Презентация книги 2023

Доклад на презентации о книге:
Б. Б. Родоман
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
И СУДЬБА РОССИИ
2023

        В московском издательстве «Директ-Медиа» в апреле 2023 г. вышла моя четвёртая книга из серии «Теоретическая география и культурный ландшафт». Предыдущие три книги были напечатаны в Смоленске в 1999 – 2007 гг. издательством «Ойкумена». (Показываются на экране все четыре книги). Данную книгу можно считать продолжением сборника «Поляризованная биосфера» (2002) по теме (человек и ландшафт) и по жанру (смесь науки с публицистикой и эссеистикой). Нынешняя книга – тоже сборник, но он замаскирован под монографию по требованию издательства. Маскировка получилась слабой. «Содержание» переименовали в «Оглавление» (оно стало громоздким), сделали сквозной нумерацию рисунков. Но совершенно очевидно, что это не главы, а статьи, даже со своими библиографическими списками.
        Эту книгу я составил всю осенью 2021 г. В 2022 г. наблюдалось затишье, шла вялая переписка с издательством. (О коммерческой стороне дела расскажет Т.Г., если кому-то интересно). Обновили кое-какие имена и даты.  В марте 2023 г.  издатели зашевелились и быстро всё сделали.
        В этой книге новым текстом является только предисловие (наполнено благодарностями). Всё остальное опубликовано многократно – и на бумаге, и в электронном виде. Но прежние публикации меня не удовлетворяют. Они всё ещё мало известны и практически не обсуждались в научном сообществе.        Физикогеограф Игорь Михайлович Забелин (1927 – 1986) написал:

«Однажды сказанное слово
Увы, почти всегда мертво,
Но не отчаивайся, снова
И снова повторяй его.
Пускай оно в зубах навязло,
……………………………..
Пройдут года, и кто-то связно
Его поймёт и вникнет в суть».
        В книгу включены сочинения на темы, которые мне особенно дороги сегодня. Хотелось бы привлечь к ним более широкое внимание. Большинство статей окончательно написаны в XXI веке, но корни их растут с века ХХ. Статьи сгруппированы по семи разделам.
        В первом разделе, «Портреты российского ландшафта», рассматриваются главные его особенности и порождающие их процессы, отличные от Западной Европы: центрическая анизотропия, обширность внутренней периферия, спонтанная экологическая поляризация, а также драматические отношения между Москвой и «провинцией». Одна из статей, «Русская саванна», написана совместно с В.Л. Каганским, который ныне успешно развивает разные направления культурного ландшафтоведения. Некоторые статьи данного раздела, например. «Вдохновляющие заречья», стоит отнести к жанру художественной литературы non fiction и многократно переиздавать в неизменном виде, в том числе для хрестоматий.
        В разделе втором, «Что происходит?», характеризуются парадоксы российской субурбанизации, влияние автомобильного транспорта и рыночной экономики на природный ландшафт. Есть статья об озере Байкал. Здесь я выхожу из роли бесстрастного наблюдателя и позволяю себе давать советы,  «что делать?» и «чего не делать?». Моя позиция – приоритет общественного транспорта, линейно-узловое размещение мест постоянного жительства, буферная изоляция многоэтажной застройки от особо охраняемых природных территорий, отказ от наземных кольцевых дорог.
        Раздел третий – «Ландшафтный потенциал России». Главное богатство нашей страны, в длительной перспективе, – не полезные ископаемые, а природный ландшафт. Для его сохранения имеются уникальные условия, отсутствующие в Западой Европе – сильная  анизотропия пространства, особенности административно-территориального деления. Предложения излагаются под девизом «нет худа без добра» и лозунгом «Превратим недостатки в достоинства». Я предлагаю превратить б;льшую  часть территории России в природный парк-заповедник мирового значении и получать за это плату от других стран. Статья «Экологическая специализация России» под различными заглавиями и разного объёма публиковалась на бумаге и в Интернете не менее 20 раз (с 2004 г.). Я скрупулёзно подбираю доводы в пользу своей концепции и возможные ответы на возражения, но и эти возражения я нередко придумываю сам, потому что обсуждения этой темы ни в каком сообществе ещё не было.
        В разделе четвёртом, «Ощущение государства», рассматриваются с географических позиций массовые представления о стране и государстве как о доме, его территориальная целостность, метафора шествия по заданному пути, фобии отклонения и разрушения. Центральное место занимает статья «Мораль личности и мораль государств». Территориальные политико-административные единицы какого ранга обладают интересами, совершают поступки, подлежат моральной оценке? Также вводится понятие «многоступенчатый патриотизм»: можно быть патриотом не только страны / государства, но и региона, города, природной области и т.д. Как применительно к территории соотносятся любовь и знание? Позитивный патриотизм противопоставляется шовинизму.
        В разделе пятом, «Досуг и туризм», вспоминаются  самодеятельные походы советского времени как примеры самоорганизации без помощи государства. Малые группы (семьи, прайды) оказываются моделями больших сообществ. Рассматривается распределение ролей в коллективе и скрепляющие его межличностные связи. Новыми выглядят понятия о диагональных отношениях и о возрастных посредниках. Есть рассказ о пеших и лыжных походах в Подмосковье. Из статьи «Восприятие и оценка местности при разных способах и направлениях передвижения» напрашивается вывод, что большинство россиян ездит только по радиальным и субрадиальным дорогам и поэтому ясного  представления о стране не имеет.
        В разделе шестом, «Моя наука», я излагаю своё представление о том, что такое наука, рассказываю об особенностях моей деятельности (интересы, стимулы, ритмы) и подвожу итоги. Для меня здесь наиболее ценна статья «Сезонные ритмы в моей жизни». Данная книга генетически связана с совещанием МАРС в 2021 г. в Ярославле, где соединились, с небольшим опозданием из-за ковида, два юбилея – 50-летие «поляризованной биосферы» и моё 90-летие. Главной и незавершённой темой моей научной работы являются «Формы районирования». Это была грандиозная мечта о наглядном соединении индивидуального районирования с типологическим. Точками дальнейшего роста и развития всего, что я написал, можно считать заглавия и ключевые слова всех моих текстов. Это неиссякаемый источник тем курсовых и дипломных работ, диссертаций и курсов лекций.
        В седьмом разделе, «Мои шефы и покровители», героями воспоминаний являются Н.Н. Баранский, Д.Л. Арманд и Ю.Г. Саушкин. Им, а также В.П. Семёнову-Тян-Шанскому, посвящены предыдущие три тома моей тетралогии. Настоящий, четвёртый том, я посвятил физикогеографу и поэту Юрию Константиновичу Ефремову.
       
