Передай дальше!

«Бабушка Ганя",  Агафья Михайловна Парунова (фото вверху слева), младшая сестра моей бабушки Татьяны была отчаянной комсомолкой и атеисткой в молодости. Когда  во время бума атеистической политики Советов никто не решался вынести иконы из церкви, бабушка Ганя вызвалась сделать это. Вскоре после сего ее единственный сын подорвался  насмерть на японской гранате (дело было на Дальнем Востоке, после окончания гражданской войны и интервенции: поля и леса очень долго были усеяны подобными "подарками").. Это потрясло Агафью Михайловну, и она обратилась к религии - но не к православию, а к баптизму. При этом была такой же беззаветной активисткой и у евангелических христиан. Все время проповедовала.
 
Помню, в подростковом возрасте,  был у нее в гостях. Она угощала меня блинами. А сама, встав рядом, "обращала" мою заблудшую душу. Помню, с каким огромным воодушевлением, воздевая палец к небу, баба Ганя рассказывала о том, как  Иисус Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами. Я, четырнадцатилетний оболтус, с аппетитом уплетая исключительно вкусные блины, внутренне посмеивался над пафосом и восхищенным самозабвением бабушки.

Прошли годы. Давно уже нет в живых Агафьи Михайловны. Смотрю на ее фотографию  и вспоминаю древнерусскую поговорку: "Чему посмеяхомся, тому же и послужиша..."

Дедушка Александр Васильевич  Бобылев (фото вверху справа) тоже был баптистом, но не фанатичным, в отличие от "бабы Гани".Его супруга и наша бабушка Татьяна Михайловна Парунова (фото внизу слева) выросла в молоканской семье. В их селе Александровка (недалеко от Благовещенска) половина жителей были молокане, а половина - баптисты. Дедушка любил шутливо сравнивать тех и других. Баба Ганя этого не выносила. Она воздевала палец к небу и негодующе возглашала: "Не кощунствуй, Александр!! Не кощунствуй!!!"

С таким же юмором дед рассказывал о хозяине постоялого двора - православном купце, который всегда начинал день с публичной молитвы. Встанет перед иконой, перекрестится, скажет несколько молитвословий - что-то вспомнит - крикнет: "Федька, ты не забыл почистить конюшню?" Потом опять крестится и снова: "Манька, приготовь-ка на обед поросенка!" - опять крестится, молится,  и дальше все по тому же сценарию... Рассказывал также, как молоканские "деды" сидят в ряд, ведут благочестивые беседы, а парни их на задворках курят тишком и пьют водку...

При этом вера у деда Александра была глубокая, "нутряная". Простодушно говорил: "Вот Ленин со Сталиным удивятся, когда встретятся с Богом..». Он был, как я уже писал, тихим, кротчайшим человеком.Обладал словесным даром и непередаваемым юмором: даст кому-то прозвище - в "десятку". Папу называл "барином", а меня "баринком" (обыгрывал при этом имя -"Боря").

  Надо сказать, что сама бабушка Татьяна была также полностью лишена фанатизма. Никаких попыток настойчивого "обращения" меня или сестры никогда со стороны деда Александра и бабушки Татьяны не было (их совместное фото – справа, внизу). При этом с Библией я впервые познакомился у них. Беру однажды Библию с намерением почитать ее (мое отношение к ней было примерно таким же, как и к любому художественному произведению). А бабушка, как бы завидуя, произносит: "Когда я впервые читала Библию, не могла оторваться... Это такое интересное, увлекательное чтение…Все забываешь.  История Иосифа – сколько раз потом я ее перечитывала.». 

Последние двадцать лет свой жизни бабушка Татьяна была инвалидом: во время корчевки пней на участке, предназначенном для строительства их дома в предместье Хабаровска Бычиха (ей было тогда 57 лет), бабушка получила обширный инсульт. Парализовало левую часть тела: она могла передвигаться только с костылем. У нее была несколько затруднена речь, но свой разум и свою несокрушимую волю она сохранила до самой кончины. Каждый день, перед сном, сидя на кровати, она долго и горячо молилась, поминая всех нас, всех родственников.

Тогда эта молитва полупарализованной бабушки была  для меня всего лишь «фоном», своеобразным атрибутом быта предков. Я не вслушивался в ее слова, не стремился понять их смысл. Но, полагаю, помимо моей  воли и сознания, бабушкина молитва, обращенная ко Христу, в конце концов, проникла «до разделения души и духа, составов и мозгов».

Помню последние часы жизни бабушки Татьяны. У нее случился второй обширный инсульт. Мы пришли к ней в больницу. Она была в бессознательном состоянии. Не реагировала  ни на чьи слова, ни на чьи прикосновения. Но тут я взял ее руку  - она крепко сжала ее и долго не отпускала: "Передай дальше!"

Через десять лет после кончины бабушки Татьяны я крестился, стал христианином.


Рецензии
Борис, спасибо за потрясающую историю обретения веры. Я Библию открыл в 12 лет. Меня она потрясла. Я был удивлён, что там описывается весь наш мир и правила поведения в нем. Я всегда любил читать, но ещё ни у одного автора, ни в каком-либо произведении, не прочитал такую ясную и сжатую картину мира, данную целиком, а не кусками. Я даже купил записную книжечку и выписывал особо понравившиеся мне притчи, высказывания Христа и Апостолов.

С уважением!

Эдуард Тубакин   11.05.2023 13:51     Заявить о нарушении
Да, Господь, стоит и стучится у дверей нашего сердца. Библия - Его голос...

Борис Бобылев   12.05.2023 07:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.