Вешняя Пасха Христова
Недаром наши предки обставили этот праздник особыми обрядами и обычаями, которые испокон века живут в русском народе.
Исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресением, Великоднем, и вся светлая седмица известна под именем Святой, Великоденской, Радостной. В «Златой Чепи», рукописной библии Троице-Сергиевой Лавры, сказано: « Вся та неделя- один день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло не заходя всю ту неделю». Во всю пасхальную седмицу в церкви открыты царские врата, символизирующие собой отверстие небес. Возвещается всеобщее прощение и свершается обряд христосования. Это обряд, по мысли христианской церкви, служит выражением всеобщей радости и всеобщего прощения, которое даровано Воскресением Спасителя.
В пушкинский век в Петербурге к Пасхальной заутрене съезжались придворные чины, министры. В одиннадцать часов вечера Страстной субботы раздавался пушечный выстрел с Петропавловской крепости, через полчаса еще один, и, наконец, третий – в полночь. И тогда мгновенно город освещался огнями торжественной иллюминации и оглашался звоном колоколов. Император христосовался с приближенными.
Сохранившиеся воспоминания об этом празднике как будто раскрывают перед нами волшебный занавес, скрывающий прошлое и связывают былое с настоящим временем, которое слава Богу, вернуло нам это торжество из торжеств- Вешний Праздник Пасхи.
Представитель московского купечества, Потомственный Почетный Гражданин, Николай Александрович Варенцов оставил уникальные записки о прошлом, и в частности, о празднике Пасхи: «Праздник Пасхи у христиан означает торжество жизни над смертью, обещающее всем вечную жизнь при исполнении заповедей Божьих. Во с всех местах России, где живут христиане, этот праздник из праздников» справляется торжественно, но в Москве его справляют с особым чувством .
Готовятся к празднику долго и тщательно. Самой насыщенной делами бывает последняя неделя поста- Страстная. Эта неделя особенно трудно достается хозяйкам: надо успеть приискать свежие продукты и суметь их сберечь, как, например, творог, сделанный из сливок или густого молока.
Запастись сырыми окороками и запечь их вовремя и умело. Яйца тоже покупали на четвертой неделе поста и красили их во всевозможные цвета, особенно почитали яйца, окрашенные в красный цвет. Еще обертывали яйца «шелковой путанкой», нитками специально продававшиеся для этого в лавках. Обертывали в них яйца и кипятили, получался необыкновенно затейливый узор. Яиц красили много, несколько сотен штук. Выпечка куличей также проводилась в большом количестве, делались сырные пасхи. Но. самое главное, Страстная неделя состояла из длинных церковных служб, куда обязательно ходили и выстаивали их от начала и до конца.
Наконец наступал желанный день: куличи и бабы лежали на мягких, приспособленных местах, издавая по всему дому аромат сдобного теста; яйца были разложены в вазы и корзинки со всходами зеленого овса. Запеченные окорока очищены и уложены на большие блюда; творожные пасхи ждут своего часа на льду в погребе…
В одиннадцать часов вечера, принаряженные, всем домом, беря даже детей с шестилетнего возраста, отправлялись на торжественное богослужение в ярко освещенные церкви».
«Во времена моего детства,- продолжает Николай Александрович Варенцов,- первый удар колокола в 12 часов пасхальной ночи производился с колокольни Ивана Великого в Кремле, и только после этой благовести Москва почти единовременно полнилась колокольным звоном со всех «Сорока-сороков», московских церквей. Начинался крестный ход. Плавно, в строгом порядке, выносили из церквей высокие хоругви, а за ними несли образа, запрестольный крест, шло духовенство, облаченное в дорогие золотые и серебряные ризы, во главе с певчими, поющими: «Воскресение твое Христе Спасе, ангелы поют на небесах».
У священников в одной руке кадило, испускающее ароматный запах ладана, в другой- золотой крест со свечой, обвитый живыми цветами, диакон с большими свечами, и вся толпа молящихся с непокрытыми головами, с зажженными свечами в руках, сопровождала крестный вокруг церкви.
Шествие сопровождалось также иллюминацией, бенгальскими огнями, и веселым перезвоном церковных колоколов. Крестный ход, обойдя вокруг церкви, останавливался перед закрытыми дверями храма, священник, подняв крест, громогласно произносил: «Христос Воскресе!». Толпа богомольцев, как один человек, отвечала: «Воистину воскресе!» и это повторялось три раза. После чего двери храма распахивались, и в том же порядке: хоругви, иконы, певчие, духовенство входили в храм, где священник опять возглашал: «Христос Воскресе!» и толпа единодушно отвечала: «Воистину воскресе!».Когда двери храма перед духовенством отворялись, то все церковные паникадила со свечами обвитыми пороховыми нитками, зажигались, наполняя храм светом от многочисленных свечей. Церковная служба справлялась торжественно и благоговейно, и все молящиеся были в особом, умиленном настроении. В пасхальную ночь почти все жители Москвы были на ногах, храмы были переполнены. Многие прихожане посещали Кремлевские соборы.
