Не время умирать

Клавдия Степановна Тушнова готовилась к смерти. Полгода тому назад ей стукнуло 79 лет, и ее  настигла неизлечимая болезнь. Мысль о смерти приходила к ней и раньше, но она плохо укладывалась в голове, была чисто умозрительной, не затрагивала душу и откладывалась на потом как неактуальная.

Клавдия Степановна была человеком жизнелюбивым и жизнерадостным, по натуре активным и деятельным, можно даже сказать, генератором идей. Не любила сидеть без дела, но домашняя работа ее мало увлекала. Она стремилась к творчеству, пробовала писать картины, в преклонном возрасте взялась за гитару, изучая песни по компьютеру. С удовольствием путешествовала она по достопримечательным местам, вовлекая в свои поездки старых подружек, которых по дороге веселила забавными и смешными историями, рассказанными с большим чувством юмора.

Подружки хохотали и говорили: «Тебе бы, Клавка, юмористические рассказы писать». «А почему бы и нет?» - подумала Клава и стала записывать свои выдумки.

- Ну и ну! – удивлялись подружки, - фантазии твоей нет границ. Твои произведения надо издавать.

- Угу, - мычала Клава.

А пожилые девчонки-подружки подумали-подумали и решили сделать Клаве сюрприз к 80-летию,  взяли да издали ее произведения, благо она им их на электронную почту посылала. Когда же случайно узнали, что Союз писателей объявил конкурс на лучший юмористический рассказ, послали туда Клавины истории.

Все в жизни Клавдии Степановны складывалось удачно. В 70 лет она вышла на пенсию, обретя, наконец, покой и свободу. Взрослые дети жили отдельно, ничем её не обременяли, но трогательно о ней заботились. Выросшие внуки любили бабушку и приезжали, как выдавалось время, пообщаться. Это была большая радость для Клавдии Степановны. Она затевала тогда праздничный обед и пекла пироги.

Все было хорошо. И вдруг бац, разболелся живот, да так, что пришлось идти к врачу. Клавдия Степановна терпеть не могла медицинских учреждений и посещала их крайне редко, только в случае острой необходимости. А тут пришлось. Направили на исследования: всякие там УЗИ, КТ и прочие. И вот, как гром на голову, четвертая стадия рака с метостазами.

Тут-то Клавдия Степановна и задумалась о смерти всерьез. Как человек деловой, она стала продумывать свой уход до мелочей. Прежде всего пересмотрела одежду в гардеробе и выбрала для похорон скромное, почти новое платье, которое, как говорили все, ей очень шло. Косынки на голову она не носила, считая, что это ее простит. «Закажи мне чепчик с оборочкой, и пусть мне в морге сделают легкий макияж, только очень легкий, - говорила она дочери, которая, глотая слезы, со всем соглашалась. - Позаботься, чтобы у меня было красивое нижнее белье, а тапочки выбери модельные. Очень я уж не люблю эти белые тряпочные тапки. Ты ведь знаешь, я всегда носила хорошую обувь. Красота ног для женщины очень важна». Дочка, проглотив очередную порцию слёзных капель, тяжело вздохнула.

- И еще вот список, кого пригласить на похороны. Никого не забудь, - Клавдия Степановна вынула из комода мелко исписанный лист бумаги.

- Может быть, сейчас не надо, мама. У тебя через два дня операция. Нельзя так пессимистически настраиваться.

- Это никакой не пессимизм, - возмутилась Клавдия Степановна, - это реальность, и я должна позаботиться обо всём заранее. Я хочу умереть по-христиански. Пригласи, пожалуйста, ко мне завтра священника. Мне надо исповедаться и причаститься.

- Но завтра к тебе придет медсестра делать капельницу.

- Одно другому не мешает. А теперь иди домой. Я очень устала, и у меня разрывается живот от боли. Кстати, ответь честно, я уже выгляжу умирающей?

- Нет, мама, ты выглядишь, как обычно.

Едва заметная улыбка тронула губы больной. Внешний вид для Клавдии Степановны всегда был важен. Она тщательно следила за собой. Аккуратная прическа, ухоженное лицо, довольно подтянутая фигура и хорошая осанка делали ее моложе своих лет.

Ночь прошла ужасно. Клавдия Степановна не спала. Обезболивающие не помогали. «Я хочу умереть, - думала она, - поскорей бы это закончилось. Я и так долго прожила».

На следующий день дочка со священником и медсестра пришли почти одновременно.

- Медицину вперед, - сказал батюшка и пропустил медсестру.

Клавдия Степановна смотрела на капельницу и с трудом вспоминала грехи, накопившиеся за жизнь. Она волновалась, сбивалась, повторяла одно и то же.Священник молча кивал головой.
 
