Поэзия и Марксизм. Бытие определяет стихи

Идея, что бытие определяет сознание, является фундаментальной и в теоретическом, и в прикладном марксизме. Например,  она очень упрощает выявление врагов народа. Особенно если предположить, что бытие предков определяет сознание потомков.

Марксистское  литературоведение является воплощением  этого принципа.
Когда дело касается прозы, то литературоведы — марксисты вывели из этой идеи, что в прозе должны быть отображены типичные представителей  классов и прослоек, которые, в свою очередь, определяются их отношением к средствам производства. Поэтому для понимания прозаического произведения, одобренного партией, надо только определить, к какому классу относится персонаж. И тогда уже можно сказать, чего он является типичным представителем, и, соответственно, является ли он врагом народа.

Но влияние этой концепции на понимание поэзии, видимо, еще более значительно.
Допустим, в стихотворении употребляется слово «любовь».  Тогда это — стихотворение о любви. Автор пишет о любви, потому что он интересуется конкретной женщиной в чисто материальном, подлинно-марксистском смысле (что и называется «любовью» в этом случае), и пишет для того, чтобы дать ей понять  свой интерес к ней.  При этом оказывается, что все остальные слова в стихотворении нужны только для того, чтобы расположить женщину к поэту, ничего не значат для всех остальных.   Для того, чтобы понять это стихотворение, надо только знать бытие поэта: имя женщины и, по возможности, подробности их связи. Я приводила примеры такого литературоведения в анализе стихов Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и «Я вас любил».

Наиболее продвинутые марксисты — литературоведы понимают, что при этом подходе само стихотворение — только артефакт бытия, не обладает ценностью. Для того, чтобы понять сознание поэта, никакие стихи ненужны. Нужно только знать подробности его бытия. Поэтому подлинно — марксистское литературоведение сейчас игнорирует художественные произведения и сосредоточивается на сведениях из личной жизни поэта, что является гораздо более прямым путем к пониманию поэта, чем чтение его бесполезных сочинений.

Кроме того, эта подстановка интерпретированной биографии вместо стихов имеет еще одно преимущество для марксиста: она дает  возможность заменить неподконтрольное поэтическое слово своим, идеологически-выдержанным и политически-корректным. Чтобы никто ничего  неправильного не подумал.


Рецензии