ПК Глава 9. Эка невидаль!

Голод в Российской империи вещь привычная, обыденная, одна из неотъемлемых составляющих быта.

Никаких конкретных и достоверных статистических отчетов по Российской империи о неурожаях и вызванных ими голодом не найти. По некоторым оценкам в 18 веке из 100 лет 34 были неурожайными, а уже в первой половине 19 века (до 1854 г) 35 лет, а с 90-х годов в отдельных регионах России голодовки продолжались беспрерывно.

Естественно, неурожаи были только одной из причин голода. Другой, например, было малоземелье. А в целом аграрная политика Российской империи.

1 марта 1881 года убили Александра II, а 2 марта на престол взошел его сын Александр Александрович. Оказавшись у руля Александр III, получивший неофициальный титул миротворца, начал «закручивать гайки»: проводил контрреформы и устроил террор в стране. Разогнал кабинет министров, сторонников реформ, и приблизил к себе, фактически сделав его правой рукой, ярого реакционера, обер-прокурора Святейшего Синода и бывшего своего воспитателя Константина Петровича Победоносцева.

«Этим русским не надо реформ, не надо свободы, им нужен лишь кнут, хозяин и царь» – с чудовищным немецким акцентом поклялся Миротворец у гроба своего отца.

Похоже, что большим умом новый царь не блистал. Его волновали вопросы веры и нравственности. Он провозгласил курс на укрепление самодержавия, православия и народности, и возврат ко всему исконно русскому. Россия для русских. И всем подал пример. Отпустил густую длинную бороду, натянул шаровары, одел кафтан и обулся в яловые сапоги. Купцы и помещики, демонстрируя свою лояльность и одобрям-с стали строить себе жилища в стиле древнерусских изб и теремов, отрастили бороды и надели шаровары.

Все прогрессивные для России начинания своего отца этот любитель русской старины пустил под откос. Всех журналистов царь-батюшка считал «сволочью и полоумными». Потому были закрыты периодические издания «Голос», «Страна», «Московский телеграф», «Русский курьер», «Восток» и самый демократический орган легальной прессы, журнал М.Е. Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки».

А что, например, Миротворец сотворил с системой просвещения в императорской России требует отдельного исследования, которое займет не одну сотню страниц. Доступ в гимназии закрыли «кухаркиным детям»: детям кучеров, лакеев, поваров, мелких лавочников и т.п. А еще женщинам и евреям.

Евреев «бегемот в эполетах», как назвал царя выдающийся юрист и государственный деятель Анатолий Фёдорович Кони, терпеть не мог. Он даже в примерном православном христианине мгновенно распознавал мерзкую ему «иудину породу».

С большими странностями человек – великий князь и брат царя Сергей Александрович в 1881 году занял пост генерал-губернатора Москвы и стал выселять евреев за пределы своего губернаторства.

По стране прокатилась волна еврейских погромов. И как отреагировал Миротворец?

«В глубине души я всегда рад, когда бьют евреев. И все-таки не надо допускать этого».

А почему не нужно допускать? Потому что информация о погромах стала достоянием мировой общественности. Пошли протесты. А барон Ротшильд прервал переговоры с Россией о займе в 500 млн.рублей.

И тут на сцене в Соединенных штатах появляется некий Джордж Кеннан. Он служил телеграфистом в Western Union Telegraph Company и был командирован на восток Российской империи с целью выяснения возможности прокладки телеграфного кабеля в Европу через Аляску, Берингов пролив и Сибирь. Свои впечатления от поездки Кеннану удалось издать в виде ряда очерков, включенных в единую книгу. По-видимому, вследствие этого обстоятельства с ним захотел сотрудничать очень известный ежемесячный американский журнал The Century Magazine, тематикой публикаций сильно напоминавший российский журнал «Вокруг света».

Финансируемый The Century Кеннан исколесил вдоль и поперек всю Россию, а свои впечатления пересылал в журнал. Они наделали немало шума. Особенно статьи о беззакониях в тюрьмах России и прелестях сибирской каторги. С 1886 года Кеннан начал читать публичные лекции в США о своих впечатлениях о пенитенциарной системе России. Он выходил к аудитории облачившись в наряд российского каторжанина и кандалами на ногах. Его книги разошлись небывалыми тиражами, переведены были на многие языки и даже на русский.

