Бог с ними

   Старенькой стала Марфа Никифоровна. И то сказать, вот-вот - 90!
Ей и самой не верится, что это она такая. И никак не может смириться с тем,
что древняя - это о ней.

   Марфа сохранила острый ум, умение интересно, плавно, не подыскивая слов, рассказывать. Очень набожная, никогда это не выпячивала, не навязывала
своих убеждений, не осуждала за откровенное неприятие их. Вообще никогда
никому ничего не доказывала, а если кто-то случайно или намеренно был
с ней непочтителен или даже груб, смиренно говорила: Бог с ним...

   Домик Марфы Никифоровны небольшой, но ухоженный, поддерживается,
где своими силами, где с помощью старшей дочери Елены и её детей.
Войдёшь в дом, как в благодать попадаешь: чистота и запах... неуловимый, благородно-приятный.

   Соседки ей говорят: как у тебя хорошо, Никифоровна!
   - Я тут молюсь. Должно быть хорошо, - только и скажет она.

   У Марфы Никифоровны нет, как в некоторых домах, иконостаса.
Всего одна икона с ликом Спасителя. Очень старинная. Со своей историей.

   Отец Марфы Никифоровны очень богатым был. И знался с богатыми.
В своей ранней молодости был у одного купца в доме. Тот повёл его что-то посмотреть.  А в углу кладовой всякий хлам сложен.

   - Что это у вас тут? - полюбопытствовал парень.
   - Это негодное. На выброс или тряпичнику отдадим, что возьмёт.
 
   Вдруг под тряпьём парень увидел уголок киота. Потянул и вытащил икону.
Тёмная, почти чёрная, но волна от неё пронзила парня. Он и не понял,
что это было.
   - Можно я себе возьму? - почему-то очень тихо и почти робко попросил
хозяина.
   - Да конечно! Дай я тебе заверну её - испачкаешься.

   Парень привёз икону домой. Сам протёр её осторожно, трепетно
и поместил в иконостас. А на утро все обомлели: сияла она...
Марфа Никифоровна говорит: "как жар горела!" И досталась она
Марфе от отца в наследство или как подарок, когда была уже
замужем. Так выделил он свою дочку-любимицу.

   Расположена эта икона у Марфы высоко в углу, украшена вышитым
полотенцем. Перед ней висит лампада. Тоже старинная. Красивая.
Всегда заправлена.
Марфа Никифоровна сама её заправляет, осторожно взбираясь на стул.

   Много детей у Марфы. Взрослые давно, у самих дети и внуки, но особая
её забота - младшая дочка, Екатерина. В жизни Екатерины всё хорошо
складывалось - выучилась, стала медсестрой. На работе в уважении и почёте,
и дома все бегут к ней - кому уколы делает, кому массаж, кому перевязку... Благодарны ей люди.

   И вдруг, такая беда у Екатерины: на её глазах погиб
единственный пятилетний ребёнок. Играя в саду, он забрался на дерево -
хотел посмотреть в гнездо птичек. Мать увидела, стала уговаривать
слезть, подсказывала, за какую ветку держаться, на какую наступить,
но он сорвался...

   Катерина и раньше не была религиозной. Совсем не была.
Даже родившегося Сашу не разрешила крестить. "И почему она такая?" -
недоумевала мать...
   И вот он погиб. Екатерина лба не перекрестила ни разу,
хотя бы подумала, а вдруг Там  от этого душеньке ребёнка лучше будет? 

   Однажды Катя рассказала матери сон:
   - Иду мимо детской площадки. Все детишки играют вместе, а мой Саша
сидит на травке отдельно... один... грустный... травинки перебирает.
Я заплакала... Мать ей сказала - некрещёный он, вот и отдельно.

   - Перестань, мама, надо же чему-то сниться, - оборвала Екатерина.

   Потом дочь у Кати родилась. Теперь-то дочь уже взрослая и...
тоже некрещёная. Даже такой сон Катерину не насторожил.
Впервые Марфа Никифоровна заговорила с дочерью о Боге,
но та и слушать не стала.
А дочь Екатерины перед замужеством сама сходила в храм,
поговорила со священником и покрестилась.