В 1903 году в Москву на праздник пасхи приехал Государь, Николай Александрович с императрицей Александрой Федоровной. Он давно собирался после восторженного описания праздника Пасхи генерал-губернатором Москвы, великим князем Сергеем Александровичем, посетить его. Государь собирался говеть и пробыть в Москве всю пасхальную неделю.
Николай Александрович Варенцов, как Почетный гражданин города, в числе других приглашенных был в Кремле на празднике Пасхи с присутствием Государя. Вот что он пишет далее: «Все отправились на балкон дворца, откуда открывалась чудная панорама на все Замоскворечье и на кремлевскую Ивановскую площадь. Все кремлевские площади были заполнены людьми с непокрытыми головами, и держащими в руках зажженные свечи. В гуще толпы возвышались хоругви из всех московских церквей, плавно колыхаясь, как бы плыли над толпой. С многочисленных церквей неслась торжественная благовесть, своим звоном наполняя весь город. На возглас священников: «Христос Воскресе!» ответ народа на площади прогремел могущественно и величественно: «Воистину Воскресе!».У многих из свиты Государя были слезы на глазах. Затем все пошли в собор Двенадцати Апостолов, где простояли заутреню и обедню, после чего все вернулись в залу, где были накрытии столы…
Государю и императрице очень понравилось их пребывание на Пасхе, и они приезжали в Москву еще несколько раз…
По окончании церковной службы улицы наполнялись народом, выходящим из церквей, с зажженным свечами, несением узлов с освященными пасхами, куличами, яйцами. Встречая знакомых весело христосовались с ними ( целовались крест на крест три раза). Как бы ни был бога т и именит купец, он считал непременным делом христосоваться со своими домочадцами и уже у ворот своего дома – с дворником, ожидавшим возвращения хозяина, а также с лакеями, горничной, отпиравшей входную дверь. На накрытом столе в столовой, уставленном всевозможными колбасами, окороками, помещались посередине стола принесенные из церкви освященные куличи, пасхи, яйца. С них-то, прежде всего, начиналось разговение. Кладя на тарелку кусок кулича и пасхи, крестясь, говорили: « Встречаем светлый праздник». На лицах сияла духовная радость от Великого праздника. В продолжение всей пасхальной недели с утра до 4 часов дня раздавался праздничный перезвон всех церквей города».
Во все дни празднования Светлого Христова Воскресения настроение у всех людей было особенно радостное, приподнятое. Работали мало и предавались отдыху и веселью. Дарили друг другу подарки, обменивались крашеными яйцами, как особенным символом этого праздника. Как объяснял Плутарх, яйцо представляло некоторым образом Творца, во всем вседействующего и все в себе заключающего. В яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение живоносного гроба и воскресения Христова; с другой стороны, воскресенское яйцо своим красным цветом могло напомнить те у бесценную кровь, которую пролил Иисус на кресте и исходатайствовал нам вечное спасение.
Обыкновение употреблять на Пасху красные яйца берет свое начало от предания, что виновницей этого обычая явилась Мария Магдалина. По вознесении Спасителя на небо св. Мария Магдалина предстала перед римским императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо и сказала : «Христос воскресе!»- и начала свою проповедь. Христиане, по простосердечному примеру Марии Магдалины тоже стали одаривать друг-друга яйцами, произнося при этом : «Христос воскресе».
Праздник Светлого Христова Воскресения посвящался также делам благотворительности. На Пасху сам Государь посещал застенки, больницы, богадельни, приветствуя находящихся в них людей и оделяя их одеждой, едой, деньгами. Христиане путешествовали по монастырям. Священники обходили дома прихожан с пением праздничных стихов – прославляя Христа.
А вот воспоминания о Святом празднике Пасхи крупного московского купца Николая Петровича Вишнякова: «После Вербного воскресения наступало предпраздничное затишье с самыми строгими великопостными днями последней страстной недели. Но это затишье было лишь только видимостью; на самом деле везде кипела работа пере наступлением пасхи, и чем ближе к концу, тем яростнее хлопотали люди, наполняя товарами магазины, заготовляя пышные куличи, творожные сладкие пасхи, окрашивая яйца отваром луковой шелухи или яркими обрезками шелка, делая их скорлупу пестрой и красочной.
В Охотном ряду в бесчисленные лавки и хранилища свозились сотни свиных туш, окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в торговых оранжереях была давка от покупателей; цветущие махровые сирени, тюльпаны, розы, гиацинты и ландыши за дня два до праздника Пасхи в изобилии разносились в корзинках с подарками по Москве.
Не ежегодно, но все же нередко, на пасхальной неделе открывалась в громаднейшем помещении манежа очаровательная цветочная выставка. Садоводы старались перещеголять друг друга. Колоссальная манежная внутренняя площадь была вся в цветах и клумбах, в декоративных растениях, благоухающая тонкими разнообразными ароматами. А так как это бывало в раннюю пору весны, когда на улицах иногда еще лежал грязноватый полурастаявший снег, то впечатление от этого необычного громадного цветника было еще более радостным».
И закончить повествование о праздновании Великого праздника Пасхи я хочу стихотворение Игоря Северянина:
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и Мадерой,
Пахло Вешнею пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
Из-за вымытых к Празднику стекол,
Из-за рам из песка, и без ваты,
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.
Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России.
Свидетельство о публикации №223041400833