Несколько раз представители церкви и медицины менялись местами у постели умирающей. Наконец, миссия обоих была окончена. Священник, получив из рук дочери пожертвование на церковь, прошептал ей на ухо: «Я думаю, Ваша мама не умрет. У меня глаз наметанный». Батюшке было 75 лет, он прослужил в церкви более 50 лет, имел 12 детей и 26 внуков и много чего повидал на своем веку.

После ухода посторонних дальновидная Клавдия Степановна решила попрощаться по телефону с родственниками и друзьями. «Моя смерть не должна быть для них неожиданностью. Пусть будут готовы».

Каждому объявляла она о своей болезни, говорила, что дни ее сочтены, и просила прощенья за вольные или невольные обиды.

На следующий день Клавдию Степановну отвезли в больницу, а через сутки прооперировали.

В операционной бедная женщина испытала настоящий шок, но не из-за страха перед операцией или опасения за свою жизнь. Вовсе нет. Ее повергла в ступор фраза анестезиолога: «Если у Вас есть съемный зубной протез, снимите его». Да, у нее был съемный протез. При всех своих зубах в 79 лет у нее не хватало двух передних, но никто об этом не знал. Это была ее страшная тайна. Как она может предстать перед кем-то беззубой?! Понимая, что делать нечего, Клавдия Степановна, скрипя сердце, вынула искусственные зубы.

- Вы их не потеряете? - с опаской спросила она.

- Не беспокойтесь, сохраним в целости и сохранности.

- А когда вернёте?

- Как только придете в себя.

Пришла в себя Клавдия Степановна в реанимации. Удивилась, что жива и тут же языком ощутила отсутствие зубов.

Подошла врач.

- Где мои ссубы? – слабым голосом спросила Клавдия Степановна.

- Что? – не поняла врач.

- Сзубы. Они остались в операционной.
 
- Не беспокойтесь, - поняла доктор, - их вам вернут.

- Где мои сзубы? – с тревогой обратилась Клавдия Степановна к оперировавшему хирургу, как только он подошел к ее кровати.

- Зубы?! – возмутился он. – О чем Вы думаете?! Вам вырезали пол организма, Вы едва остались живы. Он раздраженно махнул рукой и вышел из отделения.

Весь персонал достала Клавдия Степановна своими зубами и успокоилась лишь тогда, когда ей их принесли.

На утро ее перевели в палату, где кряхтела и охала пациентка лет 50-ти.

«Странно, что я осталась жива, - думала Клавдия Степановна, - ведь я была настроена умереть. Зачем бог оставил меня на земле? Какой смысл в моей жизни?»

Размышления Клавдии Степановны прервали пришедшие врачи.

- Как Вы себя чувствуете? – спросил заведующий отделением.

- Хорошо.

Зав. отделением с недоумением посмотрел на хирурга.

Тот, едва заметно пожав плечами, сказал: «Завтра будем вас поднимать».
 
Назавтра опять пришли оба врача.

- Поднимайтесь! – скомандовал хирург.

Клавдия Степановна забарахталась, как перевернутая на спину черепаха, но все-таки с большим трудом, опираясь на локоть, села. Врач крепко схватил ее за руку и поднял на ноги.

В пьянящем тумане Клавдия стояла как вкопанная. «Идите!» - прогремел голос хирурга. И она, как в известной евангельской притче, пошла.

- Да, это же здоровый человек! -  изумился заведующий.

Через неделю ее выписали из больницы, через месяц началось тяжелое лечение химиотерапией. Каждые две недели в течение двух суток ей ставили капельницы, после которых она испытывала дикую слабость, головокружение и тошноту.

«Стоит ли так жить?» - задавала себе вопрос Клавдия и с сожалением думала: «Зря я тогда не умерла». Временами ее охватывало малодушие и желание прекратить лечение.

Как-то раз в один из таких моментов она прочла в интернете информацию, что полная ее тезка Тушнова Клавдия Степановна стала победительницей конкурса Союза писателей на лучший юмористический рассказ. В тот же день к ней пришли верные подружки и поздравили её с победой в литературном конкурсе.

- Вы с ума сошли, - рассердилась Клава, - при чем тут я?! Это какая-то однофамилица.

Здесь подружки весело рассмеялись, вручили Клаве пачку изданных книг и признались, что это они послали ее произведения на конкурс.

Обомлевшая Клавдия разинула рот:

- Мои книги?! Выходит, я – писатель?!
 
- И победитель конкурса, - радостно зачирикали старушки-подружки, ты обязательно должна писать свои забавные рассказы.

- Значит, мне еще не надо умирать?

- Конечно, нет, - закивали головами старые девчонки.

Вечером Клавдия Степановна позвонила дочери: «Мне что-то расхотелось умирать, - сказала она, - видимо, не пришло еще мое время».

Поднявшись с постели, она лукаво улыбнулась и бодро пошла к письменному столу, чтобы начать новый рассказ о том, как неожиданно она стала писательницей.


Рецензии