Здоровье первого лица

Поздравляя кого-либо, мы первым делом желаем ему здоровье. Здоровье не купишь. В новостной ленте СМИ обязательно найдете рекомендации, как сохранить здоровье. О том, что нужно больше ходить, о том, как нужно правильно дышать, о том, что нужно меньше нервничать. Но чтобы в СМИ эксперты рассуждали как ты чихнул, кашлянул, как быстро ты подхватил падающий карандаш, - для этого нужно быть королевской особой. Или по крайней мере президентом.

СМИ    постоянно обсуждают здоровье российского президента. Понятное дело. Во-первых, речь идет как-никак   о первом лице государства. Большого государства, со второй армией мира.  Во-вторых, президент - человек не молодой, а работа у него, как-минимум нервная. А все болезни, как известно, от нервов. И когда на немолодого человека давят тяжкие заботы государства, а омолаживающие процедуры, от горных лыж до молодых гимнасток и шаманов, и самая продвинутая медицина помогает все хуже, - это почва для СМИ.  Но разве это уникальная ситуация?  В мире много государств. Столько же первых лиц. И большей частью они не молоды.  И в тех государствах, которые они возглавляют, бывают такие серьезные проблемы, что даже в хоккей на камеру некогда сыграть.  Может быть в тех странах тоже обсуждают состояние здоровье первого лица? Я за их зарубежные СМИ не скажу.  Тем более, что в тех проблемных странах СМИ всякие.  И провластные и оппозиционные.
 
 Поскольку у российского президента все перечисленные факторы, влияющие на здоровье, присутствуют, то ничего удивительного, что состояние здоровья российского президента активно обсуждается. Внутри России последнее время это не тема для обсуждения. Разве что покажут, что жив – здоров, способен на стадионе набрать полную грудь воздуха и крикнуть троекратное УРА.  Куда больше на счет его здоровья спекулируют иноСМИ и иноагенты. 

Почему для граждан России состояние здоровья президента важно, не стоит и объяснять. И все-таки тем, кто вырос в странах сомнительных западных ценностей, и порой даже не знает имени своего собственного президента, нужно объяснить. Таков характер власти в России. Здоровье первого лица на первом месте. Это в Америке или Франции на смену президента и не повернут головы кочан. А в СССР после смерти Сталина простым людям некоторое время казалось, что небеса рухнули. А ведь привыкли к мысли, что Сталин бессмертен. Не знали, как теперь без него проживут.  А потом, уже во времена Брежнева стали поговаривать: вот если бы Ленин сейчас жил, или хотя бы пожил подольше, мы бы несомненно жили гораздо лучше.
   
Так что, устами простых граждан было признано, что здоровье и долголетие первого лица – важный фактор жизни общества. В нашей стране. тут не так давно умерла английская королева. И чего? Правит новый король.  И на этом все. 
  А в России далеко не так.  Смена первого лица, была чревата катаклизмами и осталась.  При проклятом феодализме и абсолютизме – оно понятно.  Загадочная смерть царевича Дмитрия дала повод к смуте.  Странная смерть Петра Третьего дала повод к восстанию Пугачева. Смерть Александра Первого и отречение наследника Константина дало повод для восстания декабристов. Но в та же Англия когда-то пережила династическую войну Алой и Белой роз и казнь Марии Стюарт. Но после того как в Англии казнили Карла Первого все вошло устаканилось: король умер, да здравствует король. Король сидит на троне, но есть парламент.  И страна живет дальше.  А в России не совсем так.   В России имеет место традиционно огромная концентрация власти. И, как правильно заметил Путин, у России свой уникальный исторический путь. Умер Ленин – началась схватка бульдогов под ковром с последующими чистками и репрессиями. Умер Сталин – Берию расстреляли как немецкого шпиона.  Чтобы не было эксцессов, смерь Андропова некоторое время держали втайне. И как правильно заметил Гегель, история повторяется дважды сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.  Не понимающего, что вокруг него творится, Черненко выбрали генсеком.
 
А почему состояние здоровья российского первого лица важно для граждан всего мира?  Потому что такое сочетание: армия большая, а власть единоличная. 
 
 Но наблюдатели могут сказать, что на первых порах правления Путина и армия была не очень и власть была не столь концентрирована. Но то на первых порах.  Российский президент своей многотрудной деятельностью добился многого. Россия теперь не стоит на коленях перед другими странами. Нет у народа чего-то, например, во многих российских городах нет газа, хороших дорог, хорошего медицинского обслуживания, школ с нормальными туалетами. Ну и ладно. перезимуем. Зато есть властная вертикаль, сильный ОМОН и Росгвардия и сильная армия. И все это замыкается на президенте.  Понятно, что за состоянием его здоровья следит весь мир. Его приверженцы и зависимые от него люди желают ему здоровья, а его враги – смерти или тюрьмы.

