Загадочная конференция по сознанию животных в Дхар

Эта статья опубликована вне проектов, т.к. она интересна для двух их них. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


C 1 по 5 мая на севере Индии, в Дхарамсале, где находится резиденция Его Святейшества Далай Ламы XIV, прошла первая международная конференция «Сознание животных». Ее научной целью был обзор теоретических и экспериментальных проблем исследования сознания в животном мире. Признание же наличия сознания у животных расценивается учеными, как аналог коперниканского поворота в исследованиях сознания. Подобно тому, как благодаря Н. Копернику, произошел отказ от геоцентризма в положении Земли в космосе, так сейчас происходит отказ от антропоцентризма в проблеме сознания. Это, конечно, не самый первый международный форум ученых, посвященный сознанию животных. В 2012 г. на очередной международной научной конференции, посвященной памяти лауреата Нобелевской премии Ф. Крика, была принята известная Кембриджская декларация о сознании животных; ее подписали участники конференции, среди которых были крупные ученые. Очевидное отличие международного форума в Дхарамсале от форума в Кембридже состоит в том, что в первом кроме ученых принимают участие и буддисты во главе с ЕСДЛ.


На этой международной конференции в Дхарамсале были представлены программы исследований сознания млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, беспозвоночных, в частности, пчел, осьминогов, улиток. Одна из организационных целей конференции – подготовка почвы для более регулярной и крупной международной конференции в области исследований сознания животных (см. 4-хминутное видео «В Дхарамсале прошла конференция «Сознание животных»», 12.05.23, savetibet.ru). Прошедшая конференция стала результатом обсуждения учеными с ЕСДЛ проблемы сознания животных.  Ее организовали Институт перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова, московский Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма  «Сохраним Тибет»  в сотрудничестве с Библиотекой тибетских трудов и архивов (Дхарамсала) и Фонд содействия гуманному и ответственному отношению к животным «Кошка ветра» (Москва).


Я называю эту конференцию загадочной потому, что не смотря на отмеченное историческое значение происходящего парадигмального сдвига в научных исследованиях сознания я смог извлечь из сети только минимум конкретной информации об этом международном форуме ученых и буддистов.  Обычно у международной научной конференции есть собственный интернет-ресурс, где до ее начала публикуется ее программа, список выступающих с их краткими научными биографиями и аннотациями докладов. У этой конференции всего этого нет. 


Всю информацию о происходящем сейчас коперниканском повороте в исследованиях сознания, о программах исследований сознания животных, представленных на ней, я извлек из 4-хминутного ролика «В Дхарамсале прошла конференция «Сознание животных»», 12.05.23, savetibet.ru. На принадлежащем Фонду «Сохраним Тибет» сайте savetibet.ru, где регулярно публикуются материалы обо всех встречах ЕСДЛ с учеными, видео учений по тибетскому буддизму и другая профильная информация, до этого ролика было только краткое сообщение о начале конференции, из фотографии в котором можно было понять, что английский ученый рассказал о сознании пчёл, а также мнение ЕСДЛ, что согласно тибетскому буддизму, у насекомых есть сознание просто потому, что у них есть органы восприятия внешнего мира. А также, что, по его мнению, у ИИ не может быть сознания, т.к. поток сознания непрерывен, а у ИИ не может быть «предшествующего» сознания. А также, что наша вселенная возникла потому, что некоторые существа решили в ней жить, ну и причину того, почему ЕСДЛ так хорошо выглядит – у него умиротворенный ум.  Всё.


Поиск в сети позволил найти только рассказ журналистки РИА Новости Ольги Липич о докладе академика РАН П.М. Балабана о сознании виноградных улиток, размещенный на портале РИА Новости и перепечатанный официальной новостной лентой РАН (Академик Павел Балабан: у виноградной улитки есть зачатки эмоций и память. 11.05.2023. Отделение физиологических наук РАН). О нем также сообщило азербайджанское отделение Спутника, но не savetibet.ru или сайт «Кошка ветра» организаторов конференции. О чем на этой конференции рассказывали академик РАН К.В. Анохин, профессора Т.В. Черниговская, А.Я. Каплан и другие ученые, в т.ч. и зарубежные – загадка.


