Сколько коммунизма в кибуцах Израиля
Эти частичные изменения в кибуцах произошли вследствие изменений в израильском обществе, вследствие изменений в законах о кибуцах, которые затрагивают как уклад их жизни, так и их участие в нынешней экономике Израиля. Сегодня в нескольких городах Израиля здравствуют и развиваются несколько городских кибуцев. Городские кибуцники на основе трудовой кооперации в виде некоторой изоляции от городских властей как отдельный городской муниципалитет, селятся в одном доме или в нескольких соседних домах при соблюдении некоторых принципов кибуцной системы жизни: у них собственные ясли и детский сад, совместный досуг, общая казна, столовая, система экономической взаимопомощи, свой магазин при столовой, куда вход по специальным пропускам и т.д. Вряд ли это явление станет быстро распространяться, но сам факт их возникновения говорит о том, что разговоры о смерти кибуцной идеи пока преждевременны.
(Принцип китайских городских общин пяти обеспечений) -
http://www.proza.ru/2011/12/01/923
Роль кибуцев в создании государственности Израиля оказалась очень велика, главной их задачей было создание класса земледельцев, которые были бы способны обеспечивать еврейское население страны всей необходимой сельскохозяйственной продукцией, и кибуцы Израиля с этой задачей прекрасно справились. В относительно короткий период времени, новые репатрианты, новые жители кибуцев, только часть которых проходила специальное обучение и подготовку в учебных фермах, создали в Израиле мощное высокопродуктивное сельское хозяйство, которое по продуктивности, производительности и качеству продукции не уступает странам с развитой многовековой традицией земледелия и животноводства.
Многие считают, что кибуцы Израиля это объединения типа советских колхозов, но это далеко не так. Они очень отдалённо напоминают советские колхозы, ибо кибуц — это не просто тип трудовой занятости с хорошо отлаженной, справедливо и планово организованной системой формирования благополучия его жителей, но и своя индивидуальная система распределения получаемых доходов, определенный образ мышления и, как следствие, своего неповторимого образа жизни. Современные кибуцы Израиля не похожи один на другой, в каждом действуют свои собственные уставы и правила, а с течением времени они могут значительно меняться и подвергаться коррекции. Кроме того, далеко не все современные кибуцы занимаются исключительно сельским хозяйством, не менее распространены общины, специализирующиеся на промышленной переработке сырья, на туризме.
Кибуцы зародились в Израиле в первых годах XX века. Они стали инициативой молодежи, прибывшей на "Землю Обетованную" во время второй волны репатриации. По большей части, это были юноши и девушки из Восточной Европы, многим из которых были близки идеи справедливого устройства общества, что согласовывались с идеалами еврейских пророков, мыслителей и философов социально справедливого устройства общества. Кроме того, молодые люди видели в сельскохозяйственном труде залог возрождения и развития еврейского народа и хотя современные кибуцы очень сильно отличаются один от другого, изначально молодежные объединения базировалась на общих принципах. Первое и самое главное — принцип коллективного владения имуществом, равенство в правах, в свободах, в соблюдении определённой дисциплины и в потреблении необходимых каждому для развития и жизни средств для жизни.
Все решения по жизни и развитию членов общества в кибуце принимались коллегиально, женщины были уравнены в правах с мужчинами, а деньги, заработанные кибуцем, тратились на общественные нужды. Таким образом, предполагалось, например, что у членов кибуцев не возникнет необходимости строить личное жилье — оно будет строиться на общественные средства и выделяться общиной, деньги необходимые на образование детей и здравоохранение тоже будут общественные, вместо индивидуальных кухонь общие столовые, где каждый член общины за свой труд на общих основаниях имеет право на доступное для всех питание. Планировалось, что зарплату члены кибуцев будут получать на такие нужды, как одежда и личные необходимые каждому принадлежности в местном магазине как, например, в армии.
В ряде молодежных объединениях считали, что лучше, если дети живут, воспитываются и получают полноценное питание и образование в школе местного кибуца, общаясь с родителями по выходным, а их воспитанием занимаются квалифицированные педагоги по типу круглосуточных детских садов или школ продлённого дня.
С точки зрения труда все оказалось тоже крайне непросто, ведь превратить голую пустыню в цветущий сад — сложная задача даже для опытного агронома, а тут за дело взялись юноши и девушки, многие из которых о сельском хозяйстве знали лишь понаслышке. Тем не менее, если к началу Первой мировой войны кибуцев было всего восемь, то по официальной статистике 2001-го года в стране насчитывалось около 220 кибуцев, в которых проживало более 115 000 человек!
Коммуна, возникшая в 1910 г. недалеко от озера Кинерет, позже названная "Дгания", что значит пшеница, считается первым кибуцем. Начальные условия жизни в нем были тяжелейшими - палатки, каторжный труд от рассвета до заката, и более чем скудная пища. Все это усугублялось еще и тем, что еврейские поселения в Палестине периодически подвергались нападениям арабов. Поэтому кибуцам приходилось отвлекать силы и средства на создание отрядов самообороны и строительство оборонительных сооружений. Юрий Штерн: "В победе в войне за независимость в 48-49 гг. способность кибуцев отстоять, так сказать, определенную территорию, защитить границу - она себя продемонстрировала и доказала и оказала очень серьезное влияние в победе Израиля". Кибуцы дали стране многих крупных военных и политических деятелей. Пять из двенадцати премьер-министров Израиля: Бен Гурион, Леви Эшколь, Голда Меир, Шимон Перес, Эхуд Барак - были членами кибуцев. Все те великие люди, которые стояли у истоков этого государства, так или иначе, стояли и у истоков кибуцного движения…
Когда-то на земле кибуца "Дгания" выращивали целых пять сортов пшеницы. 90 лет спустя "Дгания" по-прежнему на месте, но пшеничных полей здесь практически не осталось. В наши дни гораздо выгоднее выращивать финики. Рабочий день в "Дгании" начинается в 5-6 утра, заканчивается в 5-6 вечера. От принципа ротации рабочих мест в этом и во многих других кибуцах давно отказались. Кибуцникам даже позволено теперь работать на стороне, но свою зарплату они обязаны вносить в общий котел. Главные статьи дохода "Дгании" - финики и рабочие органы для бурильных установок. Их производят на фабрике, где трудятся в основном мужчины. Сфера же обслуживания - вотчина женщин. Кибуц полностью содержит своих членов - их на сегодняшний день 350. Из общей кассы оплачиваются питание, содержание квартиры или дома, детский сад, прачечная и химчистка, медицинское обслуживание, спорт, культурные мероприятия, туристические путевки. Плюс еще идет зарплата. Эйприл, работница кибуца "Дгания" говорит: "Деньги нам переводят раз в три месяца. Сумма зависит от того, как долго ты живешь в кибуце. Я зарабатываю 1 000 шекелей в месяц, но это потому, что мне всего тридцать лет. Если бы у меня были дети, я бы получала в два раза больше".
Дом члена кибуца мало похож на те лачуги, в которых ютились первые поселенцы. Это просторные апартаменты, в которых есть и цветной телевизор, и хорошая стереосистема, и кондиционер. На кухне - посудомоечная машина и микроволновая печь. Ужинают современные кибуцники, как правило, дома, в кругу семьи. А завтракать и обедать по-прежнему предпочитают в общей столовой, хотя сегодня это не обязательно. Образование - тоже забота кибуца. Эйприл продолжает: "Молодой человек или девушка, прошедшие обязательную службу в армии, могут получить высшее образование в израильских вузах за счет кибуца. Мы идем на это сознательно: отучившись, молодежь возвращается, и таким образом число квалифицированных специалистов у нас год от года растет. Конечно, кто-то может не вернуться, но таких единицы".
Не только от обязательных совместных трапез, воспитания детей вне семьи и постоянной ротации работников отказываются сегодня кибуцы. По мере расширения и усложнения производства они все больше отступают от главного принципа - все делать своими руками. Финиковые плантации "Дгании", например, обрабатывают в основном гастарбайтеры. Труд их гораздо дешевле, чем труд членов кибуца. В условиях жесткой конкуренции это становится решающим фактором. Страны Восточной Европы с их дешевой рабочей силой сегодня сильно теснят Израиль на рынке сельхозпродуктов. Поэтому кибуцам, чтобы выжить, приходится расширять сферу деятельности. Почти все они обзавелись разными производствами, часто весьма сложными. Основной вид деятельности кибуца "Маабарот" - производство детского питания. За счет этого "Маабароту" удалось пережить "смутные девяностые" и сделаться одним из самых преуспевающих кибуцев в Израиле.
Недалеко от него находится кибуц "Бет Зера". Он производит фильтры для очистки воды. Покупают их во всем мире. Создание современного производства, как правило, требует значительных капиталовложений. И это заставляет кибуцы объединять свои силы. Животноводческий комплекс "Рефет Хефер" принадлежит двум кибуцам: "Мааборот" и "Хаоген". Во всем комплексе, о размерах которого я просто не берусь судить, но поверьте, они впечатляют, работает всего восемь человек. Собственно, больше и не требуется, поскольку практически полностью весь этот комплекс компьютеризирован. Даже на вымя коровы доильный аппарат надевается без участия человека. Телят в животноводческом комплексе тоже обслуживает автомат. Гениальное изобретение животноводов - аппарат автоматической выдачи корма телятам. Принцип работы прост: теленок подходит в специальный загон, который находится за стеной. У него на шее висит датчик. По нему компьютер считывает данные теленка, определяя тем самым, сколько корма ему нужно. Корм - сухое молоко - из бака поступает вниз аппарата, где находится миксер. Перемешивается с водой и уже поступает в соску к теленку.
