По морям Ч. 5 гл4 Тянем-потянем
P.S. Начальные главы, начиная с мореходки в сборнике " По морям по волнам"
В гостинице на моё имя был забронирован двухместный номер, но жить в нём я буду один. Только я успел вытащить из чемоданчика скудный набор вещей, стук в дверь. Входит голландец. Я их сразу узнаю, после услышанной шутки в Гринписе:
- Как вы думаете, почему все голландцы высокие? Дело в том, что Голландия ниже уровня моря. И, если вода затопит их по шею, всё равно они смогут болтать.
Этот был высокий, дружелюбный и разговорчивый. Для начала Андреас сказал, что он капитан судна и поинтересовался работал ли я на водомётных судах. Мой отрицательный ответ его огорчил: «Понимаешь, ты уже третий капитан. Прежних я стажировал по две недели. Последний даже в конце удивлялся как судно реагирует на поворот ручек. Сейчас приходится проводить много времени в офисе. Могу стажировать только три дня.» По пути на судно, я вспомнил, что на МПК « Надежда» не было руля, а две вращающиеся колонки. Капитаны, поднявшиеся на мостик, тоже удивлялись. Идём мы, разговариваем, а я высматриваю свой лайнер и обращаю внимание, что на всех встречных фирменная спецовка VanOord. Андреас заметил и говорит: «Какой смысл выдавать тебе спецовку на три дня.» То есть он не сомневается, что у меня ничего не получиться. Хотел ему ответить, но его рядом не оказалось. Оглядываюсь. Стоит он рядом с лодкой и лыбиться: «Вот наш лайнер!» Такого малыша в моей практике ещё не было. Даже спасательная шлюпка больше, а это лайнер всего 6 метров. Заходим внутрь. Крохотная рубка. Перед пультом управления стоит вращающийся стул для капитана. С правого борта-откидное сиденье. Всё. Зато оборудования напихано!! Спутниковая система, маленький локатор (не раз стукался головой об него), магнитный компас. А вот гирокомпаса не было, что подвело меня в будущем. Кроме того, на метр под днище уходила труба с эхолотом и кинокамерой, которую надо было беречь, не задеть за грунт, потому что о-о-чень дорогая. Сразу за рубкой люк в машинное отделение. Собственно, отделения как такового не было. Открываешь люк и под ним двигатель. На этом тёплом люке можно было поваляться, расправив руки-ноги. А ещё на люке сидели матросы, которых было два. Об основной работе расскажу позже. Пока же нужно было возить начальство на разные суда. Для разъездного катера- было самое то, скорость-то была у этого малыша 30 узлов. Вот мы и повезли одного из начальников. Я посмотрел, как управляет Андреас. Тот же принцип, что и на «Надежде». Высадили пассажира. Андреас спрашивает: «Ну, приблизительно понял?» Я киваю в знак согласия. «Может, сам походишь от судна к судну?» Я киваю и оттесняю его от ручек управления. К первому судну подошёл очень осторожно. Ко второму смелее, на подходе к третьему Андреас сказал, что гарцевать не стоит. Приняли мы пассажира и доставили на причал. Швартовался я самостоятельно. Время вечера наступило незаметно. « Всё, финита ля комедиа, ступай на ужин в ресторан. Всё бесплатно, кроме пива. Завтра выходи на вахту самостоятельную.» Когда после ужина я направлялся в номер, дежурная остановила меня: «Вам пакет передали.» В пакете был комбинезон, обувь и куртка с логотипом Van Oord. А ещё была записка с одним словом «Respect». Так как день выдался напряжённым: перелёт, дорога, стажировка, я после ужина завалился спать. Как правило, просыпаюсь рано. Сколько ни зажмуривал глаза в 5 утра- не помогло. Решил прогуляться по строительной площадке. По размерам она была примерно в 4 или 5 футбольных полей. В начале размещались в вагончиках и ангарах служебные отделы: офисы, склады, медпункт, кухня для приготовления и доставки обеда на суда, где не было камбуза. Ниже начинался 400-метровый канал, по которому должна будет заводится в море труба. В ширину он был около 20 метров. Вдоль всего канала с двух сторон стояли экскаваторы. Я таких раньше не видел, чтобы вылет ковша был около 20 метров. На большой площадке стояло штук десять больших самосвалов. Меня это несколько удивило, канал-то уже вырыт. Чего они возят? После завтрака в ресторане облачился в спецовку и отправился на судно. Матросы были уже на борту. Молодые симпатичные ребята. Один был сыном поварихи, которая и устроила его на проект и баловала нас выпечкой. Второй был его другом, увлекающимся фотографией на уровне профессионала . Снимал хорошим фотоаппаратом все этапы работы, надеясь, что эти фотографии у него впоследствии купят СМИ. Так и получилось. Чуть позже подошёл и Андреас, потому что в этот день мы должны были работать с гидрографами. Выяснилось, что профиль канала надо было постоянно проверять. Увеличение глубины должно быть строго под определённым углом, чтобы труба легла плотно. Доставляло забот и регулярное осыпания берегов вместе с большими камнями. Мы должны были медленно идти определённым курсом по профилям, определяя эхолотом и камерой рельеф. Потом за работу принимались экскаваторы, поднимая камни. Засыпали грунт самосвалы, экскаваторы выравнивали ложе. Мы опять делали съёмку. Работа была несложной в хорошую погоду. При появлении даже маленьких волн катер начинало болтать как скорлупу. Удержаться на курсе было невозможно. Собьёт влево, а картушка магнитного компаса вращается медленно. Спутниковая система тоже работала с запозданием, когда захватит следующий спутник. Подворачиваешь вправо, вправо. И вдруг оказываешься правее профиля по показаниям приборов. Тогда я стал замечать ориентир на берегу и всё наладилось. Примерно через полтора месяца трубу подвели к строительной площадке. Мы начали работать в две смены: Андреас днём, я ночью. А уже сентябрь завывает ветрами. Ночью темно, береговых ориентиров не видно. Прежде ровные строчки моих профилей стали напоминать работу начинающей портнихи. Через пару таких ночей Андреас сказал извиняющимся тоном: «Алекс, мы прекращаем ночную съёмку. Я буду работать днём, а твой контракт заканчивается.
Я дам тебе прекрасную характеристику, да и матросы тебя очень хвалят. Так что жди вызова на новый контракт.» Через пару недель матрос-фотограф прислал флэшку с фотографиями. Очень интересен процесс укладки труб на дно моря, но об этом расскажу в следующей главе.
Свидетельство о публикации №223042501677