В целом же, как сообщает О. Липич на savetibet.ru, «Российских ученых представляют директор Института перспективных исследований мозга МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН, нейрофизиолог Константин Анохин, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО, профессор Татьяна Черниговская, заведующий лабораторией клеточной нейробиологии обучения Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, академик Павел Балабан, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ имени М.В. Ломоносова профессор Александр Каплан и другие крупные ученые. Среди зарубежных участников профессор психологии Николас Хамфри из Лондонской школы экономики, профессор Института истории и философии науки из Тель-Авивского университета Ева Яблонка. Всего же на форум приехали более 70 человек из России, Индии, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Швеции, Израиля, США, Канады, Японии, Австралии».


ПРИЛОЖЕНИЕ


Ученым, который на конференции в Дхарамсале рассказывал о разуме пчелы, был Ларс Читтка, в июле прошлого года вышла его книга на эту тему.


L. Chittka. The mind of a bee. Princeton University Press, 2022.


Я решил в качестве Приложения разместить материал, по объему превосходящий заметку. Это сокращенное и отредактированное Введение в эту книгу (совершаю ритуальные пришепетывания и притопотывания, т.к. Принстон строго настрого запрещает копирование и т.д. и т.п. – нет копирования, нет перевода, а есть его сокращенная редакция), которое, разумеется, есть в открытом доступе.  Как всегда отдельная благодарность разрабам ИИ переводчика Яндекса.


Я делаю это потому, что автор начинает с того, что не надо искать инопланетян в космосе, под которыми он имеет в виду разумных существ, устроенных совершенно иначе, чем мы. Такие есть и на Земле, вот, например, пчёлы. Для того, чтобы понять их, Читтка предлагает посмотреть на мир с их точки зрения, чему и посвящено введение.


Введение


Давайте предположим, что житель Венеры или Марса наблюдал бы за нами с высоты горы и наблюдал за маленькими черными пятнышками, которые мы образуем в пространстве, когда приходим и уходим по улицам и площадям наших городов
… Все, что он мог бы сделать, подобно нам, когда мы смотрим на улей, - это принять к сведению некоторые факты, которые кажутся очень удивительными; и из этих фактов сделать выводы, вероятно, не менее ошибочные, не менее неопределенные, чем те, которые мы предпочитаем делать относительно пчелы… "Куда они направляются и что они делают?" он спросит, после лет и столетий терпеливого наблюдения. "Какова цель их жизни или ее стержень? ...Я не вижу ничего, что управляло бы их действиями. Мелочи, которые в один прекрасный день они, казалось бы, собирают и наращивают, на следующий день они разрушают и разбрасывают. Они приходят и уходят, они встречаются и расходятся, но никто не знает, чего они ищут.

Морис Метерлинк, 1901


Понять разум инопланетных форм жизни нелегко, но если вам понравится этот вызов, вам не обязательно отправляться в открытый космос, чтобы найти его. Инопланетные разумы прямо здесь, повсюду вокруг вас. Вы не обязательно найдете их у млекопитающих с большим мозгом, чью психологию иногда
изучают с единственной целью - найти человечность в слегка измененной форме. У таких насекомых, как пчелы, такого соблазна нет: ни сообщества пчел, ни их индивидуальная психология даже отдаленно не похожи на человеческие. Действительно, их мир восприятия настолько отличается от нашего, управляются совершенно разными органами чувств, и их жизнями управляют настолько разные приоритеты, что их с полным основанием можно было бы считать пришельцами из внутреннего космоса.


Сообщества насекомых могут казаться нам отлаженными машинами, в которых индивид играет роль безмозглого винтика, но поверхностный инопланетный наблюдатель мог бы прийти к такому же выводу о человеческом обществе. На протяжении всей этой книги моей целью будет убедить вас в том, что у каждой отдельной пчелы  есть разум - что она осознает окружающий мир и свои собственные знания, включая автобиографические воспоминания; оценивает результаты своих собственных действий; и способна на базовые эмоции и интеллект - ключевые составляющие разума. И эти умы поддерживаются прекрасно проработанными мозгами. Как мы увидим, мозг насекомых совсем не прост. По сравнению с человеческим мозгом с его 86 миллиардами нервных клеток, мозг пчелы может насчитывать всего около миллиона. Но каждая из этих клеток имеет тонко разветвленную структуру, которая по сложности может напоминать полностью выросший дуб. Каждая нервная клетка может устанавливать связи с 10 000 другими клетками - следовательно, в мозге пчелы может быть более миллиарда таких точек соединения, - и каждая из этих связей, по крайней мере, потенциально пластична и может изменяться в зависимости от индивидуального опыта. Эти изящно миниатюризированные мозги - гораздо больше, чем устройства ввода-вывода; это машины биологического прогнозирования, исследующие возможности. И они спонтанно активны при отсутствии какой-либо стимуляции, даже ночью.