В годы его активной проповеди секретарем русской миссии в Вашингтоне служил Петр Сергеевич Боткин второй сын знаменитого терапевта, лейб-медика императорского дома Сергея Петровича Боткина. И вот он решает выступить с критикой деятельности Кеннана и в защиту правящего императора, чем, на мой взгляд, не просто испортил себе некролог, но и поставил жирную кляксу на биографии прославленного семейства Боткиных.

Боткин пишет статью «А voice for Russia» и направляет ее в тот же журнал The Century. Текст верноподданической статьи на просторах интернета мне найти не удалось. А вот официальный ответ на статью Дж.Кенанна, в том числе и на русском языке, существует.

О чем писал Боткин? Россия и США всегда были друзьями. Но это разные государства.

«Россия столь же естественно автократическое государство, как Соединенные Штаты – естественная республика. Сила России именно и заключается в этом единстве власти, крепкой вере, любви народа к своему отечеству и преданности и доверии к Монарху. В неустанной заботе о благе своих подданных, Государь не останавливается ни перед какою мерою, которая полезна для России».
Что касается репрессий и издевательств в российский тюрьмах и на каторге, то это есть исключительно выдумки Дж.Кеннана (1).

Евреев в России никто, никогда не преследует, но только применяют меру к «освобождению Империи от вредных особенностей еврейского характера, которые мешают самобытному развитию нашего народа» (2). Русская православная церковь допускает «полнейшую свободу верований и вероисповеданий» (2). В целом, тишь да гладь да Божья благодать.

Кеннан, который несколько лет провел в России и исследовал все стороны жизни народа, несомненно много лучше знал эту жизнь, чем двадцатишестилетний Боткин, родившийся в благополучной семье в столичном граде. В статье-ответе «За русский народ» он камня на камне не оставил от адвокатских потуг Боткина, подчеркнув разность подходов и оценок, отраженных уже в названии.

И тем не менее Кеннан в одиночку не смог бы оказать решающего действия на общественность США.

Здесь не обошлось без разумного российского руководства.

Как только Миротворец стал закручивать гайки из страны начался исход. В 1851 году в Америку прибыл один русский эмигрант, в 1852 – двое, в 1853 году – трое. А за десять лет после начала царствования Миротворца с 1881 года по 1890 уехали 265,1 тыс. человек. За следующие 10 лет (1891 – 1900) еще 593,7 тыс.

Чуть не половину эмигрантов составили евреи, а еще поляки, литовцы, немцы, финны, русских совсем ничтожное количество.

И не только простой, бедный народ – таких было подавляющее большинство, но и вполне образованные и интеллигентные граждане. Только один пример.

В декабре 1891 года в Бостон вместе с супругой прибыл дворянин, а по совместительству   известный революционер-народник Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский. В течение 5 месяцев совершил турне по городам США (Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго и др.)  с лекциями, в которых рассказывал, что она есть такое императорская Россия. По его инициативе в 1890 году в Англии (The English Society of Friends of Russian Freedom), а в 1891 году в США было организовано «Общество друзей русской свободы» (The Society of American Friends of Russian Freedom), задачи которых заключены в названиях.

В 1891 – 1892 годах начался голод один из самых сильных в 19 столетии. Его сразу окрестили по Некрасову Царь-голодом (3). Голодали более половины из пятидесяти губерний европейской части Российской империи и Область войска Донского.

И как отреагировали США на печальные известия из России?

Неоднозначно.

В американском обществе под влиянием уже озвученных мной обстоятельств сложился специфический образ России, России, в которой дух демократии отсутствовал даже в зачаточном состоянии, России, преследующей инакомыслящих, России – страны ярого антисемитизма и отсутствия религиозной свободы.

Раздавались вполне обоснованные голоса влиятельных граждан о нецелесообразности помощи России, на троне которой сидит царь – ретроград и тиран.

Уильям Кроуэлл Эдгар (William Crowell Edgar) в 1886 году стал редактором еженедельника The Northwestern Miller в Миннеаполисе – крупнейшем городе штата Миннесота. Миннеаполис к концу 19 века был центром мукомольной промышленности США, городом, в котором находилась зерновая биржа (Minneapolis Grain Exchange – MGEX), созданная для регулирования торговли зерном и предотвращения разных злоупотреблений.

