Пусть с этим живёт
в гостиной. Мы хорошенько подкрепились и теперь пьём чай, кофе по своим предпочтениям. Хозяйка несколько раз обновляла менажницу со всевозможными орешками, изюмом и вазу с конфетами. Разговоры текут ручейком, переливаются.
О чём только ни говорили и остановились на теме о школе.
- Вообще-то, я была горячая с молодости, не всегда сдержанная,
рвалась в бой с несправедливостью, не взирая, что называется,
на личности, - начала свой рассказ Елена,- я была записной активисткой! Всегда на виду, в гуще событий! Училась с прилежанием, но в необходимых пределах,
без фанатизма. Ко мне был очень благосклонным директор нашей школы и почти все
учителя. Но были... Нет, была недружественная ко мне наша классная.
Она бывшая жена моего родного дяди, который освободился от союза с ней
и уехал в другой город. То ли она никак не могла забыть его, то ли нанесённой
ей обиды, но стала на мне отыгрываться.
Звали её Анна Петровна и она вела у нас астрономию. Мне этот предмет очень нравился и я не ограничивалась учебником, брала в библиотеке книги, дополнительно
обогащая свои познания. За ответы у доски у меня были только отличные оценки,
но... Анна Петровна, заметив, что я на секунду отвлеклась, тут же
поднимала меня и требовала в точности повторить несколько последних слов,
сказанных ею или кем-то из учеников. Если я переставляла слова или происходила
на секундочку заминка, она мне приказывала садиться, а сама летела к журналу
поставить "двойку".
Так уже произошло дважды, а дело шло к завершению четверти. Я забеспокоилась. Стала думать, что делать? Случай неординарный. А жаловаться не в моём
характере.
Однажды после звонка с урока Анна Петровна задержалась за столом. Все, по обыкновению, ринулись из класса. Я встала, подошла к столу и молча стою.
- Что вам нужно? - сухо, подчёркнуто вежливо спросила меня учительница,
а глаза её превратились в две колючки.
- Анна Петровна, вы хорошо знакомы с нашей (сказала с нажимом "нашей") семьёй и знаете, что у нас не принято что-то делать исподтишка. Поэтому я хочу вас предупредить, что намерена написать заявление на имя директора нашей школы и заведующего гороно с просьбой создать комиссию по проверке моих знаний по вашему предмету.
Никакого красноречия не хватит, чтобы описать бурю эмоций, промчавшуюся
по лицу учительницы. От ненависти, страха, недоумения до откровенного
заискивания менялось оно в течение нескольких секунд:
- Да что вы такое говорите? Я же хорошо к вам отношусь и хочу, чтобы
вы всегда были только на высоте! А эти две "двойки" и в голову не берите!
Вами заслужены отличные оценки, а... это... просто недоразумение... забудем...
- Спасибо, - сказала я и вышла из класса, оставив её за столом.
Эстафету перехватила Лидочка. Уже давно видно было, что она в великом
нетерпении. И мы приготовились её слушать.
Мы учились в старших классах. Химия. Органическая. Заканчивается вторая четверть, а меня и в первой четверти, и к концу этой второй ни единого раза не вызвали к доске или с места отвечать. Ставили за контрольные "четвёрки",
хотя было всё без ошибок - я каждый урок ждала вызова и учила всё назубок.
И вот наша учителька Марина Григорьевна на уроке объявила, что подготовила
темы для докладов, на составление которых отводит нам неделю. Не помню, какие темы были у других учеников класса, мне достались уголь, нефть, торф.
Я отнеслась со всей ответственностью: пошла в городскую библиотеку.
Мне подобрали литературу по теме и я два дня приходила в читальный зал.
Выбирала, записывала, делала рисунки. Думала, вдруг потребуется сдать тетрадь.
Готовилась я серьёзно и мне библиотекарь читального зала принесла
ещё какие-то новинки. Дома я читала доклад, хотела проверить - всё ли гладко,
не упустила ли чего. Потом читала вслух. Хотелось в классе читать без запинки.
А текст получился приличный по объёму - чтение в среднем темпе занимало
почти 15 минут. Уделяла внимание терминологии, чтобы произносить эти слова
бегло, как самые обычные.
И вот настал этот день. Утречком я ещё пробежала по тексту и, довольная собой,
отправилась в школу. На химии передо мной читали свои доклады несколько учеников.
Их учительница поблагодарила, поставила всем "пятёрки".
Поднимает меня:
- Ты готова не читать, а рассказать по теме? Если нет, я доклад не принимаю,
ставлю "двойку"
Я посмотрела на неё, в голове пролетело цунами мыслей и эмоций.
- Вы разрешите мне иногда смотреть в записи, чтобы смотреть заглавие частей
и ничего не упустить.
- Разрешаю.
Беру с собой тетрадь, выхожу к столу и... вижу на нём куски угля,
торфа, пробирки с разноцветной нефтью... А я этого ранее сроду не видела
вживую, только картинки. Не знаю, что мне помогало, но я говорила чётко,
демонстрировала куски, пробирки, не прерывая рассказа о них.
В классе была такая тишина, какой не было, когда сам учитель объясняет тему.
Закончила. Беру свою тетрадь. Учительница похвалила:
- Хороший доклад. Всё охвачено. Ставлю "четыре".
Класс ахнул! Я молча подала дневник. На перемене меня обступили девчонки:
- Почему ты ей ничего не сказала? Это несправедливо!
А я вдруг вспомнила где-то услышанную или прочитанную фразу и произнесла
её с достоинством:
- Пусть она теперь с этим живёт, если сможет!
Я стала героиней не только этого дня...
Мы были поражены этим рассказом и особенно его финалом.
Наша умненькая Люда сказала:
- Я не хочу больше школу вспоминать... Ну, её...
- И я не хочу! И я не хочу, - подхватили подружки.
Все подошли к пианино. Лида нам играла, а мы пели и
были счастливы тем, что всё-всё позади!
Свидетельство о публикации №223040501682