Блок. Арфы и скрипки. Вступление

Арфы и скрипки – вступление

     Для Блока восприятие окружающего как мистерии мирового оркестра было вполне обыденным. Упоминаниями об этом переполнены и его дневники, и статьи, и письма.
Например, в одной из последних его статей – «Интеллигенция и Революция»:
     «…дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки.
       Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию.
                9 января 1918»
 
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Название раздела "Арфы и скрипки" восходит к символической концепции мира как воплощения "духа музыки"; музыка - "мысль мира" (Ср.: "Дух есть музыка", – ст. "Интеллигенция и революция", 1918). С этой же концепцией связаны появляющиеся здесь образы "мирового оркестра", "запредельных скрипок" ("голоса скрипок").
Мотив арф повторяется в цикле три раза (см. стих. "Уже померкла ясность взора ... ", "На смерть Коммиссаржевской", "Есть минуты, когда не тревожит ... ").
     С арфами связана идея гармонического звучания "мирового оркестра". Образ эоловой арфы, струны которой звучат от дуновения ветра, один из наиболее распространенных в новой литературе. Ср. мотив эоловой арфы в стих. "На смерть Коммиссаржевской": " ... Как будто ветер тронул струны //Там, в незнакомой вышине ... ".
     Арфы упоминаются в Библии (Псалом 136), арфистом был библейский царь Давид, причем игра на арфе составляла часть религиозной службы, так как глубокое воздействие музыки на душу объясняли прямым божественным влиянием.
…Символический образ мировой арфы (лиры) встречается у Вяч. Иванова: "Для лирики одно событие – аккорд мгновения, пронесшийся по струнам мировой лиры" (Иванов Вяч. По звездам. СПб., 1909. С. 350).
     Мотив скрипок неоднозначен. Если арфа у Блока связана с гармоническим, упорядоченным образом мира (в мифологии арфа (лира) – атрибут Аполлона), то скрипка скорее соответствует дионисийскому началу в жизни и искусстве. Кроме того, звучание скрипки в стихах Блока связано с дисгармонией, диссонансом в мировом оркестре. Такой мотив традиционен для Блока. См., например: "Скрипка стонет под  горой" (т. 1. наст. изд.); "И звучит эта адская музыка, // Завывает унылый смычок ... " ("Балаганчик", т. 2 наст. изд.); "Дальних скрипок вопль туманный ... " (Из хрустального тумана"). [т. 3 наст. изд. ]
     ...Для Блока мотив скрипок связан также с темой роковой "земной страсти"  ("Где отдается в длинных залах ... ").
     Скрипка, как и гитара, связана и с цыганской, и с аналогичной ей у Блока испанской темой – одной из основных в разделе. "Раздирающий аккомпанемент скрипок" и напевы, "подобные цыганским песням", характеризуют период антитезы в статье "О современном состоянии русского символизма" (1910).
     »

Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:

     «
     Миры, которые были пронизаны его золотым светом, теряют пурпурный оттенок; как сквозь прорванную плотину, врывается сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов – у Врубеля) при раздирающем аккомпанементе скрипок и напевов, подобных цыганским песням.
     ...Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то,  то я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
    Это – венец антитезы. И долго длится легкий, крылатый восторг перед своим созданием. Скрипки хвалят его на своем языке.
     ...В данный момент положение событий таково: мятеж лиловых миров стихает. Скрипки, хвалившие призрак, обнаруживают наконец свою истинную природу: они умеют, разве, громко рыдать, рыдать помимо воли пославшего их; но громкий, торжественный визг их, превращаясь сначала в рыдание (это в полях тоскует мировая душа), почти вовсе стихает. Лишь где-то за горизонтом слышны теперь заглушённые тоскливые ноты. Лиловый сумрак рассеивается; открывается пустая равнина – душа, опустошенная пиром. Пустая, далекая равнина, а над нею – последнее предостережение – хвостатая звезда. И в разреженном воздухе горький запах миндаля…
     Реальность, описанная мною, – единственная, которая для меня дает смысл жизни, миру и искусству.
     »

   Противопоставление арфы  и скрипки зримо олицетворяют и музыканты, играющие на этих инструментах:  представьте их – аристократическая фигурка чопорной арфистки с прямой спиной, перебирающая струны на сцене, и цыган-скрипач, выдающий  залихватски-виртуозные пассажи, бродя меж ресторанных столиков…
 

 


Рецензии