Каково это - быть пчелой?


Чтобы исследовать, что может находиться в сознании пчелы, полезно взглянуть на пчел от первого лица и подумать, какие аспекты мира были бы важны для вас и каким образом. Я приглашаю вас представить, каково это - быть пчелой. Для начала представьте, что у вас есть экзоскелет - как рыцарские доспехи. Однако под ним нет никакой кожи: ваши мышцы непосредственно прикреплены к броне. Вы все - твердая оболочка, мягкая сердцевина. У вас также есть встроенное химическое оружие, выполненное в виде иглы для инъекций, которая может убить любое животное вашего размера и быть чрезвычайно болезненной для животных в тысячу раз больше вас - но его использование может быть последним, что вы сделаете, поскольку это может убить и вас тоже. А теперь представьте, как выглядит мир изнутри кокпита пчелы. У вас зрение на 300°, и ваши глаза обрабатывают информацию быстрее, чем у любого человека. Вся ваша пища поступает из цветов, каждый из которых содержит лишь крошечную порцию, поэтому вам часто приходится преодолевать много миль до цветов и между ними - и вы сталкиваетесь с тысячами конкурентов, чтобы собрать эти лакомства. Диапазон цветов, которые вы можете видеть, шире, чем у человека, и включает ультрафиолетовый свет, а также есть чувствительность к направлению, в котором световые волны колеблются. У вас есть сенсорные сверхспособности, такие как магнитный компас. У вас на голове есть выступы длиной с руку, которые могут пробовать на вкус, обонять, слышать и ощущать электрические поля. И вы можете летать. Учитывая все это, что у вас на уме?


Трудности собирателя в дикой природе.


То, что находится в сознании животного (включая человека), представляет собой смесь информации из его эволюционной истории; информация, проходящая через сенсорные фильтры, которые он приобрел в ходе эволюции; информация, которую он запомнил из своего опыта; и вещи, которые он мог бы вообразить или предвидеть. Чтобы исследовать возможное содержимое разума, полезно подумать о том, что важно для рассматриваемого животного - что важно в повседневной жизни этого животного.  Например, вы можете быть совершенно уверены, что одна вещь, о которой рабочие пчелы не думают, - это секс: рабочие пчелы, как правило, стерильны, и женское размножение передается королеве. С другой стороны, цветы, вероятно, имеют совершенно иное значение в сознании пчелы, чем в нашем сознании. Поскольку растения могут превращать солнечную энергию в энергетический напиток - нектар, - они означают выживание отдельной пчелы и ее семьи. Пыльца - сперматозоиды растений - является не менее важным ресурсом для сбора, поскольку она содержит высокую концентрацию питательных белков.


Чтобы глубже понять, что, вероятно, могло быть на уме у существа, для которого цветы означают жизнь, представьте молодую пчелу в ее первый день вне дома. Задача состоит в том, чтобы запомнить местоположение дома и достопримечательности в его окрестностях, а также найти выгодные цветочные ресурсы. Более того, ожидается, что всего за несколько вылазок пчела принесет домой излишки, иначе ее младшие братья и сестры умрут с голоду. Ясно, что наша пчела-исследователь должна обладать большим архивом эволюционных знаний - например, ей не нужно учиться летать, и у нее есть врожденное знание о том, что цветные, пахучие точки на ландшафте могут быть цветами.


