Что такое время или физика времени

Ричард Фейнман как-то удачно, с моей точки зрения, пошутил: «Время есть то, когда ничего не происходит».

Начнем немного с другого, с пространства. Физическое пространство вместе со своими объектами несомненно представляет собой единое целое, то есть одно. Именно в таком смысле мы и будем употреблять термин «пространство» далее. Учитывая множественную природу пространства, это "одно" имеет соответствующий набор вероятных, возможных состояний, и ни одно из таких состояний для пространства не является особым. Но реальное физическое пространство имеет особое состояние — актуальное состояние, и оно тоже одно. Является ли эта актуальность свойством самого физического пространства? Фактически физическое пространство уже находится в состоянии актуальности в материальном мире. Актуальность — это как солнечный зайчик, который прыгает от одного возможного состояния к другому состоянию и отмечает его как актуальное. Откуда бы в самом пространстве взяться этому "зайчику"? Причем зайчику весьма непростому.

С другой стороны, как бы помечая движение, такой зайчик вовсе не является источником этого движения. Движение порождается многим, но не одним. Можно даже сказать так: не зайчик прыгает по состояниям, а сами состояния норовят оказаться актуальными, следуя своей физической природе, природе отдельных простых и сложных объектов, физических процессов. Так может быть всё-таки зайчик ни к чему? Скажем пространство как единое целое находится в некотором состоянии, которое мы априори назовем актуальным. Собственно это состояние пространства и есть "зайчик". Затем происходит некое мгновенное изменение внутри целого и то же самое пространство будет уже другим, но по-прежнему актуальным. Выходит, что самого актуального пространства достаточно для движения и можно отказаться от настоящего момента, как чего-то отдельного от него.

А что будет, если пространство вернется в состояние, которое было до последнего изменения? Можно ли сказать, что "время" пошло вспять? Да нет вроде. Просто мы получили актуальное состояние, которое уже было. Скажем мироздание состояло бы из одного маятника. Состояния такого мироздания всё время повторяются, но мы не можем сказать, что движение "возвращается" во времени. То есть одно состояние из многих возможных, единственное, но неопределенное, неважно какое, но обладающее свойством актуальности и образует так называемое настоящее, то есть "время". Если мы абстрагируемся от содержания такого пространства, то увидим, что пространство как целое остается одним и тем же. Меняется лишь его содержание, которое для нас в данный момент не важно. Таким образом, время — это акцент на актуальности пространства, которое в сущности есть его целостность, акцент на одном, которое в целом неизменно. Остальные состояния лишь умопостигаемые, возможные, а актуальное состояние всегда было, есть и будет. Точнее даже не актуальное состояние, а актуальное пространство, у которого меняются состояния. Такое пространство представляет собой факт бытия. Бытие есть, и это настоящее время, одно из возможных состояний пространство в целом.

Ранее я предполагал, что принципы одного и многого реализуются в отдельных физических объектах (время и пространство), но теперь склоняюсь к тому, что достаточно было их абстрактного «воплощения», задействования в мироздании именно как принципов. Под физическим пространством понимается наполненная пустота, то есть не просто пустое пространство без объектов, а именно всё сущее в пространственных характеристиках. Сейчас я готов сделать следующий вывод: время и пространство — это один и тот же физический объект, две стороны одной медали. Этот объект мы назовем бытием. Со стороны многого бытие есть физическое трех-мерное пространство, а со стороны одного бытие есть физическое время, актуальный момент, миг между прошлым и будущим. Бытие таким образом есть одно из возможных распределений объектов или явлений в пространстве. Это статичный кадр из кинопленки, но это актуальный кадр. Данное распределение в пространстве естественно не движется, но именно оно очень скоро мгновенно изменится, при этом оставаясь всё тем же актуальным кадром. Существует по Пармениду именно это актуальное распределение и более ничего. Не существует предыдущего кадра, так же, как не существует будущего кадра. Парменидовское «есть» подразумевает только одно единственное  состояние пространства, оно об актуальности, но не о потенциальности. Движение в нем не существует, движение лишь потенциально. Таким образом Парменид, нарисовал картинку, которая идеально соответствует мирозданию, и при этом не употребил ни понятие времени, ни понятие пространства, однако удачно и точно вписался и в то, и в другое.

Итак, как единое целое пространство неподвижно, и оно статично представляет всё, что существует в виде актуального момента, то есть времени. Как состоящее из частей пространство содержит потенциал к изменению и реализует себя именно как пространство, набор взаимосвязанных сущих. Именно с последним работают физики, строя умопостигаемые, потенциальные, возможные модели, которые не существуют в реальности, но которые позволяют предсказывать как прошлые актуальные состояния, так и будущие. Таким образом вся физика — это наука о потенциальном. С реальным физическим временем (бытием) «работал» только один человек — древнегреческий философ Парменид. К сожалению, его идею мало кто понял именно так, как он, возможно, того хотел. Побочным эффектом его учения стало множество других философских теорий, значительно отличных от оригинала. А оригинал, как мы видим, прекрасно здравствует и поныне, и не нуждается в каких-либо изменениях за прошедшие двадцать пять веков.

