Блок. Комета. Прочтение
Ты нам грозишь последним часом,
Из синей вечности звезда!
Но наши девы – по атласам
Выводят шелком миру: да!
Но будят ночь всё тем же гласом —
Стальным и ровным – поезда!
Всю ночь льют свет в твои селенья
Берлин, и Лондон, и Париж,
И мы не знаем удивленья,
Следя твой путь сквозь стекла крыш,
Бензол приносит исцеленья,
До звезд разносится матчиш!
Наш мир, раскинув хвост павлиний,
Как ты, исполнен буйством грез:
Через Симплон, моря, пустыни,
Сквозь алый вихрь небесных роз,
Сквозь ночь, сквозь мглу – стремят отныне
Полет – стада стальных стрекоз!
Грозись, грозись над головою,
Звезды ужасной красота!
Смолкай сердито за спиною,
Однообразный треск винта!
Но гибель не страшна герою,
Пока безумствует мечта!
Сентябрь 1910
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Стихотворение написано в связи с появлением в 1910 г. кометы Галлея, возвращающейся к земле с периодичностью в 75 1/2 лет. По вычислениям астрономов (Коуэлля и Кроммелина) "ее хвост должен был задеть Землю, если бы достиг большой высоты. Это обстоятельство сильно взволновало публику, так как ( ... ) он мог бы произвести в земной атмосфере значительные пертурбации, несмотря на свою крайнюю разреженность. Но он прошел мимо и сверх того развился так мало, что вызвал полное разочарование у всех наблюдателей" (Морозов Н. Вселенная // Итоги науки в теории и практике. М., 1911; см.: Он же. "Что может принести нам встреча с кометой" (М., 191 0), а также заметку "Комета Галлея" (Русские Ведомости. 1910. №2 103.).
Появление кометы вызвало интерес Блока, пытавшегося вести за ней наблюдение (см. его запись в записной книжке от 11-12 мая 1910 г., а также шуточный рисунок Ремизова на с. 1 подаренной им Блоку кн.: Ремизов А.М. Сочинения. СПб., 1910. Т. 1, где был изображен человек на мосту с подписью: "Блок на Николаевском мосту наблюдает комету невидимую невооруженному глазу. 1910 г. февраль"– ББО-2. С. 209). Это событие отразилось в статье "О современном состоянии русского символизма" (1910), где Блок писал: "Пустая, далекая равнина, а над нею – последнее предостережение – хвостатая звезда"; ср. образ "Кометы грозной и хвостатой" во вступлении к первой главе поэмы "Возмездие".
[
«Двадцатый век ... еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине...»
]
Образным строем стихотворение перекликается со статьей Блока "Стихия и культура" (1908), в которой "аполлиническому сну" культуры (определение Ницше) противопоставлена "разрушительная стихия" – ср.: «Вдруг в минуту истории, когда Толстой пишет "Войну и мир" ( ... ) когда железнодорожные поезда пожирают пространство во всех направлениях, когда император немецкий ( ... ) обнимает ( ... ) завоевателя воздуха, -- в этот самый момент отклоняется в обсерватории стрелка сейсмографа».
– «Ты нам грозишь последним часом...» – "В древние времена однохвостые кометы ( ... ) считались мечами Божиими, посланными ( ... ) за грехи" (Морозов Н. Вселенная. С. 845). Ср. у Ап. Григорьева; "Грозя иным звездам стремленьем и огнем" ("Комета", 1843).
– «... Из синей вечности ...» – Ср. образ в статье Блока "Дитя Гоголя" (1909): "Из синей бездны будущего ( ... )". Синий цвет у Блока связан с образами "вечности" и "рая" ср.: "Синий, синий, певучий, певучий ... " в стих. "Ты – как отзвук забытого гимна", 1914).
[
и ср.: «…Ты в синий плащ печально завернулась…»
]
– «...До звезд разносится матчиш!» – Матчиш – популярный в начале века танец в быстром темпе. Ср. о нем в статье В. Каратыгина "Блок и музыка" (Жизнь искусства. 1992. .№2 31. 8-15 августа): «"до звезд доносится матчиш" наглого человеческого зверья, отравляющего своим дыханием жизнь города».
– «Наш мир, раскинув хвост павлиний, // Как ты, исполнен буйством грез ...» – Комета Галлея относится к числу однохвостых комет, форму ее хвоста сравнивали с "мечом Божиим" и с "турецкой саблей" .
– «... Через Симплон ...» – Симплон – горный перевал в Швейцарии на стыке Пеннинских и Лепонтинских Альп. Вблизи него на высоте 700 м проходит знаменитый железнодорожный туннель длиной 19,7 км .
– «... Сквозь алый вихрь небесных роз ...» – Образ "заревого" неба соединен здесь с мистической символикой "небесных роз" (ср. образ "Розы" в "Божественной комедии" Данте; "Рай". XXX-XXXIII). Словосочетание "небесных роз" встречается в статье Блока "О современном состоянии русского символизма" (1910)...
[
«Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно – и пронзает сердце теурга. Уже начинает сквозить лицо среди небесных роз; различается голос; возникает диалог, подобный тому, который описан в «Трех Свиданиях» Вл. Соловьева; он говорит: «Не трижды ль Ты далась живому взгляду? – Твое лицо явилось, но всю Тебя хочу я увидать». – Голос говорит: «Будь в Египте».»
