Фрегаты Паллада - на волнах морей и литературы

 

«В каждой веревке, в каждом крючке, гвозде, дощечке читаешь историю, каким путем истязаний приобрело человечество право плавать по морю при благоприятном ветре...»
«Фрегат «Паллада», И.А.Гончаров

У Лешки Безуглова, старшего матроса-рулевого учебно-парусного судна (УПС), случаются очень приятные минуты. Отстояв нелегкую вахту, он не торопится в каюту, а непременно обойдет всю палубу и постоит у бушприта. Не на корме, а именно здесь, в носовой части корабля, парень словно сливается с фрегатом, который ловко режет волны, нацелен на нужный курс, трепещет вверху крепкими парусами. И от ощущения гармонии с ними у него замирает дух, а в душе возникает холодок эйфории. Мечты юности, грезы о дальних морях и странах не оказались дорожной пылью. Они ежедневно наполняют сердце радостью работы, сопряженной с риском, движением, красотой. Последнее для человека, рожденного под созвездием Весов, факт немаловажный. Можно ходить по морям на теплоходе, танкере, эсминце и даже на подводной лодке, но красотой стихии, изяществом изделия корабелов проникаешься лишь здесь под паутиной вант, веревок, тросов , обнимающих мачты, в крутые моменты авралов, когда тебя или трясет на рее как осенний листок, или элементарно сдувает с палубы. И во всей этой какофонии скрипов, всплесков, хлопков, голосов молодой матрос услышал музыкальный ритм. Однажды взял гитару, с которой дружит со школьной скамьи, и написал песню, которая впоследствии стала гимном фрегата с именем греческой богини мудрости Афины Паллады.

Как и всякий, уже состоявшийся моряк, Безуглов не чужд суеверий и мистики, уж очень выбрана опасная профессия. Не дай Бог выйти в рейс в пятницу 13 числа, обязательно намотаешь на винт сетку. Раз с «Палладой» так и случилось. Ступать на корабль следует с правой ноги,  чреваты последствиями плевки на палубу, нельзя прикуривать от одной спички троим — с кем-то обязательно случится беда...
- Почитаешь книги про историю кораблекрушений, невольно станешь суеверным,- как-то признался он близкому по духу коллеге Георгию Марьясову, второму помощнику капитана,- когда они обсуждали на палубе проблемы безопасности мореплавания с группой курсантов.

Его старший товарищ, походивший на разных судах (профессионалы их называют «лодки» или «пароходы») и под разными флагами, очень осторожен в выводах о причинах аварий и крушениях на флоте. Но оба сходятся в одном: главная удача для каждого, кто топчет палубу, попасть к умному, человечному и успешному капитану. Фамилию командира «Паллады» они деликатно умалчивают, и при этом от души смеются как два заговорщика, знакомые с истиной. С ними солидарны многие из экипажа именитого фрегата. Все ведь в одной лодке по главной причине: на капитанском мостике четверть века стоит человек, за которым можно смело идти в огонь и воду. Желательно, конечно, в воду, повадки ее наиболее знакомы морякам, а здесь к ним добавляют знание ветров, узлов, снастей, акробатические навыки, не боязнь высоты, а также склонность к педагогике. Фамилия капитана - Н.К.Зорченко. Если вы наберете эти три слова в поисковике, то «утонете» в текстах и фотографиях. Самые популярные артисты, как говорится,  отдыхают в сторонке. Людей подкупает в нем простота, ясность, открытость и уважение к людям любого возраста и положения, а уж потом действует магический шлейф от удачных рейсов, походов, кругосветок, наград, званий, подаренных за заслуги кортиков.
 
- Думаю, что кто-то наверху хорошо подумал назначив сюда капитана милостью божьей, - сказал мне (почитателю всего, что связано с историей 4-х самых крупных «Паллад» Российского флота и с творчеством И.А. Гончарова), помощник капитана по учебной части В.И. Раменский. При этом он, участник трех кругосветок, главный попечитель судового музея и опытный наставник сотен курсантов из морских учебных заведений страны, не преминул прибегнуть к историческим экскурсам.

- В той первой «Палладе»,  совершившей 170 лет назад знаменитый  дипломатический рейд-миссию из Кронштадта в Японию, - продолжил Владимир Иванович, - контр-адмирал и граф Е.В. Путятин собрал цвет Российского флота: капитан  И.С. Унковский, офицеры  К.Н. Посьет,  В.А. Римский-Корсаков, И.И. Бутаков... (из  22 человек 10 закончили  карьеру в адмиральских чинах, трое стали  министрами). Думаю, что по  своему потенциалу, культуре и интеллекту наш Николай Кузьмич и ряд его помощников не затерялись бы в знаменитой кают-кампании корабля царской эпохи.

Прислушаемся и к мнению философов, утверждающих, что каждое сравнение «хромает», но «Паллада» первая и последняя в своеобразной корабельной династии обречены на своеобразный параллелизм. Автор данного текста, трижды проделавший  путь из Москвы до Владивостока и обратно, неожиданно для себя в дороге начал вспоминать детали много раз перечитанного романа «Фрегат «Паллада», где Иван Александрович Гончаров, человек не искушенный в переменах жизни, решился на столь рискованное мероприятие. Прозаик мучил себя сомнениями и предстоящими рисками. Но одно дело - современный прозаический плацкарт с его достоинствами и недостатками по пути на фрегат, стоящий во Владивостоке у причалов бухты «Уллис» (что в переводе с греческого «Одиссей»), а другое — более чем двухгодичное плавание в 19-м веке на деревянном судне по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам, с их штормами и мелями, ветрами и течениями, болезнями и ремонтами. Конечно, соотносить одно с другим спустя века  можно лишь с малой долей вероятности.  Отмечу только 2  наглядных факта: нынешний учебный фрегат больше и соответственно просторнее своего военного предка, а экипаж почти в 10 раз меньше (не считая курсантов).