 Бытие президента, а тем более, такой страны, как Россия, двуликий Янус.   С одной стороны, его график мероприятий, его перемещения, его блюда, его анализы мочи и кала –  великая тайна. Но с другой стороны, президент - лицо публичное, должен быть на виду. Являть себя народу. У тут на двойниках долго не прокатишь. А в России, в стране с максимально централизацией властью, и с традициями барства, всегда народ желал видеть своего царя, слышать его голос, чуять его запах, держать руку на его пульсе. Важно знать, что царь настоящий.   Во времена расцвета барства обсуждалось, перетиралось, кому и как барин улыбнулся, кому и как руку пожал. Чуть богатый барин побледнел или схуднул – тысячи прогнозов, о чем сие говорит, чем это грозит. Больше всего обеспокоены его холопы. И больше те, кто облагодетельствован.

 Это Пушкинский дядя самых честных правил, уважать себя заставил. А может ли себя заставить уважать президент? Вопрос, что лично он понимает под уважением. Мальчик в фильме «Доживем до понедельника» написал: «Счастье — это когда тебя понимают».  И это стало хитом.  Наивный мальчик. Все ли люди счастливы от понимания?   Им нужно понимание? Судя по последним бурным обсуждениям меняющейся политической обстановки в мире и в России заметно, что большинству россиян понимание –  это последнее, что нужно.  Для них счастье, это ощущение собственной силы.  Сила есть – понимания не нужно.

А по каким критериям оценить собственную силу? По тому, какой вес ты поднял? По тому какой объем продукции ты произвел? По тому как состоятельны твои граждане?  Примитивные критерии. В России пользуются беспроигрышным, как лакмус. По тому, насколько тебя боятся. Боятся, значит видят твою силу, удаль, мощь, величие. А раз ты видишь страх других, понимаешь свою мощь. Ты великий. Наполеон. Пусть кто-то бубнит, что ты не Наполеон, а городской сумасшедший. А почему тогда бубнящие к стеночке жмутся и из страны бегут как крысы?  Вот оно величие!! 
 
Огромному большинству людей такая мысль ДОЛГО транслировалась. Очень долго.    Еще до телевизоров, у Маяковского читали «сдайся враг, замри и ляг». «Мы прошли полсвета, если надо повторим» И сейчас тиражируется: счастье в ощущении собственного величия и силы, счастье в том, что тебя все боятся, и под любые твои закидоны подстраиваются.   «Ведь сам Хрущев сказал еще в ООНе, что мы покажем Кузькину им мать»
   
В истории случалось, когда крайне честолюбивый человек хотел добиться неограниченной власти. Цезарь рвался к власти. Но в Риме еще сохранились традиции республики. Цезаря убили. Нерон почувствовал себя богом. И закончил плохо.  Что касается России, в ней зачаточные республиканские традиции были окончательно задушены Иваном Грозным. В лице этого царя сошлись и тиранические традиции страны, и его личное стремление к неограниченной власти. Результат его правления нам описали историки. Правда, сейчас Ивана Грозного славят как эффективного менеджера.  Казань взял, Астрахань, Новгород и Псков разорил. Но как писал А.К. Толстой при Грозном «такой настал порядок, хоть покати шаром»

Если пройти вдоль шеренги российских эффективных менеджеров, которых рекламирует нынешняя российская власть, один шаг до Сталина. И тут то же сочетание, что у Грозного, холопского раболепия и страха народа и кесарево упоение безграничной властью. Историки писали по-разному описывали Сталина: то он отец народа, то кровавый деспот. Историк пишет, как укажут. Но документы о сотнях тысяч репрессированных, о переселенных народах, о умерших с голоду во время различных компаний никуда не денешь. Можно постараться это списать на издержки. Лес рубят - щепки летят. Миллионы щепок. Нынешняя власть популяризирует Сталина.
 
Но может быть, власть проявляется себя деспотизмом повсюду? Случалось, в истории, когда россияне с их привычками отношения к власти сталкивались с другим подходом. Приведу два примера.
 
По словам историков, русские очень быстро раскусили, что перед ними вовсе не натуральный царевич Дмитрий, боле того, иностранец.  В те годы ритуал встречи бояр с царем был следующий. Царь сидел на троне. Бояре по очереди входили в зал.  Падали на колени и били лбом. А уж потом занимали свои места на скамьях соответственно чину. А молодой человек сидевший перед ними на троне, якобы царь, приветствуя бояр, встал. И тем выдал себя с потрохами. И понятно, что ветер дует из проклятой еретической Речи Посполитой.    После смерти царевича Дмитрия призвали на свободный российский престол монаршую особу. Королевича Владислава. Одни призвали. Другие считали, что есть лучшие кандидатуры. И пошла по Руси смута.  И в результате оказался на троне все тот же чудесным образом, избежавший гибели Дмитрий.  До ДНК тогда не додумались. Но есть методы проверки похлеще ДНК, Какой же это Дмитрий, если он родных порядков, скреп не знает, с трона встает? Это в Польше, где королей избирали, король мог так себя унизить. А в святой России не бывать такому. Конечно, что при Грозном, что при Дмитрии, что при Годунове – строй был феодальный. Тут речь идет о такой тонкой материи, как личная свобода, личное достоинство.
 
