По морям Ч5гл2 Восхождение на Олимп
P.S. Начальные главы, начиная с мореходки в сборнике " По морям по волнам"
Я уже упоминал, что в ЛукОйле работали небожители. Как я попал в сонм богов?
Случайно. Разговорился однажды с соседом по даче. Он работал в электроцехе Лукойла. Я рассказал, что ходил в море на снабженцах, но хочу найти работу в порту, чтобы подольше быть на берегу. Надо дом дачный ремонтировать, и внук…
- В Лукойле есть флот,- говорит Коля,- устроиться трудно. Все свои там работают.
Я к флоту никакого отношения не имею. Наш цех напрямую генеральному директору Каджояну подчинён. А я даже не начальник цеха, простой инженер.
- Знаю я Юрия Степановича. На Колгуеве с ним встречались несколько раз.
- Считай, что ты уже работаешь. Запишись на приём к нему и выбирай судно.
Решил я провести предварительную разведку и отправился не в головной офис, а непосредственно в Управление флотом, расположенное на другом берегу Морского канала, недалеко от города Светлый. Территория большая, видны ёмкости для хранения нефти. Железнодорожные пути. Всё очень солидно. На проходной в 4-х этажное управление охранник спросил пропуск. «Меня из центрального офиса направили в отдел флота.»- я не уточнил, что направил меня охранник офиса. Позвонил охранник кому-то: «К Вам из офиса человека направили. Пропуск ему выписать?» Таким образом я поговорил с капитаном-наставником. Расспросил он меня о предыдущей работе. Оказалось, что оба начинали работу с рыбаков, а позже работали на нефтянку. Тут он и предложил работу на буксире « Меженец». Не пришлось обращаться за протекцией к Каджояну. Мало того, когда я уже получил направление на судно, капитан-наставник подвёз меня к судну, потому что я не знал куда идти. Да и идти надо было около 800 м. Неделю была стажировка, чтобы ознакомиться с причалами, навигационной обстановкой, отмелями, правилами работы с танкерами. Члены команды спрашивали от кого я устроился. Я честно говорил, что сам устроился, без покровителей. Не верили: «Ну да, сам устроился, и наставник просто так довёз тебя прямо к судну. Колись: чьих будешь?» Колоться мне было не в чем, да и незачем. Надо было осваивать новую работу. Мы должны были швартовать и отводить от причала танкеры. На первый взгляд всё было просто. Бухта была большой, напоминающей открытую коробку. 400 метров причал нефтетерминала , плюс для флота 350 метров. С двух сторон ограждалась причалом порта и плав причалом. Танкер нужно было развернуть на обратный курс и пришлёпнуть к причалу. Сложность в том, что в центре бухты была отмель, ограничивающая манёвр и танкеры принимали до 17000 тонн. А длинна их была 145 метров. Почти впритык надо было поставить. При подходе танкера один буксир заранее прицеплялся буксиром за его корму. Вначале это был буксиры порто флота. Позже купили в Турции буксир «О. Страшнов». Он должен был тормозить танкер. Логичный вопрос: «А что, танкер не мог сам затормозить?» Не мог. Ему нужно было разворачиваться, а руль эффективен только при работе винта на передний ход. «Меженец» ждал в точке поворота, подходил к носу танкера и доталкивал его на обратный курс. Причём нужно было стоять перпендикулярно, а это совсем не просто у борта, идущего вперёд судна. Особенно при наличии ветра. Работа в те времена была напряжённая и днём, и ночью. Канал работал то на вход, то на выход судов. Два танкера под загрузкой, ставим третий на причал ЛукОйла. Выводим танкер, ставим, стоящий на очереди под загрузку. Карусель. В свободное время я интересовался ведением документации в конторе и на судне. Экпаж состоял из капитана и трёх сменных штурманов: один вёл корректуру карт и пособий, второй выписывал продукты и составлял отчёты, третий вёл табель и получал снабжение. Периодически кто-то уходил в отпуск и отгулы, обязанности принимал другой. Капитан был опытным, впервые применил одновременную буксировку двух судов «Liberty» из США в Африку. Эти бетонные суда были построены для доставки Ленд Лиза в годы ВОВ. Рассчитывались на один рейс, но сохранились до 80-х годов. К работе с документами испытывал” лишьный непирьязнь “. Для начала решил я упростить наряды на работу: написать название своего судна, танкера, время начала работ, время окончания работ и подпись ставил капитан танкера. Четыре экземпляра на русском и четыре на английском языке. Это занимало много времени. На судне был лэптоп. Я создал бланк наряда двуязычный. Вводишь название танкера, время начала работ и четыре наряда готовы. На всё