Кстати, и Гончаров в своих очерках отметился сравнением еще более древних морских экспедиций с той, что стартовала в 1852 году. Писатель резонно заметил, что плавание его поры намного  комфортнее, чем в прежние века. По мнению отца Аввакума, судового священника и ученого-китаеведа, все в супер рейде отлично, кроме присутствия пушки, разрушающей в моменты качки весь уют каюты. Отошло в историю кровавое противостояние островитян и моряков, вместо него в гору пошла торговля.  Автор перечислил другие аргументы прогресса - улучшенный судовой быт, конструктивные усовершенствования фрегата. Император Николай 1 активно помогал на всех стадиях строительства на судоверфи Санкт-Петербурга, сам предложил название кораблю, настаивал на использовании новейших достижений в судостроении. Например, вместо якорных канатов впервые на Российском военном флоте стали использовать цепи, бронзовые иллюминаторы с толстыми стеклами, дно обшили красной медью, кают-компания украсили красным деревом. Первым капитаном был назначен проявивший себя в морских сражениях  П.С.Нахимов, а командовали фрегатом за всю его историю 10 человек.

 Почти за 2 века прогресс на море прошагал семимильными шагами. На смену дереву пришла сталь, в помощь ветру появились двигатели, современные средства навигации, космическая связь, совершенная картография, бытовые удобства, более  здоровая пища, гражданское равенство... Неизменными остались узлы, паруса, ванты (их сегодня делают из синтетики), управление штурвалом, присутствие на носу впередсмотрящего, изящество и даже элегантность судна, а также закалка и патриотизм русского моряка. Все в целом намного повысило безопасность плавания: прекратились регулярные течи, попадание на мель, падения матросов с высоты, транспортировка живого скота для дальнейшего употребления в пищу. Такие факты, как эпидемии, травмы, большинство трагических случаев Гончаров деликатно обошел (возможно, из-за цензуры), но они сохранились в судовых журналах, в дневниках литературно одаренных участников дипломатической эпопеи (например, офицера Воина Римского - Корсакова).  Писательский талант Ивана Александровича раскрылся во всю ширь и глубину при изложении характерных черт жителей Англии, Африки, Азии (везде где приходилось выполнять ремонт, пополнять запасы воды и продовольствия), в описании колониальных проблем и природных красот, в искусном показе своеобразия и разнообразия национальных кухонь. На последнюю деталь обратили внимание первые редакторы очерков, они попросили автора уменьшить количество страниц с дегустацией редких для русского человека блюд, участием в обедах и приемах, что утонченный прозаик и завзятый гурман сделал при издании книги по возвращению  в Санкт-Петербург.

- Книгу «Фрегат Паллада» я, девятиклассник, прочитал в сельской школьной библиотеке в Новосибирской области, где родился в крестьянской семье, - поддержал тему Н. К. Зорченко - не скажу, что она понравилась больше чем произведения Л.С. Соболева и К.М. Станюковича. Но запомнилось много интересного и познавательного, оно осталось со мною жить. И уж точно, не мог подумать, что большую часть полувекового морского пути посвящу паруснику с тем же именем Афины Паллады.

Старший матрос Безуглов, чтобы определиться с местом работы на флоте, также не обошелся без участия в его судьбе упомянутой  книги. После первых своих экипажей он не увидел ни романтики, ни поэзии, ни желания продолжать карьеру на обычных металлических пароходах. Поделился сомнениями и мыслями с мамой. А та, любящая сына и русскую литературу, возьми и посоветуй «Палладу», о которой впервые узнала из книги Гончарова, а уж потом увидела современную ее серию в бухте Золотой Рог Владивостока. Сыграла важную роль в решении «стать под парус» и предстоящая кругосветка, к которой готовился экипаж. Ведь нет, наверное, на свете моряка, не мечтающего попасть в столь редкий рейс. В плане выполнения сверхдальних рейдов фрегат - фартовый  корабль, его можно смело считать (с тремя кругосветками и десятками океанских  переходов) морским марафонцем. А уж по главному рулевому на борту и командиру давно плачет Гиннесс — за  крепкими плечами капитана— 5 кругосветных плаваний, на водной поверхности планеты мало найдется мест не посещаемые им. И его сердце всегда бьется в унисон с полетом фрегата над волнами, ритмом судовой жизни, в момент рождения великой дружбы свободного ветра и умного паруса.

Автор более известного в стране романа «Обломов», искусный прозаик, не стал «загонять» морское повествование в рамки заданного сюжета и избрал более свободный жанр путевого очерка. Каждый день приносил много корабельных и климатических событий, которые почти всегда соотносились в тексте с хорошим юмором и самоиронией. На контрасте с предыдущими вялотекущими днями размеренной деревенской жизни. Матросская же тема, за исключением эпизодов с расторопным вестовым Фаддеевым из Костромы, почти отсутствовала. В фокус внимания  Гончарова попадали в основном господа офицеры. Они, кстати, кроме обычных военных обязанностей, вели гидрографические измерения, определяли координаты еще неизведанных мест. Нынешние поколение моряков, особенно дальневосточников, знает, что фамилии тех капитанов сегодня можно найти на современных картах (например, пролив и архипелаг Посьета, город Корсаков в честь Римского-Корсакова, остров Путятина, остров и банка в Японском море Унковского). Им, безусловно, известно, что затоплена первая «Паллада» в Татарском проливе в бухте Постовой (дабы не досталась англичанам). Сюда не раз наведывались современные палладовцы, о чем свидетельствуют фрагменты обшивки царского парусника, гвозди в судовом музее, поднятые со дна,  воспоминания участников спусков на воду ритуальных венков в честь погибших на большом пути матросов. Здесь, на берегу бухты, установлен монумент. А главная память о легендарном рейде в Японию состоит все же в том, что славное корабельное имя живет не только в истории и  литературе, но и в жизни Российского флота в лице экипажа УПС «Паллада»,  кующего кадры морских специалистов и представляющего страну во многих престижных регатах в честь великих дат в освоении морских пространств.  Посему мое внимание после очередного прочтения гончаровских очерков неизменно переключалось на жизнь экипажа современников, работающих в понятных политических, экономических и социальных условиях.
 