А первый кибуц основали молодые люди из семей религиозных евреев, приехавшие сюда из Российской Империи и которые поначалу стали культивировать пшеницу. Хотя на самом деле, молодые люди изначально не собирались заниматься общинным хозяйством, они прибыли на Землю Обетованную, чтобы работать на еврейских фермеров. Но, поскольку все они были бунтарями, то трудиться на кого-то им не захотелось, и они решили создать свою коммуну, чтобы работать на себя без какой-либо эксплуатации. Хотя все молодые люди были родом из религиозных семей, в коммуне было решено отказаться от семейных религий и новой религией приняли взаимовыручку,стремление к равенству и справедливости в общественной жизни, праведный труд и полное равенство во всех вопросах коллективного благополучия, а уже через труд и равенство — воспитание человека нового типа!
Молодые люди попросили у Еврейского Национального Фонда на год участок земли на том условии, что если выполнят условия договора с Фондом, чтобы оставили участок им для дальнейшего использования. Они справились и сейчас этот кибуц выглядит, как цветущий сад, но изначально здесь была почти безжизненная земля и хотя она и была в долине озера Кинерет, ветер в этой области Израиля подчас поднимается настолько сильный, что даже первый сарай, построенный пионерами движения, был снесен шквальным порывом ветра.
Основатели кибуца жили в нечеловеческих, по современным меркам, условиях. Вместо нормальных домов — глиняные бараки с парой окон, иногда питались только кашами и овощами, а в качестве рабочей одежды использовали купленные у арабов мешки, в которой прорезали дырки для головы и рук. Но эти тяготы не имели принципиальное значение и несмотря на не стабильную политическую обстановку, недружественные отношения с соседями арабами, на антиеврейскую политику многих стран, на препятствия со стороны природы и на негативный человеческий фактор в среде самих евреев, сплоченность членов кибуцев, их целеустремленность, взаимовыручка в трудную минуту, а также хорошо организованное плановое ведение трудовой деятельности, помогли в итоге пережить трудности и выйти из них с наименьшими потерями. Что-что, а считать, планировать и показывать свой соревновательный характер при работе в коллективе единоверцев евреи всегда умели хорошо.
Вот что рассказывает Тамара Гальсар, внучка Мириам Барац, одной из основательниц первого кибуца в Израиле. «Моя бабушка была особенной, идеалистка, очень яркая и самостоятельная личность. Она родилась в Украине, в городе Богуслав. Её родители были не в восторге от того, что она решила посвятить себя труду, и даже один раз вывезли ее обратно в Российскую Империю, но она вернулась. Вначале она была тут единственной девушкой, но, между тем, очень бодро отстаивала собственные интересы. Например, она хотела заниматься коровами и, хотя все мужчины были против, сумела отстоять свое право на это. В целом, все основатели нашего кибуца были людьми, которыми двигала идея, мечта о прекрасном будущем, поэтому и трудности переносились ими легко. У них была общая столовая, кстати, это и сегодня один из символов кибуца, место для танцев вечером, а еще место, где они могли спорить и обсуждать волнующие их вопросы. Они жили идеями, а в этом случае на бытовых трудностях уже не фиксируешься».
За год молодые люди преуспели и оставили землю себе, так в Израиле и возник первый кибуц. Кстати, Тамара рассказывает, что в первые годы браки в кибуце были под запретом. «Моя бабушка была единственной женщиной здесь, и, конечно, поначалу все они вместе решили, что романов она ни с кем заводить не будет. Но потом она познакомилась с моим дедом, и, несмотря на то, что многие были этим недовольны, раввин поженил их. Собственного жилья у них, конечно, не было, они жили в общем доме с остальными членами кибуца, представляете, на что была похожа их личная жизнь», — смеется Тамара. Когда в кибуце стали появляться и другие женщины, члены общины решили: бог с ними, с браками, но, давайте, хотя бы не рожать до поры до времени детей. Но эта идея тоже была проигрышной в 1913 году Мириам родила сына — Гидеона, который стал первым ребенком кибуца. «Во время беременности моя бабушка продолжала работать, как и остальные члены кибуца, — рассказывает Тамара, — кормила младенца грудью, а поскольку оставить его было не с кем, она ставила кроватку прямо в коровнике, где и трудилась».
Когда в 65 лет кибуцник выходит на пенсию, он может уже ни о чем не беспокоиться: коммуна обеспечит всем необходимым. В кибуце до сих пор живы две основательницы кибуца — 102 и 106 лет. Светлые головы, живут самостоятельно, вполне ещё хорошее для такого возраста здоровье. Еще бы, ни стрессов, ни проблем. Сыты, одеты, отдельные комнаты в хорошем доме, тихие прогулки в тени деревьев и ещё деньги на карманные расходы.
В кибуце работает общественная столовая, где по расписанию трижды в день накрывается шведский стол. На каждого члена кибуца ежемесячно выделяется общая для всех сумма денег на еду и из ее расчета готовят необходимое количество завтраков, обедов и ужинов. Но сегодня уже не обязательно, как раньше, питаться только в общей столовой. Можно перенаправить эти деньги в местный магазин, каждый месяц на эту сумму набирать необходимые продукты и готовить дома.
Сегодня в этом кибуце проживают 300 взрослых и 120 детей, хотя кибуц до сих пор исповедует правила коллективного хозяйства и общественной ответственности, с 2005 года его члены могут наследовать жилье, а вот зарплату до сих пор все получают равную, как было и раньше. А по решению общего правления кибуц оплачивает обучение детей, выросших здесь, до степени бакалавра, а также полностью покрывает все медицинские расходы даже в том случае, если члену кибуца необходимо поехать лечиться за границу. Что любопытно, первый кибуц Израиля изначально придерживался следующего принципа: все члены сообщества — не серая масса, а разные индивидуальности, однако, по убеждениям его основателей, по настоящему мудрая личность лучше всего развивается в коллективе, а в том случае, если на человеке лежит ответственность не только за себя, но и за окружающих, то по традициям кабуца более сильный всегда помогает слабому. «Так происходит и до сих пор, — говорит Тамара. — Мы стараемся учитывать мнения всех членов общины, именно поэтому обсуждение того или иного вопроса у нас может длиться несколько лет. Но, что поделать, пусть мы все разные личности, но чтобы сохранить наши общие ценности, мы обязательно должны уважать мнение большинства и это есть основа нашей справедливости».
Никто из членов кибуца не вправе владеть личным автомобилем. Автопарк тут общий: 80 машин на 300 человек. Если кому-то требуется ехать в город, достаточно отметить в электронном журнале учета номер взятого автомобиля. Бензин оплатит кибуц. На территории самой коммуны машины никому не нужны. По дорожкам разъезжают велосипедисты, а рядом со взрослыми важно крутят педали малыши. Серьезные бабушки передвигаются на трехколесных креслах с мотором, а мамы толкают по асфальтовым дорожкам лёгкие детские коляски с толстощекими младенцами
На территории кибуца есть школа, а на высшее образование (бакалавриат) каждому студенту выделяют деньги соответственно стоимости обучения в выбранном вузе Израиля. Но учиться можно и за границей. Тогда выплачивается усредненная сумма, а недостающие деньги студент вносит сам. Если выпускник решит после учебы не возвращаться в кибуц, деньги отдавать не надо. Если же возвращается — предоставляют комнату и помогают устроиться на работу.
Жилищные условия зависят от членского стажа. Молодоженам выделяют квартиру в одном из общих домов. Когда старшему в семье исполняется 40 лет, "Шаар-ха-Голан" строит для них дом стоимостью в полмиллиона шекелей (больше 8 000 000 рублей).
Есть сейчас у кибуца и свой завод по производству труб для подогрева полов. 51% акций принадлежит кибуцу, остальные 49% распределены между его членами в зависимости от кибуцного стажа. Дивиденды с этих акций в общую кассу не сдаются: их можно потратить на личные нужды. Кроме того, каждый член кибуца, независимо от должности, получает определенную сумму на карманные расходы. Как говорит Нурит, «на одежду, мороженое и кино». Можно выбрать товары в кибуцном магазине: в конце месяца часть карманных денег будет ему перечислена. Удобно, ведь цены здесь ниже, чем в городе, — на территории кибуца нет налогов и поставка по взаимовыгодным договорам.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ КИБУЦ.
