Восточная хитрость

      С ценами на товары в европейских и наших торговых галереях царит полная ясность. Повсюду ценники и скидки, если таковые имеются. Тут не принято торговаться. Иное дело на Востоке, где товарооборот с древнейших времен предопределил и своеобразную культуру торговли. В Египте или в Турции, пока автобус из аэропорта везет вас в отель, сопровождающий группу гид непременно напомнит: «В магазинах необходимо торговаться, здесь Восток». А в Египте, как я слышал, именно по утрам на рынке бывают большие скидки. Потому что всем торговцам известна старая восточная истина: не сделаешь утром скидку, день не принесет удачи.
      В тамошних магазинах редко можно встретить ценники. И это, как ясно, дает продавцу немалый потенциал для манипулирования ценой. Он вмиг может понять ваш достаток и быстро назначить соответствующую цену. Само собой, нас тоже так просто не проведешь. Мы знаем цену вещам, давно привыкли к навязчивому обхаживанию со стороны продавцов и уже не удивляемся тому, как моментально, при примерке одежды, нам предложат другой фасон, размер или цвет. И пусть прогресс не стоит на месте – появилась торговля через интернет, где вообще торговаться невозможно, восточные хитрости не перестают удивлять.   
     Как-то, находясь на отдыхе в Кемере (Турция), я, со своей пассией и нашей соседкой по этажу в отеле, попал в торговый центр, точнее в магазин летней женской одежды. Женщины сразу ушли в соседний зал и за ними увязалась продавец – пожилая турчанка с печальными глазами, а я сел на усыпляющий диван в первом зале и чуть было не задремал. Меня вывел из полусонного состояния возглас продавца (молодой человек говорил по-русски с сильным акцентом). – Заходи, красавица! – воскликнул он, стоя в дверях. И порог магазина переступила интересная русская девушка. Она стала рассматривать одежду, а молодой турок не отходил от нее ни на шаг. Меж делом, он представился ей владельцем магазина, хотя, если честно, это было шито белыми нитками… Он также спросил девушку, была ли она в ресторане на вершине какой-то горы, откуда любуются великолепным закатом? Словом, парень начисто забыл о торговле – его занимали только комплименты в адрес девушки. Она, однако, не проявила интереса ни к одежде, ни к ухаживаниям молодого человека, и, напоследок улыбнувшись продавцу, вышла из магазина.
       Спустя пару минут посетителями магазина стали еще две дамы (из России), средних лет. Одна из них подбирала себе летнее платье на бретельках. Продавец быстро предложил ей несколько платьев, и дама прошла в примерочную. Она вышла оттуда в красивом белом платье и взглянула на свою подругу: как? Та пришла в восторг. Надо признать, платье сидело отлично. Открытый верх платья выигрышно подчеркивал красивые плечи женщины, а полуоблегающий низ скрывал пышноватые бедра. Глаза женщины загорелись. – Сколько стоит? – спросила она. – Двести, – спокойно ответил молодой турок, добавив, указав на вышивку: – Ручная работа. Дама в платье поджала губы и задумалась. В воздухе повисла неопределенность… Тогда продавец воровато оглянулся на дверь (внутри первого зала) и шепотом произнес: – Могу уступить за 170. При этом он сделал страшные глаза и приложил палец к губам, словно умоляя не говорить громко. Его выражение лица и то, как он с испугом озирался на ту дверь, ясно давали понять: ему не сносить головы, если о скидке узнает его шеф. Всем, в том числе и мне, стало казаться, что за этой дверью в данную минуту в своем офисе сидит злющий-презлющий начальник… Женщина, не долго думая, расплатилась.
          Наконец, мои дамы вернулись в первый зал, однако здесь их ничего не заинтересовало, и мы направились к выходу. В этот момент в магазин вошла какая-то древняя старушка со шваброй и ведром. Она юркнула в ту самую дверь и быстро ее за собой закрыла. Но я успел разглядеть: это была всего лишь бытовка, а не офис начальника.


Рецензии