Как писать мемуары

О ЧЕМ И КАК ПИСАТЬ МЕМУАРЫ

Таких тем немного:

1. Встречи с замечательными или необычными людьми

2. Свидетельства о знаменательных или необычных событиях

3. Самое трудное: описать обыденную жизнь. Но с высоты птичьего полета, у кого сокола. а у кого воробья. При этом
дать характерные детали и черты эпохи

4. Описать человеческую судьбу

1. Сюда относятся все многочисленные "Воспоминания о современниках". Великий человек всегда интересен, даже в мелочах. Забавно читать о проколах великих людей, об анекдотах из их жизни, часто подлинных, часто выдуманных, не в последнюю очередь ими самими.

Так, стихи Лермонтова якобы появились в печати без ведома его самого. Один из приятелей просто отнес их Краевскому, а
тот взял и напечатал. Сам Лермонтов охотно держался этой версии. Хотя дотошные исследователи обнаружили, что это его бабушка протолкнул любимого внучка в печать и тщательно следила за прохождениями там его произведений.

Хотя подлинно ценных мемуаров немного. Замечательно написал Горький о Льве Толстом, но тот же Горький о Ленине не
выходил за рамки поверхностного соглядатая.

Говоря об интересных и неординарных людях опять же можно привести пример Горького, который классно писал о провинциальных чудиках. Например, один из таких установил у себя на чердаке подзорную трубу и наблюдал, как в соседнем доме молодая классная дама с выдумкой развлекается со своими любовниками. Ладно гад бы сам наблюдал, так еще приглашал знакомых на занятное зрелище.

2. Написать о замечательных событиях менее просто. Люди видят их, как правило, со своей невысокой колокольни и размах событий редко дается им оценить. Человек должен не только обладать зорким зрением, но и стоять как бы в стороне от места действия, быть лицом непосредственно незаинтересованным. Мы до сих не имеем ни одних сколько-нибудь мемуаров о советском периоде нашей истории. Странным образом мы -- это кто интересуется -- больше знаем о дореволюционной России, даже петровских временах, чем о довольно близких нам.

Вот что, например, писал Вальтер Скотт о "Хронике" Жак де Лалена, послужившей одним из источников его романа "Граф
Роберт Парижский":

"читаю  'Хронику'... историю любопытную, хотя и  однообразную  из-за  постоянных описаний похожих друг на
друга сражений, изображаемых все одними и  теми  же фразами. Словно перемываешь горы песка  ради  крупицы  золота" 

3. Еще труднее написать об обыденной жизни с характерными деталями, подробностями, нравами. Легче это сделать для ушедшей эпохи. Даль времени играет роль сепаратора: "было так, а теперь не так (или подразумевается, что не так)". Тогда флер определенного очарования охватывает даже то, что в свое время казалось обыденным и не заслуживающим внимания.

Так описывают ушедшую Москву Гиляровский.

Ну и в этой прошлой жизни нужно концентрироваться на характерных приметах времени и отмечать тенденции. Как это
умел делать Виктор Гюго. Структура его описания проста: тендеция + пример

Тенденция Вся жизнь протекала на людях.
Пример. Столы вытаскивали на улицу и обедали тут же перед дверьми; на ступеньках церковной паперти женщины щипали корпию, распевая марсельезу;

Тенденция Зрелища привлекли огромные толпы,
Пример. на каждом углу пестрели афиши: "Осада Тионвиля", "Мать семейства, спасенная из пламени", "Клуб беспечных", "Папесса  Иоанна", "Солдаты-философы", "Сельское искусство любви".

Тенденция Немцы стояли у ворот столицы
Пример. ходил слух, будто прусский король приказал оставить для него ложу в Опере

Тенденция Все было страшно, но никто не ведал страха
Пример. Некто Сэран, прокурор, узнав, что на него поступил донос, сидел в ожидании ареста у окна в халате и ночных туфлях и играл на флейте.

Тенденция Всем было недосуг. Все торопились.
Пример. Казалось, весь Париж переезжал с квартиры на квартиру

Тенденция Отжившая свой век монархия шла на слом
Пример. Лавчонки старьевщиков уже не вмещали корон, митр, позолоченных деревянных скипетров и геральдических лилий -- всякого старья из королевских дворцов... Ветошники бойко торговали церковным облачением.