Что касается социалистического кибуца, который был основан 21 марта 1937 года молодыми людьми из "Ха-шомер Ха-цаир" — всемирной сионистской организации, которая придерживалась социалистических принципов, расположился он у подножья Голанских высот и даже удостоился отдельной записи в Википедии! Ведь это один из самых успешных на сегодняшний день кибуцев Израиля, который, в отличие от многих, продолжает практически неукоснительно следовать первоначальным принципам общественных молодежных объединений, а приехали туда юноши и девушки из Чехословакии и Польши. Сегодня на территории в 500 гектаров, где еще в 30-х годах прошлого века была мертвая пустыня, выращиваются бананы, авокадо, финики, миндаль и зерновые культуры. Знаменит кибуц и разведением птицы, главная специализация — куры, но также кибуц занимается и животноводством, здесь разводят дойных, мясных коров и телят. Кроме того, в этом кибуце производят и мед, на территории, принадлежащей кибуцу, устроена гигантская пасека и теплицы, где снимаются по два, а то и три урожая ягод и овощей.
Когда попадаешь на жилую территорию Sha’ar HaGolan, первая и самая живая ассоциация — дачный поселок. Невысокие деревянные домики, вдоль которых проложены аккуратные дорожки, а по ним неторопливо гуляют молодые мамы c колясками. Мы приехали в Sha’ar HaGolan днем, так что на улочках кибуца немноголюдно — все взрослое население на работе. Одна из старейшин кибуца — бодрая и жизнерадостная Нурит Катзирай. На вид Нурит не дашь больше 50 лет, но, на самом деле, ей уже за 70 и она была в числе первых поселенцев кибуца. Нурит говорит, что первые годы, само собой, были самыми сложными, ведь молодые люди, приехавшие сюда, не имели ни малейшего понятия о сельском хозяйстве. Но опыт — сын ошибок трудных, в результате, привел их успеху, и сегодня этот кибуц считается одним из самых богатых в Израиле. Более того, сегодня в кибуце Sha’ar HaGolan открыт и отель, где останавливаются туристы.
О том, что касается жизни по правилам кибуца, Нурит готова рассказывать бесконечно. «У нас есть собственная столовая, где могут питаться все жители кибуца как в санатории, свободно пользоваться прачечной, библиотекой и даже собственным бассейном. Что касается жилья, то всё оплачивается из фонда кибуца - за электричество, воду и прочие коммунальные услуги. Квартиры или дома молодые пары получают в рамках разработанной жилищной программы, с возрастом и с развитием семьи улучшая свои жилищные условия. Живём как в санатории, тольк работа с 6 утра до 18 часов вечера» В Кибуце все решения принимаются на открытом голосовании, наследование домов в социалистическом кибуце пока запрещено, ведь это противоречит уставу коммуны и зарплату все получают одинаковую, из-за чего, к сожалению, порой возникают проблемы. «Грустно, но сегодня среди жителей кибуца встречаются и паразиты, то есть, те, кто получает зарплату как и все, а работать на совесть не хочет, — говорит Нурит. — Этих людей мало, но они страшно раздражают. Мы пытаемся воздействовать на них, проводим воспитательные беседы и открыто высказываем им свое пренебрежение, но пока жёстких решений по отношению к ним не принимали, но уже предупреждали, у нас есть разные меры воздействия к лодырям, вплоть до общественного суда со строгим наказанием по его решению со снижением зарплаты, ведь она как премия за хороший труд при полном социальном обеспечении за работу в кибуце. И нельзя забывать, что самая действенная мера против лентяев - воздействие сплочённого трудового коллектива!».
В плане автотранспорта действует система car sharing — в собственности кибуца определенное количество машин, которыми могут пользоваться члены общины. Все, что нужно — оставить заявку в системе и указать на какой промежуток времени вам нужен автомобиль, а заправить транспортное средство можно на бензоколонке, которая также принадлежит кибуцу и для его жителей бесплатная. Есть у членов кибуца и отпуска, и пенсии, правда, многие пенсионеры кибуца продолжают трудиться, занимаясь общественной деятельностью. Сама Нурит занимается связями с общественностью, а ее супруг, который, несмотря на солидный возраст, до сих пор ухаживает за общественными коровами. Образование детей также оплачивает кибуц, правда, только до степени бакалавра, но, в сравнении с той же Европой, это ого-го, как много. Более того, дети кибуца на время обучения вне кибуца получают и денежное пособие — около 1000 $, а решение, относительно того, хотят они продолжить дело своих родителей или нет, молодые люди принимают, отслужив в израильской армии. «К сожалению, ни одна из моих дочерей не захотела остаться в кибуце, ведь у них всех мужья из города», — говорит Нурит. При этом, что любопытно, в Sha’ar HaGolan изначально действовала та самая система воспитания детей, при которой дети жили при школе, но сейчас эта система упразднена по решению большинства коллектива кибуца.
Есть в кибуце и свой дом престарелых, где проживают не только жители кибуца. Если в доме престарелых оказывается свободная комната, то ее могут на время сдать постояльцу со стороны. «Идея дома престарелых не в том, чтобы отселить стариков от детей, — говорит Нурит. — Тем более, мы же все живем вместе, по соседству, так что дети приходят к своим бабушкам и дедушкам несколько раз в день, то есть, в разы чаще, чем в том случае, если вы живете в одном городе. Просто, как показывает наш опыт, пожилым людям необходим постоянный контроль состояния здоровья, определенный тип питания и экстренная медицинская помощь. Все это они и получают здесь и условия у них не хуже, чем до пенсии, только на работу ходить не надо. К тому же, здесь пожилые люди не чувствуют себя одинокими или бесполезными, например, они вместе присматривают за малышами, постоянно общаются друг с другом, ну и родственники к ним заходят каждый день. В целом, думаю, именно поэтому у нас в кибуце очень высокие показатели средней продолжительности жизни — самой пожилой даме, которая сейчас живет в нашем доме престарелых, уже 108 лет».
В ответ на вопрос, как сегодня можно стать членом кибуца, то, оказывается, все просто и, одновременно, сложно. Для того, чтобы войти в общину претендент, во-первых, должен быть не старше 35 лет, во-вторых, после подачи заявки он должен взять на год отпуск и переехать жить в кибуц — на испытательный срок. За год и сам человек сможет понять, подходит ли ему такой образ жизни, и коммуна сумеет как следует приглядеться к кандидату. «Но 77 % желающих первичный отбор проходят», — говорит Нурит. Сегодня в кибуце проживает немногим более 500 человек (взрослые и дети), что, опять же, по словам Нурит, оптимально, ведь если численность жителей кибуца "Шаар-ха-Голан" станет слишком большой, это повредит прозрачности существующей здесь системы общественного управления.
КИБУЦ "EIN GEDI"
С одной стороны — безжизненные Иудейские горы, с другой — соленое Мертвое море, между ними, на месте прежней пустыни, — оазис: двухэтажные домики теряются среди молодых баобабов, «шагающих» бенгальских фикусов и других тропических растений. На полив этого сада идет вода из ручьев Давид и Аругот и минерального источника Эйн-Геди, в честь которого и названа коммуна.
70-летний пенсионер и ветеран кибуца Мани Галл рассказывает. «В молодости мы думали, что земли и воды будет достаточно для сельского хозяйства. Потребовалось 15 лет, чтобы понять, что надо заниматься другим бизнесом, но было поздно, успели понаделать долгов. Когда живешь в бедности, — рассуждает Мани Гал, — разумно делить все поровну, когда делить особо нечего. Правило «каждому по потребностям» было выполнить легко, пока потребности были скромными. Но потом люди начали оглядываться на других и захотели жить лучше. Чтобы повысить уровень жизни, кибуц влез в долги. В домах появились телевизоры, чайники, кофеварки. Но зарплаты были небольшие, приходилось выбирать, что приобрести. Люди стали считать и сравнивать, кто сколько зарабатывает в общую кассу. Принцип равенства дал трещину: в 2001 году зарплата стала дифференцированной, людям разрешили приватизировать дома. Но несмотря на все изменения, Эйн-Геди остается кибуцем: все решения принимаются на коллективном собрании, есть система общего хозяйства (все 210 членов — владельцы гостиницы, спа-центра и завода), кибуц поддерживает доход каждого члена выше прожиточного минимума за счёт пособий.
Именно последний пункт стал самым привлекательным для людей со стороны. Когда работников не хватало, пробовали решить вопрос через программу подъёмных пособий, по которой Израиль дает возможность жить и работать в кибуцах. Надеялись, что так найдутся новые молодые члены коммуны жадные до работы. Но стали прибывать совсем другие люди, те, кто боялся принимать правильные решения, стремился не трудиться, а получать пособия. Но пособие полагается только члену кибуца, стать которым может только гражданин Израиля не старше 35 лет, отслуживший в армии и не имеющий судимости или долгов. Кроме того, в зависимости от правил конкретного кибуца, в кассу общине надо либо выплатить порядка 60 тысяч шекелей (1 миллион рублей), либо переписать на нее имеющуюся собственность, либо отработать на хозяйство несколько лет. После испытательного срока на коллективном собрании голосуют за или против нового товарища. Отказывают редко, все-таки очень не хватает молодых рабочих рук да и кризис ещё не закончился. Что касается туристического бизнеса, то изначально все думали заниматься сельским хозяйством, но в 80-х годах поняли огромный потенциал туризма и резко сменили курс», — продолжал рассказ Мани Галл.