        В начале 2021 г. Александр Георгиевич Дружинин любезно издал в Ростове-на-Дону мой биобиблиографический справочник (118 с. на бумаге); теперь я его обновил и включил в книгу в качестве восьмого раздела. В справочнике присутствуют две статьи Татьяны Ильиничны Герасименко о научных приоритетах Б.Б. Родомана.  Я пользуюсь случаем поблагодарить Таню Герасименко за всё, что она для меня сделала. Она – моя сотрудница и помощница во всех сферах жизни, ревностная хранительница моего научного и литературного наследия, и она же помогла мне в издании этой книги.
        В моей первой книге, «Территориальные ареалы и сети» (1999), в качестве приложения содержался очерк «Моя жизнь в единой географии». Я включил его и в книгу 2023 г., но продлил не спереди, а сзади. В детстве моём обнаруживается начало всей последующей научной работы: классификации, районирование, центрические фигуры, цветной фон. Моя контурно-фоновая живопись (в картоидах) идёт от рисунков Уолтера Диснея в книге «Три поросёнка». Теперь эти мемуары называются «С детства в географию».
        Книга 2023 г. заканчивается подробным перечнем моих поездок, походов, путешествий. Это список всех посещённых мною «населённых пунктов» и способов передвижения между ними, вне Московского региона. Начало списка – в книге «Поляризованная биосфера» (2002).
        Если в 2021 г., вместе с моим девяностолетием, отмечалось пятидесятилетие «Поляризованного ландшафта», то можно надеяться, что в связи со столетием со дня моего рождения обсудят и    «Экологическую специализацию России». Вопрос о месте нашей страны в мире будет стоять в 2031 г. не менее остро, чем сегодня.
     Б.Р. 12.04.2023

     Для "Проза.ру" 20 мая 2023 г.

       
            

 

 



 



 

 


Рецензии
Может быть, в будущем.
А пока половецкие степи

Зус Вайман   30.05.2023 17:45     Заявить о нарушении
Родоману 29 мая исполнилось 92

Татьяна Герасименко   31.05.2023 07:51   Заявить о нарушении
Пора поздравить

Зус Вайман   31.05.2023 19:05   Заявить о нарушении
Уже. Теперь очередь других

Татьяна Герасименко   01.06.2023 06:53   Заявить о нарушении