Абстрагировался ли Парменид от отдельных сущих? И да, и нет. В основной части поэмы – да, ведь сущее прилегает к сущему и образует плотный монолит всего в целом. И в то же время Парменид далее предлагает считать отсутствующее присутствующим. И это понятно — абстрагируясь от отдельных сущих вообще, он абстрагируется и от конкретного сущего в частности. Понимая, что конкретное актуальное распределение многого постоянно меняется, он не исключает, что следующее состояние сделает актуальным, то есть присутствующим, то, что до сих пор отсутствовало. Таким образом, он учитывает не просто актуальное содержание мироздание, но и все вероятные, возможные состояния распределения многого в едином пространстве. Более точно бытие представляет собой не просто заполненное пространство в его актуальности, но заполненное пространство и в его потенциальности в том числе. Собственно последний момент Парменида не слишком интересовал, так как он сделал акцент именно на абсолютном целом, на одном, на времени, как настоящем моменте, а мироздание как целое, как настоящее не меняется, оно всё то же, оно одно. Скажем, человеческое тело всё время обновляется, но остается всё тем же телом. Абстрагируясь от сущих, Парменид, как мы видим, тем не менее не упускал их из виду. Что ж, подведем итоги...

Главным итогом этой статьи является конкретное определение времени. Теперь мы можем четко ответить на вопрос: что такое время? Время имеет два варианта интерпретации. Для Парменида время есть бытие, воплощение принципа одного. Для Гераклита, время течет, такое время есть воплощение принципа многого. Соединяясь вместе, эти принципы реализованы как наполненная пустота (пространство), то есть мироздание в целом, взятое в его актуальном и потенциальном содержании. При таком подходе пространство является не столько дополнением ко времени, сколько дополнением к бытию, а время есть бытие (одно) + пространство (многое), актуальное содержание + нереализованное потенциальное содержание. И в этом смысле время больше пространства как исключительно многого, включает его в себя. Такое двуликое время оказывается более значительным понятием, чем даже бытие, и больше, чем пространство. Хотя, если говорить просто и кратко, упуская подробности, то время-бытие и пространство — это одно и то же, это всего лишь две стороны одной медали.

Актуальное реальное время более значительное понятие, чем пространство в том смысле, что оно более конкретно, а значит более реально, менее абстрактно. Скажем "есть" просто человек, человек вообще, который всего лишь умопостигаем, а есть конкретный индивидуум здесь и сейчас. Такой конкретный человек здесь и сейчас более реален, и значит более истинен. Потенциальное время (пространство без актуального момента, или пространство тогда, когда это понятие никак не уточняется) менее реально. Актуальность — это жесткое условие, которое накладывается на "пространство вообще". Из всевозможных состояний выбирается только одно. И потому актуальное пространство более конкретно.

Обыденное понимание времени включает в себя прошлое и будущее. Но говоря "прошлое" мы имеем в виду прошлое состояние пространства. Сам момент времени нас не сильно интересует. Нужный — и хорошо. Но прошлое или будущее — это пространство, его конкрентное наполнение в тот или иной момент. Таким образом, какое бы состояние во времени мы не взяли, мы подразумеваем пространство, то есть то, что тогда "происходило" или "будет происходить". Отсюда возникает представление о путешествии во времени. Если, скажем, будущее состояние такое же вероятностное, как и прошлое состояние, то почему бы не отправиться в прошлое, если мы можем, к примеру, отправиться в будущее. То есть говоря о времени, мы фактически всегда имеем в виду пространство. А так как, пространство более простое понятие для понимания, то и время как понятие теперь становится яснее. Если говорить кратко и просто, то время — это пространство, одно из его состояний, прошлое, настоящее или будущее. Скажем, выражение "такое было время" говорит не о конкретной отметке на шкале времени, а о содержании, соответствующим этой отметке, о пространстве.

Время как четвертое измерение естественно не является никаким временем. Это всего лишь измерение. Четвертая размерность в пространственно-временном континууме всего лишь умопостигается, это вымысел, модель, в то время как остальные три весьма реальны, особенно в актуальном состоянии. И именно они и есть актуальное пространство, то есть время как бытие. Всё в точности, как и описывал Парменид в своей поэме.

Как оказалось, описанный только что подход вовсе не нов. В 1999 году Джулиан Барбур опубликовал книгу «Конец времени», где излагает аналогичные мысли с точки зрения физика. Для Барбура каждый момент «сейчас» — это расположение всего во Вселенной (говорю правда с чужих слов). Поэтому я оказался не прав, когда говорил, что физикой времени не занимался никто, кроме Парменида. Правда в отличие от Барбура, я не утверждаю, что времени нет или оно иллюзия, я просто объясняю, что это такое — время, опираясь на описание бытия у Парменида, то есть с философской точки зрения.

Когда мы говорим "время ускользает" или "миг между прошлым и будущим", то имеем в виду одно состояние пространства. Это бытие, настоящее время. Когда мы говорим "время течет" или "всё течет", то имеем в виду минимум два состояния: прошлое и настоящее, или настоящее или будущее, чтобы зафиксировать разницу между ними, зафиксировать изменения. Но и в первом, и во втором случае мы говорим о пространстве. Чем же отличается просто пространство от времени. Говоря пространство, мы подразумеваем множество сущих. Говоря время, мы говорим о пространстве как о целом, как об одном. Это вызвано определяющей ролью настоящего времени. Актуальность не бывает частичной, актуальность всегда полная, одна для всех, так как призвана обеспечивать взаимодействие всего со всем. Не случайно выражение "всё течет" и "время течет" имеют один и тот же смысл. Всё и время в данном случае синонимы. Но что такое всё, как не пространство в целом. Таким образом, время — это пространство как целое, как одно. А термин "пространство" — это скорее о многом.


Рецензии