Ярким примером давно почившей в Бозе сословной разницы в отношениях на современном флоте можно считать биографию старшего боцмана Н. А. Абрамова. Военный чин у него далеко не боцманский, капитан первого ранга. Дослужился до него Николай Александрович на борту атомной подводной лодки, объекте, как известно, сверх-опасном и сложном. Ценой рисков для собственной жизни и умелыми действиями он остановил трагическое развитие событий на корабле и был награжден орденом Мужества. Уйдя в отставку, море не покинул и вспомнил о своей давней мечте — заняться парусным спортом. Некоторые сослуживцы, однако, не дают забыть славные походы, мужество подводников, их братство и воспроизводят в интернете эпизоды героической службы, а также случаи тренировок Абрамова на доске с парусом в те «подводные» времена.

-Это было в лихие 90-е годы, - уточнил Николай Александрович при встрече на судне накануне захода в док. - Запомнилась волокита с приобретением загранпаспорта, без которого участвовать в международных регатах невозможно. А тут еще военный кадр, да с подлодки. Нашлись адекватные люди, помогли преодолеть бюрократические препоны и заморочки.
 
Вырвавшись из глубин на открытый простор, где всегда видно небо, Абрамов довольно быстро стал мастером спорта, походил на яхтах «Отрада», «Пульсар» по морям и океанам, отметился в призерах и победителях. И вот в 1996 году на одном из портов Южной Кореи он обратил внимание на элегантный большой парусник фрегат «Паллада» с тремя высоченными мачтами. Экипаж его принимал участие в проведении парусной регаты «Корея- 96». Напросился в гости (как- никак коллеги и соотечественники), и тут же познакомился с капитаном Зорченко.  Оба морских волка сразу поняли высокую цену общения друг с другом. Прошло несколько лет, в которые Абрамов успешно поработал парусным мастером на похожих УПС «Надежда» и «Мир», после чего два Николая оказались на одном судне, причем, капитан первого ранга в отставке спокойно согласился на вакантную должность старшего боцмана не претендуя на более высокие. Чины никогда не были целью этого замечательного человека, как и  многих настоящих моряков.
 
Не ограничился  боцманскими обязанностями, продолжил углубляться в редчайшую нынче профессию парусного мастера. Сегодня у него одно из просторных помещений на фрегате, где аккуратно уложена парусина, на столах закреплены редкие швейные машинки, собраны наборы всевозможных игл, наперстков, крепчайших ниток, специальных перчаток. Сотни курсантов здесь научились вязать старинные морские узлы, а наиболее способные смогли  ставить заплатки, изготавливать коврики, салфетки и даже шить себе одежду из парусины. С других больших российских парусников (которых в РФ 6) часто поступают просьбы командировать Николая Александровича для починки такелажа, рангоута, парусов. Недавно он побывал в Санкт-Петербурге на фрегате «Мир», где потребовалась помощь мастера, а до этого доводил до кондиций парусную оснастку и проводил уроки с курсантами у соседей на УПС «Надежда», приписанного к родному порту Владивостока.
 
Всегда ждет в гости бывшего подводника его друг в Польше, создатель «Паллады» и всей серии подобных судов Зигмунд Хорень, друзья регулярно перезваниваются и переписываются. А сдружились они в Гданьске в период замены стоячего такелажа на УПС «Мир». В другое время Зигмунд пригласил Абрамова на остров Барбадос для починки мачт самого большого в мире парусного корабля «Роял Клиппер» на 260 пассажиров , который он сконструировал и построил на своей знаменитой судоверфи. Работой русской бригады Хорень остался очень  доволен.
 
Не упустил Абрамов возможность заполнить еще одну славную страницу роскошной биографии - пройти под парусом по Северному морскому пути из Владивостока до Мурманска, на сей раз на самом большом в РФ и древнем барке «Седов» (ему исполнилось 2 года назад 100 лет). Спокойно согласился на должность матроса. Капитан  В.Ю.Николин очень обрадовался новому члену экипажа. Иметь на борту такого разностороннего спеца большая удача. Повезло седовцам  и с погодой, выбором времени перехода. Всевышний так все устроил, что экспедиция прошла идеально, без заторов льдов и прочих арктических «ЧП», при благоприятных ветрах. Подобных рейдов большие парусники не совершали долгих полтора века! Курсанты увидели в небе северное сияние, фонтанчики китов на горизонте, строгую красоту и обаяние Севера, но почти не встретили белых медведей.
 
На «Палладе» вообще можно писать книгу  о каждом члене экипажа, настолько это интересные люди, самозабвенные в любви к морю, готовые к испытаниям. Что любопытно: большинство пришли на парусник из сельской глубинки. Как и немалая часть офицеров первой «Паллады». Провинция ведь всегда питала Россию талантливыми кадрами и личностями. Вот и П.И. Холдобо, старший механик фрегата еще молодым человеком  30 лет назад проделал большой путь из Белорусского Полесья до восточного края страны и осуществил юношескую мечту. Каюта Петра Ивановича, традиционно на судне величаемого «дедом», одна из самых посещаемых, в ней всегда собирается народ, чтобы решить ежедневные проблемы с механизмами, дополняющими силу паруса. Ветер ветром, а для безопасности и удобства плавания, в важных маневрах, двигатели жизненно необходимы, особенно в шторма и при заходе - выходе из порта.
 