уходит минута. Впоследствии контора заказала в типографии наряды по этому образцу для других судов. Позже мне пришлось заполнять табель. Тот ещё геморрой: заполнить на 15 человек, посчитать переработку в рабочие дни, в воскресные, ночные часы. Обязательно сделаешь ошибку. С помощью жены сделали электронную форму. Всё считала программа. Однажды приходит боцман: «Василич, нам снабжение не выписывают. Говорят, что уже год не подавали актов на списание.» Звоню старпому, капитану старой закалки. Он просит: «Василич, мне по кабинетам ходить, как серпом по одному месту. Сделай акты за меня. Я тебе литр коньяку поставлю.» Пришлось заняться выписыванием и списанием снабжения. Плюсом было, что подружился с начальницей отдела снабжения. Она была разведёнка, а я ещё переписывался с Мартином, любителем русской песни из Голландии. Он просил меня найти жену из России. С Мартином у них не сложилось, но со снабжением на судно проблем не было. Кстати, коньяк старпом не проставил. Возникла ещё одна оплошность. Приходит однажды на борт вновь принятый пожарный инспектор с проверкой. Я не могу найти нужных документов, всё перемешано: Регистровые документы, техника безопасности, пожарные акты, сертификаты о проверке оборудования. Короче говоря, инспектор дал 10 дней на устранение недостатков. Отдел снабжения выделил пять шикарных папок с файлами по алфавиту. Две вахты разбирал документы. В пожарной папке всё по файлам с расшифровкой. В остальные папки: Регистр, Техника Безопасности и т.д. просто складывал, а уже потом разобрал. Пожарнику предъявил судно без замечаний, а уж он был дока, в пожарной инспекции раньше работал. Теперь любой мог найти нужный документ. В каждую папку вложил инструкцию как предъявлять по данному разделу, какие вопросы могут задать. Эти события напоминали ситуацию на «Пасвике», но в этом случае капитан, когда его направили на буровую платформу, порекомендовал начальству назначить меня капитаном. Один из сменных помощников возмутился: «Почему не меня поставили капитаном я же канал лучше знаю, лоцманом работал. И в Лукойле уже пять лет работаю, а он всего год.» Его можно понять: зарплата капитана в Лукойле намного больше чем у сменного. Кэп ответил: «Канал ты хорошо знаешь, но мы работаем только на наших причалах. Если бы ты за пять лет сделал для судна то, что он за год, конечно я тебя бы порекомендовал. Иди работать.» Вот так, для себя неожиданно, стал я капитаном и отработал 9 лет. Судно поддерживал в хорошем состоянии, красили каждый год. Может быть, до сих пор бы работал, но об этом позже расскажу. Когда из Турции получили новый буксир «Страшнов», меня перевели на него сменным помощником, чтобы сменить капитана-перегощика после оформления документов в Регистре. Исполнилась заветная мечта претендента на капитанскую должность «Меженца». Приняли на «Страшнов» ещё двух судоводителей из порто флота. Один из них был другом капитана, отработавшим в порто флоте 20 лет. Его и порекомендовал на должность капитана «Страшнова» перегонщик. В самом деле количество танкеров сократилось и буксиры стали работать по заказам Торгового порта, да ещё рядом началось строительство причалов и завода по переработке сои. Завозили оборудование из Бразилии. Там местные жители добились закрытия завода из-за вреда, наносимого природе. Я помогал капитану освоиться в ЛукОйле. Мы подружились и дружим до сих пор уже больше 20 лет. В это время я однажды увидел трёх волосатых парней, похожих на хиппи, выходящими с Терминала, особо охраняемой территории. Даже экипаж буксиров, работающих с танкерами, не мог сойти на причал. И вдруг хиппари, болтающие на английском! Шпионы! Подхожу к ним: «Привет, ребята! А что вы здесь делаете?» Они обрадовались, услышав родной язык, но тут, как чёрт из табакерки, появился охранник и начал меня отталкивать: «Нельзя с ними разговаривать!» Я даже и представить не мог, что эти хиппи решают судьбу ЛукОйла! Через два года работы на «Страшнове» я зашёл на «Меженец». Не помню за чем. Вернее, забыл, когда увидел состояние судна. Как можно довести до такого всего за два года! На причале встретил капитана наставника: «Ну как поживает твой бывший пароход?» Я буркнул в ответ: «Не поживает, а доживает!» Наставник тут же поднялся на борт. На следующий день вернулся с начальником флота, который поставил диагноз: «Судно в предынфарктном состоянии. Возвращай прежнего капитана.» Только я решил после вахты поспать, раздаётся звонок: «Васильевич, приезжай на “ Меженец “.
