Мастер... история одной фотографии

                Точность - вежливость королей*
              ***
 Эх, не королевских я кровей... Даже рядом с дворцом не стояла ни разу...
Вот - опять опоздала...А уж так спешила, так спешила...
Весь путь от дома до УПК* - галопом; доскакала в пене, в мыле...
Михал Иваныч - наш преподаватель черчения - милейший интеллигентнейший
человек, ещё и дышит ко мне неравнодушно,
опаздывать к нему - просто свинство, но против генофонда не попрёшь -
ни разу ещё никуда вовремя не попала... И вот стою, как всегда, скребусь под дверью:
"Пусти-ите, п-жалуйста..."
Не то чтоб я очень хотела попасть внутрь - всё как раз наоборот:
когда учебные места на комбинат распределяли, я уж было подумала:
"Сбылась-таки моя мечта! На художественное отделение кандидатов, кроме меня,
всё равно нет - никто рисовать не умеет!"
Уже предвкушала, как я, наконец, буду учиться профессионально рисовать с натуры,
и маму  попыталась на эту мысль натолкнуть: соорудила на столе подобие мольберта,
взяла огрызок простого карандаша, усадила куклу вместо модели и давай
из себя художника-графика изображать...Не помогло...
"Мольберт" разобрали, а свою фамилию я, к вящему ужасу,
увидела в списке "чертёжников"... Маманя распорядилась занести...
Из-за меня и подруга моя, Танька, пострадала: чтоб сгладить эффект
от трагедии и её туда же запихала, обосновав так:
"В технических ВУЗ-ах черчение нужно!"
О "техническом" ВУЗе я и не думала, чертить не хотелось, хотелось
немножко научиться рисовать - для себя, без привязки к профессии...но...
Теперь каждый четверг галопирую к учебному комбинату,
опаздывая минут на 8-10, сажусь за свою чертежную доску - место перед Татьяной,
и честно пытаюсь запротоколировать в тетрадь то, что диктует лектор:
что-то там  про проекции, про сечения, про ГОСТы - тоска смертная...
Почерк у меня жуткий - нет, я могу писать и прилично, но вместо меня пишет
настроение... Как-то раз дело вообще конфузом закончилось:
Минут десять я преувеличенно старательно давила ручкой на лист, выводя строй
ровных буковок - солдатиков...Потом, как всегда, строй пошатнулся:
приятный голос Михал Ваныча, напевающего что-то про шероховатости поверхностей,
действовал как колыбельная: "бойцы" разбрелись кто куда, сначала стали выпадать
буквы, потом слова, вместо них поползла по листу прерывистая синусоида...
Потом "азбука морзе"...
Михаил Иванович, продолжая своё "камланье", пошёл по рядам,
сначала затормозил рядом с Татьяной - никогда не мог отказать себе
в удовольствии понажимать на шпильки, торчащие антеннами
из Танькиных непокорных волос, загоняя их на место...
Та, конечно, снисходительно делала вид, что не замечает...
Потом подобрался сзади ко мне, вытащил тетрадку из-под безвольной руки,
и пошёл с ней дальше по ряду, демонстрируя всем и каждому:
"Как не надо вести записи в тетради..."
Девчонки с готовностью похихикивали - представителей "сильного" пола
у нас не было - но...никаких обид -
после урока Михал Иваныч, заговорщицки понизив голос, попросил подойти
к нему - надо было сделать надпись на плакатике...
 Ставил он мне в основном "пятёрки"- редко с минусом: увы, обнаружился
у меня ещё один абсолютно ненужный талант:
по барабану, как писала в тетради, а на чертежах буковки были одна к одной,
тонкие "размерные" линии заканчивались изящными стрелочками на концах,
"основные" щеголяли нужной толщиной...
В общем, влип мой "глаз - алмаз"... и уже не в первый раз: "белая ворона" -
диагноз тяжёлый; лечится, как позже выяснилось, постепенным выщипыванием
пёрышек иллюзий...
С месяц назад мне был сунут в руки листочек и было объявлено:
-Так... нужно сходить по этому адресу - фотографию на доску почёта сделать...
Вешать тебя будем...
 "Висеть" не хотелось...Физиономию свою лишний раз на всеобщее
обозрение выставлять...Тянула сколько могла...И вот... скребусь
под вышеуказанной дверью, а из-за неё непреклонное:
- Марш в фотоателье!
И сколько я не скулила, что не готова морально, что голова четыре дня не мыта
и воротничок беленький отсутствует, душка Михал Иваныч был твёрд
как скала:
- Иди и без фотографии не возвращайся!
"И пошли они, солнцем палимы..."**
 Ателье нашлось неподалёку от комбината, навстречу мне, как будто только
меня и дожидался, выкатился невысоконький человечек с добродушным лицом,
на котором прямо-таки нарисовано было:
"Чего изволите-сь?"... Изволили мы отдать листик с надписью и безнадёжно вздохнуть...
Человечек, прочитав "сопроводительные документы", заулыбался,
потёр ручки друг о друга, выдал вполне ожидаемое: "Тэк-с" и
препроводил меня в небольшую тёмную комнатку с софитами;