Действительно, его коммуна расположена неподалёку от Масады, дворца царя Ирода и символа борьбы за свободу. Когда известного израильского археолога И. Ядина, возглавлявшего в шестидесятых годах археологическую экспедицию на Масаду, спросили: «Что было для вас самым сильным потрясением во время раскопок древнего дворца царя Ирода?», он, не задумываясь, ответил: «Остраконы с именами повстанцев, с помощью которых они бросали жребий, решая, кто же из них останется последним выжившим и поможет умереть своим братьям по оружию».
Поэтому сегодня кроме сельскохозяйственных угодий и ботанического сада прибыль кибуцу приносит завод минеральных вод, спа-центр и заповедник с водопадами и развалинами древнего храма. К пляжам Мертвого моря курсируют автобусы. Расположенный прямо на побережье Мертвого моря, этот кибуц больше всего напоминает пятизвездочный спа-отель: в саду высятся баобабы и пальмы, куда ни глянь — везде экзотические цветы, между которыми порхают разноцветные бабочки. Прямо в саду устроен спа-комлекс и бассейн с лазурной водой, на деревянной террасе стоят шезлонги. Хотя кибуц "Ein Gedi" по-прежнему во многом следует правилам молодежных объединений прошлого, например, все решения здесь принимаются коллегиально, а образование детей до степени бакалавра оплачивается из бюджета коммуны, но, тем не менее, он прошел значительную модернизацию. Члены кибуца давно приняли решение о том, что теперь их дома наследуются, да и заработная плата здесь у всех разная и зависит от результатов квалификации труда.
«Поначалу мы все жили очень бедно, так что коллективное хозяйство и равное распределение доходов были оптимальным решением, — продолжает рассказ Мани Гал. — Потом уровень нашей жизни вырос, и люди захотели более индивидуального подхода. Появилось понимание, что если мы не будем расширяться и менять условия оплаты за труд на более справедливые, то все развалится. Более 10 лет мы обсуждали то, как будем модернизировать систему, а все изменения вносились постепенно и лишь в том случае, если абсолютное большинство было согласно с решениями. Но даже сейчас мы следуем, что называется, духу кибуца — жить вместе и помогать друг другу. Как показывает практика, так проще жить. К примеру, моя дочь, когда выросла, приняла решение покинуть наш кибуц, но потом сама стала членом другого молодежного кибуцного объединения, которое живет по схожим правилам» - закончил рассказ старик.
РЕЛИГИОЗНЫЙ КИБУЦ SDE ELIAHU.
При словосочетании «религиозный кибуц» у всех в голове вырисовывается вполне определенная картина: мол, религиозное образование, постоянные молитвы и следование традициям в крупном и в мелочах. Но, как показало наше посещение кибуца "Sde Eliahu", мы ошибались практически во всем. Конечно, религиозному воспитанию детей здесь уделяется огромное внимание, помимо обычной школы малыши глубоко изучают Тору, ну и, конечно, правила шабата и кашрута тут соблюдаются неукоснительно. Поэтому кибуц "Сде-Элияху" считают религиозным кибуцем, он был основан в 1938 году, и первыми на полях высадили семь плодов Святой земли, указанных в Торе: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. Изображениями именно этих растений украшены стены местного детского сада. Казалось бы, это противоречит идее первых кибуцев, отказавшихся от религии ради строительства нового мира.
В остальном же кибуц "Sde Eliahu" можно без преувеличения назвать не просто прогрессивным, а инновационным предприятием, причем, не только по меркам Израиля, но и по общемировым критериям, как считает 43- летняя Ронит Яакоби, специалист по связям с общественностью, сейчас люди вновь заинтересовались кибуцным движением. Иностранная молодежь приезжает в ульпаны — центры по изучению иврита, местная увлекается агротуризмом и волонтерской работой на полях.— Сегодня жизнь многих проходит в Сети Интернета, людям не хватает живого общения. У нас же здесь лучшие средства от одиночества — общая для всех религия, да ещё и наука. В кибуце 270 взрослых и 210 детей, — рассказывает Ронит. — Мы стараемся привить детям важные жизненные принципы: надо трудиться и учить Тору. В остальном даем полную свободу.
На разных сторонах главной площади кибуца возвышаются, как два символа, здания общей столовой и синагоги. Ронит гордится тем, что в синагоге тоже соблюдаются принципы равенства: две субэтнические группы евреев — ашкеназы и сефарды — молятся под одной крышей. В кибуце считают, что религиозные разногласия можно забыть, если есть общее дело. Таким делом стала работа на местных полях. В начале 1980-х член кибуца Марио Леви задумался, как избежать обработки полей ядохимикатами. Было много проблем с вредителями и сорняками, но от химии страдал урожай. Марио доказал, что можно решить проблемы естественным путем.
На кибуцной машине вместе с Ронит проезжаем мимо финиковых плантаций. Среди деревьев мелькают белые домики для сипух и пустельги, которые охотятся на мышей- полевок днем и ночью. В тени лениво отмахиваются от мух ослики — они поедают сорняки. Но главная гордость Сде-Элияху — Bio-Bee, один из крупнейших в мире комплексов по разведению полезных насекомых. Здесь выращивают земляных шмелей, опыляющих парниковые растения, разводят боевых клещей, клопов и ос, паразитирующих на урожайных вредителях. Таких полезных насекомых затем продают на плантации по всей стране и даже за границу. «Нам постоянно нужны молодые специалисты. Ведь столько областей натурального сельского хозяйства требуют разработок. А кибуц для такой деятельности — лучшее место, — говорит Ронит. — У нас не нужно думать о бытовых вопросах: ученые могут полностью посвятить себя исследованиям. Это и привлекает к нам молодежь — возможность творить и общаться, не отвлекаясь на быт.»
Сегодня в кибуце проживает 270 взрослых и 210 детей. Исторически Sde Eliahu специализировался на сельском хозяйстве, в чем значительно преуспел, сейчас здесь выращивают бананы, авокадо и финики, но сегодня не менее важное направление деятельности кибуца — разработка биологической системы защиты растений и массовое производство полезных насекомых, которые являются альтернативой вредным ядохимикатам. При кибуце открыта лаборатория BioBee, которая работает уже 25 лет, а ее услугами постоянно пользуются фермеры практически из всех стран Старого и Нового света.
Но, прежде чем попасть в лабораторию BioBee, отправимся в поля. Изначально эти земли были совсем не приспособлены для сельского хозяйства и дело не только в климате и почве, но и в огромном количестве сорняков, насекомых-вредителей и грызунов. От первых, вторых и третьих поначалу пытались избавляться с помощью химии, но вскоре осознали неэффективность этого метода и решили заняться биорегуляцией зоны. От швейцарцев переняли метод неглубокой вспашки почвы, а сорняки начали частично оставлять, ведь совсем без них урожайность падает. На территории же, где культивируются банановые пальмы, развели ослов, которые питаются как раз сорняками, а заодно и, так сказать, в процессе питания удобряют почту естественным путем.
Проблему с мышами в Sde Eliahu тоже решили весьма оригинально: на плантациях развели соколов и сов, которые теперь живут здесь в специальных домиках, что красуются на пальмах и выглядят, как привычные всем нам скворечники. Соколы охотятся на мышей днем, совы — ночью, словом, все при деле.
А вот лаборатория BioBee специализируется на разведении самых настоящих полезных насекомых, которые помогут фермеру увеличить производительность сельскохозяйственных культур в среднем на 25 %, и позволят, если не отказаться, то хотя бы снизить количество используемых химических удобрений. Насекомых в BioBee разводят самых разнообразных, но два главных «хита» лаборатории: крупный земляной шмель бомбус и стерилизованные плодовые мухи. Со шмелями вот в чем фокус — это насекомое опыляет томаты, огурцы, перец, баклажаны, землянику и другие овощные и ягодные культуры, произрастающие в защищенном грунте. Поскольку тельце земляного шмеля крупнее, чем у других подобных насекомых, он трясет цветок сильнее своих собратьев, в результате повышается опыление, и, как следствие, производительность плодовых культур возрастает почти на 25 процентов.
Со средиземноморскими фруктовыми мухами — совсем другая история. Они — вредители, которые снижают урожайность, но совсем избавляться от них категорически нельзя. Поэтому, чтобы не нарушить биосистему, но при этом сократить популяцию плодовых мух, в BioBee придумали следующий трюк. В лаборатории выводят личинки самцов мух, затем с помощью радиации самцов стерилизуют. Потом стерилизованных самцов мух выпускают на свободу, самки вступают с ними в контакт, но не размножаются. Таким образом, популяция мух уменьшается, но при этом полностью они не истребляются, и все это, можно сказать, почти натуральным образом. Сейчас BioBee отправляет стерилизованных мух и полезных шмелей на экспорт в специальных коробках, которые очень похожи на обыкновенные ульи. Правда, так просто заказать себе 3 тонны шмелей или 5 миллионов мух в лаборатории нельзя. Вначале на ферму заказчика приезжает агроном из BioBee, он анализирует: каких насекомых можно использовать в той или иной местности, а каких — нельзя, и какое количество полезных насекомых допустимо для той или иной зоны. Кстати, любопытный момент, с недавних пор предприятие BioBee открыло свое представительство и в России, так что, кто знает, может, в скором времени и наши агрономы начнут активно применять на практике израильские изобретения.
