Блок. Женщина. Прочтение

Женщина
 

 


                Памяти Августа Стриндберга

 




                Да, я изведала все муки,
                Мечтала жадно о конце…
                Но нет! Остановились руки,
                Живу –  с печалью на лице…
 
                Весной по кладбищу бродила
                И холмик маленький нашла.
                Пусть неизвестная могила
                Узнает всё, чем я жила!
 
                Я принесла цветов любимых
                К могиле на закате дня…
                Но кто-то ходит, ходит мимо
                И взглядывает на меня.
 
                И этот взгляд случайно встретя,
                Я в нем внимание прочла…
                Нет, я одна на целом свете!..
                Я отвернулась и прошла.
 
                Или мой вид внушает жалость?
                Или понравилась ему
                Лица печального усталость?
                Иль просто — скучно одному?..
 
                Нет, лучше я глаза закрою:
                Он строен, он печален; пусть
                Не ляжет между ним и мною
                Соединяющая грусть…
 
                Но чувствую: он за плечами
                Стоит, он подошел в упор…
                Ему я гневными речами
                Уже готовлюсь дать отпор, —
 
                И вдруг, с мучительным усильем,
                Чуть слышно произносит он:
                «О, не пугайтесь. Здесь в могиле
                Ребенок мой похоронен».
               
                Я извинилась, выражая
                Печаль наклоном головы;
                А он, цветы передавая,
                Сказал: «Букет забыли вы». —
 
                «Цветы я в память встречи с вами
                Ребенку вашему отдам…»
                Он, холодно пожав плечами,
                Сказал: «Они нужнее вам».
               
                Да, я винюсь в своей ошибке,
                Но… не прощу до смерти (нет!)
                Той снисходительной улыбки,
                С которой он смотрел мне вслед!
                Август 1914






     Юхан Август Стриндберг (швед. Johan August Strindberg,   1849 г.,  – 1912) – шведский—  писатель и публицист. Представитель шведского романтизма, основоположник современной шведской литературы и театра.
     «Галлюцинации, фантазии и мечты для меня очень реальны. Если я вижу, что моя подушка принимает различные человеческие формы, тогда эти формы есть; и если кто-то скажет мне, что она существуют только в (моём) воображении, тогда я скажу: — Только вы говорите! – То, что видит моё внутреннее око, для меня является более важным!» (Стриндберг в письме в 1897 год)
      Выдающийся русский поэт Александр Блок написал некролог «Памяти Августа Стриндберга», заканчивающийся словами:
     «Для Стриндберга не страшно многое, что страшно для других, и, может быть, больших, чем сам он, учителей…
     Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Это – лаборатория для студентов, большая комната, свободная в утренние часы, когда мозг работает ритмически; и сам Стриндберг – утро, тот час, когда начинается большая работа. Он – менее всего конец, более всего – начало. Благоговейное изучение его – есть тот труд, который молодит усталые души.»

     – «Да, я изведала все муки…» – в черновиках эти “муки” перечислены:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
          «
          Тот разлюбил меня и бросил,
          А этот ... просто дикий зверь:
          Он слишком униженно просит,
          Ему я показала дверь!
          »

     – «Мечтала жадно о конце…// Но нет! Остановились руки…» – была попытка самоубийства.

     – «Живу –  с печалью на лице» – в черновиках:  «И вот живу – с рубцами на лице».