   Все трое сыновей Марфы с первого дня и до победы были на фронтах
Великой Отечественной войны. Они воевали, а она
молилась о них ежечасно, ежеминутно. Перед образом  Спасителя,
подаренным батей, ночами в молитве стояла на коленях.
Вымолила: все трое пришли невредимыми.
У Ивана только была рана в левую руку, она не помешала ему воевать.

   Перед лицом такой великой беды сплотилась семья, делились каждым куском
хлеба, помогали родителям и друг другу. Выстояли! Ни один не умер
от голода и болезней. После войны устраивали жизнь, стремились к лучшему.
Добром и трудом шли, не нахрапом. Отец семейства умер уже после войны,
оставив жену свою Марфу на попечение Бога, самой себе и детей...

   И пришло время, тяжко заболела Марфа Никифоровна. Слегла.
Забрала её к себе Екатерина. Всем разослала письма с сообщением
о тяжёлой болезни матери. Приехали. Поздоровались, обнялись, прослезились. Поговорив с матерью минут десять, ушли в другие комнаты:
кто из сумок выкладывает продукты, кто подарки раздаёт.

   Матери так хочется смотреть на них, слушать их разговоры,
но... около неё сидит одна старшая дочь - Елена. Не отходит.

   Подошла средняя дочь - Варвара:
   - Мама, я тебе деньги должна, пусть они будут у меня, а умрёшь,
я на них все службы тебе закажу. Я в храме и отца Симеона,
и о.Владимира знаю. Всё, как надо, сделают. Земле придадут...
   - Варя! Уйди отсюда! - сдавленно, сквозь зубы процедила Елена.
   - Да чего ты? Я ж, как лучше! - поджала губы Варвара.
   - Уйди, я сказала!

   Варвара спешно вышла. 

   Через несколько дней дочь Елены - Лариса приехала, подошла к бабушке,
обняла. Марфа оживилась:
   - Я тебя ждала, внучка... Так ждала...
   - Не могла я раньше - работа. Как ты, бабушка?
   - Ничего. 
   - Вот и хорошо, что ничего. Ты же не в первый раз так болеешь?
   - Ооо, я очень тяжело болела. И не раз, но выкарабкивалась...
Сон мне был или видение... Подошёл к моей кровати старичок, весь в чёрном.
Откинул одеяло, стал руками живот мой трогать и вдруг живот открылся,
а там мусор какой-то и... гвозди, погнутые, ржавые.
   - Что он с ними делал, бабушка?
   - Выбрасывал. Все ли выбросил, не знаю...
   - Да все! Все, бабушка! Ты ещё поживёшь! Ты сильная. Ты нам нужна!

   Внучка вышла, а к матери снова подсела Елена, остальные - кто на кухне,
кто в гостиной телевизор смотрит... между собой общаются.

   Больная мать поворачивает голову к Елене:
   - Они все там, не разъехались?
   - Нет, мама, не разъехались. Разговаривают...
   - А что ты с ними не посидишь?
   - Да они всё о своём, я, как-то, и не вписываюсь.
   - А ты не горюй об этом и не обижайся. Мой батя купец был.
Умирал - я тоже одна около него была. А они добро делили. Мне мало
досталось... Зато батя своей рукой передал. Тайно ото всех...
Все жадные подохли давным-давно. А я всё живу, Бог дал...

   Елена ушам своим не поверила, чтобы мать такая сдержанная, так
сказала?!
   - Мама! Вдруг наши услышат! Не говори так!
   - Пусть услышат, а не услышат - сама им скажи.
Ты сходи ко мне домой и возьми у меня икону. Отдай её дочке твоей,
Ларисе. А им она никому не нужна.
Они приценивались, за сколько можно продать...

   Больная говорила трудно, натужно, вдруг перешла на шёпот.
Елена наклонилась к ней, стараясь разобрать, что она говорит.
   - Лёна, ты плохо слышишь? -  мать звала дочь - Лёна.
Елене не хотелось говорить, что речь у матери нарушилась,
голос слабый, поэтому она ответила:
   - У меня в ушах шум. Мешает мне.

   - В кого ты у нас такая глухая?- даже с какой-то досадой
сказала мать. - Как же секрет тебе рассказать, чтобы никто не узнал?

