостоящим. Победители имели возможность подобрать его на поле боя, и своё и чужое.
4. «Не обнаружено следов ДНК монголов и татар». – Эти следы можно найти у потомков тех девушек и молодых женщин, что были угнаны в плен. Да кто их искал? А после битвы победители насиловали и убивали. О потомстве речь не шла.
5. «Не было возможности прокормить огромную конницу». – Это умозаключение тех, кто никогда не бывал на берегах Оки, ни в Старой Рязани, ни в городе Спасске-Рязанском. Зимой долгие годы с высоких берегов открывался вид на Приокские заливные луга: они напоминали огромную детскую песочницу со множеством игрушечных пирожков: до горизонта все луга были покрыты стогами первоклассного сена. Луга и в советские времена кормили красную кавалерию. Сейчас весенний разлив бывает не каждый год. Укосы травы стали беднее, сено спрессовывают, в стога не ставят.
6. «Лошади ордынцев не могли преодолеть такие большие расстояния, не могли добыть себе корм из-под снега, т. к. не были подкованными». – Ну, не за один месяц они продвинулись к Рязани. Были битвы и с Волжскими Булгарами, и с народностями, встретившимися на пути войска. А вот про особенных невысоких, необычайно выносливых, покрытых тёплой, длинной шерстью ордынских лошадок упоминали путешественники, встречавшиеся на пути войска. Также они говорили об устройстве копыт коней, похожих на оленьи. Их и подковывать не надо было.
7. «В эти годы на Руси стояли жуткие морозы и лежали глубочайшие снега». – А вот и нет! И по вычислениям современных метеорологов, и по воспоминаниям путешественников в 1237 году снежный покров составлял примерно 25 см., а температура декабря и января – минус  11 градусов.
 8.«Нет письменных источников того времени, подтверждающих факт сожжения Рязани Батыем». – А их и не может быть: огонь  уничтожил. Но есть упоминания в более поздних летописях. Археологами в раскопах обнаружено большое количество книжных застёжек из кости и металла, что подтверждает грамотность жителей и то, что книги в городе не являлись редкостью.

      И почему не берётся в расчёт устное народное творчество? –          Скандинавским сагам мы верим во многом, эпосу «Манас», - верим, а «Повести о разорении Рязани Батыем», «Авдотье-Рязаночке» – нет? В устном народном творчестве много указаний на его правдивость, в нём собрана народная мудрость и гордость за героев родной земли. В более поздней летописи упоминается имя народного героя Евпатия (Ипатия) Коловрата, даже имя его отца – воеводы Льва – указывается, а некоторые сомневающиеся отрицают дошедшие до нас через века сведения. Так же отрицалось и существование Ильи Муромца, пока в Киево-Печерской Лавре, в «катакомбах», не обнаружили его останки, с чётким указанием на болезнь позвоночника и исцеление от той болезн. «Тридцать лет и три года сиднем сидел», пока калики перехожие его не подняли на ноги. А "калики перехожие" - это странствующие целители, учёные старцы, а не простые бродяги.
      Рязанцы гордятся своим богатырём – воеводой Евпатием Коловратом. Три памятника поставлены ему на родной земле. Да, безусловно, есть героизация в народных сказаниях, есть украшения, но народной памяти надо доверять. Я доверяю.
9. Археологические раскопки последних лет подтверждают тактику ведения войны войском Батыя. Она идентична тактике войска Чингисхана: отрубленные головы и руки, рассеченные животы,(с высоты двух метров, т. е. всадниками, а не великанами) и другие особенность останков убитых; планомерная политика выжженной земли и массового террора. (См. результаты раскопок).

10.И, главное: В городище Старая Рязань раскопано только 10 процентов его территории. Новые открытия ещё впереди. Об одном жалею, что уже не смогу там больше побывать и увидеть всё своими глазами.


Рецензии
Интересно.
И содержательно.

Виктор Левашов   16.05.2023 15:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.