В августе 1891 года через своё издание Уильям Эдгар обратился к неравнодушным гражданам США и прежде всего к мукомолам с призывом оказать помощь голодающим русским. Кто чем может: зерном, мукой, деньгами… Эдгар самолично написал и разослал около 5000 писем своим соотечественникам.

И граждане откликнулись.

А 25 декабря 1891 года в «The Northwestern Miller» Эдгар написал (привожу русский перевод):

«Двадцать миллионов человек голодают (4). У вас есть продовольствие. Пожертвуйте. Пожертвуйте быстро. Пожертвуйте великодушно. Выделите несколько мешков муки из того изобилия, которым вы обладаете, для груза милосердия. Вы никогда не пожалеете об этом. Мы намереваемся собрать 6 000 000 фунтов муки. К настоящему моменту собрано 1000 000 фунтов. Если 4 000 мукомолов пожертвуют по 10 мешков каждый, мы соберем необходимое количество. Все, что вы должны сделать, это указать свое имя и то количество муки, которое вы намереваетесь пожертвовать, остальное сделаем мы….

Совершенно естественно, что в нашей стране, где статьи мистера Кеннана о российской системе политической ссылки и его лекции о сибирских тюрьмах привлекли пристальное внимание и вызвали симпатию во всех слоях общества, где жестокость, допускаемая российским правительством по отношению к евреям, стала предметом резкого всеобщего осуждения, преобладает крайне враждебное отношение к деспотическому режиму в России….

Что касается вопроса о политике российского правительства, то мы вряд ли сможем здесь что-либо сделать. Россия – огромная страна, далекая, незнакомая и непостижимая для западного мышления. Мы не сможем верно оценить ситуацию в России, т. к. мы не знакомы с тем многообразием причин, которые ее вызвали к жизни. Россия и ее обычаи находятся за пределами нашего понимания, потому что мы не имеем представления об ее общественных институтах. Это вопрос не политики, это вопрос гуманности. Мы знаем, что 20 миллионов крестьян умирают от голода. И этого достаточно. Так сделаем же все, что от нас зависит, чтобы облегчить их страдания. Что же касается вопроса о российском правительстве – оставим его решение самим россиянам…».

И работа завертелась. Эдгара многие поддержали по всем Соединенным Штатам. Вот эти слова: «Это вопрос не политики, это вопрос гуманности» – стали лозунгом и девизом компании по помощи голодающим России.

Пять груженных зерном, мукой, фруктами, медикаментами и одеждой кораблей (Famine Fleet – Флот голода) отправились к берегам России (5).

Первым 16 марта 1892 года добрался до берегов Балтийского моря и пришвартовался в порту Либавы (с 1920 года город Лиепая) пароход «Indiana», доставив 1900 тонн продовольствия.

4 апреля прибыл корабль «Missouri» с 2800 тоннами на борту. Много это или мало? Судите сами.

Всё, что выгрузили с «Миссури», разместилось в 241 вагоне.  И американский хлеб уехал в Саратов – 78 вагонов, в Тамбов – 51 вагон, в Тулу – 22 вагона, в Воронеж – 13 вагонов, в Орел и Оренбург по 12 вагонов, в Самару – 11 вагонов, в Пензу, Пермь по 8 вагонов, в Рязань и Нижний Новгород по 6, в Уфу 4 вагона.  И еще 10 вагонов куда-то.

Затем (в мае и июне) прибыли «Conemaugh» с 2500 тоннами продовольствия на борту и «Tynehead» с 3375 тоннами.

Последним 14 июля доставил 2200 тонн продовольственного груза пароход «Leo».

В Соединенных Штатах собирали помощь для русских, что называется с миру по нитке. Газета «Московские новости» писала: «Женщины приносили свои браслеты и серьги, брошки и иные украшения и просили их продать, чтобы „купить хлеба для русских“, один мальчик (11 лет) из С.-Франциско прислал 3,5 доллара – свой заработок за 70 пар вычищенных сапог. Старик, отложивший 20 долларов на похороны, прислал эти деньги на покупку хлеба».

