Заповедник души Сергея Довлатова Критические замет

(*на авторской странице имеется ссылка на рассматриваемое произведение)

Заповедник души Сергея Довлатова (Критические заметки)

– А знаете, батенька, – поделился Владимир Ильич с Алексеем Максимычем за чаем, – что до этого графа Толстого в Российской литературе настоящего мужика, я вам таки скажу, не было.
Будущий председатель предстоящего Союза Писателей грядущего СССР не стал возражать Вождю Революции из деликатных побуждений или же  ощущал себя недостаточно подкованным по затронутому вопросу. Это нам легко, с расстояния в сотню лет, с высоты птичьего, так сказать, полёта усмотреть то, на что пернатым глубоко чихать, а порой даже и какнуть, не притормаживая. А именно, что со Львом Николаевичем как-то не удосужился мужик явиться в Русскую литературу. Увы, при полном  уважении ко всем вождям и председателям, увильнул сиволапина.
Ни в пробы молодого толстовского пера о прогрессивном помещике посещавшем своих крепостных с гуманитарными подачками и мечтой перековать их аморальные устои нравственности, ни в зрелую Льва Николаевича эпопею даже и носа не показал. Помещичьи крестьяне, вполне предсказуемо, оказались ленивыми пропойцами и выжигами, а Платон Коротаев был всего навсего Его Императорским Величеством, Александром Первым, который ушёл в народ, оставив за спиной гроб с камнями, переодетым в  обноски духоискательства.
Не обессудьте товарищи председатели (Совнаркома и Союза писателей) граф — есть, а мужик в нетях.
Да! Но! Ведь победила же она Рабоче-Крестьянская (курсив мой) Революция! А победители без портретов не остаются, таков он – суровый, но непреложный закон диалектики.
За период истекший с Победы Великого Октября (плодами которой и поныне продолжаем насыщаться преобильнейше) представляли его, мужика, во всяческих ипостасях. Перед Окнами РОСТа так и тянет пасть на колени и молить его слёзно о прощении за то, каким малевали его кухаркины сыны, да поздно.
Затем понемногу устаканилось. Пошли многотонные тиражи военной прозы, деревенской прозы и прочих течений социалистического реализма для опять-таки его отражения. Куда ни кинь — всё об нём родимом, всё про мужика – строителя, бойца, целинника, творца, следователя МУРа, вора в законе, зава лаборатории идущей на грозу… нет, перо отвалится всех перечислять.
Да, он пришёл, тут уж нечем крыть, однако посмотрим правде в глаза – пришёл-то он гомеопатически, пришёл рассыпанным мелкими крупицами в книжках того или иного автора. Он есть, но в ожидании отсеивающего сита, чтобы пальцем указать Фоме неверующему: «Ну чё? И это тебе не мужик?»
С перстоуказующими спорить бесполезно, их больше, чем меня, и тем они сильнее, а сила – это право. Они правее меня, а коли есть сомнения, пойди почитай Гегеля и заткнись в тряпочку.
И всё же свободу даже утаённого мнения ещё никто не отменял! Вот и тешу себя пониманием, что истинный мужик, каков он есть, явился в Российскую литературу стараниями  Сергея Довлатова. Предвижу хор ненужных (но громких) возражений:
Что? Какой из еврея мужик? В лучшем случае – колхозник в киббуце на его исторической родине!

Отстрелялись? А теперь откройте его «Заповедник» ибо нигде более не встретить вам настолько живой, правдивый образ мужика россиянина, будь он псковский, мордовский, алтайский, да хоть каковский, мужик он где хошь вкоренится покрепче сорняка.
Образ этот, разумеется, собирательный. Тут тебе и Толик откровенно и деловито ссущий с крыльца, и Радик, которому прикрутило писать открытку папе крёстному, и трудоголик Никитин с его фуганком и белым ножом для обдирания шкуры телушки, и добряк Михал Иваныч казнивший пару своих геральдических кошек, и шут-мудозвон транжир Марков, и сам автор (он по крови только частичный еврей),  и майор КГБ Беляев, который и рад бы за бугор «да не пустят с такой рязанской будкой!», о чём без обиняков сетует вызванному «для взъёбки» диссиденту.
Кто видел жизнь не на экране в сериалах, кто изучал её не по методичкам, моментально опознает их говор, уклад жизни, движения их душ и тела, их заблуждения и правоту.
Но главное он, бывавший с мужиком каким тот есть, без прикрас, изумится истинной любви автора к этому изуродованному отребью, к народу его безумной страны.
Любовь эта чиста и искренна, подобной не встретишь у нынешних стендаперных фейлетонистов, им до Довлатова не воспарить.
Не дано им любить любовью с оторванным левым рукавом, которая таскается за своим вожатаем под фиолетовым абажуром на голове.
Им не дано ни чувствовать её, ни понимать, как понял смотритель монастыря Логинов, понял и – перекрестил, благословляя.
Однако же, какой мужик без генералов, милостивые господа? Где мелкопоместное дворянство? Какая же картина жизни без него?
Не извольте беспокоиться – всё есть! Правда, шёл 1983 год, эпоха увядания московской Олимпиады, щемящего гадания – где приземлится наш маленький Миша с его шариками?
У человеколюбивого социопата Довлатова нашлась лишь мягкая усмешка над чёрточками вымирающего провинциального дворянства – соломенная шляпка с лентой, чтобы висела за плечами, безразмерная шаль с узлом на груди подающей надежды, веер из перьев, макси с воланчиками (не всё сразу и не на одной, тут вам не Модный Приговор).
Из тех полувековых далей трудно было прозреть и предчувствовать живучесть помянутого сословия, их нынешние междусобойчики с швырянием в харю оппоненту своих родословных педигри, нисходящих корнями на псарню Рюриковичей. Мы не таковские! Мы на алтын дороже!