- Зачем? Я только что с вахты сменился. Трое суток отдыха положено.
- Сегодня отдыхай, а завтра приезжай реанимировать судно. Распоряжение шефа.
- Почему я должен чужое дерьмо выгребать. Мне на’ Страшнове ‘ нравиться.
- Понимаю. Пароход новый, чистенький, кондиционер. Но это приказ шефа.
Пришлось на другой день ехать на вахту. Старший механик был новый, адекватен.
Решили начать с машинного отделения. Уже стояла осень, красить наружи нельзя. Пробил я в конторе разрешение на покраску машины. Дело в том, что работа выполнялась само ремонтом с оплатой экипажу. Пока составил ведомость по площади поверхностей, отдал на калькуляцию, заказал краску, занимались ремонтом механизмов и мытьём машины. Потом всё покрасили. Уже весна наступила. Начал делать документы для покраски наружных поверхностей судна. Тут вышел приказ, что покраску должна делать сторонняя организация, не экипаж.
Это была комбинация: заключается договор с фирмой. Та заключает договор с экипажем. А деньги делятся на фирму, на руководство, заключившее договор с фирмой и экипаж. Всё было уже готово- и вдруг экипаж поднимает бунт под руководством бывшего капитана- отказываются красить. Смог он убедить, что экипаж будет работать, а деньги получат конторские и фирма. Я им показывал, что они получат столько же, как и прежде. Сколько получат другие фигуранты нас не должно волновать вообще. Отказываются. Как красит фирма я видел на других судах. Говорю экипажу: «Если не хотите, я один покрашу судно.» Думал, что они одумаются. Нет не одумались. Матросы, приходившие на место ушедших в отпуск, тоже красили-и я им платил по ведомости. Самое интересное, что провокатор старпом, когда я уже почти закончил покраску, покрасил дверь на мостик и потребовал оплату. Я заплатил. Он: «Это мало. Я знаю сколько контора заплатила фирме.» Я ответил: «Мне это не интересно. Я знаю сколько фирма заплатит нам.»
Занятый работой, я как-то не заметил, что происходит с Лук Ойлом. Американцев стало больше на причалах. Оказалось, что американская фирма ‘Коноко Филипс ‘ купила акции и теперь они хозяева. Флот им не нужен и будет продан. Они опасались, что работники выйдут на демонстрации. Пообещали выплатить зарплату за 6 месяцев. Одарили начальство. Одному-завод металлоконструкций, другому турбазу и т.д. Оказалось, что сделали из «Меженца» конфетку для них. Продали его позже на Дальний Восток. Пока же сказали морякам искать работу. Надо сказать, что за время работы в Лукойле, мне частенько звонил агент из Голландии с предложением работы. Даже после моего ответа, что я работаю в солидной фирме и не собираюсь увольняться. И тут позвонил вовремя: «Алекс, срочно нужен капитан в Выборг. Сможешь?» Я согласился, и он извещает: «О’ кей вылет завтра в 7 утра. Билет получишь в аэропорту.» Так закончилась моя служба “Народной американской компании Лукойл”
Свидетельство о публикации №223040501742