Грузы по США перевозились до места погрузки на корабли бесплатно, грузчики на погрузке работали бесплатно, судовладельцы перевозили продовольствие на кораблях бесплатно, команды на кораблях работали бесплатно. И даже топливо для кораблей и провиант в дорогу были поставлены бесплатно.

А вот на местах уже в Российской империи при разгрузке, транспортировке, распределении и выдаче, не смотря на непрерывный и неустанный надзор специальных эмиссаров, прибывших с этой целью из США, кое-что было беззастенчиво разворовано.

Свидетелем случайным или намеренным прибытия кораблей «Индиана» и «Миссури» в порт Либавы оказался выдающийся художник армянского происхождения, «волшебник с кисточкой», как его часто называли, Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян). С присущей ему быстротой письма Айвазовский, впечатленный видом кораблей и устроенной торжественной их встречей, написал две картины «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия». Если первую картину еще можно было как-то стерпеть, то вторая никуда не годилась. Ее сюжет выходил за рамки дозволенного. Рассмотрите внимательно эту картину на иллюстрации и вам станет все понятно. Великий Миротворец запретил картины к показу на территории России (5). И как это ни странно запрет этот продержался вплоть до 21 века. О существовании этих картин и их сюжетах не принято было вспоминать ни в одном каталоге картин Айвазовского.

Айвазовский отправился в США на персональную выставку в городах Чикаго и Нью-Йорке и забрал эти картины, среди прочих, с собой. Именно эти две картины, которые не сильно жаждали видеть на родине, он подарил художественному музею в Вашингтоне, основанному Уильямом Уилсоном Коркораном (William Wilson Corcoran). Во время урегулирования Карибского кризиса 1962 года Жаклин Кеннеди одолжила  эти две картины у Галереи Коркоран и распорядилась вывесить их в Fish Room Белого дома (6), где проходили пресс-конференции и встречи иностранных дипломатов. Есть мнение, что этот жест «тихой дипломатии» оказал какое-то неожиданно положительное влияние в разрешении напряжения между СССР и США в начале 60-х.

Некоторые горе историки заявляют, что, мол, подумаешь прислали несколько тонн муки. Да это просто капля в море затрат и усилий царского правительства Российской империи. Очень может быть. Но совершенно точно то, что простые американцы своим бескорыстным порывом спасли не одну конкретную человеческую жизнь. А сегодня представьте противоположную ситуацию. В США разразился голод. Реакцию граждан России представили?

Владимиру Ильичу Ульянову, когда начался Царь-голод, исполнился 21 год. Совершеннолетие по меркам любого государства. И уж совершеннолетним он был точно.

У Владимира Ильича был свой особый взгляд на Царь-голод. С ним были полностью солидарны его семья и «соратники», входившие в кружок Ленина.  Владимир Ильич выступил против помощи голодающим.

Вспоминает  Василий Васильевич Водовозов – русский публицист, юрист и экономист, который был вхож в семью Ульяновых в ту пору.

«Его позиция, насколько я ее сейчас вспоминаю, – а запомнил я ее хорошо, ибо мне приходилось не мало с ним о ней спорить, – сводилась к следующему: голод есть прямой результат определенного социального строя; пока этот строй существует, такие голодовки неизбежны; уничтожить их можно, лишь уничтожив этот строй. Будучи в этом смысле неизбежным, голод в настоящее время играет роль прогрессивного фактора. Разрушая крестьянское хозяйство, выбрасывая мужика из деревни в город, голод создает пролетариат и содействует индустриализации края, – это явления прогрессивного порядка. Но голод может и должен явиться прогрессивным фактором не только в области экономической. Он заставит мужика задуматься над основами капиталистического строя, разобьет веру в царя и царизм и, следовательно, в свое время облегчит победу революции. Стремление т. наз. «общества» придти на помощь голодающим, облегчить их страдания понятны. Ведь это «общество» есть плоть от плоти, кровь от крови буржуазного общества; в какие бы оно ни рядилось социалистические мантии, в какие бы цвета оно ни окрашивалось, оно не в силах отвлечься от интересов всего буржуазного общества в целом. Голод грозит потрясениями, быть может, гибелью, этому строю. Поэтому стремления смягчить последствия голода – вполне естественны. По существу, в основе, – это стремление ослабить неизбежные грядущие потрясения, спасти основы буржуазного строя, а, следовательно, спасти и самого себя. Психологически же все разговоры о кормлении голодающих и пр. суть выражение обычного слащавого сантиментализма, свойственного нашей интеллигенции» (Водовозов В. В. Моё знакомство с Лениным.).

