Блок. Юрию Верховскому. Прочтение

     П О С Л А Н И Я

1. Юрию Верховскому





                (При получении «Идиллий и элегий»)

 
                Дождь мелкий, разговор неспешный,
                Из-под цилиндра прядь волос,
                Смех легкий и немножко грешный –
                Ведь так при встречах повелось?
 
                Но вот – какой-то светлый гений
                С туманным факелом в руке
                Занес ваш дар в мой дом осенний,
                Где я – в тревоге и в тоске.
 
                И в шуме осени суровом
                Я вспомнил вас, люблю уже
                За каждый ваш намек о новом
                В старинном, грустном чертеже.
 
                Мы посмеялись, пошутили,
                И всем придется, может быть,
                Сквозь резвость томную идиллий
                В ночь скорбную элегий плыть.
                Сентябрь 1910





     Первая строфа – портрет зашедшего денди.
     Вторая-третья – книга этого “денди” – как разбор чертежа сущего.
     Четвертая – светская беседа на фоне этого чертежа.

     – «Но вот – какой-то светлый гений // С туманным факелом в руке» – сравните с вариантом:
     А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

«
     …Не почтальон – я верю – гений
     С печальным факелом…
»

То есть “гений” здесь как «гений чистой красоты» у Пушкина, не «человек, который проявляет исключительные интеллектуальные способности, творческую продуктивность, универсальность в жанрах или оригинальность, как правило, в той степени, которая связана с достижением новых открытий или достижений в области знаний.» , а «олицетворение, высшее проявление чего-либо» или «дух покровитель человека, позже вообще олицетворение добрых или злых сил.»
     Именно такой – дух покровитель, со сверхъестественным “туманным факелом” в руках – в день, когда герой был “в тревоге и в тоске”, занес в его дом книгу элегий.

     – «…ваш намек о новом // В старинном, грустном чертеже» – то есть вся жизнь кругом свелась к давно понятному чертежу, а в стихах намеки, что не всё так скучно и грустно.

     – «В ночь скорбную элегий плыть.» – почему-то у меня здесь ладья Харона представляется.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     «
     Юрий Никандрович Верховский (1878-1956) – поэт, историк литературы, специалист по русской поэзии· пушкинской поры. В отклике на стихотворный дебют Верховского в "Зеленом сборнике" (СПб., 1905) Блок отметил его умение "разнообразить  размеры" и владеть "стихом лучше всех" (СС-8 5 . С. 587). В 1908 г. Блок хотел написать статью о сборнике Верховского "Разные стихотворения" (М., 1908) (ЗК. С. 117, 122).
     Поэты были связаны дружескими отношениями (ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 43-44). Сборник  "Идиллии и элегии" (СПб., 1910) был подарен автором Блоку с надписью: "Дорогому Александру Блоку с крепким рукопожатием – автор 1910. VII. СПб." (ББО-1. С. 123).

     – «... Из-под цилиндра прядь волос ...» – Характерная деталь облика Верховского тех лет. Ср. в послании В. Пяста Верхавекому (1911): "Потом ты мылся, зачерпнув воды//Своим цилиндром, будто он из меди ... " (Воспоминания, 2. С. 384) .

     – «... светлый гений ... – Гений (рим. мифол.) – божество, рождающееся вместе с человеком, всюду сопровождающее его и руководящее его действиями. Изображался в виде юноши с факелом, рогом изобилия в руке. Здесь: посыльный .

     – «... За каждый ваш намек  ~  о грустном чертеже.» – В воспоминаниях Верховский отмечает перекличку этой строки с оценкой Блоком стих. Верховского "Даль – очарована. И разочарованье ... " в письме от 25 февраля 1913 г.:«( ... ) стихи не созвучны;  они – Ваши очень, как многие Ваши стихи, они также "запечатаны", их надо как-то расшифровать, несмотря на полную "понятность". (... )Удивительно верный чертеж – и слабый нажим пера».

     – «... В ночь скорбную элегий ... – Реминисценция названия кн. Публия Овидия Назона "Скорбные элегии".
    
     »


Рецензии