4. В судьбе, в том числе и собственной, нужно описывать не только то, что было, но и нащупать линию жизни, вокруг
узловых пунктов которой группируются события, опуская сопутствующие, и укрупняя, а где-то даже переиначивая
имевшие место быть. Находя характерные детали и высвобождая из вязи не идущих к делу мелочей.

Так писал Августин. Его линия жизни -- приход к богу.

1. Наше время как-то не доставляет нам возможности общения с великими людьми. Ау! нет политиков, нет писателей, нет
ученых...  А если и есть, то они лишены паблисити, поэтому их  величие не выходит за рамки знавших их. Мне довелось работать с замечательными программистами. Великие они или нет -- черт их разберет. Но в ходе выполнения проектов я не мог не поражаться их уму, изобретательности, э-э-руд-и-ции 
(даже выговорить трудно, ибо их умственный кругозор за пределами их специальности оставлял желать много лучшего.

Но если я напишу о чудачествах имярек, у которого за хороший анекдот на экзамене  можно  было отхватить по меньшей мере трояк при полном незнании предмета, кого я заинтересую, кого удивлю, если подобных чудачеств среди нас, простых людей пруд пруди.

Обучаясь в Литературном я видел многих известных писателей.
Правда, тесным общением похвастаться не могу. Однажды около 2 часов провел в тесном общении в довольно узком кругу с
Шукшиным. Он сидел в сторонке, что-то чиркал в блокноте, перебрасывался репликами с ребятами, потом встал и ушел, без какого-либо внимания со стороны компании. Если бы я
знал, что это великий писатель, я бы, конечно, смотрел на него во все глаза.

А так... Хотя эта встреча и была незадолго до его смерти, но кто тогда знал Шукшина? Шукшина -- писателя. Ну да "Два Федора", "Журналист",  может быть "Живет такой парень", (хотя не факт. там скорее  Куравлев, чем Шукшин). Но подобными знаменитостями в Москве  мало кого можно было удивить. Его слава вспыхнула как-то вдруг после его смерти, а при жизни это была рядовая для Москвы известность. Вот эта-то его неизвестность при жизни и громкая после смерти и кажется мне сейчас самым любопытным в той встрече.

Что касается людей любопытных, чудиков разного рода, то таких всегда было через край. Но люди, как-то отмечая их
чудачества, редко концентрируют на них огонь своего внимания.

Меня, например, всегда поражала особая категория людей, т. н. книголюбов. Один из них жил по соседству. У него была
библиотека в 5 тыс. томов в квартире таких же габаритов, как та, в которой жил я. Но у меня чуть больше 2 тыс., однако и те захламляли собой все пространство. А у него нет, Так аккуратно было организовано его хозяйство: так под
самодельные книжные полки у него оборудованы углы за дверью, которые обычно у нас малоизобретательных пропадают неиспользованными.

А как он любил книги! Как детей. Возился с ними, лелеял, переплетал сам. Особенно в бумажных переплетах, которые в советском исполнении рассыпались при чтении. При этом он щепетильно следил, чтобы в его библиотеке было все только
самое лучшее, и частенько приглашал меня для консультаций за рюмкой чая (с классным коньяком).

Вот только любовь его была платонической. Ибо до чтения его глаза не доходили.

-- Когда мне читать. Работаю начальником цеха без выходных и проходных. Сад, машина. Вот выйду на пенсию и буду читать.

Как легко догадаться, до чтения дело так и не дошло. А вот составление подробного каталога -- он даже немного приплатил мне за консультации -- прекрасно оформленного и переплетенного -- было занятием всей его старости.
 
МЕМУАРНЫЕ СХЕМЫ

Как обо всем этом писать, давно известно, и ничего здесь придумывать не надо. Поэтому лучше всего мемуары описанных типов писать по лекалам классическим образцов жанра. Лекала
эти давно отработаны и содержат схемы на все случаи жизни

1) Комментарии к уже написанным мемуарам. Это когда кто-то уже написал о твоем времени, эпохе, людях, которых ты знал. А ты просто дополняешь написанное, а чаще исправляешь.
Классический образец жанра "Мемуары"  Сен-Симона. Не зная, чем заполнить старческий досуг, ему попались мемуары
другого герцога, некоего Данжо. Тот также обитался при дворе короля-солнца и день за днем заносил свои впечатления. Сен-Симона эти мемуары сильно разозлили. Быть при дворе, все видеть и при этом ничего не увидеть -- это надо суметь. И он стал переписывать эти мемуары, дополняя их живописными подробностями, ускользнувшими от Истпарта