В остальном же кибуц "Sde Eliahu" по своему устройству очень напоминает социалистический "Sha’ar HaGolan". Здесь также всем жителям предоставляется жилье, существует система "car sharing" с автомобилями, все медицинские расходы оплачиваются из общественного бюджета, а дети получают за счет кибуца образование до степени бакалавра, причем, учиться они могут и за границей Израиля. Решение о том, остаться в кибуце или нет, дети принимают уже после армии. Система принятия в кибуц новых членов — тоже стандартная, год живешь и работаешь в общине, к тебе присматриваются, а затем уже принимают решение, возраст кандидатов — до 35 лет.
ЭПОХА ОБНОВЛЁННОГО КИБУЦА.
Около десяти лет назад началась эпоха «обновленного кибуца». От полного и всеобщего равенства, а также от былого аскетизма пришлось отказаться. Теперь в большинстве кибуцев помимо коллективной собственности есть и частная, когда земля и крупные средства производства — общие, а личное хозяйство кибуцника его частная собственность и при помощи её он может что-то заработать от внекибуцной деятельности, к тому же члены кибуца стали получать дифференцированную зарплату после выполнения своих основных обязанностей в кибуце, а доход от внекибуцной деятельности оставлять себе, вместо того чтобы сдавать ее в «общий котел». Однако кибуцное братство, кибуцная солидарность и кибуцная гордость никуда не исчезли.
В настоящее время только часть кибуцев сохранила традиционную форму уравнительности, остальные стали разделять свои хозяйства на коллективную или частную собственность. Высший орган управления в кибуцах — общее собрание, которое еженедельно на голосовании решает текущие вопросы. Большинство кибуцев сегодня владеют заводами, научились изготавливать обувь, одежду, разную фурнитуру, запчасти, занимаются лечебным, оздоровительным и гостиничным бизнесом связанным с туризмом.
Сегодня израильские кибуцы преуспевают во многих отраслях, но в их истории были и тяжелые моменты. Кибуц Хацерим, к примеру, в 1950-х пережил «соляной кризис»: выяснилось, что земли, на которых расположился кибуц, сильно засолонены и на них почти ничего не может расти. Кибуцники не сломались: решив никуда не уходить с выделенного им места, они сумели промыть всю свою почву! В результате Хацерим сегодня — одно из немногих мест в мире, где выращивают таинственное растение с экзотическим названием хохоба или жожоба (она же, выражаясь научно, симмондсия китайская), из которого можно производить технические масла и биотопливо для дизелей, на что всегда есть свой спрос.
Появилось в кибуцах такое уникальное явление, как волонтерство из-за рубежа. Кибуцный дух идеализма притягивает молодых энтузиастов со всего мира, причем далеко не только евреев. Начиная с 1960-х они прибывали в кибуцы, чтобы поработать несколько месяцев и заодно познакомиться с Израилем изнутри. Сотни тысяч бывших добровольцев (в том числе Боб Дилан, Саймон Ле Бон, Джерри Сейнфелд и другие знаменитости) и десятилетия спустя вспоминают kibbutz experience как лучший период своей жизни.
И в кибуцах волонтеров тоже вспоминают с теплотой, в особенности «шведских доброволиц», выделявшихся как цветом волос, так и весьма либеральным поведением и ставших притчей во языцах. Вернувшись в свои страны, волонтеры навсегда стали израильскими послами доброй воли, а примерно 1 400 из них и вовсе связали свою судьбу с еврейским государством, оставшись жить в кибуце. Интересно, что в последние годы в кибуцы снова потянулись тысячи добровольцев, причем из таких экзотических стран, как Эквадор, Венесуэла и Южная Корея.
Все, кто бывал в кибуцах, замечали особую, свойственную только этому виду поселений, планировку и архитектуру. Многие сравнивают кибуцную планировку с планировкой отельных комплексов или пансионатов: в центре общественная зона (столовая/ресторан, кинозал, бассейн, библиотека и т.п.) с непременными лужайками, цветами и зеленью; вокруг нее не менее зеленая жилая зона из одноэтажных и двухэтажных домов; далее — блоки хозяйственных построек, сады, поля и пруды. Только в последние годы исследователи архитектуры осознали, что кибуцная архитектура и градопланирование уникальны — они были таким же инструментом построения нового идеального общества, как и принципы коллективизма. Только первые кибуцы возникали стихийно, без плана построек, а затем созданием кибуцных поселений стали заниматься ведущие архитекторы того времени: Рихард Кауфман, Леопольд Кракауэр, Лота Коэн, Арье Шарон и Шмуэль Местечкин. Сегодня скромную на вид кибуцную архитектуру ставят по значимости в один ряд с творениями других адептов функционального минимализма, таких как Ле Корбюзье и Нимейер.
Сегодня никого не удивляет, что кибуц — уважаемый на мировой экономической сцене партнер. Так, в октябре 2010 года кибуц "Шамир", расположенный на севере Израиля, продал 50 % принадлежащего ему предприятия "Shamir Optical Industry" всемирному концерну «Эссилор» за огромную по кибуцным — и не только по кибуцным — меркам сумму в 130 миллионов долларов. Еще не так давно подобное слияние (с одной стороны крохотный кибуц, с другой — транснациональная корпорация) нельзя было бы назвать иначе как неравным браком, но сейчас оно выглядит вполне естественно.
А флагманом кибуцной промышленности заслуженно считают компанию «Нетафим», обладателя патентов на капельный метод орошения, без которого весь Израиль выглядел бы каменистой пустыней. И не только Израиль — ведь теперь кибуцные методы орошения помогают озеленить десятки стран мира, ну а заодно и кормят те три кибуца, которые производят поливные системы: Хацерим, Магаль и Йифтах.
Если к новым рыночным условиям кибуцы приспосабливаться научились, то проблемы социальные, такие, как синдром третьего поколения, стоят перед ними очень остро. Первое поколение кибуцников было поколением энтузиастов, готовых на любые лишения ради торжества идеи. Второе, воспитанное на этой идее, воспринимает ее как нечто непререкаемое. А вот третьему, выросшему уже в потребительском обществе, принципы коллективизма во многом оказались чужды. И кибуцам приходится с этим считаться. Эйприл по этому поводу говорит: "Будущее у кибуцев есть, просто очевидно, что всем, так или иначе, придется подстраиваться под конъюнктуру рынка".
Но это ли нужно делать? Смею заметить, что буржуазный образ жизни основанный на рынке и товарно-денежных отношениях без учёта интересов всего населения страны со временем приводит страну к ещё большим потрясениям, к ещё большему обнищанию миллионов и к обогащению единиц, с чем миллионы мириться не хотят. Может быть спокойная работа в кибуцах по 12 часов лучше, чем потогонная восьмичасовая работа на заводе, но если на заводе или в сфере услуг в городе можно работать по восемь часов при тех же социальных условиях жизни, то человек будет стремиться работать в городе и иметь больше свободного времени для личной жизни, а не в кибуце. Но как временная школа жизни, возможно, это не будет лишним попробовать каждому...
Могу только заметить, что кибуцы это образцовый пример того, что если право на труд и вознаграждение за него одних людей не соответствует праву на труд и вознаграждению за него других людей, то это значит только то, что законы в обществе не соответствуют принципам справедливости! Ибо основное правило справедливости требует, что при реализации прав и свобод одних людей не должны нарушать основные права и свободы других лиц. В данном случае нарушается право как на восьмичасовой рабочий день, так и на право на его сокращение за тяжёлую физическую работу в тяжёлых климатических условиях без доплаты за это.
Если сравнивать условия работы банковских и прочих подобных им служащих, предпринимателей, чиновников и прочих ростовщиков от прибавочного труда наёмных трудящихся, чей доход за восьмичасовой рабочей день часто в несколько раз выше, чем у других наёмных трудящихся, то это несомненно есть условие явной социальной несправедливостью! Или их счастье в том, чтобы делать несчастными других? А поскольку в данном случае трудящиеся кибуца являются наёмными трудящимися у государства за аренду земли, то необходимо бы сделать так, чтобы сельскохозяйственные кибуцы множились и развивались на государственном уровне, а не сокращать их число ради прибыли при труде в других отраслях производства, если не стремиться к дефициту и подорожанию сельскохозяйственной продукции! А для позитивных явлений в экономике необходимо формировать плановое производство базовых средств для жизни и их распределение по количеству населения ВСЕЙ СТРАНЫ относительно равномерно, от относительного равенства рабочего времени, по принципу формирования равной оплаты за равное количество труда, внедряя фиксированную доплату только за повышение квалификации ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ. Сделать так, чтобы качество жизни всего населения страны зависело от квалификации труда каждого на благо своего народа!!! В противном случае о равноправии и социальной справедливости и речи быть не может, а только о справедливости БУРЖУАЗНОЙ, при которой буржуазия в силу стихии рынка, анархии производства и коррупции ВСЕГДА будет иметь доход от прибавочного труда наёмных работников и всегда будет иметь СВОИ буржуазные привилегии!