Однако существует множество форм информации, в отношении которых эволюция не снабдила пчелу необходимыми указаниями, поскольку многое непредсказуемо от одного поколения к следующему. Пчела не знает,  где растут цветы или как именно они выглядят; как с ними обращаться, содержат ли они нектар или пыльцу, являются ли они хорошим ресурсом или бедны; даже если они принадлежат к хорошим видам, они, возможно, уже истощены конкурентами. Все эти вещи должны быть исследованы и усвоены каждой отдельной пчелой. Другими словами, пчела должна многому научиться за свою короткую взрослую жизнь, составляющую, возможно, три недели, иначе она не сможет ни найти дорогу домой, ни стать эффективным собирателем цветов. Первый полет пчелы - самый опасный. У шмелей до 10 процентов собирателей никогда не возвращаются в свои родные колонии после первого вылета. Некоторые не справляются с задачей точного запоминания местоположения дома; другие становятся жертвами насекомоядных птиц или сидячих цветочных хищников, таких как пауки. Чтобы оценить проблему, представьте себе человеческих детей в такой ситуации. Чтобы примерно соответствовать способностям начинающей пчелы-собирателя, которой всего несколько дней от роду, давайте предположим, что нашим опытным детям уже исполнилось несколько лет (скажем, шесть лет, то есть они школьного возраста). Вы выпускаете их в дикую среду, то есть в среду без специально построенных запоминающихся ориентиров, таких как здания. Давайте упростим жизнь детям и избавим нашу окружающую среду от хищников. Их единственная инструкция - приносить обратно еду, которая, как и корм для пчел , находится, возможно, на расстоянии до пяти километров от дома. Им нужно заранее продумать, чтобы взять с собой достаточно провизии, чтобы пережить путешествие, а когда она закончится, проявить находчивость, чтобы найти свою собственную. Чтобы соответствовать сложности цветочных структур, давайте предположим, что пища должна быть извлечена из множества коробочек-головоломок, механику которых дети должны разгадать сами, без каких-либо указаний взрослых. Затем, без помощи доброжелательных прохожих, они должны найти дорогу домой. Как вы думаете, скольких вы увидели бы в конце дня, у кого также был бы значительный избыток еды? Ясно, что те немногие, кто мог бы добиться успеха, обладали бы экстраординарной пространственной памятью, хорошими поисковыми способностями и двигательными способностями к обучению, и точные суждения о качестве различных ресурсов.


В течение следующих нескольких дней у некоторых из них может получаться все лучше и лучше: запомнив наиболее прибыльные торговые автоматы, они сосредоточатся на их использовании (и узнают другие, подобные им), а также найдут более короткие пути, соединяющие лучшие места. Но ситуация не будет полностью стабильной. Давайте представим некоторую конкуренцию со стороны другой группы детей, а также некоторые непредсказуемые изменения, как в мире цветов: ранее выгодные места исчезают и появляются новые, требующие дальнейшего изучения. Это лишь некоторые из основных проблем, с которыми сталкивается пчела и которые, следовательно, могут занимать ее ум. В следующих разделах мы узнаем, что эти задачи требуют многих форм сложного принятия решений и эффективной организации памяти.


Разум покупателя в Цветочном супермаркете.


Цветы - это, по сути, половые органы растений, и их цвета, узоры и ароматы предназначены для того, чтобы заманить животных к сексуальному акту, который многие растения, учитывая их малоподвижность, не могут совершить без посторонней помощи: переносу пыльцы с мужских частей цветка на женские. Но пчелы обычно не предоставляют эту услугу бесплатно; они должны быть вознаграждены за свои усилия. С этой точки зрения системы опыления можно рассматривать как биологические рынки, на которых животные выбирают между "брендами" (видами цветов). на основе их качества (например, содержания сахара в нектаре) и растения конкурируют за "клиентов" (опылителей). Пчелы изучают рекламу, которую показывают цветы, и связывают ее с качеством продукта, содержащегося в каждом цветке. Предложения на этом рынке постоянно меняются: цветочная грядка, которая приносила пользу утром, может перестать приносить нектар к обеду или быть съедена конкурентами. Оно может снова принести пользу в то же время на следующее утро, но затем полностью увянуть через три дня. Пчелы-фуражиры должны обновлять свою информацию в свете этих изменений и совмещать эксплуатацию с поиском альтернативных источников.