там, усадив на единственный деревянный неудобный стул,
стоявший ровно посередине, внезапно бесцеремонно схватил меня за нос -
не зря родители такой здоровый приделали - и, держась за него,
как за ручку, стал поворачивать мою голову то в одну, то в другую сторону,
одновременно то приподнимая, то опуская подбородок...
Когда я уж было подумала:
"Пропала моя маслена головушка - щас шею свернёт!"
Он вдруг удовлетворённо хмыкнул, скомандовал: "Так сидеть!",
отпрыгнул метра на полтора и, полюбовавшись на дело рук своих,
направил свет софитов на сидящую в самой неестественной позе жертву,
прочирикав одновременно что-то дежурное про птичку...
Обратно я ползла с нехорошим предчувствием на душе и со справкой, подтверждающей:
заказ выполнен, готовые фотографии будут переданы на УПК тогда-то...
После предъявления в дверную щель документика запустили-таки меня милостиво
в класс... Через месяц я про происшествие забыла...
И вот в очередной четверг подбежал ко мне мой одноклассник с более чем
странным выражением лица - кстати, он как раз попал на "моё" место - к "художникам" -
и потащил меня за собой в полуподвальное помещение, на ходу возбуждённо
бормоча что-то вроде: "Тама! А тама!",
заодно осведомляя всех встречных-поперечных:
"Она в моём классе учится!" Кто в чьём классе, ещё вопрос,
его к нам недавно из расформированного перевели, но заинтриговал страшно...
Внизу находились мастерские, в одной из них меня уже ждали нетерпеливо
ребята и их преподаватель с таким же странным, как у моего впавшего в эйфорию
провожатого, выражением лица...Через минуту интрига раскрылась:
в мастерской делали коллаж - доску почёта; как раз пришли готовые фотографии,
один снимок УПК отдавал на руки "отличникам производства" в подарок...
И как только я увидела своё фото - всё поняла...
Вроде и платье коричневое с нестандартным острым воротом,
и водолазка под ним тёмно-зелёная - мои,
и даже личность слегка на мою смахивает... Только у девочки на портрете
только что нимб над головой не светился... Или светился? 
Просто застеснялась от растерянности - они, наверное, красоту неописуемую ждали,
а тут меня привели... Нехорошо как-то людей разочаровывать...
Сделала реверанс, забрала фотографию и удалилась задом в крайнем смущении...
На следующий день доску повесили в фойе на всеобщее обозрение -
толпа собралась приличная:
кто-то искал на фото себя, кто-то с удивлением рассматривал вроде давно знакомые
и в то же время такие незнакомые лица...
Меня больше всего поразил портрет мальчишки из параллельного класса:
обыкновенный мальчишка - чуть одутловатый, чуть мешковатый... а тут -
исполненный какого-то внутреннего достоинства парень...
Вот тебе и раз... Фотограф оказался настоящим Мастером своего дела -
люди на его снимках открылись вдруг зрителю какой-то новой,
 лучшей, неизвестной доселе стороной...
Про свою фотографию вообще молчу... Конечно, услышала ожидаемое:
Нет, ты поглянь! Её и здесь повесили!.." Но сказано было не без гордости,
с какой-то "знай наших!" интонацией...
Я уже была рада тому, что меня просто узнали в этой симпатичной девчонке...
Больше мне никто и никогда такой хорошей фотографии сделать не смог...
А может, я сама уже больше никогда такой хорошей не была -
15 лет - возраст, далёкий от разочарований...
Фотографию эту у меня через пару лет в институте банально стащили -
не смогла устоять перед искушением похвастаться...
Хранятся в памяти: и снимок этот, и добрый фотограф, и одноклассник,
гордый как павлин оттого только, что такая дЕвица парту с ним
в одном классе просиживает...

Кстати, он поступил позже на архитектурный - там при поступлении рисование сдают;
при встречах всё время у меня интересовался - почему я туда же не подалась -
вроде же лучше него рисовала... Уж лучше б спросил, почему не на
Литфак педагогического... Я отмалчивалась.
А он позже и диссертацию защитил - по крайней мере,
хотя бы кому-то УПК на пользу пошёл... Пути Господни неисповедимы.
В любом случае - как же это хорошо, когда человек находит своё призвание,
без разницы в большом или малом:
гениальный никому не известный фотограф из маленького ателье
смог столько радости людям подарить...На долгую память о самих себе...
                ***
*УПК - учебно-производственный комбинат
** "Размышления у парадного подъезда"  Н. Некрасов


Рецензии
Отлично написали. И ирония, и юмор. А главное – теплое повествование о Мастере.
Спасибо!
С добрыми пожеланиями,
Мила

Мила Суркова   18.02.2024 08:06     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

Ольга Андрис   18.02.2024 12:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.