А здоровая конкуренция в виде соревновательности должна быть только вне социально-коммуникационной сферы и только на основе роста квалификацию труда населения, если выполняется правильно нормированное задание за относительно равное для всех рабочее время в общественно необходимом труде! И пусть люди честно зарабатывают деньги в свободное от необходимого труда время, если ему на что-то не хватает, но сделать надо так, чтобы его деньги не ущемляли социальные права других людей! Ведь деньги всегда формировали и всегда будут формировать ЧАСТНЫЙ характер приобретения средств для жизни теми, у кого достаточно денег для такого приобретения в ущерб тех, у кого на это денег не хватает! А ведь именно эта власть денег вместе с наёмным трудом и лежит в основе буржуазной справедливости! Если право на труд не гарантирует право на жизнь достойную труда, а только на зарплату пропорционально труду, то о какой социальной справедливости может идти речь???
А теперь задумаемся, друзья, не это ли постоянное ощущение несправедливости, накапливаясь годами, разъедает наш мозг и душу? Становится сущностью и основой нарушения человеком законов, толкает его на преступления? Разве не ощущение несправедливости, терзая душу, ведёт людей к бунтам и восстаниям, к гражданским и мировым войнам, когда что-то одним можно, а другим нельзя??? И разве не ощущение несправедливости становится основой появления новых народных объединений и партий, и эта борьба противоположностей в конечном итоге становится основой развития человечества, основой его эволюционного развития???
И эти мысли приходят на примере развития только одного народа, который, развиваясь тысячелетиями, претерпевает такие метаморфозы своего развития, что кровь этого народа можно найти почти во всех уголках мира, который всего несколько десятилетий назад получил возможность развиваться на СВОЁМ участке земли и все этапы своего развития этот народ повторяет на своей, отвоёванной у других народов, земле, от первобытной общины до мощного и признанного во всём мире государства? Разве это не удивительно??? И это заслуга в изобретательности ума и в силе национального объединения этого народа!
И разве русским людям нечему учиться у этого народа???
P.S. Зная о том, что человечество развивается не менее пяти миллионов лет, что стремления и способности к обучению у всех разные, то можно сделать вывод, что независимо от расы, национальности и социального происхождения социальная отсталость разных народов определяется прежде всего нежеланием объединяться и овладевать мировыми знаниями необходимыми для своего социально-экономического развития! Что нельзя поддаваться демагогическим измышлениям власть и богатство имущих, что, якобы, в силу законов природы по развитию человечества равноправие и социальную справедливость для всех установить в обществе невозможно. А ведь для этого достаточно взглянуть на жизнь социально развитых народов других стран мира и увидеть, что там уже давно люди живут не по законам стихии рынка и монополии капитала, а по монополии законов на социальные гарантии населения от количества и квалификации своего общественно необходимого труда на благо общества, чтобы иметь производимые обществом все необходимые блага для своего морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития достойно своего труда и осознать всю нелепость демагогии правительства России. А установили эти законы наиболее мудрые и хорошо организованные в свою партия члены этого общества!!! Так почему же в России до сих пор выбирают вожаков, как в стаде, а не справедливые законы мудрецов, как это должно быть у народов, которые действительно стремятся к равноправию и социальной справедливости? Или ещё не насытились капитализмом?
Основной закон социально справедливой экономики гласит, что равномерное удовлетворение всё возрастающих потребностей всех членов общества в средствах для жизни необходимых для морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития каждого возможно не столько на основе соответствия развития производительных сил и их потребностей росту производства необходимых каждому средств для жизни, сколько необходимость обязательной ликвидации посредничества рынка и товарно-денежных отношений с внедрением прямого распределения для удовлетворения потребностей населения от общей массы производимых средств для жизни по количеству и квалификации труда каждого. В противном случае сохранение свободного рынка и монополии денег в социально-экономическом процессе общества без внедрения законов о социальных гарантиях на определённые нормы средств для жизни является такой же нелепостью, как пытаться вести при товарно-денежном распределении плановое и справедливое удовлетворение потребностей населения. Если всё распределять на основе неизвестно как добытых денег, то стихийность обязательно подомнёт под себя планомерность и возврат всех язв капитализма станет неизбежным, что и произошло в СССР и в других, якобы, социалистических странах. А сохранение рынка до определённого момента развития экономики в некоторой степени буде полезно лишь вне её социально-коммуникационной сферы.
Развитие такой экономики возможно только при соответствии общественного способа производства общественному характеру потребления производимой в обществе общей массы средств для жизни по количеству и квалификации труда каждого от относительного равенства рабочего времени как количества труда, а качество необходимого должно быть от результатов его квалификации для нормального морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития. Что и определяется провозглашением равенства прав всех граждан как на необходимый обществу труд, так и на необходимые каждому человеку продукты труда в виде необходимых им средств для жизни достойно их труда, а не только зарплаты пропорционально труду без всяких социальных гарантий. А ведь именно это является условием для развития социально справедливого общества, чтобы каждому жить и развиваться достойно своего труда и никому не позволять паразитировать на теле такого общества!
Может быть покажете человека, которому для своего морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития не нужно есть, пить, иметь жилище и одеваться? Или может быть вы не согласны с тем, что не должно быть никакой уравниловки, кроме равенства прав Человека перед ЗАКОНОМ провозглашённого абсолютным большинством общества? В нормальном обществе не могут быть большинство идиотами! А уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также в духовно-нравственных качествах абсолютно разных людей есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на жизнь достойную труда от его количества и квалификации направленного на благополучие общества! Когда торжествует Золотое Правило Нравственности, которое гласит, что нельзя делать другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!
P.S. Сегодня в связи с мировым продовольственным кризисом и экологическими проблемами, огромный интерес в мире вызывает израильский опыт успешного развития сельскохозяйственного производства в условиях жаркого климата и дефицита водных ресурсов.
Израиль, чья площадь меньше Калужской области, половину которой занимает пустыня, является одним из ведущих мировых экспортеров сельскохозяйственных продуктов в десятки стран. Общая площадь культивируемых земель составляет 450 тыс.га, в т.ч. 250 тыс.га орошаемых земель. 15 тысяч израильских фермеров на своих относительно небольших участках обеспечивают продовольственное изобилие у себя в стране и поставляют за границу сельхозпродукты почти на 4 миллиарда долларов в год. Всего в сельском хозяйстве Израиля работает 170 тысяч человек и каждый из них кормит 100 потребителей. В России, например, этот показатель равен 1:14.7
Основной принцип израильских фермеров – вырастить можно всё и где угодно. В горной Галилее и в пустыне Негев, где температура летом превышает 50 градусов, выращивается более 600 тысяч тонн картофеля, более 2 миллионов тонн экологически чистых овощей, арбузов и дынь, винограда, экзотические сорта фруктов – манго, гранаты, хурма, авокадо, декоративные растения, цитрусовые - апельсины, мандарины, грейпфруты, семена и саженцы, цветы, зелень 36-ти наименований. Общий урожай плодовых составляет почти 1.5 миллион тонн, из которых приблизительно две третьих - цитрусовое. Урожайность зерновых, в частности пшеницы, в Израиле в среднем составляет 50 центнеров с гектара. Около 25 процентов выращенных в Израиле сельхозпродуктов идет на экспорт в государства Европы и другие страны, особенно в межсезонный период, когда цены весьма благоприятны для экспортеров
В Израиле, несмотря на жару, интенсивно развивается животноводство и птицеводство: поголовье дойных коров составляет более 130 тыс. голов, средний надой с одной коровы на израильских молочных фермах составляет 11 400 килограммов молока. Израильским буренкам принадлежит мировой рекорд – более 15 тысяч килограмм молока от одной коровы.На птицефермах в промышленных масштабах разводятся гуси, куры, страусы, индейки, утки. Израильские несушки относятся к числу лучших в мире - каждая из них в среднем дает 280 яиц в год. Ежегодно производится более 200 тысяч тонн куриного и до 150 тысяч тонн индюшачьего мяса.
Интенсивно развивается рыбоводство в бассейнах, садках и прудах, годовой объем производства достигает 500 кг рыбы на 1 куб. м воды. Ежегодно израильские фермеры, специализирующиеся на рыбоводстве, производят до 30 тысяч тонн пресноводной и морской рыбы. В последние годы к форели и карпу, традиционно популярным в Израиле, добавились осетровые. После десяти лет научных исследований разработаны новые технологии разведения осетровых и производится несколько тонн черной икры в год, которая экспортируется на многие миллионы долларов. Дефицит водных ресурсов стимулировал развитие рыбного хозяйства в наиболее интенсивных его формах. В израильском рыбном хозяйстве широко применяется морская вода, а передовые технологии делают возможным максимальное использование каждого кубометра воды.