   - Мама, а ты по одному слову говори. Даже и услышат - по одному-то
слову не поймут.

   - Печь... дымоход... жестянка-коробочка... Возьми... Сразу... не трать...
С умом... - Сказала мать и смотрит - услышала ли дочь?
Дочь поняла - расслышала, но какая-то отрешённая, не трепыхнулась даже.

   Марфа помолчала, будто раздумывая, что ещё сказать, и вдруг
впала в тяжкое забытьё. Елена встала и пошла к своим братьям и сёстрам.
   - Как там мама? - спросил младший брат.
   - Ничего. В памяти. Сейчас заснула.
   - В памяти? А что-нибудь говорила?
   - Говорила. Вспоминала, что, как и я, она одна сидела около
умирающего своего бати.
   
   На следующий день сердце Марфы остановилось...

   Хоронили Марфу, как и подобает благочестивой христианке:
черничку пригласили читать Псалтырь, певчих позвали... Горели свечи,
всех одарили подарками на память об усопшей. 

   У младшего её сына спросил стоявший со свечой сосед:
   - Когда уезжаешь?
   - Завтра же. Я и так потерял целую неделю.
Это услышала внучка Лариса:
   - Не стыдно так говорить? Мать умирала, а ты терял время...
 
   Все что-то брали из дома матери. Екатерина спохватилась:
   - А где же икона? Я хотела её себе взять. Она дорогая!
   - Вот мама и велела мне взять икону. Она для вас не святое,
а только рубли...

   - Ты взяла икону, значит, доли тебе от продажи дома не будет, -
сказала Варвара, и все её поддержали. Не выдала Елена Варвару, что та
деньги матери должна... "Бог с ней",- впервые, как мать, подумала.

   Расстались все отчуждённо, будто каждому обида нанесена.
Ключи от дома Елене оставили, чтобы покупателям дом показывала.
Она ведь рядом с матерью жила.

   Долго Елена маялась после похорон. Плакала и терзалась: с потерей
матери не могла смириться и понимала к тому же, что братьев и сестёр
уже живыми потеряла.

   Наконец, не выдержала, пошла в храм, попросила батюшку поговорить с ней.
Всё ему рассказала, как росли, поднимались на ноги, дружней и милей
их в мире не было. Как помогали друг другу, выручали в трудную минуту.

   - Батюшка! Что с нами стало? Что нас так изменило? У меня
сердце разрывается!
   - В тебе непонимание и обида говорят. А что твоя мать говорила
об обидчиках?
   - Ничего, только однажды плохо сказала, да и то не за себя, за меня
ей обидно стало. А так всегда одно: "Бог с ними"...
И говорила с обидчиками, как ничего и не было.

   - Вот какой великий пример тебе для жизни, а ты маешься,
судить берёшься, разобраться пытаешься...

   - Спасибо, батюшка. Я поняла! - поклонившись, Елена вышла.
И увидела, что небо высокое-высокое! А Солнце золотое, ласковое,
доброе.

   Через несколько дней пришли первые покупатели.
Елена водила их по дому, рассказывала, что, как и где.

   - А печка хорошо топится, не дымит? Дымоходы чистили?
   - Не дымит...
   И тут Елену, как током прошибло: печка... дымоход... жестянка...

   Проводила она покупателей, взяла фонарик и стала в дымоход светить.
Еле рассмотрела подобие коробки. Оборвала проволоку, заделанную в кирпич,
сняла жестяную коробку. Открыла, а там царские наградные кресты
и штук тридцать золотых десяток.

   Думала-думала, что с ними делать? Раздать братьям и сёстрам -
не поверят они, сколько монет было, будут думать, что себе больше оставила, враждовать начнут. Себе оставить - что с ними делать?

   Четверо детей у Елены. Кому досталось богатство?
Эту загадку нам уже не разгадать.

   Сколько же лет с тех пор прошло? Много. Всех примирила мать сыра-Земля...
правых, и виноватых... Бог с ними...


Рецензии
Душевный и жизненный рассказ, дорогая. С первым Мая однако, Майская!

Фома Неверующий   01.05.2024 08:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.