И чуть-чуть египетского колорита

Фотография из личного архива автора. Египет. Абусир. 2014 год

Хургада встретила меня пальмами прямо в аэропорту. Это удивило и обрадовало – ведь я оказалась за границей впервые. За гостями прибыл автобус из отеля. В ожидании пассажиров с других рейсов водитель позволил мне сфотографироваться за рулём и в багажном отделении.

Четырёхзвёздочный отель занимал целый микрорайон. Вокруг пляжа располагались его несколько огромных корпусов, а за дорогой, чуть подальше от воды, - двухэтажные коттеджи на несколько номеров. В каждый номер вели отдельные входы со стороны дороги. К каждому номеру примыкала своя веранда, выходившая в сад. Панорамное окно во всю стену, с дверями посередине, занавешивалось тяжёлыми портьерами в три ряда. Ближайшие к окну занавеси были прорезинены и утяжелены снизу – от песчаных бурь. В саду росли апельсины. Меня предупредили заранее, что подбирать с земли упавшие плоды – моветон. Руки так и тянулись….

Шведский стол в ресторане отеля с неограниченным числом подходов манил, но всё перепробовать я не успела, как ни старалась. Моим фаворитом стал волшебный египетский соус, кажется, к мясу. Для себя я прозвала его апельсиновым йогуртом и питалась почти только им одним, так полюбился. Чай мы пили у себя в номере.

Неужели я дождалась?! Вот же она – бугенвиллия, о встрече с которой я так мечтала! На пляже я ещё острее ощутила, что такое настоящий сервис. Перед входом нам выдали плотные полотенца, чтобы лежать на них, положив на шезлонги, и мягкие – чтобы вытираться после купания. Уходя с пляжа, нужно было отдать их сотруднику отеля.

По дороге, проходящей между частями отеля, сновали сине-оранжевые такси. На одном из них мы отправились в город, чтобы посетить антикварные лавки и магазины масел и пряностей, рассмотреть незнакомую архитектуру и купить билеты на иногородние автобусы для наших поездок.

Кровати мы сдвинули. Уборщик, заметив это на следующий день, украсил наше ложе букетиками цветов.
 
Первая поездка была намечена в столицу, точнее, в пригород. На автобусной станции нас встречал гид – давний помощник мужа. Наш путь лежал в Абусир - царский некрополь на левом берегу Нила. Там муж снимал свой очередной документальный фильм по древней истории. Гид договорился с охранниками об оплате. На этом они не остановились и преследовали нас неотступно, засматривая в глаза и уговаривая добавить «бакшиш» или «презент» к оговоренному ранее, и, всё-таки, выпросили у нас отельные ручки.

Между развалинами пирамид пасся ослик. Охранники представили нас друг другу. Оказалось, что ослика зовут Рамзес. Он милостиво согласился сфотографироваться со мной и охранниками. Во глубине пирамиды фараона Сахуры муж полез на завал из упавших каменных блоков под самый потолок. Одиннадцатитонные громадины нависали над ним в свете наших фонариков. Один из небольших обломков покатился вниз. Я успела остановить его ногой. Восхищённые охранники пригласили мужа пить с ними чай и накрутили ему на голову настоящую чалму. Мне тоже налили, но сидеть с мужчинами женщине не пристало, я бегала вокруг и снимала их чаепитие, и мужа в чалме, и всё, что видела.

Затем мы посетили легендарную Саккару, где я увидела своими глазами ступенчатую пирамиду Джосера. Немного поодаль я признала огромную мастабу Шепсескафа, фильм о которой как раз закончила монтировать перед самой поездкой. Верблюдов, которые паслись прямо у подножия пирамид, снимать можно было сколько угодно, не то, что на пляже отеля, где с меня за это запросили пять долларов. Я пропустила хозяина с нарядным животным вперёд и сфотографировала их чуть сзади. Бесплатно!

Почему-то, в египетском Макдоналдсе не подавали молочный коктейль….

В списке предлагаемых отелем экскурсий не значилась поездка в Луксор, и отельный гид наотрез отказалась отпускать нас туда. Когда мы уже отчаялись получить разрешение и вместе с ним еду сухим пайком, она внезапно смилостивилась. «Только под вашу ответственность». Нам выдали паёк, мы заказали ночное такси и уехали ночным междугородним автобусом Хургада-Луксор. Дорога петляла между невысокими живописными горами, затем зелени стало больше – мы ехали вдоль Нила.

На другой берег Нила мы переправились на весёленьком катере, мало походившем на скучный паром. От пристани до Долины Царей ехали на такси.  Внезапно дорогу перегородила стоянка автопоездов, в которые бодро загружались туристы. Муж, многократно бывавший здесь раньше, сказал, что идти отсюда до входа в Некрополь не больше пяти минут, просто входа отсюда не видно, а туристы этого не знают. Без зазрения совести шустрые предприимчивые египтяне продают билеты по десять долларов за проезд на этих автопоездах.