2) Эпизоды великих событий, свидетелями которых тебе довелось быть. Ларошфуко "Удивительные события, случившиеся
на моей памяти". Это история XVII века, но не как она отразилась в учебниках, а как она виделась наяву. В частности, для нас это "век науки", а для современников это был "век святых". Об одном из них рассказывает Ларошфуко. Дуэлянт, любитель женщин, он вдруг "просветлел и
раскаялся", и совершил босым путешествие из Парижа в Рим.   

3) "Люди, с которыми мне довелось встречаться". Гончаров,
особенно о Белинском и о слугах старого времени. Очень сочные портреты. В Белинском он отмечает его прекраснодушие. "Если бы у меня был миллион, я бы отдал его на социализм", мечтательно говорил больной, нуждающийся критик. Кому отдал, как отдал? спрашивает писатель. И добавляет, а ведь отдал бы не колеблясь

4) Линия жизни. Августин "Confessions"

5) Расширенная анкета. Нушич "Автобиография", автор  приводит ту анкету, которую он должен был представить в Академию словесности, куда его после долгих мытарств пригласили. Но отвечая на стандартные вопросы подобных
анкет, писатель, конечно же, не мог удержаться от хохмовых комментариев к ним

6) История духовных исканий. Стивенсон "История моих книг (имеется в виду, читанных мною книг)". Ценно, что писатель приводит не только  читанные книги, но и какое они на него произвели впечатление. К "Трем мушкетерам" он, например он замечает, что ему нравится больше не задорный недоросль этого романа, а умудренный опытом и пониманием жизни, несколько скептический и усталый от нее д'Артаньян "20 и 10 лет спустя"

7) Путешествия по местам боевой славы, когда сами места напоминают о связанных с ними собитиях. Руссо "Записки
одинокого прогульщика". Писатель любил ходить пешком по окресностям Парижа, собирая гербарий, встречаясь и подолгу
разговаривая со случайными знакомы. Об этих прогулках он вел дневник, а потом, перечитывая его, дополнял своими
мыслями о науке, философии, своих жизненных впечатлениях

8) Интервью или беседы со знаменитыми и интересными людьми.
Эккерман "Мои беседы с Гете". Как и Руссо, Эккерман, будучи секретарем великого писателя, просто заносил заметки о разговорах с великих поэтом, а уже после смерти того, дополнял их своими воспоминаниями. стараясь ничего не
вносить от себя.

НАРОДНЫЕ АФОРИЗМЫ

ЦИТАТЫ И ВЫПИСКИ
http://proza.ru/2023/05/10/475

Эти народные афоризмы были у всех на
слуху в годы моего детства. А сейчас, когда я иногда употребляю их, люди искренне смеются, будто слышат их впервые. Если они ушли из фольклора будет очень жаль. Поэтому и напоминаю их тем, кто не знал да забыл

1). Все полезно, что в рот полезло

2). Сон ещё никому не вредил

3). Лучше переесть, чем недоспать

4). Большому куску рот радуется

5). На халяву пьют и трезвенники и язвенниики

При этом часто добавляют: не пьет только телеграфный столб. И то лишь потому, что у него чашечки вниз

6). Голова болит -- жопе легче

7). Кто не курит и не пьет,
Тот здоровеньким умрет

8). Всю жизнь учись -- дураком помрешь

9) Поздно пить боржоми, когда почка отвалилась

10) Курение -- вред для некурящих

11) Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет

12) Если они думают, что мы получаем, пусть думают, что мы работаем

13) Битие определяет сознание

14) меньше знаешь, крепче спишь

15) Чтобы много получать, надо мало учиться.

16) День аванса, день зарплаты -- две моих любимых даты

17) Мечтать не вредно

18) Талант не пропьешь


Рецензии
Я думаю, что это хорошая,а, главное, нужная статья. А кто как воспользуется - не от автора зависит. Я, по крайней мере, попробую, хотя знаменательного в жизни было мало.Пока что написал в этом жанре "Тень махновца", "Незаметный человек", "Мост через реку Быстрица" - далось нелегко.
Успехов.

Геннадий Шлаин   22.06.2023 09:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.