И вместе  с тем, не вздумайте причислить «Заповедник» к образчикам «деревенской прозы». Отнюдь и ни в малейшей мере! Он слишком всеобъемлющ для подобного предположения.
В этом, небольшом по объёму, величайшем произведении современной (на данный момент) Русской литературы и не такие пласты перевёрнуты.
Фрондирующей богеме тоже нашлось место в мансардах, где собираются на именины хомячка, чтобы посидеть на полу, хотя стульев хватает, поговорить умные вещи про высокие материи.
Определившиеся до стабильного оклада экскурсоводы со своей любовью к Пушкину и к своей любви к Пушкину.
Туристы и просто граждане Союза республик свободных (тут невольно сглатывается комок ностальгии). Виды захолустья и Культурной Столицы.
История любви, главной любви в жизни, которая уже не любовь, а просто судьба. Повесть о трудной, мучительной, спасительной любви, которая права.
Не берусь определить жанр произведения, тут всё: трагедия народа изувеченного лагерным душегубством, пережившего выбраковку Голодомором и заградотрядами с кинжальным огнём пулемётов. Вечно обманутого, облапошенного, объегоренного народа, который всегда «за!», который согласный, устами Михал Иваныча, регулярно обсчитываемого буфетчицей:
– Без этого нельзя. Порядок есть порядок.
И тут же комические вставки. при которых Илюша Ильф и Женя Петров нервно затягиваются в уголке «бычком» стрельнутым у Оси с Кисой.
И тут же озадачивающие психологические наблюдения, ненавязчивая, но глубокая философия. Беспощадные литературоведческие экскурсы (а то с какого такого Бойконура удалось бы мне взвиться в писание Критических заметок, а? Нами движет зависть, господа хорошие).
А главное, во всяком случае для меня лично, язык автора. Нет не так... Язык страны автора в его подаче.
Ни одно слово, ни в одном предложении не стоит там просто потому, что туда подвернулось или от усталости подыскивать более подходящее. Нравится вам оно или нет, оно на месте и перелопачиванию не подлежит. Сработано Сергеем Довлатовым.

Книга называется «Заповедник», а как же иначе – музей-заповедник Пушкина…
Но присмотревшись, замечаешь, что автор приоткрыл тебе заповедную часть своей души, измученной, истёрзанной души. Показал искорёженный рай, который он любил сквозь самоослепляющий угар, который отверг его, отторг, отбросил…
Можно красиво спеть «Прощаай, Америка. Ооо!»
Красиво спеть «Прощай, Россия! О! О!» не получится, голос пресечётся.
В заповеднике своей души Довлатов прощается с Родиной, которая сделала его пасынком...
Отпусти…

2023-04-20
 


Рецензии
А как точно Сергей Довлатов определил главное в русских классиках! Изящество Пушкина, юмор Гоголя, нравственные поиски Достоевского, ум Толстого. Они восхищают. А потом добавил:
«Однако похожим быть хочется только на Чехова».
Спасибо, Сергей, что вспомнили одного из любимых писателей)

Алена Королева   04.06.2023 19:24     Заявить о нарушении
эээээ, Алёна! разве что-то от нас зависит? или у меня был выбор: вспомнить - не вспомнить? Довлатов пришёл в мою жизнь недавно, но чувствую - навсегда. пришлось былых любимчиков кышнуть с пьедестала и провести там влажную уборку. но раз Вы настаиваете, так и быть, верну туда Чехова и, пожалуй, Михал Афанасича, пускай на троих соображают, для традиционности.
да, этот представитель "симпатичного национального меньшинства" для меня самый Русский писатель, а последняя любовь неисправима. спаибо Вам за ещё одну кроу знания об этом... "даже не хочу говорить!"

Сергей Огольцов   05.06.2023 07:24   Заявить о нарушении
Довлатова моя давняя любовь, но всех-то с пьедестала не надо…
Глядишь, захочется перелистнуть странички.
А на троих - это да! Так что Вы создали для своего любимца все условия: начиная от влажно уборки и заканчивая любимым напитком.

Алена Королева   05.06.2023 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.