- Мы счастливы, что мы есть у него, а он у нас, - озвучил формулу крепости коллектива старший механик. - Понимаем друг друга с полуслова. Зорченко уверенно ведет себя в любой ситуации, что передается и нам. «Паллада» - редкое судно по нынешним меркам, с огромными мачтами и парусами, деревянной палубой, что нравится романтикам, но техники тоже хватает — два двигателя, генераторы, опреснители, электромоторы и насосы... Построено оно в 1989 году еще в ПНР. Некоторые запчасти уже не выпускаются, поэтому переходим на отечественные аналоги. Всего в моем коллективе работает 14 человек, кроме механиков и мотористов, числятся также токарь, слесарь, раньше был и плотник. Есть среди нас человек, который совершил первый исторический рейс из города постройки Гданьска до родного Владивостока. Это старший моторист А.Д. Кузовлев.

...Из каюты старшего механика, что расположена по правому борту, иду по корабельным лабиринтам в другую часть корабля. Попадаются просторные помещения со столами и скамейками, прикрепленные к полу (дабы не зашатались в шторм), на стенах развешены диковинные морские узлы, учебные пособия. Все это классы, где постигают азбуку морского дела безусые парнишки. Внизу нахожу камбуз с огромными кастрюлями, плитами, шкафами, вверху - палубу. Спрашиваю у вахтенного матроса, как найти каюту Кузовлева. Она оказалась рядом, но снова пришлось опуститься вниз. Жму руку видавшего виды моремана. Он охотно рассказывает о себе, вспоминает детали первого перехода из Балтики в Японское море. Идентично тому, что совершил экипаж  деревянной «Паллады» № 1.
 
- Сам с Урала, попал служить в ВМФ во Владивосток в бригаду ракетных катеров,- рассказывает Александр Дмитриевич.- Несмотря на трудности службы полюбил море, уже на гражданке окончил мореходку, попросился на красавицу «Палладу». Случилась пауза, работал на траулерах (надо было поправить материальное положение многодетной семьи), но снова вернулся на любимое судно. Забыть его невозможно, сердцу не прикажешь. Да и капитан здесь - человек редкой выдержки и культуры. Сколь уже лет вместе ходим по морям, по волнам — ни разу не слышал, чтобы он повышал голос. Находит общий язык с каждым.

Замечаю в каюте старшего моториста, больше похожей на мастерскую, макет крейсера «Варяг». Это давнее его увлечение и хорошее средство для преодоления однообразия пути. Материал простой — списанные бытовые приборы. Всего в коллекции 14 моделей, одна другой лучше. Когда Александр Дмитриевич подведет черту под плаваниями, он обязательно соорудит малую копию любимого фрегата, не хуже той, что выставлена на самом видном месте в судовом музее. Опытный специалист сделал своими руками и прибор, фиксирующий крен, установил его в машинном отделении. Любит Кузовлев также литературу, особенно маринистику  Валентина Пикуля, уважает в российском характере патриотизм и смелость. Младший сын трудится старпомом на плавбазе. Видимо, наслушался отцовских рассказов  про экзотические страны, флотскую солидарность, начитался приключенческих книг и сам пошел в моря.
Ситуация типичная для членов экипажа - практически у каждого в семье есть моряки и морячки, в том числе и у капитана. Любопытно было узнать: дочь названная Марией (в честь чего понятно), тоже в некоторой степени капитан, но милиции, внук Денис учится в Дальрыбвтузе, младший брат 40 лет ходил на траулерах. В таких квартирах обязательно встретишь много морской атрибутики, сувениров со всего света, не говоря про фото стихии волн, кораблей.
 На самой «Палладе» в длинных коридорах стены пестрят от стендов, портретов, снимков со всех трех кругосветок УПС, репортажей с мероприятий на борту патриотического, культурного и даже дипломатического порядка. И как закон: в редкой каюте вы не увидите картину или снимок парусокрылого фрегата. Его изображение можно заметить в самых интересных местах Владивостока — на стенах домов, гаражей, кафе. Это вроде культа. Экипаж фрегата регулярно участвует в многих праздниках Приморья: в фестивалях «Меридианы Тихого», «Человек и море», «Дни Лаперуза., а также в юбилейных регатах у соседей - японцев, южно-корейцев и китайцев. Почтили своим вниманием судно король Испании Хуан Карлос 1, американский артист Арнольд Шварцнеггер, не говоря о консулах, послах, дипломатах Африки, Латинской Америки и Азии, русских первой волны эмиграции. Судя по гончаровскому тексту, подобного внимания и любви в давние времена к первой «Палладе» не отмечено. Возможно, люди 19-го века просто скупились на эмоции или были суеверными в похвалах? Историки, как говорится, нас рассудят.

- Жизнь после списания на берег у тех кто долго ходил под парусом и жил в окружении неба, бегущих волн, ограниченного количества лиц, не кончается, - объясняет формулу бытия моряка Раменский. - В душе каждого навечно запечатлелись все перипетии рейсов, состоящие из вахт, авралов, штормов и штилей, эпизодов настоящей мужской дружбы. Поэтому мы регулярно получаем весточки от палладовцев, которые для нас бывшими никогда не станут. Сегодня, например, пришло письмо из республики Марий Эл от А.В.Желудкина, до определенной поры работавшего четвертым помощником капитана нашего судна. Андрей Владимирович организовал у себя на Волге клуб «Паллада», где знакомит ребят с морскими традициями, строит с ними модели парусников, организует походы по реке. И такое творческое объединение под патронажем наших товарищей не единственное в стране.
 
