Турция, которую я люблю

Фотография из личного архива автора. Турция. Фригийский памятник в Чатал-Кайя. 2015

Всего в моей жизни было три поездки в эту страну и одна - отдельная - в Стамбул. За что люблю, не объясню. Впрочем….

Въезд в Анкару выглядит в сумерках очень необычно. Арка туннеля со стороны города и снаружи отделана хаотично расположенными каменными глыбами и подсвечена, как и дома вокруг. Из окна номера в отеле рядом с историческим центром видны римские бани, где я обманула полицейского. Я залезла за ограду, «посетила» все потаённые уголки, скрытые остатками древней кладки, и сфотографировала всё, что там было. Анфилады непонятных переходов и огромные площадки, занятые одинаковыми башенками из сложенных плоских каменных дисков. Полицейскому я сказала, что заблудилась и он мне как бы поверил.

Путь в Музей Анатолийских цивилизаций труден. Исторический центр занимает холм, самое высокое место города. Вверх ведут улицы, внизу поднимающиеся зигзагами, вверху - прямо, и не сказать, чтобы полого. Музей большой, экспонаты находятся не только в зданиях, но и под открытым небом. Древние народы, жившие на территории современной Турции, большую часть которой составляет Анатолия, - это шумеры, хетты, фриги, галаты, хурриты, ассирийцы, хаттийцы, киммерийцы….

В музее мы методично снимали фото и видеокамерой все экспонаты.  Они того стоили. Две юные посетительницы пришли в восторг и попросили разрешения сфотографироваться с нами. Дальше – снова вверх, к старинной крепости, стоящей на наивысшей точке исторического холма. Крепость, как многие исторические объекты Анкары, построена из разобранных более ранних построек. То тут, то там в стенах видны части орнаментов, буквы, кирпичи и камни разного цвета и фактуры.

Почему-то, на площадке крепости, которую туристы используют как смотровую, нет ограды. Совсем, никакой, так что, фотографироваться там во время сильного ветра довольно опасно. Тем дороже эти фотографии.

Улочки, расходящиеся от крепости вниз, как клинья зонта, заняты постройками традиционной турецкой архитектуры, в которых живут и работают торговцы и ремесленники. Мы побывали в мастерской камнереза, навестили скульптора, и стали постоянными гостями антикварных магазинов. Ниже мы долго искали и, наконец, нашли остатки римского театра. Секрет был прост – ничего не стоит свернуть не на ту улочку и оказаться на другой стороне холма, максимально далеко от искомого места. Аккуратно прикрытым сверху толстым стеклом, мы обнаружили римский водопровод с глиняными трубами.
 
Транстурецкий железнодорожный экспресс заслуживает отдельного слова. Современные поезда с наилучшим сервисом развивают скорость до 250 км в час. Город Полатли поразил меня ещё до того, как мы до него добрались,  - одноимённой станцией. Железнодорожная станция в чистом поле устроена по последнему слову туристического сервиса. Эскалаторы со стеклянными стенками, удобные кресла, много туалетов и повсюду идеальная чистота. Не сравнивать не получилось….

Древний Гордион – то самое место, где Александр Македонский разрубил Гордиев узел. Весь холм обнесён колышками с натянутой на нах колючей проволокой – ведутся раскопки. Муж договорился с таксистом, что он предупредит нас, если кто-то станет подниматься по дороге. Никто не приходил и мы всё отсняли.
 
Исторический музей и фригийский курган были открыты для посещений. В музее работает интерактивный стенд. Посетитель становится в двухколёсную римскую повозку – на экране перед ним мчатся кони, везущие его. По сторонам дороги стремительно пролетают постройки и жители. Внутри огромного холма находится древняя деревянная изба, являвшаяся, по мнению учёных, местом упокоения царя, уложенного поданными спать вечным сном. Входить в избу нельзя – стены и кровля укреплены от разрушения, снаружи её защищает металлическая решётка. В музее можно видеть находки, обнаруженные археологами в избе.

Эскишехир – Старое место, древний Дорилей (Дорелай) – одна из бывших столиц молодого Османского государства, а ныне – культурная столица страны. Чудесный, нарядный, замечательно красивый и удобный город. Есть здесь и гондолы с гондольерами на градообразующей реке Порсук, и парки, и множество цветов, и свой Диснейленд, и огромное количество городских скульптур, и богатый экспонатами исторический музей, в котором интерактивен даже пол!