]
...там же цитируется стих. Вл. Соловьева "Июньская ночь на Сайме", где имеется сходный образ: "И сквозь розы небес( ... )". Выражение "небесных роз" подчеркнуто Блоком в его экземпляре кн. Иванов В.И. Кормчие звезды. СПб., 1903. С. 198 - ББО-1. С. 294. "Розы" как принадлежность "горнего" мира – сквозной образ в первом томе лирики Блока .
[
Во-первых, не всего первого тома, а за одним единственным исключением – только Стихов о Прекрасной Даме. В «Распутьях» – никаких роз нет.
Во-вторых, они стали таким же сквозным образом и во всем "томе III", но, если ранее розы сопутствовали "Тебе" - то есть Лучезарной подруге,, то в «томе третьем» они стали почти обязательным атрибутом инферно:
Страшный мир:
«…Передо мною бесконечный зал.
Сеть кактусов и роз благоуханье,
Обрывки мрака в глубине зеркал…
…Выходит юноша. Затянут стан;
Увядшей розы цвет в петлице фрака
Бледнее уст на лике мертвеца…
31 октября 1909»
Ямбы
«…И не успеть дочесть отходной
Тебе, пузатый иерей!
Довольных сытое обличье,
Сокройся в темные гроба!
Так нам велит времен величье
И розоперстая судьба!
3 июня 1907
Итальянские стихи
…Ты пышных Ме;дичей тревожишь,
Ты топчешь лилии свои,
Но воскресить себя не можешь
В пыли торговой толчеи!
Гнусавой мессы стон протяжный
И трупный запах роз в церквах —
Весь груз тоски многоэтажный —
Сгинь в очистительных веках!
Май-июнь 1909
Розы стали орудием, почти синонимом соблазна.
Аналогично о кометах: о том, что Комета – это сквозной образ "тома II", тома антитезы русского символизма – умалчивается.
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«
Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
Это – венец антитезы. И долго длится легкий, крылатый восторг перед своим созданием. Скрипки хвалят его на своем языке.
Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено.
Созданное таким способом – заклинательной волей художника и помощью многих мелких демонов, которые у всякого художника находятся в услужении, – не имеет ни начала, ни конца; оно не живое, не мертвое.
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.
("Земля в снегу")
»
Продолжу процитированное Блоком стихотворение:
«…Кубок-факел брошу в купол синий –
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.»
Женщина-комета – вот Незнакомка:
«Твое лицо бледней, чем было
В тот день, когда я подал знак,
Когда, замедлив, торопила
Ты легкий, предвечерний шаг.
…Комета! Я прочел в светилах
Всю повесть раннюю твою,
И лживый блеск созвездий милых
Под черным шелком узнаю!
Ты путь свершаешь предо мною,
Уходишь в тени, как тогда,
И то же небо за тобою,
И шлейф влачишь, как та звезда!
Март 1906»
(Напомню, что это стихотворение написано до знакомства с Волоховой.)
…женщина-звезда, которая изменяет судьбу, женщина посредством которой изменяют судьбу:
«Я – непокорный и свободный.
Я правлю вольною судьбой.
А Он – простерт над бездной водной
С подъятой к небесам трубой.
…И Он потребует ответа,
Подъемля засветлевший меч.
И канет темная комета
В пучины новых темных встреч.
3 января 1907»
«…он и Н. Н. Волохову обрек на снежность, на отчуждение от всего жизненного. Он рвал всякую связь ее с людьми и землею, говорил, что она «явилась», а не просто родилась, как все, явилась как комета, как падучая звезда. «Вы звезда, ваше имя Мария», — говорил он. Она с болью настаивала на своем праве жить жизнью живой женщины, не облеченной миссией оторванности от мира. И настаивала особенно горячо, может быть потому, что в ней самой был действительно разлад с миром, она чувствовала себя глубоко одинокой. Волохова, разумеется, сразу же ощутила, что стоит рядом с поэтом, которому «вселенная представлялась страшной и удивительной, действительной, как жизнь, действительной, как смерть…»
В.А. Веригина. «ВОСПОМИНАНИЯ».
«…Лишь в воздухе морозном – гулко
Звенят шаги. Я узнаю
В неверном свете переулка
Мою прекрасную змею:
Она ползет из света в светы,
И вьется шлейф, как хвост кометы...
21 октября 1907»
В Примечаниях почему-то об этом молчат, но Блока должно было потрясти, что ровно так же, как он предрек себе Волохову, ровно так же на небе возникла комета.
Вот, как это было с Волоховой:
«…Больше всего, особенно первое время, Блок разговаривал со мной, и Н. Н. Волохова даже думала, что он приходит за кулисы главным образом ради меня, но однажды во время генеральной репетиции «Сестры Беатрисы» она с изумлением узнала настоящую причину его частых посещений.
Блок зашел по обыкновению к нам в уборную. Когда кончился антракт, мы пошли проводить его до лестницы. Он спустился вниз, Волохова осталась стоять наверху и посмотрела ему вслед. Вдруг Александр Александрович обернулся, сделал несколько нерешительных шагов к ней, потом опять отпрянул и, наконец, поднявшись на первые ступени лестницы, сказал смущенно и торжественно, что теперь, сию минуту, он понял, что означало его предчувствие, его смятение последних месяцев. «Я только что увидел это в ваших глазах, только сейчас осознал, что это именно они и ничто другое заставляют меня приходить в театр».»
В.А. Веригина. «ВОСПОМИНАНИЯ».
… он в тот момент и сам поразился.
Свидетельство о публикации №223040700750