Статистика неумолима - в рамках существующей в РФ Молодежной Морской Лиги (есть такая) корабельное дело изучают 18 тысяч подростков, они объединены в кадетские корпуса, яхт-клубы, также занимающиеся патриотическим воспитанием детей. Сотни лучших юнг получили первые уроки на УПС «Седов», «Крузенштерн», «Паллада», «Мир», «Надежда», «Херсонес».

- Практика на паруснике — самая лучшая школа для начинающих моряков, - написал капитан Н.К.Зорченко, он же кандидат педагогически наук, в предисловии к недавно вышедшем учебном пособии «Школа по морю плывет».- Нигде больше вы не узнаете так много о судах и кораблях, не познаете нрав ветра и моря.

Доказано временем: эти «семена» дадут (и дают) хорошие всходы на кадровом поле важной для страны отрасли. В недавнюю кругосветку «Паллады» курсанты с российских и зарубежных учебных заведений и юнги на огромном голубом пути очень быстро оморячились, как выражаются на флоте. Три-четыре недели потребовалось им, чтобы преодолеть страхи, качки, комплекс замкнутого пространства, забыть про твердую опору под ногами. Пришлось спрятать подальше телефоны, которые редко работают в открытом море, определить с помощью наставников свое место на судне и в авралах, освоиться на вахтах.
 
- Ценно, что все навыки закрепляются быстро именно в процессе движения судна и четкого распорядка дня, - считает один самых молодых юнг старшеклассник московской школы Савелий Дроздов. - На «Палладе» все интересно, здесь приветствуют инициативу. Когда мы узнали, что в порту Маврикий не будет швартовки по причине коронавируса, то я обрадовался вынужденному продлению практики до Владивостока, где заканчивается кругосветное плавание.

Сам Савелий охотно участвовал в авралах, вахтах, дежурил в столовой и выполнял любую работу, в свободное время организовывал интересные викторины, практиковал дикторские навыки на судовом радио. И ему руководство доверило нести на судне знамя Победы 9 мая, как было и на других парадах в городах Москве и Севастополе. А тут парад прямо в открытом море...
Старался быть полезным на корабле и иностранный курсант нигериец Артур Нвабуфо, освоивший русский язык. Веселый и контактный парень, взял на себя роль преподавателя английского разговорного. Желающие освоить его нашлись, ведь фрегат в иностранных портах посещали много гостей. Чтобы общаться с ними, рассказывать о себе и паруснике необходимо знать хотя бы английский.
 
- Родился я в США, учился в морской академии Сингапура, - охотно перечисляет Артур факты биографии и показывает любопытным свадебные фото. - По студенческому обмену перешел в мореходку города Владивостока. В России все понравилось, особенно люди. Женился на русской девушке Насте. Очень люблю музыку, иногда удается сочинить что-нибудь типа «репа». Повезло, что прохожу практику на столь красивом судне.

Осваивать навыки морского дела на «Палладе» посчастливилось также юношам из Китая, Южной Кореи, Сингапура, регионов, близких к Приморью. В нынешней тревожной ситуации в мире наш Дальний Восток в смысле учебных рейсов, по мнению специалистов , находится в выигрышном положении. На Балтике и в Черном море иногда возникают сложности при планировании рейсов, их географии, заходов в порты. В морях Тихого океана с этим посвободнее и меньше запретов и санкций. В ноябре 2022 года, несмотря на СВО на Украине экипаж фрегата совершил в своей 33- летней истории 152 учебный рейс. Цифра прошедших практику курсантов и юнг приблизилась к 14 тысячам человек. Большинство из них выбрали профессии штурманов, судоводителей, механиков на различных судах, окончили соответствующие училища и вузы и добрым словом вспоминают того, кто научил их не сдаваться на милость стихии. Покоряют просторы мирового океана на разных судах капитаны Сергей Сорока, Олег Иванов, Олег Тихоновский, Дмитрий Тесленко, Виктор Николин, когда-то работавшие под руководством Зорченко, имеющего зоркий глаз на потенциально сильных моряков. Про каждого из них, как и про других палладовцев, можно было бы сказать гончаровскими словами: «Какую энергию, сметливость и присутствие духа обнаружили тут многие!» Испытаний седой океан подбрасывал каждому поколению моряков. Забыть такое невозможно, ведь ты неоднократно оказывался в зоне рисков.

- В начале 90-х годов в мачту фрегата ударила молния, - сразу же отозвался на просьбу вспомнить что-нибудь душещипательное  Николай Кузьмич.- Мы встали на якорь на рейде  Сингапура, часть экипажа пошла в увольнение, другая осталась на пароходе, как и я. Неожиданно грянул тропический ливень, обычный в данных широтах. Как ни раз бывало в условиях дефицита пресной воды, все свободные от вахт люди вышли на палубу с мочалками и начали мылить головы и принимать природный душ. Неожиданно грянул гром, совсем близко сверкнула молния, раздались треск, шипение, удар, пароход тряхнуло, заложило уши, появился запах серы. К счастью около бизань-мачты, в штаг которой (снасть стоячего такелажа) попала молния, никто не стоял. Повезло и в другом - повреждений судно не получило, лишь оплавился штаг. Вот такая случилась памятная помывка - под аккомпанемент грозы.