Многое из того, как работает мозг пчелы, можно понять только тогда, когда принимаешь во внимание естественные вызовы постоянно меняющейся рыночной экономики, в которой ей приходится работать. Нагрузки, связанные с работой в таких условиях, часто выражаются в терминах физической работоспособности. Например, пчела может переносить вес своего собственного тела в нектаре и/или пыльце; ей может понадобиться посетить 1000 цветов и пролететь 10 километров, чтобы наполнить свой медовый желудок, можно только один раз; а для получения чайной ложки меда может потребоваться 100 таких поездок. Менее ценятся умственные усилия, необходимые на этом пути: при посещении 1000 цветов, пчеле приходится обрабатывать 1000 цветочных "коробочек-головоломок", механизм которых может быть таким же сложным, как управление замком, и нет двух совершенно одинаковых видов цветов с точки зрения механики, которую необходимо изучить, чтобы получить доступ к их содержимому. Пролетая над цветочным лугом, пчела постоянно подвергается бомбардировке раздражителями (цветовые узоры, смеси запахов, электрические поля) от множества цветков нескольких видов в секунду, требуя от пчелы обращать внимание только на наиболее значимые раздражители и подавлять остальные. Между посещениями 1000 цветов пчеле, возможно, придется отказаться от 5000 других цветов, которые либо незнакомы, либо были признаны недостаточно полезными, либо приносят пользу только в другое время суток. Во время поиска пищи пчеле также приходится преодолевать разочарование и риск умереть с голоду, обнаруживая десятки пустых цветков подряд, которые недавно опустошил конкурент, и она должна решить, когда сократить свои потери и ищите альтернативный источник пищи. Поскольку она продолжает осматривать по нескольку тысяч цветов в день, начинают вырисовываться правила; например, являются ли двусторонне симметричные виды цветов (такие как львиный зев) более полезными, чем радиально симметричные (такие как маргаритки), независимо от вида и окраски? Обычно считается, что изучение правил недоступно разуму насекомого, но, как мы вскоре обнаружим, трудности, связанные с работой в цветочном супермаркете, привели к появлению таких интеллектуальных операций у пчелы. Более того, просчитывая все эти непредвиденные обстоятельства, ей также приходится уворачиваться от атак хищников, а также помнить и избегать участки, где риск нападения хищников особенно высок. Она должна следить за местоположением своего дома, независимо от того, насколько извилиста траектория ее полета, и учитывать порывы ветра, которые могут сместить ее далеко от установленного маршрута.


Сложные решения, коммуникации и строительство дома


Наконец, вернувшись домой, пчела может обнаружить, что медведь раскапывает ее гнездо. Что делать? Должна ли она сначала разгрузить свой корм или напасть на медведя и рискнуть быть убитой? Должна ли она угрожающе жужжать вокруг головы медведя в надежде, что этого будет достаточно в качестве сдерживающего фактора? Или должна ли она хитро выжидать на ближайшем дереве, пока атака не закончится? Вы можете подумать, что этот выбор определяется врожденными приоритетами, но отдельные пчелы могут выбирать по-разному в соответствии со своими собственными предрасположенностями.


После того, как медведь уйдет, необходимо отремонтировать гнездо в дополнение к замене украденного меда. Построение пчелиных сот требует создания точно шестиугольных ячеек из кусочков мягкого материала, которые выходят из брюшка, причем размер ячеек примерно соответствует размеру тела пчелы. По неизвестным причинам эта задача включает в себя формирование подвесных цепочек из рабочих пчел. Пчелам приходится держаться за руки со своими сестрами, подвешенными в воздухе, в то время как ремонтные работы продолжаются круглосуточно. Ночью или днем, в типичном гнезде западных медоносных пчел всегда темно ( в неповрежденный медведем), а мир внутри не менее увлекателен и странен, чем внешний мир пчелы. Представьте себе 100-этажный небоскреб без окон, битком набитый людьми, как автобус в час пик. Все основные поверхности вертикальны, и люди постоянно снуют вверх и вниз по стенам. Как любой отдельный человек может знать, что делать, среди десятков задач, о которых должна позаботиться колония в целом? Большая часть общения пчел осуществляется с помощью феромонов (коктейлей химических веществ, выделяемых множеством желез, распределенных по всему телу – пятнадцать в случае медоносной пчелы) и с помощью электростатических сигналов, которые могут генерировать пчелы, которые они воспринимают с помощью механосенсорных волосков. Но медоносные пчелы также могут сообщать о местонахождении цветов, используя символические движения: странное моторное проявление, называемое языком танца. Собиратель исполняет сольный танец на вертикальной стене. Представляя себя пчелой, вы и несколько других пчел пытаетесь по движениям танцовщицы определить, где она нашла кладезь пищи.


Здесь темно, поэтому, чтобы прочитать ее движения, вам нужно прикасаться к ней на протяжении всего танца. Пчела делает это, кладя свои щупальца на брюшко танцовщицы и удерживая их там, пока танцовщица поворачивается и покачивается. Чтобы добавить эволюционную перспективу, представьте, что ваша жизнь зависит от того, насколько хорошо вы можете чувствовать и интерпретировать движения танцора. Некоторые из нас справились бы лучше на темном танцполе, чем другие. Некоторые вообще потерпели бы неудачу. У некоторых может быть талант к общению с помощью танцев в темноте, и они сразу же будут довольно хороши в этом; другие будут менее искусны в обучении общаться таким образом. Со временем, на протяжении многих поколений, происходил бы отбор как по особенно эффективным способам кодирования сообщений в танцах, так и по способностям к активной расшифровке кода.


