По чтении Станиславского. О подсознании в творчест

Помещу в раздел сайта "Философия". Не знаю, куда точнее. Это философия искусства, науки, вообще творчества, даже если это что-то кажущееся незначительным. Или  психология. Или ...В общем, все эти градации условны. Это человековедение.

Сначала цитата.

Виноградская И. Н.
Камертон жизни
К. С. Станиславский о работе актера над ролью.

Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1991. Т. 4. Работа актера над ролью: Материалы к книге / Сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. 399 с.
-----------------
Цитата из статьи:

Не заботиться о пробуждении подсознания все равно что выбросить «главную суть жизни человеческого духа роли» — утверждал Станиславский. Он с сожалением констатировал, что большинство актеров не уделяет этому процессу должного внимания, ограничиваясь «поверхностным переживанием», не доходя до самого ценного — творчества самой природы. А зрители, в свою очередь, зачастую удовлетворяются поверхностными, чисто внешними впечатлениями. «Суть искусства и главный источник творчества скрыты глубоко в душе человека», в глубине нашей духовной жизни, в области подсознания, где «главный центр нашей природы — наше сокровенное “я”, само вдохновение». Однако без регулярной тренировки, без развитой сознательной внутренней техники, без дисциплины и воли актер не подойдет к порогу подсознания. Задача системы, всего учения Станиславского — подвести актера к этому порогу.

С годами Станиславский все сильнее связывал подсознание со сквозным действием и сверхзадачей. Он мечтал об актере, который «так крепко держал бы в себе сверхзадачу, так глубоко, полно ее понимал», установил бы такую прочную, сознательно выстроенную линию сквозного действия, что остальное — мелкие задачи и определение кусков роли, оправдание предлагаемых обстоятельств, приспособления, форма общения с партнером и т. д. — досталось бы подсознанию: творила бы сама органическая природа. Поиски в этом направлении шли непрестанно, многосторонне отразившись в материалах по работе над ролью в «Горе от ума».

Станиславский призывает актеров учиться самостоятельно накапливать «свой духовный материал» в копилку роли, свое конкретное видение пьесы и образа, остерегаясь, особенно в самом начале, чужих, навязываемых, не всегда компетентных суждений. Он хочет, чтобы актер сам, без чужой подсказки «нашел точку, с которой надо смотреть на пьесу, ту самую точку, откуда смотрит на нее поэт». Как приблизить актера к поэту? Как сделать роль близкой душе актера? Ответы на эти вопросы мы почерпнем из материалов по «Горю от ума».
-------
Конец цитаты.


МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
-------------------
 Еще раз:
---------------

"Он мечтал об актере, который "так крепко держал бы в себе сверхзадачу, так глубоко, полно ее понимал", установил бы такую прочную, сознательно выстроенную линию сквозного действия, что остальное — мелкие задачи и определение кусков роли, оправдание предлагаемых обстоятельств, приспособления, форма общения с партнером и т. д. — досталось бы подсознанию: творила бы сама органическая природа".
Кажется, у Ф.Листа:"Твори технику из духа". Это о пианизме. В бытность своих арт-штудий много читала все что могла найти, о природе искусства, артистизма. Мне не хотелось бросать науку, но хотелось как-то совместить с увлечением сценическим искусством.
Но и помню свое и своего педагога по классическому вокалу постоянное поучение в классе:"Поёт ведь наш дух!". Не надо стараться! Отпустить себя.
Не знаю, как другие со-ученики, но я очень хорошо понимала эту максиму, ибо пришла к ней сама.
Только найти сложно, поймать это состояние абсолютной свободы.
Вот Станиславский этого и требовал от актеров, хотя "требовал" здесь неуместно было бы: требование это насилие, это приказ. А нужно нечто иное, трудно определимое словами, но ощущаемое как невыразимое блаженство свободы и непринуждённой рас-кованности. Чтобы оков не было, вольный полет души, как ни звучит это клишированно, полет души, нестеснённый рамками и оковами.
Это и точно идет из духа, не от ума, который всегда чего-то боится, беспокоен, неуверен, утомлен в вечной борьбе с собой и с миром.
Но есть в нас и высшее Я, который Станиславский называет подсознанием, с тех по как это слово ввели в оборот фрейдисты, сузив смысл до маленького "я", где-то там "под" копошащегося и сокрытого от "нормального" сознания я. Но что, по сути, неверно, уничижительно. Напротив: не под, а сверх - Сверхсознание. Высшее эго, а может быть уже и не эго, а некая растворённость в бесконечности и всеединстве.

2 мая 2023г.


https://zera-cherkesov.livejournal.com/425557.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/452170.html


Рецензии
Довольно интересное рассуждение
http://fr.m.wikisource.org/wiki/De_l’Angélus_de_l’aube_à_l’Angélus_du_soir

Тауберт Альбертович Ортабаев   06.05.2023 02:21     Заявить о нарушении
Спасибо, озакомлюсь по ссылке.

Зера Черкесова 2   06.05.2023 20:48   Заявить о нарушении
Спасибо за доверие

думаю что так будет дальше

Тауберт Альбертович Ортабаев   07.05.2023 11:40   Заявить о нарушении