Другая история из серии « и смех, и грех», по словам капитана, приключилась в японском порту города Наха на острове Окинава, также на причале, где стояла «Паллада», обеспечивающая проведения международной регаты. Любящие приключения местные яхтсмены решили подшутить над россиянами. Ночью около ближайшего злачного заведения KFC они сняли с пьедестала скульптуру знаменитого полковника Гарлана Сандерса, основателя ресторанного бизнеса под названием «жаренные цыплята из Кентукки». Пробрались с соседней шхуны на бушприт фрегата и подвесили ее на веревке. Со стороны это напоминало труп человека, качающегося в петле на ветру. Утром около нашего парусника собрался народ, приехал джип с морскими пехотинцами. Все взоры были прикованы к «висельнику». Пехотинцы попросили снять труп из-под бушприта и предъявить властям, что было немедленно исполнено вахтенными. К изумлению всех мертвец оказался куклой с пьедестала, которую моряки по приказу капитана водворили на узаконенное место. А потерянную трость Сандерса во время перемещения с пьедестала на судно умельцы с фрегата заменили на новую, выточенную судовым токарем. Руководство заведения KFC без проволочек замяло инцидент, дабы не терять выручку, и выдало экипажу 50 талонов-разрешений на обед. Смеяться никому не хотелось, но цыплята из Кентукки понравились. Вот такой, полу-криминальный юмор, имеет место быть у некоторых, как выяснилось позже, австралийских яхтсменов.
 
И еще из этой же серии. Как узнали позже палладовцы, другие любители розыгрышей проделали фокус-покус с экипажем датского парусника, который рано утром планировал покинуть порт. Они также ночью привязали судно веревками к ближайшему забору. В итоге отход датчан в море сопровождался таким треском поломанного заграждения, что перепугались все на причале и на корабле. Организаторы, наверное, тихо в сторонке хихикали. Да-а-а, кому-то стало весело...

...Случались каверзные истории и во времена путешествия нами любимого И.А.Гончарова. Но он сам, видимо, не предавал им значения  (может, были другие причины) и не фиксировал в путевых очерках. Исключение составили лишь два произведения: о супер-трудном  возвращении по суши Сибири в Санкт-Петербург, другое - на основе воспоминаний офицеров о гибели второго в экспедиции фрегата «Диана» после землетрясения у берегов Японии. Творец имел сугубо свою сверхзадачу. В повествовании можно найти этнографические и познавательные сюжеты, подробные описания красивых женщин, одежд китайцев и индийцев, сервис в отелях прибрежных городков, дегустации блюд с витающими запахами экзотических масел и много еще чего. Изложено все чудесным сочным языком, с красноречивыми подробностями. Приколы, розыгрыши, конфликты отсутствовали. А они возникали в «японском рейсе» довольно часто, как утверждает советский литературовед и знаток творчества Ивана Александровича ленинградец Б.М. Энгельгардт.
 Да и не могло быть иначе, утверждает он в монографии «Кают-компания фрегата «Паллада», где дает подробные психологические портреты контр-адмирала  Путятина, капитана  Унковского и других офицеров, их немалые достоинства и недостатки. Отношения первых двух настолько накалились в долгом пути, что дело едва не закончилось дуэлью. Слава Богу - здравомыслие возобладало и нашлись на корабле искусные миротворцы как Посьет ( кстати, наиболее близкий по духу писателю). Он, а иногда и Воин Римский-Корсаков (старший брат знаменитого композитора), могли смягчить гнев Евфимия Васильевича, успокоить командира, не дать ему наломать дров. Справедливости ради Энгельгардт отметил в своем исследовании важную черту Путятина — отходчивость. Даже когда судовая обезьянка Яшка неожиданно вцепилась ему в волосы и причинила немалую боль, ее не выбросили за борт, как приказал ошеломленный пострадавший. Пока матросы ловили на мачте шалунью и любимицу экипажа граф успел остыть и отменил суровый приговор. Гончаров столь редкому и выигрышному для литератора эпизоду не нашел применения. По мнению автора монографии - он бы противоречил его стилю - «правдивому до добродушия» (или лукавства).
Но в очерках о передвижении с берегов Охотского моря по суши Сибири до берегов Невы Иван Александрович неожиданно более откровенно описал беды путника: по вопросу выделения лошадей, отсутствия спасающей от холодов одежды и самой дороги, полноценного питания. Впечатляет своим трагизмом итоговое произведение «Через 20 лет». Второму судну «Диане», пришедшем на смену потрепанной «Палладе», буря после землетрясения причинила роковые повреждения. Японцы на лодках спасли экипаж. Из обломков «Дианы» и японских материалов русские моряки соорудили парусник «Хэда», на котором доплыли до Императорской гавани (ныне Советской). Редчайшее в мире приключение!

