Двухмашинный вариант, глава 3. Планы координации

        Анонс:   http://proza.ru/2023/12/17/1399

        Раздался стук в дверь со стороны лестницы, ведущей в ГАИ. Мой кабинет был рядом, я открыл. Вошел Алексейцев.
        - Почему заперлись, в диспетчерскую не попасть, - высказал он громко,  недовольным голосом.
        - Мы как раз на днях установили кодовый замок.
        - Напишите код, чтобы все видели. И прошел в зал диспетчерской.
        Начальник ГАИ Алексейцев часто посещал АСУ «Город». Его кабинет был этажом выше нашей АСУ, располагавшейся в здании ГАИ и, проходя мимо, он заглядывал к нам узнать у оперативного дежурного, сидящего за диспетчерским пультом управления перекрестками и видеокамерами, как дела в городе. Часто разговаривал с нами.
        Мы посмеялись с мужиками над надписью кода, но приказ выполнили – передали шифр в дежурку с условием показывать только своим и Алексейцеву занести.
 
        Этажом выше Алексейцева располагался отдел организации дорожного движения. Как только я появился в АСУ, Борис, начальник ООДД, предложил мне перейти к нему в отдел на майорскую должность – я тогда был старшим лейтенантом запаса. Я что-то не захотел, хотя там не надо было стоять на перекрестках, а чертить схемы движения и выписывать наряды СМЭУ на установку светофоров, нанесению разметки. Однако и с палками они тоже дежурили, время от времени. 
        Меня и Бахыт, школьный товарищ, звал к себе в КГБ на техническую должность по обслуживанию там  чего-то. Отказался – это не мое, хотя у военных пенсия раньше и больше. Бахыт рассказывал, что ему деньги дают на ресторан – сиди, следи. Фу...
       Да и из армии не отпускали, рисовали перспективы начальника вычислительного центра на полковничью должность. Но в Енисейске, надо было отслужить от семи до четырнадцати лет, а потом переведут в Евпаторию. Нет, дорогие, это не мое, хочу заниматься разработками.
        С отделом организации движения у меня было много дел, брал у них схемы перекрестков, точные карты города и улиц для разработки планов координации. Иногда, когда делал объезды системы на служебном автомобиле, выделявшемся для этих целей, предлагал  изменить движение или поставить какой-нибудь знак.
       
        Алексейцев нас уважал - нам казалось, к АСУ «Город» он относился трепетно.  Может потому, что это была первая в стране АСУ дорожным движением. Омичи выбрали для внедрения Алма-Ату не случайно – очень удобная квадратная планировка улиц и столица к тому же. 
        А может еще потому Алексейцев относился к нам неравнодушно, что однажды Валя Полякова его здорово выручила, за что он ее прилюдно благодарил. Произошло вот что. К нам пришел начальник МВД Казахстана со свитой, естественно казах. Он долго расспрашивал, какая польза от нашей АСУ. Валя рассказывала очень подробно и убедительно с подачей фактов по сокращению задержек транспорта, огромной экономией для государства на бензине, логистике и чистоте воздуха. При этом постоянно упоминала Алексейцева, как хорошего помощника и вдумчивого куратора работы по внедрению АСУ «Город».
        Алексейцев нам рассказал, что руководство приходило посмотреть, не снять ли его, русского, с должности. Но пришли к выводу, что он на месте и продвигает современные технологии.

        В самом начале моей работы я часто видел Толика Балуева и Валю наклонившимися над большими листами миллиметровки, разложенными в зале на большом столе.  Они разрабатывали планы координации. Сейчас Валя была одна – колдовала с длинной линейкой.
        - Валя, есть не охваченные перекрестки? Дай мне покоординировать, чертить я умею.
        - Юра, сколько угодно, вот несколько листов – голову уже сломала, то вдоль не идет, то поперек.
        - Может, какую-то закономерность найду, дай старые планы тоже.
        - Бери вот, было бы здорово!
        - Ну ладно, спасибо. Я взял рулоны миллиметровки и пошел к себе.
        Для первой очереди  АСУ «Город» планы координации разрабатывали омичи. Но подключали все новые и новые перекрестки, и мы разрабатывали их сами.
        В чертежах зеленая волна, в основном, бежала от перекрестка к перекрестку без остановок. Огромную трудность составляло проложить зеленую волну на пересекающихся направлениях. И еще сложнее было  построить планы координации для всей сети перекрестков. Для справки: зеленая волна – это когда подъезжаешь к светофору, и тебе загорается или уже горит зеленый сигнал.
      
        Некоторые перекрестки не поддавались – сделаешь волну с севера на юг и обратно, не идет с запада на восток или обратно. Никак не получается.  Тогда ехали на перекресток изучать движение. Нас с Валей по очереди, иногда вместе, можно было видеть на каком-нибудь перекрестке с блокнотом и секундомером в руках - замеряли величины пачек автомобилей, их смещение относительно зеленого сигнала.
        Время от времени Чернин, наш главный инженер, выделял автомобиль специально для объездов перекрестков. Тогда мы ехали по магистралям внутри транспортного потока; мы записывали в блокнот замечания к зеленой волне и другие недостатки движения; мечтали о дорожной лаборатории, оснащенной регистраторами.    
       
        Я засел над координацией до самого вечера. Разработал один план, потом стал сравнивать планы для разных погодных условий и времени суток, влияющих на скорость транспорта,  при этом менялся наклон линий и продолжительность цикла регулирования.
        Что-то в голову стукнуло, какая-то мысль, вот она, поймал! нужно выбрать наилучший план координации по городской сети, неважно для какой погоды, какого времени суток и менять цикл регулирования с одинаковыми пропорциями зеленого и красного сигналов светофоров. Я быстро проверил два – три лучших плана.
        Урааа! Пропорции длительностей на перекрестках совпали с пропорциями глобального цикла регулирования. А это значит, есть один лучший план, его надо назвать базовым и растягивать цикл по городской сети в зависимости от погодных условий  и времени суток. И назовем этот эффект «резинка-преобразованием», для простоты «резинка».  Значит, машина выбирает по времени цикл регулирования из какой-то выверенной таблицы, которую ей подсовывает человек, или сама определяет номер таблицы по времени года, датчикам температуры, влажности, дождливости, снежности – и все, алгоритм «По времени» готов!
Автоматизация – великая вещь!
 
        Иду под горку по улице Космонавтов к автобусу, прокручиваю в голове работу и чувствую какое-то блаженство и радость. На лице, видимо, была улыбка – кто-то из наших, как мне позже стало известно, ее заметил. Пусть думают что хотят!
 
        Продолжение: http://proza.ru/2024/05/14/1603


Рецензии