Второй пример – история с посольством Петра Первого в Швецию. Войне России со Швецией предшествовали длительные дипломатические игры. И вот послы Петра приехали в Швецию. Молодой Карл Двенадцатый был в ту пору где-то в войсках. И послы поехали туда.  И вот когда им указали на группу что-то обсуждавших шведских офицеров, среди которых и король, послы растерялись. И так смотрели, и этак. Но какой из них король?  Никто из них прежде не видел шведского короля. А если судить по орденам и аксельбантам, так регалий больше у тех офицеров, кто старше по возрасту.  А послы знали, что король совсем молод. И растерялись. По тому, как офицеры беседовали, послы не могли выявить короля.      
 
Одни мой приятель как-то заметил, что ощущает гордость за страну хотя бы по тому, как уважают Путина.  Путин входит – все встают.  Ну как ни ощутить величие момента. А на Меркель, или на какого-нибудь французского президента, которые бесконечно меняются, или на этих итальянских премьеров, которых и не запомнишь, или на израильского премьера, - смотреть на них жалко. Никакого почтения.  Этот разговор состоялся лет семь назад.  расшаркивания перед властью с тех пор только возросли и закрепились законодательно.
 
 Правда это не придало уважения в мире. Ну и бог с ним, с миром.  Они все равно в аду будут гореть. Ведь счастье, это не когда тебя понимают, а когда перед тобой шапку ломают. И судя по тому, как ездила за президентом камера (видеокамера) от тайги до британских морей, и с лебедями, и с леопардами, и на татами, и по хоккейным площадкам, как раздирали его речи на цитаты, задача «чтобы полюбили» была успешно решена. Народ полюбил.

 Не зауважал, а именно полюбил. Это разные чувства. Уважение от головы, любовь от сердца. Добиваться уважения муторное занятие. Ведь человеку свойственно сомневаться. И каждый шаг, каждое слово того, кто взывает к уважению, человек мыслящий подвергает анализу. Другое дело любовь. Это когда голову теряешь. Жизнь нам дает много примеров жен, которые не уходят от своих пьющих и бьющих мужей. Любят их. И защищают от милиции. Вот идеал взаимоотношений! Пей, гуляй, дом и жену в грош не ставь, а она тебя любит и от соседей и милиции защищает. Однако и любви нужно добиться.

 Как добиться?  В стихотворении Цветаевой показано как по-разному добиваются веры и любови.

Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

 Чтобы влюбить в себя. нужно обольстить.  У народа зацементировалась в памяти незабываемая картинка, как стройные высокие гвардейцы берут на караул, открываются золотые двери Георгиевского зала, и шагает, как хозяин, через зал, полный умильно улыбающихся ему лучших людей государства невысокий человек. Ростом не высок.  Но он, поднявшись выше многих, ухватил бога за бороду. Весь в лучах славы. И вспоминается Маяковский. «Сюда с того конца коридорища бочком пошел незаметный Ленин.» Возможно, Маяковский навел хрестоматийный глянец. И Ленин при жизни не был чужд гордыни. Но установка тогда была другой: на самого человечного. А теперь установка – на сверхчеловечного.


 Красиво и элегантно, без тумана то, зачем ему нужна любовь, объяснил Остап Бендер в разговоре с Корейко. «- Чего вы, черт возьми, хотите от меня добиться? – Того, чего хотел добиться друг моего детства Коля Остен-Бакен от подруги моего же детства, польской красавицы Инги Зайонц. Он добился любви. И я добиваюсь любви. Я хочу, чтобы вы, гражданин Корейко, меня полюбили и в знак своего расположения выдали мне один миллион рублей.» Великий комбинатор не напускал туману величием и скрепами, а сразу сказал о бабках, о том, что ему с этой любви обломится.

 Но вот как Пушкин пишет о том, как добиться любви.

Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне,

 
Слава земная достигнута. Но что сильнее время или слава?  Когда подходит время итожить то, что прожил, стоит задуматься о славе посмертной. Тот же Пушкин говорил о своей славе: «нет весь я не умру». И объяснял, почему. «Но долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал» Фараоны вопрос посмертной славы решали строительством пирамид.  Оригинально поступил   Герострат. Сжег храм Артемиды в Эфесе чтобы войти в историю. И вошел. Граждане города постановили: забыть Герострата. Но что толку? Герострат вошел в историю.  Построить пирамиду сложно, а сжечь что-нибудь гораздо проще.


Рецензии
Увлекательная забота автора о здоровье Путина,в исторической российской и европейской канве. Стоило бы коснуться и особенностях заокеанского восьмидесятилетнего президента Байдена,уже объявившего о своих претензиях на второй срок.
По моему работоспособность и талант руководителя зависит только от здоровья и работоспособности.
Радиомир. Осваиваю девятый десяток лет.

Радиомир Уткин   22.05.2023 13:21     Заявить о нарушении
В отличие от Владимира Владимировича, еще неизвестно, пройдет ли Байден праймериз, и вообще выиграет ли. Пока на Черенко в образе генсека он не похож. Расчет на здравый смысл избирающих.А вот что Путин выиграет без всяких праймериз и дебатов, это ясно. Тут и отличие.

Леонид Колос   22.05.2023 13:39   Заявить о нарушении