И вновь мы возвращаемся к современным парусным реалиям. Безаварийную работу каждый год демонстрирует любимый дальневосточниками фрегат, что красноречиво говорит о высокой выучке экипажа. В его рейсах практически нет серых буден и происходит целый каскад событий культурного толка. Опытный и известный путешественник Георгий Кубатьян, попавший на палубу «Паллады» во время кругосветного плавания 2019-2020 годов, назвал его экипаж наиболее спортивным из всех судов, на которых приходилось ходить. Любит бег сам капитан, не чужды ему и подчиненные, «заражаются» полезным для здоровья увлечением курсанты и юнги. В честь 75-летия со дня Победы в ВОВ здесь, при всеобщем одобрении и благословении начальства, прошел беговой марафон длинной в 42 километра 195 метров. Событие для всех флотов на морях-океанах уникальное. Но организаторов, старшего матроса Олега Анищенко и практиканта Станислава Ляховецкого, не смутили факты новизны использования корабля для марафонских целей и психоза в мире из-за коронавируса. Они тщательно замерил периметр палубы, чтобы узнать: сколько же кругов предстоит сделать для достижения итоговой цифры. Оказалось почти 300. Старший матрос Максим Сметанин принял активное участие в подготовке к забегу, его коллеги вместе с практикантами вывесили красочные баннеры, установили столики с напитками, фруктами, шоколадом для подпитки организма. На старт вышли 30 человек разных возрастов. Кто разменял седьмой   десяток, как старший боцман Абрамов, тот выбрал дистанцию в километр, моряки помоложе - 5 или 10 , пятеро замахнулись на полный марафон. За бортом серебром отливали на солнце волны тропического моря, отсутствовала качка, а судовые термометры застыли на цифре 39 градусов. Обливаясь потом бегуны на «Палладе» «наматывали» круги, а вся команда энергично их поддерживала. Наконец под аплодисменты зрителей финишировали главные инициаторы супер-пробега Олег и Станислав. Событие долго обсуждали и смаковали все палладовцы, что очень помогло экипажу легче преодолеть путь без долгого многонедельного захода в порты . А Ляховецкий настолько увлекся идеей популяризации подобного соревнования, что по возвращению в Москву связался с сотрудникам Книги рекордов Гиннесса и Книги рекордов России с целью регистрации «палубного» марафона. В обоих случаях ему объяснили: необходима фотофиксация события, что учли участники подобного соревнования на фрегате «Мир» с такой же  удобной деревянной палубой. Провели они марафон уже 4 октября 2022-го на Балтике. Богиня мудрости Афина (если она есть) и чье имя нынче носит столица Греции, горячо одобрила бы инициативу экипажа парусника-тезки и последователей «мирян». Как известно из легенды, описанной Плутархом, соотечественники богини еще в 490 году до нашей эры задумали отметить подвиг греческого посыльного Филлипида, ценой своей жизни оплатившего рекордные сроки пробега от города Марафона до Афин.

Кроме бега, на нашем великолепном паруснике, любимце изысканной публики в России и за рубежом, уважают волейбол, в который играют с привязанном мячом (чтобы не улетел в море), перетягивание каната, гиревой спорт, закаливание. Ну как не опрокинуть поутру на себя ведро-второе забортной воды, природного эликсира молодости и источника энергии, если подобную процедуру регулярно проделывают капитан, его помощники и боцманы. И если у И.А Гончарова матросы иногда по воле командиров устраивали только пляски, то на современных морских судах практиканты и члены экипажей  ставят театральные  спектакли типа костюмированного праздника Нептуна, встреч Нового года, вечеров гитарной музыки, кэвээнов.  На «Палладе» стараниями В.И.Раменского и его коллег собрана хорошая библиотека, иногда проходят обсуждения запомнивших книг писателей - маринистов. Н.К.Зорченко как-то высказал мысль о способах психологической подготовки курсантов к долгим плаваниям под парусом. Среди них в первых значится не только спорт, но и литература с искусством. Научились-таки люди за долгие века разнообразно проводить свободное время в морских плаваниях. Переключаясь с одного на другое, со второго на третье и так далее. От пройденных морских миль остаются позитивные воспоминания и возникает желание связать жизнь с морем.
 
Слушать молодых ребят о первых впечатлений на корабле, после встреч с иностранцами в портах Латинской Америки, Африки, Азии одно удовольствие. Один не может забыть самый южный в мире город на земле Аргентины Ушуайя, от которого рукой подать до Антарктиды. Другой спит и видит себя в знакомом уже Кейптаунском порту ЮАР, но не с какао на борту, как поется в знаменитой песенке, а на мачте владивостокского фрегата. Третий осуществил с его быстроходной помощью мечту детства — побывал на натуральном, описанном Стивенсоном, «Острове сокровищ». Не теряют остроты и красоты восприятия профессии моряка бывалые палладовцы. Они с огромной радостью возвращаются в любимый Владивосток с его ажурными мостами и красивейшими бухтами, и снова уходят  с учебными целями в приятные гавани Гонконга, Даляня, Японии, Кореи и других городов и стран.
 
- Две трети наших практикантов заканчивают свои учебные заведения с твердым убеждением свершившего поиска профессии, немало и таких, кто выбирает парусник, в котором романтика помножена на силу рук и крепость духа, а море намного ближе и понятнее , чем с палубы судна другой конструкции, - констатирует Николай Кузьмич - это дает экипажу дополнительную уверенность в том, что мы не зря едим свой хлеб.

Другой капитан российского УПС барка «Седов» приписанного к порту Калининграда, Е.Н.Ромашкин, не раз сообщал в прессе (без бравады), что он сможет справиться с ролью командира на пассажирском и грузовом морском транспорте, а вот главные рулевые с них на паруснике далеко не уплывут. С ним солидарны коллеги. Не случайно на флотах все признают избранность капитанов фрегатов, барков, бригов, которые неукоснительно чтят традиции русских моряков, поддерживают неформальные связи и помогают друг другу. А также помнят легендарных капитанов (как  П.С.Митрофанов), спасавших редкие суда, в частности «Седова», от «распила» и равнодушия тех, кто не понимает государственной важности присутствия такого вида российских транспортов на просторах мирового океана. Они — визитная карточка страны, ее флаг на море. Ведь не случайно же парусники во все времена были любимой усладой императоров, царей и королей. Было бы и сегодня необходимо объединить наши лучшие парусники под одной солидной государственной крышей с единым финансированием.
 
