Ротшильдовский Израль 2048

Предлагаю вашему вниманию флагманскую статью из майского (2023)номера журнала "Экономист" (О журнале "Экономист":http://proza.ru/2020/12/27/186)
Автор: Занни Минтон Беддоуз - Главный редактор.
***
27 апреля 2023 года.

Израиль одержал победу, несмотря ни на что. Поскольку страна отмечает свое 75-летие, настало время поразмыслить о ее многочисленных успехах: она преодолела войны, засухи и бедность, чтобы стать центром инноваций и выиграть от глобализации.

Она тоже демократична — если, конечно, не считать территорий, которые она занимает. Но есть над чем поразмыслить, и не в последнюю очередь над конституционным кризисом, охватившим ее лидера Биньямина Нетаньяху в последние недели. Как мы пишем в выпуске новостей этой недели во многих странах мира, в наши дни самая большая угроза Израилю исходит изнутри.

Когда Израилю исполняется 75 лет, его самые большие угрозы теперь исходят изнутри
Страна нуждается в новом политическом урегулировании, которое уменьшило бы власть экстремистов

Поскольку Израиль отмечает свое 75-летие, найдите минутку, чтобы полюбоваться тем, как он одержал победу, несмотря ни на что. Прежде чем она провозгласила независимость в 1948 году, ее собственные генералы предупреждали, что у нее лишь пятьдесят на пятьдесят шансов выжить.

 Сегодня Израиль чрезвычайно богат, безопаснее, чем когда—либо за большую часть своей истории, и демократичен - если это так, вы готовы исключить территории, которые он оккупирует. Она преодолела войны, засухи и нищету, обладая немногими природными дарованиями, кроме человеческого мужества. Это особняк на Ближнем Востоке, центр инноваций и победитель глобализации.

Однако, как мы объясняем, в ближайшие десятилетия Израиль столкнется с другим набором возможностей и угроз. Вы можете почувствовать это по потрясениям последних недель: конституционный кризис из-за независимости судебной системы, спровоцированный правым правительством Биньямина Нетаньяху; жуткий вакуум власти на застойном Западном берегу; и правила старого порядка, возглавляемого Америкой, разрушаются в результате действий Саудовской Аравии, Ирана и Китая заключайте новые сделки.

В 20 веке риск вторжения угрожал выживанию Израиля. В 21-м веке опасность заключается в том, что внутренние расколы лишают его силы и ловкости, необходимых для процветания.

Достижения Израиля легко воспринимать как нечто само собой разумеющееся.
После 1948 года она построила либеральную — и гладиаторскую — демократию с яростно независимыми судами, несмотря на отсутствие писаной конституции. После заигрывания с социализмом она обратилась к рынкам. В 1980 году ее ввп на душу населения составлял примерно половину ввп Германии; сейчас он на 12% выше. Она в 11 раз богаче Египта.

В Израиле больше технологических стартапов-“единорогов”, чем на остальном Ближнем Востоке, и больше Нобелевских премий, чем в Китае. Она умело справлялась с геополитическими сдвигами. После холодной войны она приняла 1 млн еврейских мигрантов из Советского Союза, сохранив при этом свои особые отношения с Америкой.

Как и в большинстве успешных заведений, здесь сочетаются дух соперничества и разрушительных перемен со способностью к единству, когда ставки достаточно высоки. Ее военное преимущество перед гораздо более многочисленными арабскими соседями обусловлено превосходящими технологиями, а также армией, насчитывающей более 400 000 мотивированных резервистов.
Поскольку изменение климата усилило засухи, в стране была создана государственная, ведущая в мире сеть опреснения воды, обеспечивающая половину ее запасов. В ее самые мрачные и вызывающие наибольший раскол дни — войну Судного дня 1973 года; катастрофическое вторжение в Ливан в 1982 году; убийство премьер—министра Ицхака Рабина в 1995 году и все бесконечные провальные мирные переговоры с палестинцами - оно сумело адаптироваться и найти новое политическое и социальное приспособление.

Изобретательность и жизнестойкость Израиля снова будут проверены тремя новыми тенденциями.

