Блок. И вновь порывы юных лет... Прочтение
И вновь – порывы юных лет,
И взрывы сил, и крайность мнений…
Но счастья не было – и нет.
Хоть в этом больше нет сомнений!
Пройди опасные года.
Тебя подстерегают всюду.
Но если выйдешь цел – тогда
Ты, наконец, поверишь чуду,
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на пол-жизни не хватило,
Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И всё уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь, –
И только с нежною улыбкой
Порою будешь вспоминать
О детской той мечте, о зыбкой,
Что счастием привыкли звать!
19 июня 1912
– «И вновь – порывы юных лет…» – напомню, что вьюжные вихри вокруг незнакомок, фаин и прочих змееволосых снежных дев привели Блока к полному опустошению. И вот поэт, с некоторым удивлением присматривается к новой жизни, которая в противоположность Nova Vita не концентрируется вокруг одной женщины, вокруг одной символа веры… И возникает ощущение свободы. Всё как в юности! Жизнь, здравствуй!
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «И вновь – порывы юных лет...» – О периодическом возвращении юношеских настроений Блок писал Л.Д. Блок 27 февраля 1908 г.: "Иногда бывает восторженно, как в ранней юности".
– «Но счастья не было – и нет.» – Аналогичные мотивы проходят во многих стихотворениях Блока. Ср. в стих. "Усталый от дневных блужданий ... " (1898): "Где счастье брезжит нам порою, // Но предназначено - не нам»… см. также в стих. "Она, как прежде, захотела ... " (1908) утверждение – "земное счастье запоздало (... ) "и подобное- в стих. "С мирным счастьем покончены счеты ... " (1910).
– «Пройди опасные Года. ~ чуду ...» – Ср. в письме Блока – Андрею Белому от 6 июня 1911 г. признание об опасностях, которые подстерегали его, когда он "неопытным юношей задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя". И там же - о "чуде", ожидающем тех, кто пережил "этот долгий и страшный поединок" – они "должны выйти из ночи – ЧУДЕСНО РАЗНЫЕ, как подобает человеку" .
– «…Что счастья и не надо было, ~ не хватило ...» – Отказ от личного счастья был обусловлен у Блока его пониманием смысла человеческой жизни как пути "воплощения" и "вочеловечения" – от "мгновения слишком яркого света" через "болотистый лес" – к "рождению человека "общественного" ( ... ) мужественно глядящего в лицо миру" (ср. в наст. стих. – "И с миром утвердилась связь". "Воплощенный – всегда "не счастливец" (то же письмо Андрею Белому, см. выше). Ср. отрицание счастья в его стих. "Холодный день" ("Мы встретились с тобою в храме ... ", 1906): "Нет! Счастье – праздная забота,// Ведь молодость давно прошла".
Определение счастья как "несбыточной мечты" связано с проблемой "воплощения несбыточного" понимаемого как "вечная гармония" (статья Блока "Безвременье", 1906). Ср. у П. Якубовича: "Что умерла о счастии мечта ... " (стих. "Рассеян мрак – завеса поднята"; в нем, как и в наст. стихотворении, "отрицание счастья связано, – по наблюдению З.Г. Минц, – с радостным ощущением причастности к общей жизни: "Идем бороться, мыслить, жить" – Минц, 3. С. 101).
[
Тут только возникает вопрос: а что понимал Блок под “счастием”? Есть – «порывы юных лет, и взрывы сил, и крайность мнений», и есть «восторга творческого чаша», и есть очереди из женщин, некоторых из которых даже присутствие в соседней комнате Любови Дмитриевной не смущало! Чего ещё?!
…Или все это тлен и прах по сравнению со взглядом Лучезарной?
]
– «Что через край перелилась // Восторга творческого чаша ...» – Ср. в письме Блока – Г.И. Чулкову слова о Вл. Соловьеве: " ( ... ) и не от убыли, а от прибыли пролилась его богатейшая чаша ( ... ) и на меня упала капелька ( ... )" (письмо от 23 июня 1905 г.).
– «... И всё уж не мое, а наше ...» – Идея перехода от "личного" к "общему" владела Блоком во время работы над поэмой "Возмездие" (позднее он назвал это "главной ее мыслью" - см. запись в записной книжке от 3 июня 1916 г.). Ср. в письме Блока Андрею Белому от 12 марта 1911 г.:«( ... ) за плечами огромная жизнь( ... ) – все "мое" и все "не мое", равно великое: "священная любовь", и 9-е января, и Цусима – и над всем единый большой, строгий, милый, святой крест. Настоящее – страшно важно, будущее – так огромно, что замирает сердце ( ... )» .
[
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою… »
]
Свидетельство о публикации №223050101585