Почему воображение других разумов важно для их понимания.


Некоторые философы могут возразить, что нет смысла пытаться представить себе такие странные альтернативные миры. Я не согласен; я думаю, что это чрезвычайно полезно. Я не могу точно представить, каково это - быть тобой (не говоря уже о любом другом животном), но я могу немного это сделать, зная тебя. Я не могу себе представить, видите ли вы красный цвет так же, как я, но я могу проверить, в какой степени мы с вами согласны называть одни и те же вещи красными, и в какой степени каждый из нас различает два похожих оттенка красного (чего пчела сделать не может). Я также могу представить, каково это - иметь сниженные сенсорные способности (это происходит, когда я снимаю очки или когда я на ощупь пробираюсь по темному подвалу и вынужден использовать свои тактильные ощущения, чтобы компенсировать недостаток зрения), и я могу немного представить, каково это - обладать сенсорной суперсилой, такой как X-лучевое зрение. Если бы я это сделал, это, безусловно, было бы доступно для экспериментов - например, вы могли бы измерить, насколько толстую стену может пробить мое зрение, смогу ли я определить цвет чьей-то одежды через стену и так далее. Такие тесты того, что может воспринять другое существо, помогают нам немного лучше представить его мир.


Вопрос, который так озадачивает некоторых философов - действительно ли непознаваемо, каково это на самом деле - быть каким-то другим животным? - вероятно, относительно бессмысленен. В конце концов, жить в альтернативном сенсорном мире кажется совершенно непривлекательным, как только вы к нему привыкаете. Только переход к приобретению новой сенсорной способности, если бы мы могли это сделать, был бы захватывающим; но он довольно быстро утратил бы свою странность, и тогда мы чувствовали бы себя нормально. Сенсорный восприятия становятся субъективными переживаниями в каком-либо значимом смысле только в том случае, если они связаны с эмоциональными переживаниями - в случае пчелы, возможно, это ее реакция на поиск источника пищи, спасение от нападения паука  или наблюдение за тем, как ее гнездо разрывает крупное млекопитающее. Мы узнаем дальше, что пчелы обладают состояниями сознания, которые по тем же критериям, что и для домашних и диких животных, безусловно, можно было бы квалифицировать как "эмоциональные состояния".


Чтобы исследовать, каково это - воспринимать жизнь с точки зрения любого животного, понимая, что важно для этого животного, то  сделанное выше, является необходимой отправной точкой. Если мы поймем, что животные, такие как пчелы, воспринимают мир с помощью совершенно иных сенсоров, чем наши, и что различные аспекты окружающей среды имеют отношение к их благополучию и выживанию, тогда мы сможем дать волю  воображению, защищенному от рисков антропоморфизации - неуместного перенесения психологии человека на животных.


Какие пчелы?


Размышляя о пчелах, большинство из нас думает о социальных видах, наиболее заметной из которых является одомашненная западная медоносная пчела Apis mellifera. Действительно, многое из того, что мы знаем о психологии пчел, было изучено у этого вездесущего вида и горстки других социальных видов, таких как шмели. Их социальная жизнь сопряжена с увлекательными аспектами психологии. Например, они используют очень сложные коммуникационные системы, которые обеспечивают эффективное разделение труда внутри колонии для обеспечения надлежащего питания, климат-контроля и защиты колонии. Тем не менее, лишь несколько сотен из более 20 000 видов пчел в мире являются социальными, и биология и поведение многих одиночных видов не менее увлекательны. Эти пчелы тоже заботятся о своих детенышах и строят для них дом, но они работающие матери-одиночки, поскольку их самцы, как и у общественных пчел, хороши только для секса. Одинокие самки сталкиваются со многими из тех же задач обучения, что и социальные пчелы - например, приобретают пространственную память для дома и изучают внешний вид различных цветов и технику обращения с ними. Пчелы-одиночки сталкиваются с дополнительными трудностями, связанными с тем, что они "мастера на все руки": в то время как социальные пчелы могут распределяйте задачи между группами специалистов. пчелиные матери-одиночки должны делать все это сами: находить подходящие места для гнездования, строить гнезда, защищать их от паразитов и хищников и обеспечивать выводок. Однако я не буду пытаться всесторонне охватить литературу по психологии этих многих видов пчел. Вместо этого я сосредоточусь на информативных примерах со всего мира пчел.


Рецензии