Во-первых, демография. Страна молода: ее население может вырасти с 10 млн человек сейчас до 20 млн к 2065 году. Коалиция г-на Нетаньяху опирается на крайне правые религиозные партии, вовлеченные в растущее движение поселенцев.

Отражая это, оно хочет ограничить независимость судов, которые, по его мнению, нерепрезентативны. Между тем, доля ультраортодоксальных граждан, которые с меньшей вероятностью будут работать, проходить военную службу или посещать обычные школы, вырастет с 13% сейчас до 32% к 2065 году.

Это еще больше расколет электорат, сместит политику вправо и подорвет либерально-демократический характер Израиля. Со временем ценности ультраортодоксальных граждан могут эволюционировать по мере того, как все больше людей будут посещать обычные школы или устраиваться на работу. Но если отступление Израиля от либеральных ценностей продолжится, это поставит под угрозу процветание. Его программисты, капиталисты и креативщики могут переехать в другое место.

Второй большой сдвиг - это ослабление глобального влияния палестинцев, 3 млн из которых живут на Западном берегу под “временной” израильской оккупацией, а 2 млн из которых зажаты в Газе.

В 20-м веке американские президенты прилагали все усилия, пытаясь заключить мирное соглашение, полагая, что это ключ к обеспечению безопасности Израиля и раскрытию потенциала умирающего Ближнего Востока. Теперь мир сдался и двинулся дальше.

Для Израиля это может показаться благом. Внешние силы вряд ли вынудят ее пойти на большие уступки в вопросах территории или строительства поселений, даже несмотря на то, что она наладила политические, оборонные и экономические связи с большим количеством арабских государств благодаря соглашениям Абрахама, подписанным в 2020 году.

Тем не менее, в долгосрочной перспективе трудно понять, как игнорирование палестинцев может принести пользу Израилю.

Экономический разрыв становится все больше: ВВП на душу населения на Западном берегу на 94% ниже, чем в Израиле, и находится на одном уровне с Папуа - Новой Гвинеей. Палестинская администрация разваливается; ее стареющие лидеры приостановили выборы и утратили легитимность. Израильские сторонники жесткой линии когда-то неохотно признавали преимущества взаимного экономического развития, даже несмотря на то, что они отказывали палестинцам в политических правах.

Теперь правые партии, набирающие силу в Израиле, хотят изолировать и обнищать Западный берег. Она и еще более несчастная Газа могут оказаться несостоявшимися государствами, что поставит под угрозу безопасность и моральный статус Израиля.

Окончательный сдвиг - это наступление многополярного мира.

Америка была первой страной, признавшей Израиль в 1948 году, и была его верным союзником.
Более распределенный глобальный баланс сил создаст новые возможности для Израиля, включая связи с арабскими соседями, а также с Китаем и Индией, которые мало заботятся о палестинцах. Израиль уже торгует с Азией большим количеством товаров, чем с Америкой.

Загвоздка в том, что Америка по-прежнему обеспечивает 66% своего импорта вооружений и де-факто гарантирует безопасность, которая сдерживает нападения, в том числе со стороны Ирана. На нынешнем, нелиберальном политическом пути Израиля общественная поддержка его в Америке ослабнет и станет более пристрастной: каждый четвертый американский еврей говорит, что это государство апартеида.

План на 2048 год.

Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион написал в своем дневнике, что “судьба Израиля находится в руках его сил обороны”. Сегодня это также заложено в его политической системе.

Легко представить себе благотворный цикл, который позволит Израилю процветать в ближайшие несколько десятилетий. Ключевым моментом является новое политическое урегулирование, которое ослабит власть экстремистов и будет достаточно гибким, чтобы справиться со стрессом, вызванным демографическими сдвигами.

Вот почему Израиль должен создать конституционный конвент, который кодифицирует полномочия парламента и судов, и поощрять реорганизацию партии, которая придаст ее центристскому большинству больший вес — что потребует ухода г-на Нетаньяху, вызывающего разногласия.

Более умеренная политика внутри страны открыла бы возможность более справедливой и прагматичной позиции по отношению к палестинцам и снизила бы риск отчуждения от Америки.

Израиль сам распоряжается своей судьбой. Пришло время действовать.


Рецензии