Гнилой интеллигенции, если кто забыл.



(1) Большинству смертников казнь через повешение Александр III заменял вечной каторгой (как тогда говорили, «казнью через пожизненное заточение»), где в жутких условиях смертники гибли – умирали и кончали с собой, если не теряли рассудок – зачастую в первые же годы. Так, все шесть осужденных в 1883 году по «делу 17-ти» на смертную казнь, замененную вечной каторгой, погибли через три-четыре года: Ю.Н.Богданович-Кобозев, А.В.Буцевич, С.С.Златопольский и П.А.Теллалов умерли от истощения, М.Ф.Клименко повесился, а М.Ф.Грачевский сжег себя.
Казнили противников самодержавия при Александре III с редким даже для азиатчины варварством. Тимофей Михайлов был повешен три раза, так как дважды, уже повешенный, он срывался с виселицы. Такого не бывало в России ни раньше, ни позже. Очевидец этой казни, немецкий журналист, писал в «K;lnische Zeitung» 16 апреля 1881 года: «Я был свидетелем дюжины казней на Востоке, но никогда не видел подобной живодерни».
Под впечатлением книги Джорджа Кеннана «Сибирь и ссылка» Марк Твен назвал Александра III «каменносердым, кровожадным маньяком всея Руси».
По произведениям российского историка Н. А. Троицкого.
(Дело 17 – процесс 1883 года над арестованными членами Исполнительного комитета партии «Народная воля» – ЯЗ.)
 
(2) Цитаты мной приводятся по двум источникам: книге П.С. Боткина «Картинки дипломатической жизни», 1930 и брошюре Дж.Кеннан «Голос за русский народ», 1896.

(3) Некрасов Николай Алексеевич. «Железная дорога» (1864 г.):
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

(4) На самом деле больше. По некоторым оценкам не менее 30 000 000. Четвертая часть населения Российской империи.

(5) Защитники царской формы правления, в частности царя Александра Миротворца,  будут с пеной у рта убеждать вас, что это все неправда и выдумки. Может оно, конечно, и неправда, да вот только о картинах и по сей день не все любят вспоминать. А более ста лет о них слыхом не слыхивали обычные граждане СССР и России. 

(6) В самом центре Западного крыла Белого дома напротив Овального кабинета есть помещение без окон. Это зал Рузвельта, названный в честь двух Рузвельтов Теодора и Франклина. А Франклин Рузвельт называл этот зал Рыбной комнатой (Fish Room), потому что в ней находился аквариум с рыбками. В разные времена она служила для разных целей, но чаще выступала в качестве конференц-зала для сотрудников Белого дома. Комната также используется в качестве подготовительной комнаты для больших делегаций, встречающихся с президентом перед входом в Овальный кабинет. Зал примерно 25 футов в ширину и 35 футов в длину. В центре расположен стол на 16 мест.

Иллюстрация: Картины И.К. Айвазовского «Корабль помощи» (слева) и «Раздача продовольствия» (справа). 1892

Продолжение http://proza.ru/2023/05/01/891


Рецензии
Привет, Яков! Интересные факты. Нравится как ты подаёшь информацию. Всё обосновано источниками, цитатами. Впечатлена высказыванием В.И.Ленина о голоде. Ужас!
С уважением, Нина.

Нина Юдина   13.04.2023 20:46     Заявить о нарушении
Спасибо Нина!
Этот Водовозов описывает, как они в Самаре организовывали разную помощь голодающим, а Ленин как мог вставлял им палки в колеса. А через некоторое время Ленин и вовсе перестал с ним общаться.

Яков Задонский   13.04.2023 21:05   Заявить о нарушении
Хорошие дела у него были ?...

Роман Огнев   10.05.2023 10:32   Заявить о нарушении