В условиях жаркого климата залогом успеха является рациональное и экономичное использование водных ресурсов. Одним из важнейших достижений в области рационального использования воды следует назвать созданную в Израиле систему капельного орошения. В настоящее время тысячи километров пластиковых труб, снабженных небольшими отверстиями для орошения каждого отдельного дерева или растения, покрывает все сельскохозяйственные угодья страны. Эта технология позволяет эффективно использовать до 95% воды, подаваемой на орошение. Существует возможность подвода через эти системы орошения строго дозированного количества удобрений к каждому растению - система, известная как удобрительное орошение.
В Израиле применяется также полив водой под давлением и подпочвенное орошение (препятствующее всасыванию воды поверхностными корнями) Все эти системы используют компьютерной технологии, позволяющей учитывать такие показатели, как уровень влажности почвы, ежедневное увеличение диаметра стебля или плода и т.п. Разработан целый ряд специальных методов орошения, рассчитанных на предельно малый расход воды.
Еще одно израильское достижение – создание компьютеризированных теплиц, что позволяет эффективно выращивать овощи и фрукты в условиях убийственно жаркого и засушливого климата. Так, если средняя урожайность помидоров на открытом грунте составляет 60-80 тонн с гектара, то в теплицах с климатом, контролируемым компьютером, - 500 тонн. Сегодня такие теплицы занимают в Израиле тысячи гектаров там, где почва совсем непригодна для земледелия.
В тепличных хозяйствах Израиля осуществляется компьютерное управление положением солнцезащитных штор и теплосохраняющих экранов, которые автоматически перемещается в зависимости от интенсивности солнечной радиации. Пластиковые покрытия обеспечивают термальную дезинфекцию почвы перед посадкой и аккумуляцию тепла в припочвенном слое, а также предотвращает развитие сорняков и вредителей, испарение влаги и утечку удобрений, а также уменьшают потребность в химических обработках.Они фильтруют и преобразовывают вредное ультрафиолетовое излучение в инфракрасное и увеличивают фотосинтез. Сетчатое покрытие ограждает растения от вредителей, а специальные сетчатые покрытия к тому же выполняют роль термального экрана, охлаждая растения днем и сохраняя тепло ночью.
В Израиле решена и такая проблема, как высокопродуктивное животноводство в условиях жаркого климата. Если израильская корова в среднем дает 11.381 кг молока в год, то американская – 9.331 кг, японская – 7.49, российская – 3.698, китайская – 2.832, австралийская – 5.601, европейская – 6.139. Израильские промышленники также отмечают, что молоко отечественных буренок по многим показателям более качественное, чем молоко коров европейских или американских.
На душу населения в Израиле производится 170 литров молока в год. По данные статистического управления, в 2010 году, совокупный объем молочной продукции составил 1,304 миллиарда литров. По данным статистического управления, в прошлом году в Израиле было произведено 2,500 тонн меда
Израильские ученые вывели корову черно-пестрой породы, которая в максимальной степени приспособлена к местным климатическим условиям. Содержатся животные беспривязно в помещениях без стен, где через определенное время принимают душ, после чего включаются вентиляторы, которые позволяют им обсыхать.
Компьютерное оборудование, установленное на молочных фермах, обеспечивает комплексное управление фермой, основанное на применении самых передовых методов принятия решений. Эти системы во время дойки анализирует для каждой коровы такие параметры, как удой молока, его электрическую проводимость, наличие соматических клеток и антибиотиков, количество шагов животного в единицу времени и его вес, выявляет мастит на ранней стадии, а также автоматическое кормление в соответствии с удоем молока. На каждой корове закреплен браслет-педометр. Этот браслет, наряду с идентификацией коровы, подсчетом удоя и других данных, передает в компьютерную систему и число шагов, сделанных коровой за день, что позволяет своевременно диагностировать болезни. В результате до минимума сокращается число работников на ферме, осуществляется полная роботизация всего технологического процесса производства молока.
Свидетельство о публикации №223050501037
Тэми Норн 05.05.2023 21:14 Заявить о нарушении
Финляндия, наша соседка живёт как сплошной кибуц!
Сегодня в России многие до сих пор пишут, что любой разговор о развитии в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости преждевременен. На него нет ни социального запроса, ни реальных предпосылок для возникновения.
Но это только в России и прочих социально отсталых капиталистических государствах с политически пассивным трудящимся народом, который трудится для добывания денег, а не для удовлетворения своих насущных потребностей по общинным принципам гуманизма и взаимопомощи, равноправия и социальной справедливости.
А в северо-западных европейских странах с партийным парламентаризмом, где есть мощные и хорошо организованные партии трудящихся масс, все организованные в государство сельские и городские промышленные муниципальные общины самоуправления связаны социально-экономическими взаимоотношениями между собой с целью социально благополучного проживания всего трудящегося населения страны!
А распределение базовых социально-бытовых благ там производится по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.
А в России люди пока для этого не только не созрели, но и не желают делать ничего подобного. Это обирать трудящееся население власть и богатство имущим не мешают огромные пространства России, а организоваться для нормальной жизни мешает жажда наживы самих россиян в каждом регионе страны, где никто даже не собирается налаживать производство и распределение базовых средств для жизни по социально справедливым принципам.
Это в Финляндии с детства учат всех быть честными, трудолюбивыми и благородными, а экономика строится прежде всего для удовлетворения всё возрастающих потребностей трудящегося населения на основе природных ресурсов СВОЕЙ страны!
А в России все привыкли трудиться для увеличения прибыли и доходов власть и богатство имущих. Сначала на царское правительство, а потом на буржуазно привилегированное советское чиновничество, часто получая лишь минимальную зарплату за свой труд без всяких социально-бытовых гарантий.
А власть и богатство имущие всегда живут как при коммунизме, ибо у них всегда в достатке не только социально-бытовые блага, но и коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А если этого не будет у финна, то это уже нарушение естественных прав человека!
В России НИКОГДА не было законов, чтобы с правом на честно и добросовестно нормированный общественно необходимый труд по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее на благо общества, законодательно каждому, независимо от профессии, гарантировалось право хотя бы на социально-бытовых условий жизни не ниже достойных человека норм от общего количества производимых для социального благополучия населения таких социально необходимых каждому благ, как добротное жильё, качественные и привычные для населения основные продукты питания и фактура для одежды.
Где благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый может сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны.
И только с таким социально-экономическим законом бедных среди честных и добросовестных в труде граждан быть не может! Именно такие законы и других заставляют быть честными и добросовестными.
Именно поэтому там каждый трудящийся человек по закону принятому абсолютным большинством трудящегося населения страны имеет право на необходимые нормы базовых средств для жизни от общей массы производимых трудящимися общества и необходимых каждому для социально благополучной жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры на одежду, а не только на зарплату пропорционально труду не обеспеченную никакими гарантиями. А значит и добросовестные граждане там бедными быть не могут!
И это основа социально-экономических взаимоотношений финнов. А рынок формируется только на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества.
Когда законные социальные гарантии ВСЕХ граждан общества формируются от производственных мощностей, от мастерства и добросовестности трудящихся граждан страны, а не только от прибыли и доходов населения, то от этих законов и добросовестности всех граждан зависят условия жизни и всех членов правительства.
Но если они хотят попасть под следствие за противоправные деяния, то это их проблемы! А в Финляндии службы обеспечения законности работают добросовестно, иначе и их служащим не поздоровится, если кто-то уличит их в нарушении закона!
Если трудящийся народ избрал эти законы в парламентской борьбе, то будьте любезны все граждане страны подчиняться этим законам!
Иначе за нарушение законов избранных абсолютным большинством трудящегося народа страны последует строгое наказание по статьям этого закона!
Финляндия это вам не Россия с её буржуазными варварскими законами.
Сегодня все финны, воспитанные в духе древних общинных традиций, редко задаются вопросом, что справедливо, а что несправедливо, они считают, что это и так каждому понятно само собой. Поэтому, отложив рассуждения о справедливости, их всегда заботит лишь польза дела для себя, для своего народа и для своей страны.
И подобное устройство экономики в Канаде, второй по величине стране мира, в Дании, в Норвегии, в Швеции, в Исландии, в Швейцарии, в Сингапуре и в других социально развитых странах, но со своими национальными традициями и социально-экономическими законными гарантиями, которые зависят лишь от природных ресурсов этих стран и от сплочённости трудящегося народа для защиты своих общих интересов жить дружно и счастливо!
О жизни и доходах безработных в Финляндии -
http://proza.ru/2021/01/10/2163
Марксизм это постоянно развивающееся учение о развитии в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости на основе опыта развития самых социально прогрессивных стран мира, а не умозаключений и фантазий теоретизирующих умников.
Аникеев Александр Борисович 06.05.2023 07:39 Заявить о нарушении
Тэми Норн 06.05.2023 08:02 Заявить о нарушении
Смысл марксистского коммунистического распределения по количеству и квалификации труда определяет тезис Маркса о двойственности равенства рабочего времени, когда узаконенное относительное равенство рабочего времени должно определять не только относительное равное количество честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, но и относительно равное количество базовых, необходимых каждому средств для жизни народа страны в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды!
Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды для здоровой и созидательной жизни каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда или службы на рабочем месте в единое для всех рабочее время на благо общества в экономике страны по своим предпочтениям! При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества!
Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии! Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нас должно заботить будущее наших внуков и правнуков. А старики, больные и немощные должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду или степени инвалидности пенсию для благополучной жизни и старости!
Чтобы все могли счастливо жить по этим законам, следить, чтобы другие их не нарушали и строго наказывать всех нарушителей закона по статьям принятого народом закона. Вот тогда в обществе и будет ДЕМОКРАТИЯ, то есть НАРОДОВЛАСТИЕ! Ибо власть у народа может быть только ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ! А исполнительная и правозащитная власть должна быть у государственных структур для исполнения законодательной воли трудящегося народа страны, а не понаехавших!
И тогда относительно равное для всех трудящихся рабочее время и относительно равные для всех нормы честно и справедливо нормированного труда или службы на благо общества по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, будет мерой индивидуального участия каждого в необходимом общественном труде для социального благополучия всех членов общества!
у всех будут относительно равные нормы индивидуально потребляемых базовых, необходимых каждому средств для жизни от их общего производимого в обществе количества при рынке на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия каждого и относительно равная зарплата по относительно равной квалификации труда!
И тогда общественные отношения людей к их труду и к результатам их общественного труда станут прозрачно ясными и справедливыми как в отношении к труду, так и в потреблении необходимых каждому благ по труду для всех честных, добросовестных и гуманно воспитанных граждан общества!
А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха в жизни каждого!
И тогда вполне возможно, что необходимого для производства необходимых средств для жизни и развития общества вполне будет достаточно четыре часа рабочего времени, а остальные двадцать часов люди смогут заниматься творческим трудом в любой области наук и искусства, встречаться с друзьями и с любимыми, воспитывать своих детей и заниматься любыми делами не запрещёнными законами общества! Чтобы люди могли заниматься тем, что будет развивать в обществе дружбу и взаимопомощь, добро и социальную справедливость, гуманизм и равноправие для счастливой жизни всех граждан такого свободного от любого угнетения общества!
Господствующее в наши дни отношение могло возникнуть только в обществе, где многие являются членами отдельных предприятий и организаций, которые часто конкурируют между собой и в которых им платят по оговоренным ставкам за отработанное время. В таких сообществах различия в богатстве своих членов приписывается лишь действию безличного рынка регулирующего распределение благ и оказываемых услуг в обществе, что не может исключать богатство одних и нищету других в таких условиях, а значит и все язвы товарно-рыночного капиталистического общества.
Постулат материального благополучия каждого может быть естественной отправной точкой только при условии, что доля необходимых каждому социальных благ определяется законами общества при условии, что в таком обществе справедливость и в самом деле определяется распределением средств для удовлетворения человеческих потребностей в соответствии с неким общим для всех законом и принципом, чтобы каждому доставалась достойная честно и справедливо нормированного общественно необходимого продукта труда для социально благополучной жизни всего общества! То есть от каждого по способностям, каждому по потребностям согласно этих принципов и законов!
А Ленин и большевики не приняли за основу своей социально-экономической политики марксистский принцип развития социальной справедливости, а сохранили буржуазное право по капиталу с обобществлёнными средствами производства и с буржуазными привилегиями государственного чиновничества, которое распоряжалось всей производимой продукцией как частные лавочники в своей лавке, что во многом сохраняется и поныне.
Такое формальное равенство - это буржуазное "равное право" которое по Ленину возможно на первой ступени коммунистического общества преодоляется по отношению к обобществленным средствам производства, но сохраняется для распределения предметов индивидуального потребления "по труду" при распределении денег пропорционально труду, а это далеко не одно и то же.
Поэтому сказочку про коммунизм, где в основном будут работать роботы, а люди будут трудиться на благо общества по способностям, а иметь необходимое для жизни по потребностям, независимо от результатов общественно необходимого труда, пора забыть!
Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!
Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.
Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...
А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?
Развитие от низшей фазы коммунистического общества к его высшей фазе по такой логике означает движение от формального равноправия к фактическому, т.е. к осуществлению правила: "каждый по способностям, каждому по потребностям достойно способностей в труде на благо общества". Везде, где будет действовать несправедливость и уравниловка при распределении социальных благ, неизбежны дифференциация и различие социальных ролей, статусов и функций, уравнивающих и уравниваемых со всеми вытекающими отсюда последствиями, когда среди "равных" выделяются номенклатурно "более равные" и "ровнейшие".
Буржуазные привилегии чиновничества как раз реально смогли выразить неосуществимость социальной справедливости в жизни общества. В целом советский социализм в СССР был призван с помощью властно-распределительных норм нивелировать допускаемые при советской власти различия в сфере потребления и удержать эти различия в рамках требований принципа отрицания частной собственности на средства производства вместо уничтожения частной собственности на производимую продукцию для развития социальной справедливости, но такое утверждение оказалось ложным и до сих пор никто ничего лучше Маркса не придумал.
Ведь ещё в Манифесте коммунистической партии Маркс писал, что превращение частной собственности на средства производства в государственную или общественную собственность при товарном производстве не превращают производимые средства для жизни в собственность каждого достойно количества и квалификации его труда!!
В этом случае сохраняется простое опосредованное рыночное распределение, что не делает необходимые средства для жизни достоянием каждого достойно труда. Товарная форма такого распределения сохраняет его капиталистическую суть, поэтому не устраняет рыночное регулирование и конкуренцию, изменяется только форма собственности средств производства, а распределение средств для жизни сохраняется прежним, через рынок!
А говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке, всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве! То есть в этих условиях сохраняются все звериные механизмы, которые формируют и развивают всё те же капиталистические язвы, которые разъедают общество при развитии производства ради прибыли, а не ради справедливого удовлетворения социально-коммуникационных потребностей населения от количества и квалификации труда каждого на благо общества!
Аникеев Александр Борисович 06.05.2023 08:16 Заявить о нарушении
Роман Огнев 01.06.2023 22:02 Заявить о нарушении
Роман Огнев 04.06.2023 20:15 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович 05.06.2023 07:42 Заявить о нарушении
Аникеев Александр Борисович 05.06.2023 21:15 Заявить о нарушении
Но она на 66 месте по социальному развитию населения, а Россия на 170!
http://proza.ru/2023/03/03/431
Аникеев Александр Борисович 05.06.2023 21:46 Заявить о нарушении
Роман Огнев 05.06.2023 21:53 Заявить о нарушении
<<Все дело в людях и в принятых законах страны! У нас в правительстве, политике, бизнесе и среди рядовых граждан тоже есть жулики, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, но таких у нас до 20%, а остальные добросовестные и законопослушные, самодостаточные и нормальные граждане.
Именно такие объединились в свою мощную политическую партию, победили на выборах, приняли для себя мудрые и справедливые социально-экономические законы, чтобы с равным правом честно и добросовестно трудиться на благо общества, в равное узаконенное для всех рабочее время, у всех было равное право иметь от общества достойные человека нормы необходимых каждому благ для жизни!
Чтобы каждый честный и добросовестный гражданин имел право на относительно равные нормы таких производимых в обществе и необходимых каждому социально-бытовых благ, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактура для одежды, от их общего производимого в стране количества по количеству населения, а также по узаконенному и равному для всех рабочему времени.
Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации в единое для всех рабочее время, своего честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, на рабочем месте труда или службы на благо общества в экономике страны! При рынке на производимое сверх принятых в законе норм необходимых для социального благополучия общества! Чтобы те, кто смог заработать, выиграть, украсть или другим способом добыть много денег, не имели возможности лишать других людей способности иметь необходимые им базовые средства для жизни!
Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они получили хорошее образование и в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, развивая ресурсовозобновляемые технологии! Чтобы в будущем не стремиться завоёвывать другие страны с ещё нерастраченными природными ресурсами, разбазарив, истощив и загадив свою страну, ибо нам не наплевать на будущее наших внуков и правнуков, а старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую заслугам перед обществом пенсию как заслужившие благополучную старость!
И мы все счастливо живём по этим законам, следим, чтобы другие их не нарушали и строго наказываем всех нарушителей закона по статьям принятого нами закона. А когда и все средства коммуникаций будут доступны всем, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы, то наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития, для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха каждого, и для дальнейшего развития общества, ибо нет предела совершенству!
А у вас в России ВСЁ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ!!!
Объединены в партию все жулики, воры, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, победили на выборах, приняли ДЛЯ СЕБЯ справедливые законы с монополией капитала, властью денег, анархией рынка и живут счастливо, а трудящиеся, как послушные наёмные рабы, им служат и позволяют обирать себя по договору с работодателем, не имея иногда даже зарплаты пропорционально труду, не говоря уже о социально-бытовых благах с законными гарантиями по количеству и квалификации труда.>>
Может быть действительно, всё так и есть и нет в России такого народа, который бы мог сплотиться в мощную политическую партию с социально прогрессивной программой развития и победить на выборах...
Аникеев Александр Борисович 05.06.2023 22:04 Заявить о нарушении
Далеко не каждый народ способен самоорганизоваться в полноценное государство. За примерами далеко ходить не надо...
Роман Огнев 07.06.2023 16:08 Заявить о нарушении