Вокруг Эскишехира расположено множество интересных мест – стоянки первобытных людей, фригийские города, места древних культов. Язылыкая – Золотой город Царя Мидаса, того самого, который имел способность превращать в золото всё, к чему прикасался. Город расположен на холме – святилища, дороги, памятники, пещерные «здания», и более поздние римские захоронения.
 
Второе посещение исторического музея Эскишехира было удивительным! Заместитель директора музея, почему-то, не захотел давать интервью. В недоумении мы покрутились в фойе – и через стеклянную дверь музейного кафе нас заметила наша спасительница. Будучи администратором кафе, она прекрасно владела английским, и мы без труда объяснили ей, что нам нужно. Moment! Прикрыв за собой дверь кабинета, странный заместитель директора музея через щёлку передал книги и карты. На турецком языке!
 
Наша спасительница объявила посетителям кафе, что нам требуется помощь в чтении карт, переводе и составлении маршрута. В следующую минуту все столы кафе были составлены в спираль, карты пустили по рукам. Один из посетителей сказал, что преподаёт в учебном заведении поблизости и приходит сюда обедать. Одна из его коллег говорит по-русски и сейчас он попросит её прийти. Она пришла и дело пошло живее. Довольно быстро был составлен подробный маршрут всех предстоящих нам путешествий. Сама наша русскоязычная помощница стала добрым другом и верной попутчицей.

Мы посетили город Кютахья, в окрестностях которого долго искали «тысячелетнее дерево». Не нашли, зато обнаружили выглянувшие из-под земли остатки окаменевшего деревянного строения.
 
Среди фригийских памятников были и совершенно необыкновенные – торчащая из холма огромная голова динозавра или «гаечный ключ» исполинских размеров – памятник Чатал Кайа. Древнее урочище Асланташ (Львиный камень) землетрясение разметало, как детские кубики, только это кубы со стороной по два метра. Скальная крепость Доганлы (Голова сокола) открыта для посещения, но заботливо приставленные лесенки позволяют осмотреть только нижние этажи семиэтажного «строения». Выше защитники крепости поднимались по верёвочным лестницам.

Святилище богини Кибелы – главной богини фригийцев, почитаемой ими как Мать богов, тоже разрушило землетрясение. Тем не менее, сохранились два округлых строения на холме над погребённой под завалами ритуальной пещерой.

Город Афьён в провинции Афьёнкарахисар назван так в честь опиумного мака, добываемого в этих краях. В его центре возвышается гора с крепостной стеной по краю. Чёрная крепость. В провинции Афьёнкарахисар находится много исторических объектов – римский мост и римская баня, и более древние. Хан, оказавшийся древним подземным винным заводом. Чёрный метрополис – довольно хорошо сохранившийся скальный храм.

В Афьёне мы останавливались в санатории, знаменитом своими лечебными водами. Разрешение на съёмки объектов провинции нужно было получать у губернатора, к которому нас сопроводил директор исторического музея. Он сказал, что фундамент мечети Улу Джами, расположившейся почти у подножия горы, заменили корни сорока деревьев.

Именно в Турции я полюбила наблюдать жизнь страны и её жителей, сидя за столиком уличного кафе. Случится ли мне ещё с нею повидаться, я не знаю, но уличные кафе неизменно возвращают меня к дорогим воспоминаниям.


Рецензии
Как все это упомнили, Лада?
Репортаж с места событий получился что надо!
Жаль, что не посидеть нам рядышком в уличном кафе... Но хоть так, в рассказах и отзывах, перекинемся добрым словцом.
С теплом,

Марина Клименченко   26.10.2023 16:42     Заявить о нарушении
Ну, упомнить не штука - я же монтировала фильмы и набирала статьи мужа, сортировала фотографии. Наверное, меня можно экзаменовать по этим названиям. А вот насчёт уличного кафе, возможно, не всё так однозначно. Мне кажется, может быть, и посидим. Надо надеяться! Спасибо, Марина!

Лада Вдовина   26.10.2023 17:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.