У входа в Долину Царей можно было купить билет с правом посещения трёх гробниц. Муж и его друг заспорили, решая, кому из фараонов отдать предпочтение. Я щелкала кнопкой фотоаппарата. В результате, к выходу нам пришлось уже бежать, чтобы успеть к назначенному таксистом времени. Чтобы сократить путь, бежали через сувенирный рынок. Торговцы бросались прямо под ноги: «Lady, please!» Муж посоветовал мне отвечать им: «Тамам» - «Хорошо» по-турецки. Торговцы изумлённо тянули: «Тамаааам?!» и почтительно расступались.

И мы понеслись в Долину Цариц. Там велись работы по обустройству гробниц – строились защитные стеклянные витрины перед росписями и рельефами, размещались экспонаты, организовывался музейный комплекс. Одновременно продолжались археологические раскопки. Посещения были запрещены, но…. «небольшой бакшиш открывает любые двери».
 
Вторую половину дня мы должны были провести в Луксорском храме и увидеть его в лучах заходящего Солнца. Зрелище это недоступно большинству туристов из России, потому что если их и привозят на экскурсионных автобусах, то всегда только днём. Жадно стараясь запечатлеть каждую великолепную картину, создаваемую переливами солнечных лучей и длинных теней на стенах, рельефах и скульптурах храма, мы двигались за Солнцем. Незаметно оно село и закатные краски сменились искусной подсветкой. Какое счастье, что я видела это!

Посетив великолепные луксорские антикварные магазины, мы отправились в обратный путь снова в ночном автобусе Луксор-Хургада. Удивительные египетские правила дорожного движения, точнее, полное их отсутствие, заметны даже ночью. Машины, рикши, телеги, запряжённые лошадьми, верблюды, велосипеды и мотоциклы, пешеходы и люди на самокатах движутся в хаотичном беспорядке в любых направлениях. При этом за девять дней мы не видели ни одной аварии. Умеют!

Нас ждал пляж, коралловый атолл и великое множество морских ежей, играющих свадьбы в это время года. Они лежали близко к берегу парами часто-часто. Если приглядеться, можно было видеть, как среди чёрных длинных игл поблёскивают как крошечные звёздочки их глазки.

В один из дней нас пригласил к себе домой продавец магазина пряностей, у которого муж купил много чая и ладана. Мы долго брели по грязным узким улочкам среди куч мусора. Перед нами и по бокам пробегали крысы и пролетали пакеты и обрывки бумаги. Потом мы долго лезли вверх по лестнице, площадки которой были завалены вещами и обувью. Само жилище, где обитала семья торговца, удивило меня. Отделка выглядела дорогой, но, как бы случайной. Мебель новая и явно не из дешёвых, но чудовищно безвкусные картины на стенах и более чем странное содержимое шкафов со стеклянными дверцами удивили. На полках шкафов теснились плюшевые игрушки, коллекционный фарфор, коробки с техникой, искусственные цветы, статуэтки египетских богов, бытовая химия.
 
Из множества дверей, выходящих в обширный холл, к нам вышли домочадцы. Все, кого мы встречали в Египте, прекрасно говорят по-английски, в том числе и семилетний сын хозяина. Так или иначе, каждый член семьи обратился к нам с просьбой. В результате, я подарила хозяину перочинный нож, муж – какие-то мелочи, а друг мужа оставил им свой мобильный телефон.
 
В аэропорту продавались те же статуэтки и украшения, за которыми муж охотился для своей коллекции по антикварным закромам. Те, да не те! Довольно грубые подделки из дешёвого материала. Вылет задержался на три часа, потому что пограничная собака обнаружила бомбу в багажном отделении. Бомбу увезли и мы полетели, правда, в Домодедово, а не в Шереметьево. Весь полёт я не отрывалась от иллюминатора – Солнце садилось, земля под нами постепенно уходила в ночь. Остался видеоролик с фотографиями этого заката – великолепного завершения моей египетской поездки.


Рецензии
Здравствуйте, Лада.
С большим удовольствием прочитала.
Знаете, я всегда думала, что "Не ходите, дети, в Африку гулять" - это не про меня и не для меня. Какая там Африка!
Но три года назад, в 2020 дочка с семьёй собралась в Египет, муж её не смог из-за работы поехать, и она пригласила меня. Конечно, мы почти ничего из того, что видели вы, не увидели, так как я трусиха, а удаляться от территории отеля в Хургаде, с двумя детьми, один из которых был трехлетним, нам не рекомендовали. Поэтому только море, прелести подводного плавания в батискафе, ну, и пустыня почти сразу за территорией отеля. Это было счастливое время.
С радостью вспомнила, читая ваш рассказ. А вам, конечно, удалось увидеть очень многое.

Мария Купчинова   13.09.2023 10:39     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мария! Называете себя трусихой, а решились на поездку в антисанитарный регион во время пандемии и подводное плавание! Это же здорово! Хургада большая, отелей и пляжей - великое множество. Лошадиная ферма, батискаф, квадроциклы, воздушные шары - ничего из этих радостей туриста мне не досталось. Правда, знакомый спасатель мужа покатал нас по атоллу на своём катерке.
Спасибо за прочтение, отклик и Ваши прекрасные воспоминания, Мария!

Лада Вдовина   13.09.2023 11:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.