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
      «
      В стихотворении отражены автобиографические мотивы, а также темы, навеянные творчеством А. Стриндберга. Анализ стихотворения "Женщина" в различных контекстах (автобиографическом, литературной традиции, творчества Блока) дан в статье Минц З.Г. Стихотворение Ал. Блока "Женщина" // Поэзия А. Блока и фольклорно-литературные традиции. Омск, 1984. С. 65-77. Непосредственные литературные источники стихотворения указаны в статье Шарыпк:ин Д.М. Блок и Стриндберг //Вестник ЛГУ. М 2. Сер. Истории, языка и лит. Вып. 1. Л., 1963. С. 91. Первый из них отрывок из гл. "Кладбищенские очерки" романа Стриндберга "Ад", написанного от лица главного героя – писателя: «Однажды утром в июне я вижу молодую женщину, прогуливающуюся взад и вперед по главной аллее. На ее лице нет страданий; она, очевидно, кого-то ждет, и ее беспокойный взор прикован к главному входу, куда так много входит людей, чтобы никогда уж не возвратиться. Неудавшееся свидание, да и не особенно приятное в отношении места, думаю я и ухожу с кладбища. На следующее утро я снова встретил ее. (... ) Я видел ее каждый день. Она становилась все бледнее и бледнее, страдание облагородило ее лицо. Она ждет, но он все не приходит. ( ... ) Она ждет его день и ночь! Быть может, она сумасшедшая? Да, она – жертва великого безумия: "любви"!( ... } И так медленно она умирает.» (Стриндберг А. Поли. собр. соч.: В 15 т. 2-е изд. М., 1910. Т. 2. С. 59-60).
     В стихотворении также преломились сюжетные коллизии драмы Стриндберга "Виновны – невиновны". Ее главный герой драматург Морис, влюбившись в демоническую женщину Генриетту, желает смерти своему маленькому .ребенку от другой женщины - Жанны. Когда же тот, точно повинуясь желанию отца, умирает, Морис ощущает себя невольным мистическим убийцей, его чувство к Генриетте переходит из любви в ненависть, она же смеется над его горем.
     Блок видел эту пьесу в Тернокском театре на Вечере памяти А. Стриндберга 14 июля 1912 г. Л.Д. Блок играла роль потерявшей ребенка Жанны. В письме матери от 15 июля 1912 г. Блок писал: «Спектакль был весь праздничный и, несмотря на некоторые частные неудачи, был настоящий. ( ... } Все первое действие Люба не сходила со сцены и наконец по-настоящему понравилась мне как актриса: очень сильно играла. Действие происходит в церкви, Жанна (которую она играла) стоит среди церкви с ребенком на руках и произносит слова, полные страшных предчувствий (пьеса написана тогда же, когда "Infemo"); Люба говорила наконец своим, очень сильным по звуку и по выражению голосом, который очень шел к языку Стриндберга. Впервые услышав этот язык со сцены, я поразился: простота доведена до размеров пугающих: жизнь души переведена на язык математических формул, а эти формулы, в свою очередь написаны условными знаками, напоминающими зигзаги молний на очень черной туче».
     В стихотворении также отразилось блоковское переосмысление стриндберговских воззрений на биопсихологическое противостояние мужского и женского начала. Введение этой темы подчеркнуто заглавием и подзаголовком стихотворения. В блоковской картине мира этих лет существенно противопоставление "женского" начала, как пассивного, отрицательного, и "женственного", продолжающего быть олицетворением идеала Красоты. В свою очередь, "мужское" начало противостоит не только "женскому", но, как также несовершенное, находится в оппозиции началу "мужественному".
     В статье "Памяти Августа Стриндберга" Блок писал: «В жизни Стриндберга было время, когда все женское вокруг него оказалось "бабьим"; тогда во имя ненависти к бабьему он проклял и женское; но он никогда не произнес кощунственного слова и не посягнул на женственное; он отвернулся от женского только, показав тем самым, что он не заурядный мужчина, так же легко "ненавидящий женщин", как подпадающий расслабляющему бабьему влиянию, а мужественный человек, предпочитающий остаться наедине со своей жестокой судьбой, которую только и способна  принять честная и строгая душа.» (СС-8(5) [СС-8(1-8) - Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л., Гослитиздат, 1960-1963.] • С. 467).
     По Блоку "мужественное начало" непосредственно связано с героем "стриндберговского типа", вариантом "нового человека", противостоящего "страшному миру". Как пишет З.Г. Минц, «В стихотворении мужской и женский миры не только полностью противопоставлены, но и наглухо закрыты друг от друга. "Мужскому" началу, в духе Стриндберга, отдается безусловное предпочтение перед "женским"» (С. 76).
     Литературные мотивы стихотворения слиты с автобиографическими, связанными со смертью в 1909 г. ребенка Л.Д. Блок, могилу которого Блок впоследствии не однократно посещал.
      »


Рецензии