- Нисколько не осуждаю коллег-товарищей, кто временно оставляет по материальным или другим причинам «Палладу», сам попадал в подобную ситуацию, - продолжает знакомить со своей одиссеей Алексей Безуглов, - но я уверен, они никогда не забудут альма-матер и в определенный момент вернутся под парус. Слишком много с ним связано ярчайших событий. Он одухотворяет наш труд, поднимает над будничной работой, веселит сердце. А у меня есть еще один важный штришок в его столь притягательной силе. В канадском порту Виктория  увидел на причале мою первую любовь, шатенку Бритни. Она сразу ответила взаимностью. Наш «костер» великого чувства запылал жарким пламенем. Сначала на правах гида я рассказывал девушке о житье-бытье русского моряка, о фрегате, нашем умелом ловце ветра.  Бритни в ответ сделала интересный экскурс в профессию педагога. Особенно сблизили нас песни, которые я исполнил под гитару. Чуть позже канадка стала немного подпевать, оказалось, что песни подвигли ее на изучение русского языка. Роман наш развивался как настоящий литературный роман. Отплыв в сторону портов США,  навалилось такое отчаяние разлуки, что заметили на судне все. Утешить старался каждый. Перед заходом в порт американского города Сиэтла  меня посетили волнующие предчувствия. И точно, в порту на фоне огромных кранов  увидел знакомую фигуру Бритни, прибывшую из Канады. И как только она успела! Была радость без меры: восторги, объятия, увольнение и...снова расставание.
 Дальнейшие встречи в гаванях Сан-Франциско и Лос-Анжелесе  прошли как волшебный сон. Не считаясь со временем и средствами девушка готова была и дальше следовать за мной, но начался длительный этап пути без заходов в порты...
В дальнейшем, увы, счастливого финала не получилось. Они интенсивно переписывались, пытались встретиться и преодолеть бюрократические формальности на границах. Возможно, обоим не хватило решительности или даже дерзости в сохранении любви. Алексей до сих помнит Бритни, иногда даже видит ее во сне, жалеет что не поборолся до конца за право быть счастливым. А с другой стороны, на «Палладе» есть и другие примеры: на судне зарегистрировано 4 удачных брака, ведь капитан, как представитель государства на судне, имеет юридическое право на подобную процедуру. Жизнь идет, и браки заключаются не только на небесах, но иногда и на морях.
 
В целом тема любви к морю и женщине настолько сложна и разнолика, что не всякий исследователь и писатель возьмется раскрыть ее. Мои встречи и разговоры с моряками  о так называемой конкуренции двух больших чувств частенько заканчивались историями, где чаще побеждала любовь к морю.  Особенно у тех, кто ходил в дальние рейсы. Часто приходилось слышать фразу знаменитого флотоводца Макарова о том, что дом у моряка на корабле, где он проводит большую часть жизни.  Соответственно браки  возникают как компромиссные варианты любовных отношений. Спорить и утверждать об этом нет смысла: в каждом конкретном случае решающее значение имеют нюансы и обстоятельства, характеры и интересы личностей. Например, есть устойчивое мнение, что современное появление женщин на флоте связано с их желанием активного поиска суженого в месте, где есть выбор... А он  на УПС с красавцами-курсантами самый шикарный. Мимо отечественных и заморских невест сей факт не прошел мимо.

В книге И.А.Гончарова треугольнику любви из моря, моряков и женщин не нашлось места все по той же причине использования путевого жанра и также отсутствия дам. Уж очень были заняты на фрегате выживанием, интересом к заморской жизни, задачами повышенной государственной важности. Но скрытый накал страстей, пусть и не любовных, ощущается. Поэтому читателей у произведения всегда хватало во все времена, как и литературных исследователей.  На родине Ивана Александровича в городе Ульяновске ежегодно проходят дни памяти великого прозаика (всего их организовано 44), где непременно обсуждается живучесть и  актуальность  сборника «Фрегат   Паллада». В то время как его прямой потомок продолжает умножать   морские рекорды скорости и расстояний и одновременно готовить кадры для отечественных судов.
Один из последних «крутых» рейсов прошел по Японскому, Охотскому, Беринговым морям с заходом в порты Чукотки. Северяне, видевшие большие парусники лишь на фото, встречали палладовцев по-праздничному тепло, с угощениями, чукотско-эскимосскими танцами. Жаль, что до самого отдаленного поселка страны Уэлена корабль не дошел. Там, в недрах знаменитой косторезной мастерской, я увидел любопытный экспонат — большой безымянный парусник из кости моржа. Даже мельчайшие детали надстройки и такелажа  выточены из нее. Сделан он мастером-ювелиром И.Сейгутегиным, который был настолько очарован появившимся на горизонте Берингова пролива редким судном, что сразу взялся за резец. Костореза давно нет с нами, а его прекрасная вещь по-прежнему радует посетителей местного музея. Как знать, может это тоже родственница фрегата «Паллада»?
 
На очередной книжной ярмарке в морском городе Санкт-Петербурге схожие чувства встречи с волшебным парусом пришлось испытать в удивительном павильоне. Хозяйка его -  в одном лице писатель, дизайнер, швея и художник — Наталья Анурченкова, поразила  разнообразием таланта. Кроме того, что из-под ее пера выходили в свет прекрасные тексты, умелая кисть рисовала картины богатого внутреннего мира человека, влюбленного в жизнь.  Она еще умело декорировала свадьбы, создавала уникальные открытки, украшала интерьеры различных зданий в родном городе. Меня заинтересовала одна из любимых тем творческого подвижничества — морская. В самом павильоне демонстрировалась модель парусной шхуны давних  времен, сделанная ее умелыми руками,  а на вывешенных картинах  заметил  диковинных рыб, роскошных русалок,  трехмачтовые парусники , очень похожие на  фрегат «Паллада».
 
Парусу, как известно, посвящали стихи такие поэты как М.Лермонтов, Н.Языков, пели песни о ловцах ветра В.Высоцкий, А.Городницкий, под его романтический трепет разворачивалась история  у Александра Грина  в  известном романе. Парус по-прежнему это поэзия, любовь и надежда, эмблема  неразрывной связи океанов, людей и ветров.   
 














 


Рецензии